Инновационная политика Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 21:33, реферат

Описание работы

Разрешите мне начать свое выступление с информации о создании Национальной инновационной системы Республики Казахстан, которая отражает интересы всех сфер общества, включая: государство, финансовые институты, исследователей, потребителей.
В целях развития высокотехнологичных производств отечественной индустрии Казахстана принята Программа по формированию и развитию национальной инновационной системы Республики Казахстан на 2005-2015 годы.

Работа содержит 1 файл

ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН.doc

— 49.00 Кб (Скачать)


 

ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Рысжанова К.Ж.

Департамент Инновационного развития Министерства индустрии и торговли

Республики Казахстан

Разрешите мне начать свое выступление с информации о создании Национальной инновационной системы Республики Казахстан, которая отражает интересы всех сфер общества, включая: государство, финансовые институты, исследователей, потребителей.

В целях развития высокотехнологичных производств отечественной индустрии Казахстана принята Программа по формированию и развитию национальной инновационной системы Республики Казахстан на 2005-2015 годы.

Целью Программы является формирование инновационной системы открытого типа, обеспечивающей создание конкурентоспособного конечного продукта на основе использования отечественного и зарубежного научного потенциала.

Национальная инновационная система включает четыре основных элемента - это научный потенциал, инновационные предпринимательство, инновационная и финансовая инфраструктура.

Программа предусматривает введение системы грантового финансирования НИОКР на конкурсной основе за счет средств государственного бюджета. Это касается вопросов финансирования приоритетных технологий, как в рамках научно-технических программ, так и отдельных тем и проектов. На отдельных этапах финансовой поддержки государства инновационных инициатив частного сектора будет широко применяться система софинансирования инновационных разработок. Такая схема финансовой поддержки направлена на стимулирование субъектов инновационной деятельности по принципу разделения рисков, а также на привлечение средств частного капитала в инновационную сферу.

На сегодня научный потенциал страны представлен научными организациями Министерства образования и науки, отраслевых министерств, частных научно-исследовательских организаций, центрами исследований по направлениям наук на правах хозяйственного ведения, координирующих деятельность институтов соответствующего профиля, а также научно-исследовательские институты, находящихся в ведении национальных компаний.

Переход национальной экономики на инновационный путь развития невозможен без восприимчивости всего общества к инновациям и наличия достаточного количества кадров, способных управлять инновационным процессом и осуществлять реализацию инноваций.

Ведётся активная работа по созданию и развитию субъектов инновационной инфраструктуры, так в целях обеспечения необходимых условий для эффективного функционирования механизма коммерциализации НИОКР создается сеть национальных и региональных технопарков. На настоящий момент создано три региональных технопарка в городах Алматы, Караганды и Уральск.

В 2005 году технопарками проделана определенная работа, полностью сформированы структуры технопарков. Ведется активная работа по технологическому наполнению.

В целях чёткого и успешного функционирования региональных технопарков Министерством индустрии и торговли утверждена

Модель развития региональных технопарков Республики Казахстан, разработанная на опыте ведущих зарубежных стран, где механизм развития инновационной инфраструктуры чётко отлажен.

На стадии рассмотрения вопросы по созданию 4 региональных технопарков.

Целью их деятельности является содействие технологическому развитию реального сектора экономики республики посредством создания эффективного механизма внедрения отечественных научно-технических разработок и трансферта перспективных зарубежных

технологий.

Так, в рамках развития финансовой инфраструктуры в 2003 году создан и функционирует Национальный инновационной фонд, основной целью которого является повышение инновационной активности и содействие в развитии высокотехнологичных и наукоемких производств. ( О деятельности которого Вам подробнее расскажет представитель Фонда Арапова Сауле Муратовна)

Для законодательного обеспечения реализации Программы НИС, в марте т.г. принят Закон Республики Казахстан «О государственной поддержке инновационной деятельности», предусматривающий меры государственного стимулирования инновационной деятельности.

Законом установлены основные цели, принципы, направления и формы государственной поддержки инновационной деятельности, регламентируется участие государства в создании специализированных субъектов инновационной деятельности, таких как технологические парки, технологические бизнес-инкубаторов и инновационные фонды. Отражены нормы, регулирующие деятельность Национального инновационного фонда и специализированных субъектов инновационной деятельности.

В целях практической реализации инновационной политики в Казахстане создана система государственных институтов развития, которые признаны отечественными и зарубежными партнерами как надежный инструмент организации новых высокотехнологичных производств.

