Инновационная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 18:50, статья

Описание работы

Сегодня ни у кого не вызывает сомнения то, что в XXI веке ключевым условием ускоренного прогресса социально-экономического развития является эффективная инновационная политика, направленная на внедрение высоких, «прорывных» технологий, новых форм организации труда и управления, передовых изобретений и достижений научно-технического прогресса.
Инновация (нововведение) в широком смысле слова означает успешное внедрение в производство и использование новшеств, обеспечивающих стратегический выигрыш в экономической и социальной сферах. Как показывает мировой опыт, динамичное социально-экономическое развитие многих стран мира основано на инновациях, имеющих стратегически важный характер.
Сегодня Казахстан столкнулся перед необходимостью принять глобальный инновационный вызов.

Работа содержит 1 файл

статья. Инновационная политика.docx

— 25.11 Кб (Скачать)

Сегодня ни у кого не вызывает сомнения то, что в XXI веке ключевым условием ускоренного прогресса социально-экономического развития является эффективная инновационная политика, направленная на внедрение высоких, «прорывных» технологий, новых форм организации труда и управления, передовых изобретений и достижений научно-технического прогресса.

 Инновация (нововведение) в широком смысле слова означает успешное внедрение в производство и использование новшеств, обеспечивающих стратегический выигрыш в экономической и социальной сферах. Как  показывает мировой опыт, динамичное социально-экономическое развитие многих стран мира основано на инновациях, имеющих стратегически важный характер.

Сегодня Казахстан столкнулся перед необходимостью принять глобальный инновационный вызов.

Мировой финансово-экономический  кризис заставляет в корне  пересматривать принципы и подходы к организации деятельности и взаимодействия всех субъектов и государства, в целом.

Как отметил Президент  Республики Казахстан Н.А. Назарбаев  «нынешний глобальный кризис - это  вовсе не какое-то стихийное бедствие и не результат случайного стечения обстоятельств, а закономерное внешнее  следствие какого-то глубинного внутреннего  дефекта». При этом он прямо называет корень зла - «старые инструменты  мышления», к которым он относит  «понятия, категории, теории, схемы, концепты …», а значит и само мышление человека. Предупреждает: «если мы в самое  ближайшее время не проведем радикальное  обновление базовой экономической  парадигмы, то у мира будет мало шансов выжить» [1].

Переход экономики Казахстана на инновационный путь развития, стимулирование развития науки и техники, формирование институциональных условий, построение взаимодействия в инновационной сфере приобретают все большее значение. В экономической литературе инновации интерпретируют как ключевой фактор, который стимулирует экономический рост. Их положительное влияние на экономический рост было подтверждено как теоретически, так и эмпирически.

Согласно Государственной  программе индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003–2015 годы, в настоящее время  актуальной стратегической задачей является развитие отечественного  наукоемкого производства, разработка и освоение новых наукоемких и  информационных технологий, ориентированных на получение  конкурентоспособной продукции и обеспечение интересов национальной экономической безопасности за счет сохранения и развития промышленного и научно-технического потенциала республики [2].

Очевидно, что сегодня  Казахстан пытается выстроить новую инновационную политику, нацеленную на активизацию и стимулирование инновационных процессов и национального научно-технического потенциала, внедрение новых технологических укладов, освоение новых переделов в обрабатывающей промышленности, преодоление разрыва между наукой и производством, а также на обеспечение реального трансферта передовой иностранной технологии и внедрение международных стандартов.

В связи с этим большую  актуальность приобретает изучение наиболее успешного зарубежного опыта проведения эффективной инновационной политики.

Очевидно, что сформулировать научно-техническую политику, отвечающую главным целям социально-экономического развития страны, способно только государство. В реализации этой идеи лидирующие позиции в мире занимают США, которые  являются оплотом либеральной идеологии. В стране созданы действенные органы и структуры, формирующие научно-техническую политику как в аппарате президентской власти (Управление по научно-технической политике, Президентский совет консультантов по науке и технологии, Национальный совет по науке и технологии и др.), так и в системах законодательной и исполнительной власти (Конгресс и его многочисленные комиссии в сенате и палате представителей). В министерствах и агентствах, особенно финансирующих большой объем НИОКР также имеются специальные отделы и управления, разрабатывающие программы, соответствующие их специфическим целям7.

 США первыми сформулировали  и стали проводить государственную  политику инновационной реструктуризации  национальной экономики. В середине 1980-х гг. в рамках стратегии  инновационного социально-экономического  развития страны была разработана  специальная правительственная  программа поддержки так называемой  «инновационной способности нации» (national innovation capability). В дальнейшем идеи американской программы были позаимствованы и развиты в Японии и странах ЕС в виде программ структурного реформирования экономики как формирования «национальной инновационной системы».

