Инфраструктура

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 19:24, реферат

Описание работы

Инфраструктура – это совокупность элементов производственных сил в виде отраслей, производств и видов деятельности, придающих целостный характер как всему народному хозяйству, так и отдельным его сферам и комплексам, функциональное назначение которой состоит, во-первых, в создании общественных условий, обеспечивающих эффективное функционирование основного производства, и во-вторых, в обеспечении воспроизводства рабочей силы.

Работа содержит 1 файл

Инфраструктура.docx

— 22.80 Кб (Скачать)

Инфраструктура – это  совокупность элементов производственных сил в виде отраслей, производств  и видов деятельности, придающих  целостный характер как всему  народному хозяйству, так и отдельным  его сферам и комплексам, функциональное назначение которой состоит, во-первых, в создании общественных условий, обеспечивающих эффективное функционирование основного  производства, и во-вторых, в обеспечении  воспроизводства рабочей силы.

Под инфраструктурой АПК  соответственно понимается комплекс отраслей и видов деятельности, которые  создают общественные условия для  функционирования агропромышленного  производства путем предоставления услуг и установления связей между  сопряженными видами производств.

Инфраструктура исторически  и логически является неотъемлемой составляющей экономических систем различных типов, поскольку основная цель ее функционирования состоит в  удовлетворении определенных общественных потребностей и создании условий  функционирования основного производства.

Основной задачей инфраструктуры АПК является постепенное освобождение предприятий АПК от выполнения функций  обслуживания производства и сосредоточения их усилий на основной деятельности.

Природа возникновения и  развития инфраструктуры заложена в  общественном разделении труда и  обобществлении производства. Социально-экономические  предпосылки возникновения инфраструктуры обусловлены развитием товарного  производства: по мере расширения границ товарно-денежных отношений формировались  потребности и появлялись возможности  возникновения новых видов деятельности.

В своей эволюции инфраструктура прошла ряд этапов:

  1. разделение производственных функций на основные и вспомогательные на уровне действий, затем на уровне предприятия;
  2. обособление субъектов, оказывающих вспомогательные услуги, в отдельные предприятия;
  3. формирование инфраструктурных отраслей.

Объектом изучения экономической  теории инфраструктура стала во второй половине ХХ века, когда ее роль и  значение в рыночной экономике существенно  возросли. Она все более становится составной частью воспроизводственного процесса, поглощает значительную часть  инвестиций и трудовых ресурсов. Кроме  того, дальнейшее углубление международного разделения труда и усиление интеграционных процессов в мировом хозяйстве  повышают нагрузку на отрасли экономики, призванные обслуживать все более  усложняющееся и расширяющееся  общественное производство, создавать  материальные условия для нормальной жизнедеятельности населения, функционирования общественных и межгосударственных отношений.

Основные черты инфраструктуры:

  1. Инфраструктура создает общественные условия для осуществления процесса производства и обеспечивает его непрерывность;
  2. Инфраструктура способствует осуществлению всего хозяйственного оборота, всех форм движения продукции на всех стадиях от производителя до потребителя;
  3. Инфраструктура создает условия для углубления общественного разделения труда, повышения уровня специализации и кооперации производства;
  4. Отрасли инфраструктуры участвуют в образовании совокупного общественного продукта, в них создается новая стоимость, но при этом новых натурально-вещественных форм не возникает;
  5. Инфраструктура выступает как главная материальная система, объединяющая различные отрасли, подотрасли, регионы в единый народнохозяйственный комплекс;
  6. Продукция инфраструктуры не подлежит складированию и накоплению;
  7. Компонентам инфраструктуры присуще наличие взаимозаменяемости и взаимодополняемости;
  8. Инфраструктура имеет межотраслевой и межрегиональный характер;
  9. Инфраструктура не создает конечный продукт, но существенным образом определяет возможности его производства и участвует в образовании добавленной стоимости.

