Иноформационная безопасность

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 23:45, реферат

Описание работы

Примечательная особенность нынешнего периода - переход от индустриального общества к информационному, в котором информация становится более важным ресурсом, чем материальные или энергические ресурсы. Ресурсами, как известно, называют элементы экономического потенциала, которыми располагает общество, и которое при необходимости могут быть использованы для достижения конкретной цели хозяйственной деятельности.

Содержание

Введение 3
1. Концепция информационной безопасности 5
1.1 Основные концептуальные положения системы защиты информации. 5
1.2. Концептуальная модель информационной безопасности. 9
1.3. Угрозы конфиденциальной информации 10
1.4. Действия, приводящие к неправомерному овладению конфиденциальной информацией. 12
2. Способы защиты информации 14
2.1. Общие положения 15
2.2. Характеристика защитных действий 19
Заключение 21
Список литературы 22

Работа содержит 1 файл

эк. безопасность.docx

— 61.42 Кб (Скачать)

Содержание

Введение 3

1. Концепция информационной  безопасности 5

1.1 Основные концептуальные  положения системы  защиты информации. 5

1.2. Концептуальная модель  информационной безопасности. 9

1.3. Угрозы конфиденциальной  информации 10

1.4. Действия, приводящие  к неправомерному  овладению конфиденциальной  информацией. 12

2. Способы защиты  информации 14

2.1. Общие положения 15

2.2. Характеристика защитных  действий 19

Заключение 21

Список  литературы 22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

   Примечательная  особенность нынешнего периода - переход от индустриального общества к информационному, в котором информация становится более важным ресурсом, чем материальные или энергические ресурсы. Ресурсами, как известно, называют элементы экономического потенциала, которыми располагает общество, и которое при необходимости могут быть использованы для достижения конкретной цели хозяйственной деятельности. Давно стали привычными и общеупотребительными такие категории, как материальные, финансовые, трудовые, природные ресурсы, которые вовлекаются в хозяйственный оборот, и их назначение понятно каждому. Но вот появилось понятие "информационные ресурсы", и хотя оно узаконено, но осознано пока еще недостаточно. Информационные ресурсы - отдельные документы и отдельные массивы, документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах). Информационные ресурсы являются собственностью, находятся в ведении соответствующих органов и организаций, подлежат учету и защите, так как информацию можно использовать не только для товаров и услуг, но и превратить ее в наличность, продав кому-нибудь, или, что еще хуже, уничтожить. Собственная информация для производителя представляет значительную ценность, так как нередко получение (создание) такой информации - весьма трудоемкий и дорогостоящий процесс. Очевидно, что ценность информации (реальная или потенциальная) определяется в первую очередь приносимыми доходами.

   Особое  место отводится информационным ресурсам в условиях рыночной экономики.

   Важнейшим фактором рыночной экономики выступает  конкуренция. Побеждает тот, кто  лучше, качественнее, дешевле и оперативнее производит и продает. В сущности, это универсальное правило рынка. И в этих условиях основным выступает правило: кто владеет информацией, тот владеет миром.

   В конкурентной борьбе широко распространены разнообразные  действия, направленные на получение  конфиденциальной информации самыми различными способами, вплоть до прямого промышленного  шпионажа с использованием современных  технических средств разведки. Установлено, что 47% охраняемых сведений добывается с помощью технических средств промышленного шпионажа.

   В этих условиях защите информации от неправомерного овладения ею отводится весьма значительное место. При этом "целями защиты информации являются: предотвращение разглашения, утечки и несанкционированного доступа  к охраняемым сведениям; предотвращение противоправных действий по уничтожению, модификации, искажению, копированию, блокированию информации; предотвращение других форм незаконного вмешательства  в информационные ресурсы и информационные системы; обеспечение правового  режима документированной информации как объекта собственности; защита конституционных прав граждан на сохранение личной тайны и конфиденциальности персональных данных, имеющихся в информационных системах; сохранение государственной тайны, конфиденциальности документированной информации в соответствие с законодательством; обеспечение прав субъектов в информационных процессах и при разработке, производстве и применении информационных систем, технологии и средств их обеспечения".