В марте текущего Указом президента Республики Казахстан создано АО «Фонд устойчивого развития «Казына» как управляющая холдинговая компания по отношению к государственным институтам развития. Основной целью, которой является повышение и стимулирование инвестиционной и инновационной активности во всех секторах экономики Республики Казахстан путем эффективного корпоративного управления государственными институтами развития. К настоящему моменту через институты развития государство приступило к участию в проектах, которые ориентированы на создание целостной системы производств, создающих конкурентоспособную продукцию, последовательно развивая технологическую и экономическую цепочку добавленных стоимостей. Это позволит создавать многоотраслевые предприятия, работающие на конечный продукт, который отвечает всем параметрам конкурентоспособной продукции.

Институты развития Финансируют проекты на всех стадиях проектного цикла:

- через долгосрочные кредиты и кредитование экспортных операций Банка развития с предстоящим появлением финансирования лизинговых операций;

-от «посева» идеи через Инновационный фонд и созданные сего участием венчурные фонды;

-к стадии начального проектного финансирования черезИнвестиционный фонд;

 

-дальнейшее расширение проектных мощностей и выход нановые виды продукции;

 

 

-при выходе на экспортные рынки Корпорация по страхованиюэкспорта готова предоставить страхование возникающих в этой связирисков;

 

-Фонд развития малого и среднего бизнеса расширил наборинструментов кредитования проектов. Появилось гарантирование,субсидирование суммы внедрения международных стандартов,страхование; микрокредитование и др.

 

Информационная и институциональная поддержка:

- Центр маркетингово-аналитических исследований обеспечивает информацией о рынках, о мировых тенденциях, об изменениях внешней и внутренней конъюнктуры по конкретным товарам, отраслям, видам производств; проводит ряд исследований с самыми именитыми и опытными международными консалтинговыми компаниями в целях улучшения бизнес среды, повышения уровня факторов влияющих на конкурентоспособность экономики страны;

- Центр инжиниринга обеспечивает оценку импортируемыхтехнологий и технологическую оценку существующих производств напредмет соотнесения с глобальным технологическим развитием;создает сеть технопарков национального и регионального уровней вцелях создания физической и интеллектуальной инфраструктуры,генерирующей инновационную составляющую бизнес- инициатив;

-Фонд поддержки малого и среднего бизнеса выстраивает вотдаленных районах централизованную службу по оказанию

бухгалтерской, юридической, банковской, маркетинговой консультации для начинающих предпринимателей.

На сегодняшний день портфель инвестиционных проектов институтов развития состоит из 176 одобренных к финансированию проектов на общую сумму 4 млрд. долларов США.

Начато финансирование 117 проектов общей стоимостью 3 млрд. долларов США.

Хотелось бы отметить, что это только начало пути и мы далеки от мысли, что все проблемы решены.

С текущего года начался период активной реализации мероприятий 2-го этапа Стратегии индустриально - инновационного развития на 2005-2015 годы во всех отраслях экономики.

В первую очередь - это создание мощностей на основе достижений науки и техники по международным стандартам, направленных на модернизацию промышленности и диверсификацию структуры экономики.

Основной задачей в данном направлении станет активное участие »государственных институтов развития в реализации инновационных проекто

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ПЛАН

Введение

Глава 1. Теоретические основы инновационной политики государства

1.1. Сущность инноваций и инновационной политики

1.2. Классификация инноваций

1.3. Регулирование инновационной деятельности

Глава 2. Проблемы инновационной политики РК и пути их решения

2.1. Инновационная политика Республики Казахстан

2.2. Проблемы управления инновационно -инвестиционным процессом

2.3. Проблемы законодательного обеспечения

Заключение

Список литературы

Введение

Прежде всего, необходимо ответить на вопрос: «Что же такое инновация?» Слово инновация является синонимом нововведения, или новшества и может использоваться наряду с ними. Понятие инновация распространяется на новый продукт или услугу, способ их производства, новшество в организационной, финансовой, научно-исследовательской и других сферах, любое усовершенствование, обеспечивающее экономию затрат или создающее условия для такой экономии .

Современный этап становления рыночной экономики Казахстана требует создания системы инновационной политики. Под государственной инновационной политикой понимается комплекс целей, а также методов воздействия государственных структур на экономику и общество в целом, связанных с инициированием и повышением экономической и социальной эффективности инновационных процессов. Инновационная политика приобретает важное значение в условиях повышения инновационной активности коммерческих и государственных предприятий и структурной перестройки страны в целом.

Ранее в условиях нерыночных отношений в экономике Казахстана инновационными процессами Централизованно управляли административно-командными методами государственные органы власти (министерства, государственные комитеты, главные управления, администрации всех уровней), а также их представители на государственных предприятиях в лице директоров.

Переход к рынку усиливает технологическую конкуренцию, приводит к банкротству тех, кто использует и производит устаревшую продукцию, и обеспечивает сверхприбыль (в основе которой дифференциальный научно технический доход) пионерам научно-технического прогресса, активным новаторам.

Всего 26 страниц.

 



Информация о работе Инновационная политика Республики Казахстан