Инфраструктура АПК обеспечивает взаимосвязь всех фаз процесса воспроизводства: производства, распределения, обмена и  потребления. Ее задачами являются обеспечение  нормального функционирования сельскохозяйственных предприятий, освобождение от несвойственных им функций и сосредоточение их усилий на основной деятельности, а также  обеспечение нормальной жизнедеятельности, воспроизводства и закрепления  рабочей силы.

Эффективность функционирования инфраструктуры АПК выражается в  увеличении производства, сохранении качества и устранении потерь сельскохозяйственной продукции, а также в повышении  производительности труда и уровня жизни его работников.

Таким образом, инфраструктура обслуживает все стадии агропромышленного  производства. Поэтому ее роль в  повышении уровня интенсификации и  эффективности АПК неуклонно  растет.

Классификация инфраструктуры должна отвечать одному из важнейших  народнохозяйственных требований –  формированию более совершенной  структуры экономики.

Классификация инфраструктуры АПК осуществляется по различным  основаниям и выполняет следующие  основные задачи:

- позволяет на основе  группировки определить место  как отдельных элементов, так  и целых отраслей инфраструктуры, в системе общественного воспроизводства;

- способствует изучению  межотраслевых связей и установлению  на этой основе оптимальных  пропорций между основным производством  и обслуживающими его отраслями;

- помогает планомерно  совершенствовать систему управления  комплексом смежных отраслей, обеспечивающих  максимальный выход конечной  продукции АПК.

По функциональному назначению в инфраструктуре АПК выделяются две основные группы отраслей:

  1. Отрасли, обслуживающие основное производство: материально-техническое снабжение, ремонт машин и оборудования, агрохимическое, энергетическое, инженерно-техническое обслуживание, зоотехническое и ветеринарное обслуживание и пр.;
  2. Отрасли, способствующие продвижению продукции к потребителю: транспортировка и хранение продукции, связь и информационное обеспечение, система закупок, торговля, тара и упаковка и пр.

По степени воздействия  на материальное производство выделяются:

  1. Производственная инфраструктура – отрасли и виды деятельности, обуславливающие непосредственно процесс производства сельскохозяйственной продукции и призванные обеспечивать решение таких задач, как производственно-техническое обслуживание основного производства, создание необходимых производственно-эксплуатационных условий для его нормального функционирования, продвижение продукции от 1-ой сферы АПК до 2-ой, а также доведение конечного продукта сельского хозяйства до потребителя. К производственной инфраструктуре АПК относятся отрасли материально-технического снабжения, агрохимического, инженерно-технического, зооветеринарного обслуживания, транспорт и связь, система заготовок, хранения и сбыта продукции и пр.;
  2. Социальная инфраструктура – состоит из отраслей, обеспечивающих нормальную трудовую деятельность, способствующих воспроизводству рабочей силы и повышению жизненного уровня работников АПК. К ней относятся учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, детские учреждения, предприятия общественного питания и торговли, общественный транспорт, служба охраны труда, учебно-производственные комбинаты и пр. Особенность социальной инфраструктуры в сельской местности выступает то, что она является единой, для населения, занятого как непосредственно в сфере сельскохозяйственного производства, так и в других отраслях народного хозяйства;
  3. Институциональная инфраструктура – представляет собой совокупность инфраструктурных элементов, связанных с обслуживанием управления. К ней относятся аппарат управления, диспетчерские, юридические, информационные службы, вычислительные центры, служебный транспорт и пр.

