Инновационные кластеры РФ. Существуют ли они?

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 22:46, реферат

Описание работы

Становится общепризнанным фактом, что в условиях глобализации для любой страны важным условием устойчивости и экономической независимости является ее внутренняя организация, включая способность быстро и четко реагировать на изменения внутренней и внешней конъюнктуры как отдельных регионов, так и страны в целом, осуществлять быструю адаптацию за счет средств инновационной политики.

Работа содержит 1 файл

Эссе6.docx

— 39.64 Кб (Скачать)

   В регионах на условиях софинансирования из федерального бюджета будут создаваться центры кластерного развития — они станут координировать деятельность участников кластера и предоставлять информационно-консультационные услуги, будут посредником между предпринимателями и властью. Сумма субсидии конкретному региону будет зависеть от уровня его бюджетной обеспеченности. Пока на эти цели закладывается около 3 млрд. руб. Поддержка будет наращиваться через институты развития — ВЭБ, “Роснано” и Российскую венчурную компанию.

   Многие российские предприятия автомобильной промышленности внедряют системы менеджмента качества, ищут пути к наращиванию своих конкурентных преимуществ, постепенно создавая условия для формирования кластеров. Сегодня в Поволжье созданы реальные предпосылки для формирования ряда кластеров. Прорабатываются механизмы финансирования кластера, включая организацию крупного внебюджетного фонда, заключены соглашения с Министерством образования и науки РФ и Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.

   Хорошо развивается автомобильный кластер в Калужской области, в Ярославской области уже утверждена концепция кластерной политики, где работают не только машиностроительные кластеры, но и кластеры IT-, нано- и биотехнологий. Автомобильный кластер в Калуге начал формироваться с 2006 г., когда в область решила прийти Volkswagen (VW). В кластер входят три автопроизводителя (VW, Peugeot и Mitsubishi), сейчас правительство региона собирается развивать еще два кластера — биотехнологий и фармацевтики, а также ядерной медицины.

   Федеральные гранты будут востребованы предпринимателями, они помогут небольшим инновационным предприятиям, которые могут генерировать новые идеи. Чтобы IT-кластер стал мотором инновационной экономики, государство не должно ухудшать налоговый режим, необходимо стимулировать бизнес, поддерживать высокотехнологичный экспорт, инвестировать в профессиональное образование.

   Вместе с тем, в России существуют серьезные ограничения кластерной политики, так как в результате советской политики размещения производительных сил в стране не сформировалось практически ни одного конкурентоспособного кластера. Примерно четверть всех субъектов Российской Федерации имеет монопрофильную экономику, где основным донором бюджетов являются крупные корпорации.

   К иным сдерживающим факторам при реализации кластерной политики в России следует отнести:

  • недостаточную развитость малого бизнеса, относительно неразвитые инфраструктурные и организационные условия;
  • слабый уровень доверия между основными субъектами экономической деятельности, достигающий своего минимума во взаимоотношениях бизнеса и власти;
  • рассмотрение факторных условий (в основном доступа к дешевым ресурсам) в качестве основного детерминанта успешности развития кластеров;
  • отсутствие культуры информационной открытости, что вызывает недоверие потенциальных участников кластера и формирование недобросовестной конкуренции;
  • низкую культуру производства, отсутствие опыта управления на основе аутсорсинга;
  • низкое качество бизнес-климата;
  • низкий уровень развития ассоциативных структур (торговых палат, промышленных ассоциаций), которые не справляются с задачей выработки и продвижения приоритетов и интересов регионального бизнеса;
  • краткосрочный горизонт планирования — реальные выгоды от развития кластера появляются только через 5-7 лет.

   Любая централизованно объявленная кампания в России может вызывать опасения, поскольку часто создает излишнее рвение «на местах», приводящее к результатам, далеким от ожидаемых. Поэтому очень важно иметь в виду, что сетевой принцип организации не может быть насаждаемым насильно, что кластерные инициативы – это не самоцель, а инструмент, позволяющий соединять комплементарные ресурсы и компетенции организаций и территорий.

