Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 18:50, статья
Сегодня ни у кого не вызывает сомнения то, что в XXI веке ключевым условием ускоренного прогресса социально-экономического развития является эффективная инновационная политика, направленная на внедрение высоких, «прорывных» технологий, новых форм организации труда и управления, передовых изобретений и достижений научно-технического прогресса.
Инновация (нововведение) в широком смысле слова означает успешное внедрение в производство и использование новшеств, обеспечивающих стратегический выигрыш в экономической и социальной сферах. Как показывает мировой опыт, динамичное социально-экономическое развитие многих стран мира основано на инновациях, имеющих стратегически важный характер.
Сегодня Казахстан столкнулся перед необходимостью принять глобальный инновационный вызов.
Сегодня ни у кого не вызывает сомнения то, что в XXI веке ключевым условием ускоренного прогресса социально-экономического развития является эффективная инновационная политика, направленная на внедрение высоких, «прорывных» технологий, новых форм организации труда и управления, передовых изобретений и достижений научно-технического прогресса.
Инновация (нововведение) в широком смысле слова означает успешное внедрение в производство и использование новшеств, обеспечивающих стратегический выигрыш в экономической и социальной сферах. Как показывает мировой опыт, динамичное социально-экономическое развитие многих стран мира основано на инновациях, имеющих стратегически важный характер.
Сегодня Казахстан столкнулся перед необходимостью принять глобальный инновационный вызов.
Мировой финансово-экономический кризис заставляет в корне пересматривать принципы и подходы к организации деятельности и взаимодействия всех субъектов и государства, в целом.
Как отметил Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев «нынешний глобальный кризис - это вовсе не какое-то стихийное бедствие и не результат случайного стечения обстоятельств, а закономерное внешнее следствие какого-то глубинного внутреннего дефекта». При этом он прямо называет корень зла - «старые инструменты мышления», к которым он относит «понятия, категории, теории, схемы, концепты …», а значит и само мышление человека. Предупреждает: «если мы в самое ближайшее время не проведем радикальное обновление базовой экономической парадигмы, то у мира будет мало шансов выжить» [1].
Переход экономики Казахстана на инновационный путь развития, стимулирование развития науки и техники, формирование институциональных условий, построение взаимодействия в инновационной сфере приобретают все большее значение. В экономической литературе инновации интерпретируют как ключевой фактор, который стимулирует экономический рост. Их положительное влияние на экономический рост было подтверждено как теоретически, так и эмпирически.
Согласно Государственной
программе индустриально-
Очевидно, что сегодня Казахстан пытается выстроить новую инновационную политику, нацеленную на активизацию и стимулирование инновационных процессов и национального научно-технического потенциала, внедрение новых технологических укладов, освоение новых переделов в обрабатывающей промышленности, преодоление разрыва между наукой и производством, а также на обеспечение реального трансферта передовой иностранной технологии и внедрение международных стандартов.
В связи с этим большую актуальность приобретает изучение наиболее успешного зарубежного опыта проведения эффективной инновационной политики.
Очевидно, что сформулировать
научно-техническую политику, отвечающую
главным целям социально-
США первыми сформулировали
и стали проводить
По опросам международных
экспертов, в том числе
Только США, Германия и
некоторые другие наиболее технологически
развитые страны - члены ОЭСР выступают
как нетто-экспортеры инноваций, включая
передачу субъектам хозяйствования
других стран патентов, лицензий, ноу-хау,
разнообразных результатов
Специфическая особенность
инновационной политики США состоит
в ее тесной ориентации на саморазвитие
хозяйствующих субъектов на основе
принципа самовыживания в жесткой
конкурентной борьбе. Эти принципы
рациональной национальной политики в
условиях рыночной экономики используются
и в других странах мира, но только
в США они приобрели
Кроме военно-оборонной сферы
с ее прямыми и большими расходами
бюджетных средств, другие направления
научно-технологического развития США
развиваются на основе частных инициатив
и ассигнований - это касается как
исследовательских
В отличие от "американской",
инновационная модель "европейского"
типа предусматривает намного более
весомое вмешательство
Китай уже создал и продолжает наращивать надежную институциональную структуру инновационного развития, включающую в себя 49 государственных зон технико-экономического освоения и 53 зоны развития наукоемких отраслей. Впервые задача построения в Китае инновационной экономики была поставлена в начале 2006 г. Инновационный курс объявлен новой национальной стратегией. Долю расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) в ВВП предполагается поднять к 2020 г. до 2,5% (в 2005 г. она составляла 1,34%), а вклад научно-технического прогресса в экономическое развитие – более чем вдвое, до уровня выше 60%. Зависимость от импортных технологий снизится до 30%. (5) Характерной особенностью китайской модели является большое внимание к изучению и использованию методов передового инновационного менеджмента. Деятельность крупных китайских компаний основана не только на импортируемых технологиях и оборудовании, но и на том кадровом потенциале, который прошел бизнес-практику в филиалах иностранных фирм на территории самого Китая или за рубежом. Так, весь топ-менеджмент автокомпании "Гили" ("Geely") до ее создания работал в китайском филиале немецкого "Фольксвагена", а фирмы "Авто Большая стена" ("Great Wall Auto") - на совместном предприятии 'Тойота". То, что десятки тысяч китайских граждан сейчас временно работают на предприятиях, в торговых и научно-исследовательских учреждениях США, европейских и других высокоразвитых стран, даже привело к появлению в мировых СМИ такого специфического определения, как "бамбуковая паутина" ("Bamboo network"), которая охватила весь мир в поисках опыта, необходимого для инновационного развития Китая. (5)
Именно на основе рационального сочетания традиционного, индустриального и инновационного производств Китай за исторически короткий период достиг коренного изменения своего положения в мировом хозяйстве. По итогам 2009 г., он вышел на второе (после США) место в мире как по общему объему ВВП, опередив по этому показателю Японию, так и по уровню внешнеторгового оборота, оттеснив на третье место ФРГ.
Безусловно, опыт КНР является примером наиболее удачного перехода от отсталой к современной экономике с более широким использованием инноваций. При этом следует отметить, что он опирается на единство политического и экономического руководства хозяйственными процессами в интересах не отдельных кланов, а общества в целом.
В Казахстане политика модернизации
экономики на протяжении уже десяти
лет осуществлялась в соответствии
с государственной программой "Казахстан
- 2030", в которой предполагалось
также последовательное внедрение
инноваций сначала в ведущей
сфере -добывающей промышленности, с
постепенным и всевозрастающим
охватом ими обрабатывающей промышленности.
Была создана сеть бизнес-инкубаторов,
инновационных центров и
В месте с тем, в соответствии с рейтингом Всемирного банка в настоящее время Казахстан по показателю инновационности располагается на 92 месте, наряду с такими странами как Марокко (91), Филиппины (90), Кения (89), Мавритания (95) и Ангола (96).
Согласно Глобальному отчету о конкурентоспособности Всемирного экономического форума за 2011-2012 годы по агрегированному фактору инновационности и применения инноваций в бизнесе Казахстан находится на 114 месте, среди таких стран как Бангладеш (113), Монголия (112), Мали При этом за последние годы расходы Казахстана на научно- исследовательские и опытно-конструкторские работы в среднем составляли 0,21 % от валового внутреннего продукта, в то время как данный показатель составляет в Финляндии –3,49 %, Корее – 3,64 %, США – 2,6 %, Китае – 1,44% от валового внутреннего продукта страны, а в среднем в странах Организации экономического сотрудничества и развития – 2,24 %. (6, с.5)