   Как видно  из этого определения целей защиты, информационная безопасность - довольно емкая и многогранная проблема, охватывающая не только определение необходимости  защиты информации, но и то, как ее защищать, от чего защищать, когда защищать, чем защищать и какой должна быть эта защита.

   Основное  внимание уделяется защите конфиденциальной информации, с которой большей  частью встречаются предприниматели  негосударственного сектора экономики.

   Люди  осознают и отдают себе отчет в  сложности проблемы защиты информации вообще, и с помощью технических  средств в частности.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   1. Концепция информационной безопасности

   Информационная  безопасность - это состояние защищенности информации среды общества, обеспечивающее ее формирование, использование и  развитие в интересах граждан, организаций, государств.1

   Понятие "информация" сегодня употребляется  весьма широко и разносторонне. Трудно найти такую область знаний, где  бы оно ни использовалось. Огромные информационные потоки буквально захлестывают людей. Объем научных знаний, например, по оценке специалистов, удваивается, каждые пять лет. Такое положение приводит к заключению, что XXI век будет веком торжества теории и практики информации - информационным веком.

   Правомерно  задать вопрос: что же такое информация? В литературе дается такое определение: информация - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах  независимо от формы их представления. Известно, что информация может иметь  различную форму, включая данные, заложенные в компьютерах, письма или  памятные записки, досье, формулы, чертежи, диаграммы, модели продукции и прототипы, диссертации, судебные документы и  др.

   Как и  всякий продукт, информация имеет потребителей, нуждающихся в ней, и потому обладает определенными потребительскими качествами, а также имеет и своих обладателей или производителей. С точки зрения потребителя качество используемой информации позволяет получать дополнительный экономический или моральный эффект. С точки зрения обладателя - сохранение в тайне коммерчески важной информации позволяет успешно конкурировать на рынке производства, и сбыта товаров и услуг. Это, естественно, требует определенных действий, направленных на защиту конфиденциальной информации.

   Понимая под безопасностью состояние  защищенности жизненно важных интересов  личности, предприятия, государства от внутренних и внешних угроз, можно выделить и компоненты безопасности - такие, как персонал, материальные и финансовые средства и информацию. 

   1.1 Основные концептуальные положения  системы защиты информации.

   Анализ  состояния дел в сфере защиты информации показывает, что уже сложилась  вполне сформировавшаяся концепция  и структура защиты, основу которой  составляют:

  • весьма развитый арсенал технических средств защиты информации, производимых на промышленной основе;
  • значительное число фирм, специализирующихся на решении вопросов защиты информации;
  • достаточно четко очерченная система взглядов на эту проблему;
  • наличие значительного практического опыта и др.

   И, тем  не менее, как свидетельствует отечественная  и зарубежная печать, злоумышленные  действия над информацией не только не уменьшаются, но и имеют достаточно устойчивую тенденцию к росту. Опыт показывает, что для борьбы с этой тенденцией необходима стройная и целенаправленная организация процесса защиты информационных ресурсов. Причем в этом должны активно участвовать профессиональные специалисты, администрация, сотрудники и пользователи, что и определяет повышенную значимость организационной стороны вопроса.

   Опыт  также показывает, что:

  • обеспечение безопасности информации не может быть одноразовым актом. Это непрерывный процесс, заключающийся в обосновании и реализации наиболее рациональных методов, способов и путей совершенствования и развития системы защиты, непрерывном контроле ее состояния, выявлении ее узких и слабых мест и противоправных действий;
  • безопасность информации может быть обеспечена лишь при комплексном использовании всего арсенала имеющихся средств защиты во всех структурных элементах производственной системы и на всех этапах технологического цикла обработки информации. Наибольший эффект достигается тогда, когда все используемые средства, методы и меры объединяются в единый целостный механизм - систему защиты информации (СЗИ). При этом функционирование системы должно контролироваться, обновляться и дополняться в зависимости от изменения внешних и внутренних условий;
  • никакая СЗИ не может обеспечить требуемого уровня безопасности информации без надлежащей подготовки пользователей и соблюдения ими всех установленных правил, направленных на ее защиту.

