Информационный взрыв

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 19:54, реферат

Описание работы

Ученые утверждают, что в истории развития цивилизации произошло несколько информационных революций – преобразований общественных отношений из-за кардинальных изменений в сфере обработки информации. Следствием подобных преобразований являлось приобретение человеческим обществом нового качества.
Первая революция связана с изобретением письменности, что привело к гигантскому качественному и количественному скачку. Появилась возможность передачи знаний от поколения к поколениям.

Содержание

Введение
1. Информационный взрыв: становление и развитие. Информация
2. Информационный взрыв
Заключение

Работа содержит 1 файл

Информационный взрыв.docx

— 26.52 Кб (Скачать)

Содержание

Введение

1. Информационный взрыв: становление  и развитие. Информация

2. Информационный взрыв

Заключение

 

Введение

 

Грядущую  эру в истории человечества стали  называть не только информационным обществом, но и обществом знаний, постиндустриальным обществом, инфосферой.

А. Тоффлер ввел в научный оборот теорию трех революций, согласно которой человечество пережило уже аграрную и индустриальную революции и стоит на пороге информационной революции.

Ученые  утверждают, что в истории развития цивилизации произошло несколько  информационных революций – преобразований общественных отношений из-за кардинальных изменений в сфере обработки  информации. Следствием подобных преобразований являлось приобретение человеческим обществом  нового качества.

Первая  революция связана с изобретением письменности, что привело к гигантскому  качественному и количественному  скачку. Появилась возможность передачи знаний от поколения к поколениям.

Вторая  революция (середина XVI в.) вызвана изобретением книгопечатания, что радикально изменило индустриальное общество, культуру, организацию  деятельности.

Третья  революция (конец XIX в.) обусловлена  изобретением электричества, благодаря  которому появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать и накапливать информацию в любом  объеме.

Четвертая революция (70-е гг. XX в.) связана с  изобретением микропроцессорной технологии и появлением персонального компьютера. На микропроцессорах и интегральных схемах создаются компьютеры, компьютерные сети, системы передачи данных (информационные коммуникации).

Этот  период характеризуют три фундаментальные  инновации:

- переход  от механических и электрических  средств преобразования информации  к электронным;

- иниатюризация всех узлов, устройств, приборов, машин;

- создание  программно-управляемых устройств  и процессов.

Последняя информационная революция выдвигает  на первый план новую отрасль –  информационную индустрию, связанную  с производством технических  средств, методов, технологий для производства новых знаний.

Важнейшими  составляющими информационной индустрии  становятся все виды информационных технологий, особенно телекоммуникации.

Современная информационная технология опирается  на достижения в области компьютерной техники и средств связи.

Усложнение  индустриального производства, социальной, экономической и политической жизни, изменение динамики процессов во всех сферах деятельности человека привели, с одной стороны, к росту потребностей в знаниях, а с другой – к  созданию новых средств и способов удовлетворения этих потребностей.

 

 

1. Информационный взрыв: становление  и развитие

1. Информация

 

Информация... Такое привычное, как будто бы не содержащее ничего таинственного, понятие Оно прочно вошло в нашу повседневную жизнь, и мы пользуемся им часто и уверенно, не вдумываясь в его смысл. Да, может  быть, и не стоило бы вдумываться, если бы с некоторых пор человечество не почувствовало огромное влияние  информационных процессов на всю  историю своего развития, влияние, которое  все возрастает и возможные последствия  которого человечеству крайне важно  предвидеть уже в настоящем.

Что же несет человеку воспринимаемая им из внешнего мира информация в наше время? На первый взгляд – комфорт. Информация – это и газетные полосы, и экраны телевизоров, и прогноз погоды, и объявление в аэропорту – ощутимые элементы жизни современного человека, несущие ему неисчислимые удобства и позволяющие сделать вывод о том, что чем больше информации, тем увереннее чувствует себя человек, тем больше его возможности и тем выше степень комфорта, который он ощущает.

