Инновационная политика предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 22:35, доклад

Описание работы

Инновационная политика предприятия как наука сформировалась в связи с необходимостью перехода на интенсивный путь развития из-за ограниченности производственных ресурсов и неограниченности возрастающих потребностей общества.
Инновационная политика состоит из двух понятий: “инновация” и “политика”.

Содержание

1. Характеристика инновационной политики
2. Элементы и факторы влияния на формирование инновационной политики
3. Недостатки и преимущества крупных и малых предприятий по внедрению инновационной политики
4. Экономический анализ инновационной деятельности предприятия

Работа содержит 1 файл

Тема 02 ЕОИД рос.doc

— 55.50 Кб (Скачать)


1

 

Тема 2

ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ

1. Характеристика инновационной политики

2. Элементы и факторы влияния на формирование инновационной политики

3. Недостатки и преимущества крупных и малых предприятий по внедрению инновационной политики

4. Экономический анализ инновационной деятельности предприятия

 

1. Характеристика инновационной политики

Инновационная политика предприятия как наука сформировалась в связи с необходимостью перехода на интенсивный путь развития из-за ограниченности производственных ресурсов и неограниченности возрастающих потребностей общества.

Инновационная политика состоит из двух понятий: “инновация” и “политика”.

“Политика” означает государственный, общественный, умения (искусство), управление.

“Инновация” – новинка, нововведение.

“Инновационная политика” – наука и система практического регулирования (управления) нововведениями в обществе в условиях конкретного предприятия, отрасли, страны.

Предметом исследования инновационной политики предприятия является предпринимательская деятельность, производство, но не производство вообще, а внедрение нововведений в производственные процессы.

Инновационная политика предприятия заключается в разработке путей и механизмов внедрения и использования нововведений в производственной практике с целью обеспечения развития экономики и повышения ее эффективности.

Всю совокупность процессов, которые происходят в предпринимательской деятельности, можно поделить на две группы – традиционные и инновационные.

Традиционные процессы характеризуют обычное, сложившееся в результате развития прошлого периода, функционирование народного хозяйства, отдельного предприятия, а инновационные – развитие на качественно новом уровне, за счет нововведений.

Когда экстенсивные факторы становятся невозможными, а то и экономически невыгодными, развитие и интенсификация современного производства должны базироваться преимущественно на внедрении в производственную практику нововведений: новой технологии, техники, организационных форм управления и методов хозяйствование. Изучение, принятие и реализация таких решений составляют содержание инновационной политики предприятия.

Инновационная политика является составляющей общей стратегии предприятия и одновременно способствует внедрению в практику основных требований этой стратегии.

 

2. Элементы и факторы влияния на формирование инновационной политики

Инновационная политика формируется на всех уровнях предпринимательской деятельности в зависимости от потребностей и возможностей субъектов хозяйственной деятельности.

Составные элементы инновационной политики:

~                    изучение рынка сбыта продукции;

~                    изучение направлений и сущности нововведений на отечественных и зарубежных предприятиях;

~                    формирование финансовых ресурсов для проведения фундаментальных исследований, разработки и внедрения в практику инноваций;

~                    проведение опытно-конструкторских разработок, освоение и эксплуатация нововведений;

~                    контроль на всех этапах инновационного процесса от замысла, разработки идеи до использования;

~                    подготовка кадров для воплощения в жизнь инновационной политики.

На характер инновационной политики влияют:

– потребность перехода народного хозяйства от экстенсивного к интенсивному методу развития;

– результаты фундаментальных научных исследований;

– конкуренция.

Выделяют такие виды инновационных процессов:

– технические (в виде новых изделий, технологий, средств производства);

– организационные;

– экономические (планирование, прогнозирование, финансирование, ценообразование, мотивация и оплата труда, оценка результатов деятельности);

– социальные (профессиональная подготовка и повышение квалификации персонала, здравоохранение и охрана окружающей среды, создание безопасных условий труда и комфортных условий жизни);

– юридические (изменения в законах и других нормативно-правовых документах, которые определяют и регулируют все виды деятельности предприятий и организаций).

По характеру влияния на эффективность деятельности определенных звеньев общественного производства все инновации можно объединить в две группы – локальные (действуют в отдельности, влияют частично) и глобальные (крупномасштабные). Локальные инновации ведут преимущественно к эволюционным преобразованиям в сфере предпринимательской деятельности, глобальные – к революционных, кардинально изменяют организационно-технический уровень производства и благодаря этому обеспечивают существенные сдвиги в социально-экономических процессах.

Между отдельными видами инноваций существует тесная связь. Технические положительно влияют на социальные, экономические, и наоборот – социальные и экономические способствуют развитию технических. На развитие технических, экономических и социальных новаций влияют также юридические новации.

 

3. Недостатки и преимущества крупных и малых предприятий по внедрению инновационной политики

Разработка и внедрение той или иной инновационной политики в условиях определенного предприятия во многом зависят от возможностей самого предприятия: объемов производства, номенклатуры продукции, рентабельности, финансового состояния. Поэтому исходя из таких аспектов большие возможности имеют крупные предприятия. Малые предприятия имеют возможность быстрее внедрять локальные инновации, и эффективно их использовать.

Факторы, которые оказывают содействие или противодействуют развитию инновационных процессов:

Экономические

Отсутствие или наличие денежных средств для финансирования инновационных проектов.

Технологические

Недостаточное развитие материальной и научно-технической базы (влияет отрицательно); наличие развитой хозяйственной и научно-технической инфраструктуры, материальное поощрение инноваций (влияет положительно).

Политические, правовые

Ограничения антимонопольного, налогового, патентно-лицензионного характера (влияют отрицательно); законодательное поощрение и государственная поддержка инноваций (влияет положительно).

Организационно-управленческие

Неизменные организационные структуры, неоправданная централизация, авторитарный стиль руководства, жесткое планирование и ориентация только на традиционные рынки (отрицательно); гибкость организационных структур, демократический стиль производства, возможность самостоятельного управления, достаточная автономия (положительно).

Социально-психологические и культурные

Отрицательно: сопротивление переменам, изменение традиционных способов деятельности и стереотипов поведения. Положительно: моральное поощрение, общественное признание, создание условий для творческой работы, благоприятный психологический климат в трудовом коллективе.

Ныне в развитых странах доминируют программно-целевые и инициативные формы организации инновационных процессов. Кроме того, на уровне малых предприятий активно развиваются кооперативно-целевые исследования по нововведениям. Такой подход к инновационной политике дает возможность малым предприятиям аккумулировать финансовые ресурсы и обеспечить внедрение в производственную практику необходимых нововведений с целью дальнейшего развития малого и среднего бизнеса.

 

4. Экономический анализ инновационной деятельности предприятия

Экономический анализ инновационной деятельности предприятия – это метод исследования результативности инновационной деятельности по данным учета, отчетности и другой технико-экономической информации.

Поэтому экономический анализ инновационной деятельности предприятия должен охватывать все стороны роботы предприятия, сравнивая результаты после внедрения инноваций с показателями до их внедрения.

Также необходимо определить эффективность вложенных инвестиций в инновационную деятельность и срок их окупаемости.

Эффективность инвестиций, вложенных в инновации, определяется по формуле:

Еинв. = ПР / ИС,

а срок окупаемости – по такой формуле:

Ток. = ИС / ПР,

где Еинв. – коэффициент эффективности инвестиций, вложенных в инновации;

Ток. – срок окупаемости;

ИС – сумма вложенных инвестиций;

ПР – прирост прибыли от внедрения в производство соответствующего нововведения (инновации).



Информация о работе Инновационная политика предприятия