Автор: a*****@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 17:41, научная работа
Целью данной научной работы является рассмотрение инновационной экономики в системе устойчивого развития Республики Беларусь.
Задачами данного исследования являются:
определение понятия инновационной экономики;
выявление объективной необходимости перехода экономики Республики Беларусь на инновационный уровень развития;
проанализировать инновационный потенциал Республики Беларусь;
определить основы законодательного обеспечения инновационного развития в Республике Беларусь;
определить перспективы инновационного пути развития Республики Беларусь;
сделать выводы и предложения.
Научная работа |
По экономической
теории
На тему: « Инновационная экономика – основа устойчивого социально- экономического развития Беларуси» |
МИНСКИЙ ФИЛИАЛ |
МИНСКИЙ ФИЛИАЛ
ГОСУДАРСТВЕННОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИКИ, СТАТИСТИКИ
И ИНФОРМАТИКИ (МЭСИ)»
Подготовила:
Авчинникова Алина
АУ/ 10-11
Научный руководитель:
2011 |
д. э. н., профессор
Юк З. М.
ее соответствие производственному потенциалу, системе расселения - главное условие социально-экономического развития любого государства.
Целью
данной научной работы является рассмотрение
инновационной экономики в
Задачами данного исследования являются:
Объектом исследования служит инновационная экономика. Предметом работы является развитие инновационной экономики Республики Беларусь.
инновационное
предпринимательство, преимущественно
в виде малых инновационных
В
настоящее время в стране действует
система государственной
Из функционирующих технопарков («Технопарк «Могилев», «Технопарк БГУ», ассоциация «Академтехнопарк», «Технопарк БНТУ») только «Технопарк «Могилев» комплексно решает вопросы трансфера технологий и коммерциализации научных разработок. Ассоциация «Академтехнопарк» была создана по инициативе НАН Беларуси.
В системе Министерства образования Республики Беларусь функционируют 8 центров трансфера технологий и 5 региональных инновационных и бизнес-центров. Первые созданы в основном при технических вузах, вторые — при университетах.
Технологический
и технический уровень
Из
анализа структуры
Структура технологической
Отрасль | Традиционные технологии | Новые технологии | Высокие технологии | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | |||||
Промышленность | 87,3 | 10,4 | 2,3 | |||||
Сельское и лесное | 41,4 | 37,8 | 20,8 | |||||
Фундаментальные и прикладные научные исследования | 173907 | 229048 | 284382 | 319128 | ||||
Международное сотрудничество | 5011 | 7187 | 9083 | 10536 | ||||
в % от общих расходов | 2,7 | 2,9 | 3,0 | 3,1 | ||||
Подготовка, повышение квалификации научных кадров | 3917 | 5642 | 7146 | 7816 |
Объем
расходов увеличился в 2009 г. по сравнению
с 2004 г. на 152149 млн. руб. или на 82,1 % и растет
в среднем на 22,4 % в год.
2.3 Законодательное обеспечение инновационного развития
Для обеспечения динамичного
прорыва и ускорения
При этом следует учитывать, что система правовых норм, регулирующих научно-техническую и инновационную деятельность, носит комплексный характер и затрагивает много аспектов, включая нормы
3.1 Формирование Национальной инновационной системы и реализация Государственной программы инновационного развития
Эффективным
инструментом перехода экономики на
инновационный путь развития, построения
постиндустриального
Стратегия развития НИС в Республике Беларусь ориентирована на повышение технологического уровня и конкурентоспособности производства, обеспечение выхода инновационной продукции на внутренний и внешний рынки сбыта, замещение импортной продукции.
Исходя из потребностей становления НИС и развития инновационной экономики. Указом Президента Республики Беларусь от 26 03.2007 г. № 136 утверждена Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2007-2010 гг. (ГПИР), направленная на достижение приоритета страны - перевода национальной экономики в режим интенсивного развития в рамках белорусской экономической модели.
Полномасштабная,
не имеющая аналогов в прошлом, эта
программа охватила практически
все отрасли народного
В выполнении мероприятий ГПИР задействованы практически все предприятия и организации отраслей экономики и регионов страны. К концу пятилетки все они должны выйти на новый технологический уровень. Сейчас идет последний год реализации ГПИР, и можно говорить о ее предварительных итогах.
В течение 2009 г. введено в эксплуатацию 213 производств, из них 31 важнейший, 82 новых производства. Модернизировано 100 производств на
тегию инновационного развития посредством реализации мероприятий Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2011—2015 гг. и на перспективу, направленную на превращение отечественной науки в действенный национальный ресурс с целью дальнейшего обновления и устойчивого развития страны.
В
соответствии с Концепцией основной
целью повой ГПИР должно стать
развитие национальной экономики на
основе разработок и внедрения высо-
Меры инновационного развития позволят достичь к 2015 г. в целом по стране:
« доли инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции промышленности-20%;
» доли сертифицированной продукции - 80 %;
Для достижения указанных выше показателей, в первую очередь, необходимо принять меры по увеличению к 2015 г. затрат на исследования и разработки в высокотехнологичном секторе не менее чем в три раза по отношению к 2008 г., увеличить показатель наукоемкости ВВП в Беларуси до
компаний,
привлекать средства зарубежных и отечественных
инвесторов, разработать условия
страхования инновационной
4. Реализация либерализационных мер, которые во многом перекликаются со стабилизационными. Переход от прямых методов регулирования к косвенным, в том числе прекращение доведения заданий предприятиям в виде валовых показателей.
В условиях ресурсных ограничений нельзя рассчитывать на быстрое решение накопившихся проблем в научно-инновационном комплексе страны. Несмотря на некоторые улучшения, происходящие в связи с его реформированием, эти усилия и их результаты не носят системного характера. Разрабатываемая Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь должна стать фундаментом для реализации приоритетов государственной научной, научно- технической и инновационной политики, обеспечивающим решение ключевых проблем экономической и социальной сферы в новых условиях хозяйствования. Это касается не только профильных органов государственного управления, но и всех организаций, в которых проводятся исследования и разработки.
В качестве первоочередных мер по инновационному развитию страны в 2011 г. и на ближайшую перспективу определены следующие:
1)
обеспечение стабильного
2)
разработка и утверждение
3) обеспечение технического перевооружения материально-технической базы производств и науки:
4) переход производств на V-VI технологические уклады:
5)
реализация в полном объеме
мероприятий Государственной
Тезисы
В
современных условиях развитие экономики
Беларуси во многом зависит от такого
научного потенциала, который бы отличался
высокой степенью концентрации научных
заведений и научных кадров, соответствующим
уровнем развития науки, необходимыми
возможностями и ресурсами, которые
направляются на решение научно-технических
проблем. Только такой научный потенциал
в состоянии обеспечить разработку
и внедрение проектов высокотехнологичных
производств. Сегодня в условиях
научно-технического прогресса наука
превратилась в производительную силу
и активно воздействует на эффективность
всего народнохозяйственного