Автор: Эльвира Канцерова, 28 Августа 2010 в 00:27, статья
Развитие современных знаний является в настоящих условиях одним из основных рычагов ускорения экономического и социального развития страны в посткризисный период.
Канцерова Э.М.
М.н.с.
Института экономики
КН МОН РК, г.Алматы
ИННОВАЦИОННЫЕ
МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
СФЕРЫ КАЗАХСТАНА
В ПОСТКРИЗИСНЫЙ
ПЕРИОД
Развитие современных знаний является в настоящих условиях одним из основных рычагов ускорения экономического и социального развития страны в посткризисный период.
В
основе современного экономического роста
лежит научно-технический
Задача экономического роста Казахстана требует определенного пересмотра роли научных достижений в так называемом пятом укладе развития экономики, ориентированном на установление взаимосвязей между экономикой и сферой научных исследований и разработок, на организацию процесса превращения научных идей в технологические разработки и определение стратегии деятельности промышленных компаний по освоению новых технологий и новых видов продукции, а также роли государственных и частных инвестиций для обеспечения технологического развития национальных производителей. Экономический рост напрямую зависит от научно-технических исследований в перспективных направлениях фундаментальных исследований и новых технологий, определяющих крупные структурные сдвиги в традиционных отраслях промышленности.
Значительный рост ВВП, можно получить при наличии набора факторов – инфраструктура, квалифицированный менеджмент, эффективные финансовые инструменты, совершенная и эффективная законодательная база. В связи с этим назрела необходимость создания таких условий при государственном вузе.
Особое внимание необходимо уделять процессу перехода к экономике знаний, в частности, управлению ими; созданию условий для наилучшего обмена знаниями; взаимодействию творческих коллективов, совместно работающих над инновационными проектами; разработке средств, обеспечивающих успешное выполнение подобных проектов.
Экономическая политика играет ключевую роль в развитии инновационного процесса, а инновации и распространение знаний требуют прочной научной базы и системы научно-исследовательских кластеров, в которых разрабатываются новые идеи, новые формы сотрудничества научного и производственного сектора.
Важным моментом является изучение роли инвестиций в научные исследования, связь между расходами на НИОКР и ростом прибыли у крупнейших корпораций, особенность венчурного финансирования фундаментальных исследований и разработок. Важно изучение государственных научно-технических приоритетов США, Европы, Азии в области фундаментальных и прикладных исследований, имеющих наибольшую важность в обеспечении безопасности страны, приоритетного развития и конкурентоспособности государства в целом, методы их разработки, стратегического планирования, прогнозирования и распределения ресурсов.
Создание эффективных механизмов коммерциализации знаний позволяет ускоренными темпами решать такие серьезные задачи, как поддержание темпов роста экономики и ее конкурентоспособности на мировых рынках, увеличение занятости населения, сохранение окружающей среды, качество здравоохранения и другие стратегические задачи.
Инновационную систему можно определить как сеть агентов (участников) из сфер науки, бизнеса и политики, которые взаимодействуют между собой с целью разработки, обмена и применения новых технологий, новых знаний для обеспечения устойчивого развития. Все эти условия можно обеспечить с помощью развития необходимой научной инфраструктуры при вузах страны. [1]
Таким образом, вузы должны активно принимать участие в реализации инновационных проектов в научно-технической сфере. В связи с этим назрела необходимость в создании системы непрерывного инновационного цикла от фундаментальных, поисковых и прикладных исследований до реализации наукоемкой продукции и технологии в промышленности, широком применении результатов инновационной деятельности, инновационных проектов в научно-технической сфере для подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов к работе в условиях инновационной экономики. Инновационные проекты должны поддерживаться внебюджетными источниками финансирования, так как нельзя только за счет бюджета финансировать инновационные проекты. Необходимо создавать и совершенствовать инновационные инфраструктуры в вузах и конкретно в регионах. Инновации должны работать на потребителя.
Для реализации научного потенциала вузов, консолидации бюджетных ассигнований, привлечения внебюджетного финансирования научных исследований, коммерциализации вузовских научных разработок необходимо, в частности, формирование инфраструктуры, университетских технопарков, университетских учебных научно-инновационных комплексов, других инновационных структур. Создание фондов содействия развития инновационной деятельности – эндаументов.
Роль вузовской науки как решающего фактора восстановления и развития экономики и промышленности страны требует установления сети стратегических партнеров вуза в профильных отраслях и в регионе, с которыми вуз может иметь долгосрочные комплексные программы взаимовыгодного сотрудничества.
