Инновационный менеджмент: особенности инновационных процессов в мировой экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 23:07, реферат

Описание работы

Кардинальные перемены в науке, технике и технологиях на рубеже
ХХ-XXI вв. обусловили изменения в производственных отношениях экономически развитых стран, вызвали к жизни новые способы организации деятельности экономических систем.

Работа содержит 1 файл

томчик иван экономика.doc

— 92.50 Кб (Скачать)

Ряд отраслей экономики  поддерживает инновационную активность на достаточно высоком уровне, обеспечивая конкурентоспособность на мировом уровне. К ним относятся химическая и нефтехимическая промышленность, авиационная и аэрокосмическая отрасли, отдельные отрасли оборонного комплекса, приборостроение и судостроение, деревообрабатывающая промышленность. Вместе с медицинской и микробиологической промышленностью, черной металлургией, машиностроением и металлообработкой эти отрасли определяют общую картину инновационных процессов в стране. Обобщающим показателем результатов деятельности инновационной активных предприятий служит доля объема инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции (табл. 2).

Таблица 2.

Доля объема инновационной продукции в общем  объеме продукции 

российских отраслей хозяйства

Отрасли народного хозяйства

Удельный вес инновационной продукции

Цветная и черная металлургия, лесной комплекс, легкая промышленность

от 26,6% до 38,5%

Химическая, нефтехимическая  промышленность, машиностроение

21,3%

По всей массе промышленных изделий

2,2%


 

Общий характер экономического развития любой страны определяется структурой источников этого развития. Если в ней преобладают факторы производства и инвестиции, то, как правило, обеспечивается простое воспроизводство, но не повышение конкурентоспособности ведущих отраслей. Если преобладает развитие на основе инвестиционной деятельности в области базовых наукоемких отраслей, а факторы производства и инвестиции являются лишь ее средствами, то этот тип экономического развития обеспечивает конкурентоспособность и эффективность экономики. Современная Россия, как известно, использует преимущественно доход от экспорта природных ресурсов, инвестиций недостаточно даже для простого воспроизводства, а политика длительной ориентации на международные кредиты, лишь осложнила эту ситуацию.

Выход из создавшейся  ситуации для России возможен лишь на пути развития инновационного предпринимательства. Инновационное предпринимательство мы определяем как экономический процесс, приводящий к созданию лучших по своим свойствам товаров (продукции, услуг) и технологий путем практического использования новшеств. В России действуют три модели инновационного предпринимательства:

  1. Внутрифирменное инновационное предпринимательство: инновация создается или осваивается специализированными подразделениями предприятия на базе проектного управления нововведением.
  2. Инновационное предпринимательство на основе внешней организации: заказ на создание и/или освоение инновации размещается между сторонними организациями при помощи контрактов.
  3. Инновационное предпринимательство на основе внешних венчуров: для реализации инновационного проекта учреждаются дочерние венчурные фирмы, привлекающие дополнительные сторонние средства.

Наиболее распространенной является вторая модель. Первая модель используется сравнительно редко вследствие недостаточного потенциала заводской науки. Реализация третьей модели затруднена в результате того, что реальный инновационный механизм российского предпринимательства находится в стадии формирования.

Эффективность инновационного предпринимательства определяется многими факторами. К основным факторам относятся:

  1. Экономико-технологические факторы: наличие средств для финансирования инновационных проектов, достаточная материально-техническая база, необходимая научно-техническая и хозяйственная инфраструктура.
  2. Организационно-управленческие факторы: ориентация на задачи стратегического менеджмента, гибкость оргструктуры предприятия, демократический стиль управления, преобладание горизонтальных потоков информации, формирование целевых проблемных групп.
  3. Политико-правовые факторы: государственная поддержка инновационного предпринимательства; законодательные меры, поощряющие инновационную активность.
  4. Социокультурные и психологические факторы: наличие ценностей самореализации в мотивации работников, высокое качество человеческого капитала предприятия, готовность к переменам и рискам, благоприятный социально-психологический климат в коллективе [2, с. 22-24].

Соединение этих факторов на уровне региона может способствовать формированию региональной инновационной системы. С 2003 г. такая система в рамках пилотного проекта создается в Нижегородской области. Для этого правительством области принят Закон "О государственной поддержке инновационной деятельности в Нижегородской области". Сформированы механизмы его реализации: а) "Положение о порядке предоставления государственной поддержки субъектов инновационной деятельности"; б) программа "Инновации и высокие технологии в Нижегородской области на период 2003-2005 гг."

Таким образом, стратегическим направлением в деятельности правительства области стало создание "территории инновационного развития".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Дойль П. Маркетинг-менеджмент и стратегии [Текст]/ П. Дойль. - СПб.: Питер, 2002. – 544 с.
  2. Синева Н.Л. Инновационный менеджмент: Учебное пособие [Текст] / Н.Л Синева. -  Н.Новгород: ВГИПУ, 2010. – 240 с.
  3. Центр исследований и статистики науки [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http:/csrs.ru/statis/

Информация о работе Инновационный менеджмент: особенности инновационных процессов в мировой экономике