Инновационная экономика – основа устойчивого социально- экономического развития Беларуси

Автор: a*****@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 17:41, научная работа

Описание работы

Целью данной научной работы является рассмотрение инновационной экономики в системе устойчивого развития Республики Беларусь.
Задачами данного исследования являются:
определение понятия инновационной экономики;
выявление объективной необходимости перехода экономики Республики Беларусь на инновационный уровень развития;
проанализировать инновационный потенциал Республики Беларусь;
определить основы законодательного обеспечения инновационного развития в Республике Беларусь;
определить перспективы инновационного пути развития Республики Беларусь;
сделать выводы и предложения.

Работа содержит 1 файл

5. А (5).docx

— 48.13 Кб (Скачать)
 
Научная работа
По экономической  теории

На тему: « Инновационная  экономика – основа устойчивого  социально- экономического развития Беларуси»

                    МИНСКИЙ ФИЛИАЛ

 

МИНСКИЙ ФИЛИАЛ

ГОСУДАРСТВЕННОГО  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ 
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 
ЭКОНОМИКИ, СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ (МЭСИ)»
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Подготовила:

Авчинникова Алина

АУ/ 10-11

Научный руководитель:

    Г. Минск

         2011

д. э. н., профессор  
Юк З. М. 

     ее  соответствие производственному потенциалу, системе расселения - главное условие  социально-экономического развития любого государства.

     Целью данной научной работы является рассмотрение инновационной экономики в системе  устойчивого развития Республики Беларусь.

     Задачами  данного исследования являются:

  • определение понятия инновационной экономики;
  • выявление объективной необходимости перехода экономики Республики Беларусь на инновационный уровень развития;
  • проанализировать инновационный потенциал Республики Беларусь;
  • определить основы законодательного обеспечения инновационного развития в Республике Беларусь;
  • определить перспективы инновационного пути развития Республики Беларусь;
  • сделать выводы и предложения.

     Объектом  исследования служит инновационная  экономика. Предметом работы является развитие инновационной экономики Республики Беларусь.

 

     инновационное предпринимательство, преимущественно  в виде малых инновационных предприятий.

     В настоящее время в стране действует  система государственной поддержки  малого инновационного предпринимательства, включающая 9 бизнес-центров, 4 научно-технологических парка, свыше 10 центров трансфера технологий и инновационных центров.

     Из  функционирующих технопарков («Технопарк «Могилев», «Технопарк БГУ», ассоциация «Академтехнопарк», «Технопарк БНТУ») только «Технопарк «Могилев» комплексно решает вопросы трансфера технологий и коммерциализации научных разработок. Ассоциация «Академтехнопарк» была создана по инициативе НАН Беларуси.

     В системе Министерства образования  Республики Беларусь функционируют 8 центров  трансфера технологий и 5 региональных инновационных и бизнес-центров. Первые созданы в основном при технических вузах, вторые — при университетах.

     Технологический и технический уровень экономики  Беларуси по своим качественным характеристикам  существенно отстает от уровня высокоразвитых стран. Из общего числа применяемых  в стране технологий 12,5 % были разработаны  за рубежом, 38 % - в самой Беларуси, 49,5 % - в бывшем СССР.

     Из  анализа структуры технологической  оснащенности отраслей экономики следует, что преобладает использование  традиционных технологий – 79 %, к новым относятся 15,8 % и к высоким – 5,2 %.

                 Структура технологической оснащенности  отраслей экономики

         Отрасль      Традиционные  технологии      Новые технологии      Высокие технологии
         1      2      3      4
         Промышленность      87,3      10,4      2,3
         Сельское и лесное      41,4      37,8      20,8
         Фундаментальные и прикладные научные исследования      173907      229048      284382      319128
         Международное сотрудничество      5011      7187      9083      10536
         в % от общих расходов      2,7      2,9      3,0      3,1
         Подготовка, повышение квалификации научных  кадров      3917      5642      7146      7816
 

     Объем расходов увеличился в 2009 г. по сравнению с 2004 г. на 152149 млн. руб. или на 82,1 % и растет в среднем на 22,4 % в год. 

     2.3 Законодательное обеспечение инновационного развития

                Для обеспечения динамичного  прорыва и ускорения инновационного  развития Республики Беларусь  необходимо наличие системы законодательства, комплексно и на основе единых принципов регулирующей отношения, возникающие при осуществлении научно-технической и инновационной деятельности. В связи с этим особое значение имеет создание эффективного механизма правового регулирования научно-технической и инновационной деятельности, в котором основное место должны занимать правовые инструменты государственного стимулирования и поддержки научно-технической и инновационной деятельности.

     При этом следует учитывать, что система  правовых норм, регулирующих научно-техническую и инновационную деятельность, носит комплексный характер и затрагивает много аспектов, включая нормы

3.Инновационная экономика как основа устойчивого развития

 

     3.1 Формирование Национальной инновационной системы и реализация Государственной программы инновационного развития

     Эффективным инструментом перехода экономики на инновационный путь развития, построения  постиндустриального информационного  общества в рамках белорусской модели развития должна стать активно формирующаяся (особенно в последние пять лет) Национальная инновационная система (НИС) страны.