Под стратегическим партнерством вуза и предприятия (организации) в данном случае понимаются двухсторонние отношения, содержащие следующие характерные элементы:
- долгосрочная программа (план) подготовки специалистов для предприятия, структурированная по направлениям и специальностям с учетом перспектив развития отрасли и предприятия;
-
организация базовых кафедр и/
- целевая составляющая подготовки студентов, реализуемая сотрудниками вуза и предприятия;
-
проведение совместных научно-
-
создание в вузе новых и/или
переоснащение имеющихся
-
целевая подготовка для
-
организационное, материально-
-
наличие коллегиальных
Данный перечень признаков стратегического партнерства не является исчерпывающим и тем более «жестким». В каждом конкретном случае он должен формироваться исходя из двусторонних интересов, образуя в итоге комплексную программу взаимодействия диполя «вуз – предприятие», которая может изменяться и корректироваться по мере изменения внешних условий, например, при реструктуризации предприятия или отрасли.
У многопрофильных вузов, ведущих подготовку специалистов для нескольких отраслей промышленности и расположенных в крупных промышленных центрах, выбор стратегических партнеров должен базироваться на основных (приоритетных для вуза) научно-образовательных направлениях. Справедливость этого тезиса становится очевидной, если признать, что основной продукцией вуза являются подготовленные специалисты, а качество подготовки непосредственно определяется уровнем проводимых на кафедрах и факультетах научных исследований, соответствующих по профилю специальностям и специализациям выпускников. Более того, участие преподавателей в научных исследованиях по профилю подготовки специалистов следует считать необходимым (но не достаточным) условием обеспечения качества учебного процесса и предоставляемых вузом образовательных услуг. Система стратегических партнеров дает возможность восстановить утраченные обратные связи вузов с работодателями их выпускников, без которых невозможно дальнейшее развитие образования.
Задача формирования и восстановления сети стратегических партнеров вуза в сильной степени связана с созданием и развитием на базе вузов единых учебно-научно-инновационных комплексов (УНИК).
Для обеспечения функционирования и устойчивого развития УНИК как единого комплекса вуза, органично сочетающего образовательную, научную и инновационную деятельности, в структуре управления вуза и инфраструктуре, поддерживающей указанные виды деятельности, должны быть введены новые функциональные подразделения или изменены функции существующих. Изменения должны коснуться и коллегиальных органов, координирующих перечисленные виды деятельности как внутри вуза, так и во внешней сфере.
Для обеспечения
-
содействие поиску
-
разработка комплексных
-
нормативно-правовое и
-
информационно-аналитическая
Придавая большое значение качеству целевой подготовки специалистов для предприятий-партнеров, в вузах необходимо внедрить новую технологию обучения через участие студентов в исследовательских проектах, формируемых предприятием - заказчиком специалистов. Для координации и организации работ в этом направлении может быть создано студенческое учебно-проектное бюро. Основная идея деятельности бюро – выделение заинтересованными предприятиями вузу средств и материально-технических ресурсов для привлечения к научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам (проектам) «целевых» студентов. Это может быть как отдельный договор с техническим заданием, ориентированным на определенную группу студентов, так и включенный в общий договор на НИОКР, выполняемый сотрудниками вуза, в техническом задании которого содержится раздел, ориентированный на студентов. В обоих случаях проекты выполняются студентами под руководством преподавателей вуза и, возможно, сотрудников предприятия в лабораториях вуза и предприятия. До начала проекта или в процессе его выполнения студентам читаются специальные курсы, как правило, в интенсивной форме, без освоения которых качественное выполнение проектного задания практически невозможно. Поскольку за своевременное и качественное выполнение проекта студент получает конкретную заработную плату, у него есть стимул к изучению специальных предметов, входящих наряду с технологическими практиками на предприятии в целевую составляющую подготовки. У такого студента формируется мотивация к получению знаний и убежденность в востребованности этих знаний на практике. Преимущества данной образовательной технологии очевидны: это и развитие навыков самостоятельной научно-исследовательской и проектной деятельности, и предварительное знакомство с будущим местом работы и коллективом, и ранняя технологическая ориентация будущего специалиста под конкретное предприятие, и возможность оценить способности будущего специалиста при защите и сдаче результатов работы заказчику.
Студенческое учебно-проектное бюро должно быть организационно построено по принципу «открытых» структур и состоять из группы управления, технической группы и так называемых проектных групп, формируемых под конкретные проекты на кафедрах. При бюро предусматривается координационный орган – экспертный совет. Основная задача группы управления – это содействие заключению договоров с предприятиями, являющимися заказчиками «целевых» выпускников, привлечение кафедр к новой образовательной технологии, обеспечение документооборота внутри и вне вуза, нормативно-правовое и методическое сопровождение деятельности бюро, стыковка и согласование стандартных учебных планов с целевой составляющей подготовки, включая саму работу в рамках проекта. Техническая группа занимается ресурсным и материально-техническим обеспечением деятельности бюро, созданием и функционированием центров коллективного пользования для студентов, входящих в проектные группы [2].