 По опросам международных  экспертов, в том числе российских, из всех открытий богатого  на инновации XX века, среди которых — реактивная авиация, телевидение, ядерная энергетика, космос, наконец, Интернет, самым выдающимся было названо именно формирование НИС. (3)

Только США, Германия и  некоторые другие наиболее технологически развитые страны - члены ОЭСР выступают  как нетто-экспортеры инноваций, включая  передачу субъектам хозяйствования других стран патентов, лицензий, ноу-хау, разнообразных результатов научных  разработок и исследований, технологического оборудования, а также отвечающих задачам инновационного развития методов  передового менеджмента. Большинство  же государств мира (включая даже такие  страны с высоким уровнем экономических  показателей, как Япония, Тайвань, Южная  Корея и другие так называемые "азиатские тигры") выступают  как инновационные нетто-импортеры. Их коренное отличие от многих участников этой группы состоит в том, что  они покупают за границей в основном только результаты научно-исследовательских  и исследовательско-конструкторских  работ, имея собственный, даже более  эффективный по сравнению с нетто-экспортерами, механизм регуляторного сопровождения инноваций в соответствии с национальными привычками и традициями. (4)

Специфическая особенность  инновационной политики США состоит  в ее тесной ориентации на саморазвитие хозяйствующих субъектов на основе принципа самовыживания в жесткой  конкурентной борьбе. Эти принципы рациональной национальной политики в  условиях рыночной экономики используются и в других странах мира, но только в США они приобрели последовательно  императивный характер. Ориентация на конкуренцию как главный рычаг  постоянного обновления производственной и менеджерской деятельности была заложена еще в 1890 г. так называемым "Законом  Шермана", который на протяжении прошлого века неоднократно дополнялся и совершенствовался. Практическую работу по поддержке высокого уровня конкуренции осуществляют в США  такие органы, как Федеральная  торговая комиссия и Антитрестовское  управление Министерства юстиции. Подобные органы в других странах (в Японии - Комиссия по справедливым операциям, в ФРГ - Федеральное управление картелей и др.) не имеют таких полномочий и принципиально, в соответствии с самим подходом к влиянию  на субъекты хозяйствования, не осуществляют такого жесткого контроля за отходом  от конкурентных принципов в национальных экономиках. Именно повышенная общегосударственная  направленность на конкуренцию вынуждает  субъектов хозяйствования США постоянно  использовать инновации и совершенствовать их формы и методы. К этому следует  добавить еще одну особенность национальной модели экономической политики США - большую, чем во многих других странах  мира, ориентацию на независимую деятельность указанных выше субъектов и, соответственно, меньший уровень непосредственного  вмешательства государства в  экономические процессы, в том  числе в области науки, технологий, технических разработок.

 

Кроме военно-оборонной сферы  с ее прямыми и большими расходами  бюджетных средств, другие направления  научно-технологического развития США  развиваются на основе частных инициатив  и ассигнований - это касается как  исследовательских подразделений  американских ТНК, так и аналогичных  образований при высших учебных  заведениях, отдельных лабораторий, исследовательских центров и  др. Под влиянием высококонкурентной модели экономического развития именно в США впервые возникли такие  прогрессивные институциональные  формы инновационного развития, как  технопарки и технополисы, бизнес-инкубаторы, венчурные и другие центры инновационного характера, инновационная деятельность стала составной частью многих специальных  экономических зон. Основанная еще  в 50-х годах XX в. Силиконовая долина в Калифорнии стала первым в мире технополисом. Она и другие технополисы  и технопарки - "Ричфилдпарк" в  городе Феникс, "Шоссе 128" недалеко от Бостона, технопарки при Массачусетском технологическом и Гарвардском  университетах и т. д. - являются средоточием  частного капитала, хотя могут получать ассигнования и под государственные  проекты. Основные вложения капитала в них приходятся на ТНК, крупные банки, разного рода фонды, доля расходов которых на финансирование этих инновационных центров в 4-5 раз превышает ассигнования федерального правительства и отдельных штатов. Такая модель использования средств для поддержки развития высоких технологий и инноваций присуща именно США с их крупнейшими в мире финансовыми возможностями корпораций и банков, значительными собственными капиталами у участников инновационных образований - университетов, отработанной системой страхования достаточно частых убытков от этой высокорисковой сферы деятельности. Практически на частных началах в США работают такие инновационные формы, как бизнес-инкубаторы, венчурные фонды и др. (4)

 

В отличие от "американской", инновационная модель "европейского" типа предусматривает намного более  весомое вмешательство государства  практически во все такие же, как  у США, институциональные формы  высокотехнологичного развития. Это  особенно наглядно проявляется в  отношении технопарков и технополисов. В Европе также привлекается частный  капитал банков и корпораций, но большая часть ассигнований поступает  непосредственно из государственных  и местных бюджетов. Такая поддержка  научно-технологической составляющей инноваций возможна благодаря закладыванию для этого солидных средств на центральном и региональном уровнях. Например, в Германии расходы на исследования и разработки составляют до 2,5% ВВП; в других странах ЕС они  также близки к такому показателю. В целом в ЕС государственные  расходы достигают 30-50% в отдельных  исследовательских работах. При  этом основная часть этих государственных  расходов идет на комплексные исследования в крупных инновационных центрах, таких как технополисы в Гренобле и Нанси (Франция), в районе Мюнхена  и Штутгарта (ФРГ) и др.