   С учетом накопленного опыта можно определить систему защиты информации как организованную совокупность специальных органов, средств, методов и мероприятий, обеспечивающих защиту информации от внутренних и внешних угроз.

   С позиций  системного подхода к защите информации предъявляются определенные требования. Защита информации должна быть:

  • непрерывной. Это требование проистекает из того, что злоумышленники только и ищут возможность, как бы обойти защиту интересующей их информации;
  • плановой. Планирование осуществляется путем разработки каждой службой детальных планов защиты информации в сфере ее компетенции с учетом общей цели предприятия (организации);
  • целенаправленной. Защищается то, что должно защищаться в интересах конкретной цели, а не все подряд;
  • конкретной. Защите подлежат конкретные данные, объективно подлежащие охране, утрата которых может причинить организации определенный ущерб;
  • активной. Защищать информацию необходимо с достаточной степенью настойчивости;
  • надежной. Методы и формы защиты должны надежно перекрывать возможные пути неправомерного доступа к охраняемым секретам, независимо от формы их представления, языка выражения и вида физического носителя, на котором они закреплены;
  • универсальной. Считается, что в зависимости от вида канала утечки или способа несанкционированного доступа его необходимо перекрывать, где бы он ни проявился, разумными и достаточными средствами, независимо от характера, формы и вида информации;
  • комплексной. Для защиты информации во всем многообразии структурных элементов должны применяться все виды и формы защиты в полном объеме. Недопустимо применять лишь отдельные формы или технические средства.

   Комплексный характер защиты проистекает из того, что защита - это специфическое  явление, представляющее собой сложную  систему неразрывно взаимосвязанных  и взаимозависимых процессов, каждый из которых в свою очередь имеет  множество различных взаимообусловливающих друг друга сторон, свойств, тенденций.

   Зарубежный  и отечественный опыт показывает, что для обеспечения выполнения столь многогранных требований безопасности система защиты информации должна удовлетворять  определенным условиям:

  • охватывать весь технологический комплекс информационной деятельности;
  • быть разнообразной по используемым средствам, многоуровневой с иерархической последовательностью доступа;
  • быть открытой для изменения и дополнения мер обеспечения безопасности информации;
  • быть нестандартной, разнообразной. При выборе средств защиты нельзя рассчитывать на неосведомленность злоумышленников относительно ее возможностей;
  • быть простой для технического обслуживания и удобной для эксплуатации пользователями;
  • быть надежной. Любые поломки технических средств являются причиной появления неконтролируемых каналов утечки информации;
  • быть комплексной, обладать целостностью, означающей, что ни одна ее часть не может быть изъята без ущерба для всей системы. К системе безопасности информации предъявляются также определенные требования:
  • четкость определения полномочии и прав пользователей на доступ к определенным видам информации;
  • предоставление пользователю минимальных полномочий, необходимых ему для выполнения порученной работы;
  • сведение к минимуму числа общих для нескольких пользователей средств защиты;
  • учет случаев и попыток несанкционированного доступа к конфиденциальной информации;
  • обеспечение оценки степени конфиденциальной информации;
  • обеспечение контроля целостности средств защиты и немедленное реагирование на их выход из строя. Система защиты информации как любая система должна иметь определенные виды собственного обеспечения, опираясь на которые она будет выполнять свою целевую функцию. С учетом этого СЗИ может иметь:
    • правовое обеспечение. Сюда входят нормативные документы, положения, инструкции, руководства, требования которых являются обязательными в рамках сферы их действий;
    • организационное обеспечение. Имеется в виду, что реализация защиты информации осуществляется определенными структурными единицами - такими, как служба защиты документов; служба режима, допуска, охраны; служба защиты информации техническими средствами; информационно-аналитическая деятельность и др.;

Информация о работе Иноформационная безопасность