По территориальному признаку выделяется:

  1. Народнохозяйственная инфраструктура – система отраслей и служб, обслуживающих народное хозяйство в целом и обеспечивающих его эффективное функционирование. Так, крупными инфраструктурными комплексами являются единая энергетическая система страны («Белэнерго»), единая транспортная система («Белавтодор», «Белорусская железная дорога»), единая система связи («Белпочта», «Белтелеком») и др.;
  2. Региональная инфраструктура – связана с развитием отдельных экономических районов, формированием территориально-производственных комплексов, составляющие ее объекты призваны обслуживать внутрирегиональные экономические связи. Например, для предприятий города Минска это такие организации как «Минтранс», «Минскэнерго», «Минсккоммунтеплосеть», «Мингоринфосервис» и пр.;
  3. Локальная (производственная) инфраструктура – состоит из элементов и производств, обеспечивающих деятельность отдельных предприятий или их групп. К примеру, функционирование Минской птицефабрики имени Н.К.Крупской обеспечивают собственная котельная, автотранспортный цех, ремонтные мастерские, ветеринарная лаборатория и пр.

По отраслевому признаку выделяется:

  1. Межотраслевая инфраструктура – призвана обслуживать многие отрасли народного хозяйства. Это в первую очередь транспорт, электроснабжение, связь;
  2. Внутриотраслевая инфраструктура – способствует эффективному функционированию конкретной отрасли АПК. Например, во внутриотраслевой инфраструктуре растениеводства важное место принадлежит семеноводству и агрохимическому обслуживанию, животноводства – ветеринарному обслуживанию, перерабатывающей промышленности – холодильному и складскому хозяйству.

В целях обеспечения гармоничного, соответствующего потребностям друг друга, размещения всех производственных элементов  в пределах определенной территории, по принципу соответствия развития инфраструктуры уровню развития производительных сил  различают:

  1. Опережающее развитие инфраструктуры – составляет основу экономического роста основных производственных отраслей;
  2. Одновременное – масштабы и качественный уровень развития инфраструктуры оптимально соответствуют потребностям производства и населения, обеспечивая стабильное функционирование экономики;
  3. Запаздывающее – уровень развития инфраструктуры недостаточен для реализации потенциала основного производства и удовлетворения социальных потребностей населения. В таких условиях может наступать экономический спад в регионе.

По продолжительности  функционирования выделяется:

  1. Устоявшаяся инфраструктура – действующая продолжительный период;
  2. Зарождающаяся и развивающаяся инфраструктура;
  3. Перспективная инфраструктура – разрабатывается в процессе долгосрочного планирования как необходимая составляющая достижения экономических и социальных результатов, реализации производственного потенциала региона.

Развитая инфраструктура является условием формирования и развития современной рыночной экономики. По мере усиления взаимосвязей между хозяйствующими субъектами в процессе обмена товарами и услугами она приобретает разные формы, обусловленные множеством функций  и институтов, многоуровневой структурой и организацией, возрастающей ролью  в эволюции общественного воспроизводства.

На современном этапе  актуализировалась необходимость  системного исследования инфраструктуры АПК как подсистемы национальной экономики, изучения ее природы и  специфики, особенностей функционирования, и на этой основе определения альтернативных подходов к созданию отечественной  модели инфраструктуры рыночного хозяйства.

Так, государственной Программой возрождения и развития села на 2006-2010 годы предусмотрено формирование качественно  новых типов благоустроенных  сельских поселков (агрогородков), в  которых будут созданы производственная и социальная инфраструктуры для  обеспечения социальных стандартов проживающему в них населению  и жителям прилегающих территорий.

При этом основными направлениями  совершенствования инфраструктуры сельских населенных пунктов являются: повышение жизненного уровня и привлекательности  труда на селе; развитие жилищного  строительства и коммунального  обустройства, электрификации, газификации, водоснабжения, телекоммуникационной связи на селе; модернизация дорог  и транспортного обеспечения; развитие образования, здравоохранения и  культуры, физической культуры, спорта и туризма на селе; улучшение бытового и торгового обслуживания сельского  населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Инфраструктура и общество: принципы опережающего развития. / Г. А. Гольц. – Экономическая наука современной России, №2, 2000, с. 5-21.

 

  1. Морова А. П. Инвестиции в человеческий капитал и социальную инфраструктуру. / Социологические исследования. 1998, № 9, с. 72-77.

Информация о работе Инфраструктура