Китай уже создал и продолжает наращивать надежную институциональную  структуру инновационного развития, включающую в себя 49 государственных  зон технико-экономического освоения и 53 зоны развития наукоемких отраслей. Впервые задача построения в Китае инновационной экономики была поставлена в начале 2006 г. Инновационный курс объявлен новой национальной стратегией. Долю расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) в ВВП предполагается поднять к 2020 г. до 2,5% (в 2005 г. она составляла 1,34%), а вклад научно-технического прогресса в экономическое развитие – более чем вдвое, до уровня выше 60%. Зависимость от импортных технологий снизится до 30%.  (5) Характерной особенностью китайской модели является большое внимание к изучению и использованию методов передового инновационного менеджмента. Деятельность крупных китайских компаний основана не только на импортируемых технологиях и оборудовании, но и на том кадровом потенциале, который прошел бизнес-практику в филиалах иностранных фирм на территории самого Китая или за рубежом. Так, весь топ-менеджмент автокомпании "Гили" ("Geely") до ее создания работал в китайском филиале немецкого "Фольксвагена", а фирмы "Авто Большая стена" ("Great Wall Auto") - на совместном предприятии 'Тойота". То, что десятки тысяч китайских граждан сейчас временно работают на предприятиях, в торговых и научно-исследовательских учреждениях США, европейских и других высокоразвитых стран, даже привело к появлению в мировых СМИ такого специфического определения, как "бамбуковая паутина" ("Bamboo network"), которая охватила весь мир в поисках опыта, необходимого для инновационного развития Китая. (5)

Именно на основе рационального  сочетания традиционного, индустриального  и инновационного производств Китай  за исторически короткий период достиг коренного изменения своего положения  в мировом хозяйстве. По итогам 2009 г., он вышел на второе (после США) место в мире как по общему объему ВВП, опередив по этому показателю Японию, так и по уровню внешнеторгового  оборота, оттеснив на третье место ФРГ.

Безусловно, опыт КНР является примером наиболее удачного перехода от отсталой к современной экономике  с более широким использованием инноваций. При этом следует отметить, что он опирается на единство политического  и экономического руководства хозяйственными процессами в интересах не отдельных  кланов, а общества в целом.

В Казахстане политика модернизации экономики на протяжении уже десяти лет осуществлялась в соответствии с государственной программой "Казахстан - 2030", в которой предполагалось также последовательное внедрение  инноваций сначала в ведущей  сфере -добывающей промышленности, с  постепенным и всевозрастающим  охватом ими обрабатывающей промышленности. Была создана сеть бизнес-инкубаторов, инновационных центров и научных  учреждений практической направленности, которые с государственной поддержкой смогли выжить и во время особенно длительного для Казахстана кризиса 2008-2009 гг. Правда, в этот период были приостановлены мероприятия упоминавшейся  выше тридцатилетней программы, но в  Послании народу Казахстана "Новое  десятилетие - новый экономический  подъем, новые возможности Казахстана" на совместном заседании двух палат  парламента в январе 2010 г. Президент  Н. Назарбаев подчеркнул необходимость  возврата к ее выполнению. Более  того, с 1 января 2010 г. началась двухлетняя программа ускоренного внедрения  инновационной модели в экономику  страны. Всего же в следующем десятилетии  индустриально-инновационное развитие страны предполагается обеспечивать на основе 162 общегосударственных проектов с использованием 6,5 трлн. тенге (около 439 млрд. дол.), что позволит Казахстану войти в число 50 ведущих конкурентоспособных  государств мира.

В месте с тем, в соответствии с рейтингом Всемирного банка в настоящее время Казахстан по показателю инновационности располагается на 92 месте, наряду с такими странами как Марокко (91), Филиппины (90), Кения (89), Мавритания (95) и Ангола (96).

Согласно Глобальному  отчету о конкурентоспособности  Всемирного экономического форума за 2011-2012 годы по агрегированному фактору  инновационности и применения инноваций в бизнесе Казахстан находится на 114 месте, среди таких стран как Бангладеш (113), Монголия (112), Мали При этом за последние годы расходы Казахстана на научно- исследовательские и опытно-конструкторские работы в среднем составляли 0,21 % от валового внутреннего продукта, в то время как данный показатель составляет в Финляндии –3,49 %, Корее – 3,64 %, США – 2,6 %, Китае – 1,44% от валового внутреннего продукта страны, а в среднем в странах Организации экономического сотрудничества и развития – 2,24 %. (6, с.5)

Информация о работе Инновационная политика