     Стратегия развития НИС в Республике Беларусь ориентирована на повышение технологического уровня и конкурентоспособности производства, обеспечение выхода инновационной продукции на внутренний и внешний рынки сбыта, замещение импортной продукции.

     Исходя  из потребностей становления НИС  и развития инновационной экономики. Указом Президента Республики Беларусь от 26 03.2007 г. № 136 утверждена Государственная  программа инновационного развития Республики Беларусь на 2007-2010 гг. (ГПИР), направленная на достижение приоритета страны - перевода национальной экономики в режим интенсивного развития в рамках белорусской экономической модели.

     Полномасштабная, не имеющая аналогов в прошлом, эта  программа охватила практически  все отрасли народного хозяйства—от атомной энергетики до производства медицинского инструментария - и стала фактически грандиозным народнохозяйственным планом развития Беларуси.

     В выполнении мероприятий ГПИР задействованы практически все предприятия и организации отраслей экономики и регионов страны. К концу пятилетки все они должны выйти на новый технологический уровень. Сейчас идет последний год реализации ГПИР, и можно говорить о ее предварительных итогах.

     В течение 2009 г. введено в эксплуатацию 213 производств, из них 31 важнейший, 82 новых  производства. Модернизировано 100 производств  на

     тегию инновационного развития посредством реализации мероприятий Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2011—2015 гг. и на перспективу, направленную на превращение отечественной науки в действенный национальный ресурс с целью дальнейшего обновления и устойчивого развития страны.

     В соответствии с Концепцией основной целью повой ГПИР должно стать  развитие национальной экономики на основе разработок и внедрения высо-котехнологичных ресурсо- и энергосберегающих, экспортоориентированных и конкурентоспособных производств и как результат-достижение высоких социально-экономических показателей. При этом основным критерием является высокий уровень наукоемкости производств.

     Меры  инновационного развития позволят достичь к 2015 г. в целом по стране:

  1. роста экспорта высокотехнологичных товаров и услуг в 2,5-3,0 раза;
  2. увеличения финансовых затрат за счет всех источников на научную, научно-техническую и инновационную деятельность не менее чем до 2,0 % от ВВП и расходов на развитие материально- технической базы науки до 10,0 % от всех затрат на научную, научно-техническую и инновационную деятельность;

     « доли инновационной продукции в  общем объеме отгруженной продукции  промышленности-20%;

     » доли сертифицированной продукции - 80 %;

  1. уменьшения степени износа активной части основных промышленно-производственных средств до 50 %.

     Для достижения указанных выше показателей, в первую очередь, необходимо принять  меры по увеличению к 2015 г. затрат на исследования и разработки в высокотехнологичном секторе не менее чем в три раза по отношению к 2008 г., увеличить показатель наукоемкости ВВП в Беларуси до

     компаний, привлекать средства зарубежных и отечественных  инвесторов, разработать условия  страхования инновационной деятельности.

     4. Реализация либерализационных мер, которые во многом перекликаются со стабилизационными. Переход от прямых методов регулирования к косвенным, в том числе прекращение доведения заданий предприятиям в виде валовых показателей.

     В условиях ресурсных ограничений  нельзя рассчитывать на быстрое решение  накопившихся проблем в научно-инновационном комплексе страны. Несмотря на некоторые улучшения, происходящие в связи с его реформированием, эти усилия и их результаты не носят системного характера. Разрабатываемая Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь должна стать фундаментом для реализации приоритетов государственной научной, научно- технической и инновационной политики, обеспечивающим решение ключевых проблем экономической и социальной сферы в новых условиях хозяйствования. Это касается не только профильных органов государственного управления, но и всех организаций, в которых проводятся исследования и разработки.

     В качестве первоочередных мер по инновационному развитию страны в 2011 г. и на ближайшую перспективу определены следующие:

     1) обеспечение стабильного финансирования  научной, научно-технической и  инновационной деятельности за  счет средств, в том числе,  республиканского бюджета;

     2) разработка и утверждение приоритетных  направлений научно-технической  деятельности на 2011—2015 гг. и перечней  научных и научно- технических  программ на 2011-2015 гг.;

     3) обеспечение технического перевооружения материально-технической базы производств и науки:

      4)  переход производств на V-VI технологические уклады:

     5) реализация в полном объеме  мероприятий Государственной программы  инновационного развития,       Программы социально-

Тезисы

     В современных условиях развитие экономики  Беларуси во многом зависит от такого научного потенциала, который бы отличался  высокой степенью концентрации научных  заведений и научных кадров, соответствующим  уровнем развития науки, необходимыми возможностями и ресурсами, которые  направляются на решение научно-технических  проблем. Только такой научный потенциал  в состоянии обеспечить разработку и внедрение проектов высокотехнологичных  производств. Сегодня в условиях научно-технического прогресса наука  превратилась в производительную силу и активно воздействует на эффективность  всего народнохозяйственного комплекса. Она стала важнейшим фактором отраслевой и территориальной организации  хозяйства, содействует формированию научно-производственного комплекса. Поэтому наличие научно-технической  базы, ее соответствие производственному  потенциалу, системе расселения - главное  условие социально-экономического развития любого государства.

Информация о работе Инновационная экономика – основа устойчивого социально- экономического развития Беларуси