Инфраструктура – это
совокупность элементов производственных
сил в виде отраслей, производств
и видов деятельности, придающих
целостный характер как всему
народному хозяйству, так и отдельным
его сферам и комплексам, функциональное
назначение которой состоит, во-первых,
в создании общественных условий, обеспечивающих
эффективное функционирование основного
производства, и во-вторых, в обеспечении
воспроизводства рабочей силы.
Под инфраструктурой АПК
соответственно понимается комплекс отраслей
и видов деятельности, которые
создают общественные условия для
функционирования агропромышленного
производства путем предоставления
услуг и установления связей между
сопряженными видами производств.
Инфраструктура исторически
и логически является неотъемлемой
составляющей экономических систем
различных типов, поскольку основная
цель ее функционирования состоит в
удовлетворении определенных общественных
потребностей и создании условий
функционирования основного производства.
Основной задачей инфраструктуры
АПК является постепенное освобождение
предприятий АПК от выполнения функций
обслуживания производства и сосредоточения
их усилий на основной деятельности.
Природа возникновения и
развития инфраструктуры заложена в
общественном разделении труда и
обобществлении производства. Социально-экономические
предпосылки возникновения инфраструктуры
обусловлены развитием товарного
производства: по мере расширения границ
товарно-денежных отношений формировались
потребности и появлялись возможности
возникновения новых видов деятельности.
В своей эволюции инфраструктура
прошла ряд этапов:
- разделение производственных функций на основные и вспомогательные на уровне действий, затем на уровне предприятия;
- обособление субъектов, оказывающих вспомогательные услуги, в отдельные предприятия;
- формирование инфраструктурных отраслей.
Объектом изучения экономической
теории инфраструктура стала во второй
половине ХХ века, когда ее роль и
значение в рыночной экономике существенно
возросли. Она все более становится
составной частью воспроизводственного
процесса, поглощает значительную часть
инвестиций и трудовых ресурсов. Кроме
того, дальнейшее углубление международного
разделения труда и усиление интеграционных
процессов в мировом хозяйстве
повышают нагрузку на отрасли экономики,
призванные обслуживать все более
усложняющееся и расширяющееся
общественное производство, создавать
материальные условия для нормальной
жизнедеятельности населения, функционирования
общественных и межгосударственных
отношений.
Основные черты инфраструктуры:
- Инфраструктура создает общественные условия для осуществления процесса производства и обеспечивает его непрерывность;
- Инфраструктура способствует осуществлению всего хозяйственного оборота, всех форм движения продукции на всех стадиях от производителя до потребителя;
- Инфраструктура создает условия для углубления общественного разделения труда, повышения уровня специализации и кооперации производства;
- Отрасли инфраструктуры участвуют в образовании совокупного общественного продукта, в них создается новая стоимость, но при этом новых натурально-вещественных форм не возникает;
- Инфраструктура выступает как главная материальная система, объединяющая различные отрасли, подотрасли, регионы в единый народнохозяйственный комплекс;
- Продукция инфраструктуры не подлежит складированию и накоплению;
- Компонентам инфраструктуры присуще наличие взаимозаменяемости и взаимодополняемости;
- Инфраструктура имеет межотраслевой и межрегиональный характер;
- Инфраструктура не создает конечный продукт, но существенным образом определяет возможности его производства и участвует в образовании добавленной стоимости.
Инфраструктура АПК обеспечивает
взаимосвязь всех фаз процесса воспроизводства:
производства, распределения, обмена и
потребления. Ее задачами являются обеспечение
нормального функционирования сельскохозяйственных
предприятий, освобождение от несвойственных
им функций и сосредоточение их усилий
на основной деятельности, а также
обеспечение нормальной жизнедеятельности,
воспроизводства и закрепления
рабочей силы.
Эффективность функционирования
инфраструктуры АПК выражается в
увеличении производства, сохранении
качества и устранении потерь сельскохозяйственной
продукции, а также в повышении
производительности труда и уровня
жизни его работников.
Таким образом, инфраструктура
обслуживает все стадии агропромышленного
производства. Поэтому ее роль в
повышении уровня интенсификации и
эффективности АПК неуклонно
растет.
Классификация инфраструктуры
должна отвечать одному из важнейших
народнохозяйственных требований –
формированию более совершенной
структуры экономики.
Классификация инфраструктуры
АПК осуществляется по различным
основаниям и выполняет следующие
основные задачи:
- позволяет на основе
группировки определить место
как отдельных элементов, так
и целых отраслей инфраструктуры,
в системе общественного воспроизводства;
- способствует изучению
межотраслевых связей и установлению
на этой основе оптимальных
пропорций между основным производством
и обслуживающими его отраслями;
- помогает планомерно
совершенствовать систему управления
комплексом смежных отраслей, обеспечивающих
максимальный выход конечной
продукции АПК.
По функциональному назначению
в инфраструктуре АПК выделяются
две основные группы отраслей:
- Отрасли, обслуживающие основное производство: материально-техническое снабжение, ремонт машин и оборудования, агрохимическое, энергетическое, инженерно-техническое обслуживание, зоотехническое и ветеринарное обслуживание и пр.;
- Отрасли, способствующие продвижению продукции к потребителю: транспортировка и хранение продукции, связь и информационное обеспечение, система закупок, торговля, тара и упаковка и пр.