   Речь должна идти, прежде всего, о создании благоприятной институциональной среды. Приоритетной задачей должно быть формирование информационной инфраструктуры социотехнического характера, обеспечение прозрачности в нормах права и в принятии законов (в этом смысле существенную роль может сыграть информационная инфраструктура с использованием Интернет-технологий), а также устранение серьезных недостатков судебной системы.

   С помощью системы кластеров можно добиться гибкости при больших масштабах, при этом, как показывает мировой опыт, развитие кластеров и вертикально интегрированных компаний может дополнять друг друга. Следовательно, формирование системы кластеров следует рассматривать не как способ активизации малого и среднего бизнеса, а как важнейший элемент общей экономической политики государства, позволяющий консолидировать сильные стороны крупного, среднего и малого бизнеса, научных учреждений и некоммерческих организаций.

   При относительно развитом научном потенциале Россия недопустимо отстает по удельному весу интеллектуальной собственности в общественном богатстве и ВВП, позициям на мировом рынке наукоемкой, высокотехнологичной и научно-технической продукции, доле нововведений в приросте ВВП. Причиной этого являются, прежде всего, институциональные факторы: низкий спрос на нововведения со стороны бизнеса, обусловленный слабостью конкуренции и высокой рентабельностью при малом риске спекулятивных и теневых операций; слабое развитие малого инновационного бизнеса и инновационной инфраструктуры. Среди макроэкономических причин торможения инновационного развития России можно отметить преимущественно фискальный, а не стимулирующий характер налогообложения; недостатки системы патентования, кредитования и страхования технологических и коммерческих рисков.  

   Кластеризация позволяет решить многие из этих проблем, однако она приводит к удлинению технологических цепочек, числа переделов и трансакций, что требует реформирования налогообложения, патентования, оценки, учета и защиты интеллектуальной собственности, а также государственной промышленной политики.        

   Кластеризация базируется на свободном обмене фундаментальной научной информацией, включая общедоступные базы данных и систему передачи результатов бюджетных отечественному бизнесу, с комплексным патентованием не только продукции и технологий, но и методов организации производства, труда и управления. Однако для реализации потенциала кластеризации также существуют необходимые условия, прежде всего, информационного и институционального порядка. Необходима организация системы оценки и учета нематериальных активов, в т.ч. промышленных образцов, полезных моделей, товарных знаков и ноу-хау, а также неосязаемых активов (гудвилла). Требуются усилия по разработке в каждом регионе селективной инновационно-инвестиционной стратегии, по выявлению приоритетов развития, критериев и процедуры отбора инвестиционных проектов. При формировании подобных условий инновационное развитие страны и ее регионов получит новый импульс.  
 
 
 

Список  использованной литературы:

  1. Н.В. Брекетов «Перспективы развития межрегиональных инновационных систем и формирование инновационных кластеров российской экономики.». – 2011, http://www.viperson.ru, 20.04.2011г.
  2. С.Ф. Пятинкин, Т.П. Быкова. Развитие кластеров : сущность, актуальные подходы, зарубежный опыт. – Минск: Тесей, 2008.
  3. Бирюков А.В. «Преимущества современных инновационных кластеров». Транспортное дело России. – 2009. №1, http://www.morvesti.ru, 20.04.2011г.
  4. Шерешева М.Ю. «Проблемы создания инновационных кластеров в регионах России». Альманах «Наука. Инновации. Образование». «Кластеризация предприятий: состояние и перспективы». – 2008. №7, http://www.riep.ru, 22.04.2011г.
  5. Письменная Е., Товкайло М. «Марш в кластер» Ведомости. – 2010. №38(2556), http://www.openbudget.ru, 22.04.2011г.

Информация о работе Инновационные кластеры РФ. Существуют ли они?