По степени воздействия
на материальное производство выделяются:
- Производственная инфраструктура – отрасли и виды деятельности, обуславливающие непосредственно процесс производства сельскохозяйственной продукции и призванные обеспечивать решение таких задач, как производственно-техническое обслуживание основного производства, создание необходимых производственно-эксплуатационных условий для его нормального функционирования, продвижение продукции от 1-ой сферы АПК до 2-ой, а также доведение конечного продукта сельского хозяйства до потребителя. К производственной инфраструктуре АПК относятся отрасли материально-технического снабжения, агрохимического, инженерно-технического, зооветеринарного обслуживания, транспорт и связь, система заготовок, хранения и сбыта продукции и пр.;
- Социальная инфраструктура – состоит из отраслей, обеспечивающих нормальную трудовую деятельность, способствующих воспроизводству рабочей силы и повышению жизненного уровня работников АПК. К ней относятся учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, детские учреждения, предприятия общественного питания и торговли, общественный транспорт, служба охраны труда, учебно-производственные комбинаты и пр. Особенность социальной инфраструктуры в сельской местности выступает то, что она является единой, для населения, занятого как непосредственно в сфере сельскохозяйственного производства, так и в других отраслях народного хозяйства;
- Институциональная инфраструктура – представляет собой совокупность инфраструктурных элементов, связанных с обслуживанием управления. К ней относятся аппарат управления, диспетчерские, юридические, информационные службы, вычислительные центры, служебный транспорт и пр.
По территориальному признаку
выделяется:
- Народнохозяйственная инфраструктура – система отраслей и служб, обслуживающих народное хозяйство в целом и обеспечивающих его эффективное функционирование. Так, крупными инфраструктурными комплексами являются единая энергетическая система страны («Белэнерго»), единая транспортная система («Белавтодор», «Белорусская железная дорога»), единая система связи («Белпочта», «Белтелеком») и др.;
- Региональная инфраструктура – связана с развитием отдельных экономических районов, формированием территориально-производственных комплексов, составляющие ее объекты призваны обслуживать внутрирегиональные экономические связи. Например, для предприятий города Минска это такие организации как «Минтранс», «Минскэнерго», «Минсккоммунтеплосеть», «Мингоринфосервис» и пр.;
- Локальная (производственная) инфраструктура – состоит из элементов и производств, обеспечивающих деятельность отдельных предприятий или их групп. К примеру, функционирование Минской птицефабрики имени Н.К.Крупской обеспечивают собственная котельная, автотранспортный цех, ремонтные мастерские, ветеринарная лаборатория и пр.
По отраслевому признаку
выделяется:
- Межотраслевая инфраструктура – призвана обслуживать многие отрасли народного хозяйства. Это в первую очередь транспорт, электроснабжение, связь;
- Внутриотраслевая инфраструктура – способствует эффективному функционированию конкретной отрасли АПК. Например, во внутриотраслевой инфраструктуре растениеводства важное место принадлежит семеноводству и агрохимическому обслуживанию, животноводства – ветеринарному обслуживанию, перерабатывающей промышленности – холодильному и складскому хозяйству.
В целях обеспечения гармоничного,
соответствующего потребностям друг друга,
размещения всех производственных элементов
в пределах определенной территории,
по принципу соответствия развития инфраструктуры
уровню развития производительных сил
различают:
- Опережающее развитие инфраструктуры – составляет основу экономического роста основных производственных отраслей;
- Одновременное – масштабы и качественный уровень развития инфраструктуры оптимально соответствуют потребностям производства и населения, обеспечивая стабильное функционирование экономики;
- Запаздывающее – уровень развития инфраструктуры недостаточен для реализации потенциала основного производства и удовлетворения социальных потребностей населения. В таких условиях может наступать экономический спад в регионе.
По продолжительности
функционирования выделяется:
- Устоявшаяся инфраструктура – действующая продолжительный период;
- Зарождающаяся и развивающаяся инфраструктура;
- Перспективная инфраструктура – разрабатывается в процессе долгосрочного планирования как необходимая составляющая достижения экономических и социальных результатов, реализации производственного потенциала региона.
Развитая инфраструктура
является условием формирования и развития
современной рыночной экономики. По
мере усиления взаимосвязей между хозяйствующими
субъектами в процессе обмена товарами
и услугами она приобретает разные
формы, обусловленные множеством функций
и институтов, многоуровневой структурой
и организацией, возрастающей ролью
в эволюции общественного воспроизводства.
На современном этапе
актуализировалась необходимость
системного исследования инфраструктуры
АПК как подсистемы национальной
экономики, изучения ее природы и
специфики, особенностей функционирования,
и на этой основе определения альтернативных
подходов к созданию отечественной
модели инфраструктуры рыночного хозяйства.
Так, государственной Программой
возрождения и развития села на 2006-2010
годы предусмотрено формирование качественно
новых типов благоустроенных
сельских поселков (агрогородков), в
которых будут созданы производственная
и социальная инфраструктуры для
обеспечения социальных стандартов
проживающему в них населению
и жителям прилегающих территорий.
При этом основными направлениями
совершенствования инфраструктуры
сельских населенных пунктов являются:
повышение жизненного уровня и привлекательности
труда на селе; развитие жилищного
строительства и коммунального
обустройства, электрификации, газификации,
водоснабжения, телекоммуникационной
связи на селе; модернизация дорог
и транспортного обеспечения; развитие
образования, здравоохранения и
культуры, физической культуры, спорта
и туризма на селе; улучшение бытового
и торгового обслуживания сельского
населения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Инфраструктура и общество: принципы опережающего развития. / Г. А. Гольц. – Экономическая наука современной России, №2, 2000, с. 5-21.
- Морова А. П. Инвестиции в человеческий капитал и социальную инфраструктуру. / Социологические исследования. 1998, № 9, с. 72-77.