Однако, приглядевшись повнимательнее, мы увидим, что информация несет нам не только комфорт, но и подвергает серьезному испытанию наш организм, все больше «переключая» его с физической деятельности, которая так естественна для него, на деятельность умственного, информационного характера, в которой наши мышцы не участвуют. Мы все являемся свидетелями все большей замены физического труда трудом умственным, т.е. трудом, связанным с обработкой информации. Вместе с тем обработка информации требует от нас большого напряжения, и перегрузки информационные не менее страшны для организма, чем перегрузки физические. Если учесть, что профессий, связанных с тяжелым физическим трудом, осталось уже не так много, а профессий, требующих от человека напряженного умственного труда, становится все больше и, кроме того, тенденция увеличения «информационной нагрузки» на человека сохраняется, то, пожалуй, настало время серьезно задуматься над тем, что же несет человечеству его удивительная способность обрабатывать информацию. Добро или зло? С одной стороны, мы, благодаря ей, пользуемся комфортом даже в безбрежном океане и космосе, а с другой – она становится причиной огромных нервных перегрузок.

Как видим, влияние информации на жизнь нашего современника велико и противоречиво. Чтобы представить, каким будет это влияние в  будущем, надо понять, почему оно стало  таким, каким мы наблюдаем его  сегодня. Желание глубже понять роль информации в жизни человеческого  общества, видимо, приведет нас к  самым ранним стадиям его развития.

2. Информационный взрыв

 

Развитие общественных сетей  доступа идет высокими темпами, и  без всякого преувеличения в  настоящее время можно говорить об «информационном взрыве». Сети перестали  быть уделом специалистов, в Интернет хлынул поток новых пользователей, зачастую не представляющих принципов  работы сети – поток Потребителей. Как и всякое явление, наличие  потребителей в сети имеет свои плюсы  и минусы. В любом случае наличие  потребителей превращает Интернет в  общественную сеть, меняет представление  о жизни, как уже было неоднократно сказано, строится новое информационное общество – цифровое общество.

В настоящий момент можно  смело говорить об информационном взрыве. Что мы понимаем под эти понятием?

Информационный взрыв  характеризуется следующими признаками:

- ускоряющимся  ростом количества информации;

- убыстряющимся  темпом появления новинок и  изменений;

- быстрым  обесцениванием, устареванием имеющейся  информации и знаний;

- интенсивным  ростом индустрии информации.

Хозяйство впитывает все больше и больше знаний и информации.

Электронизация  хозяйственной деятельности становиться  реальностью:

- информация  трансформируется в цифровую, становится обрабатываемой на компьютере;

- инструменты  и приборы содержат все больше  электроники, приобретают свойство  интеллекта, в центре всего становится  компьютер;

- в любой  сфере деятельности становится  невозможным обойтись без использования  электронных приборов – компьютеров;

- производство, хранение, преобразование, передача  информации происходит в универсальных  системах совместимыми с приборами;

- государственные  органы представлены в виртуальном  пространстве;

- документооборот  становится электронным.

Мобилизация и развитие сетей происходит сверхбыстрыми  темпами:

- каждый  пользователь становится доступен  когда угодно и где угодно  даже без провода;

- все  большая часть услуг, данных, коммуникаций  проводится через сети;

- безнадежен  тот, кто остается вне сети;

- расстояния  упраздняются, радикально уменьшается  необходимость в поездках;

- проблема  «последнего километра» временно  становится переходной.

Свобода коммуникаций – осуществление древнейшей мечты человечества:

- обмен  информацией становиться глобальным  и распространяется на всю  планету;

- в процессе  коммуникации возможно использовать любой элемент передачи информации (звук, фотография, фильм и другое);

- человек  может одновременно обратиться  к целой группе людей;

- каждый  может сделать себя доступным  для массы других людей;

- человек  становиться, способен эффективно  общаться с группами самых  разных размеров.

Свободное перемещение информации – основа объединения и демократии. Появляющиеся в самых разнообразных формах данные, знания, идеи и мысли становятся свободно и быстро доступны для широких  масс. Свободное перемещение денег, работы (например, программирование), товаров (все, что появляется в виде информации). Знания также подвержены глобализации. Границы становятся прозрачными.

Конвергенция  элементов передачи информации:

- Размываются  четкие границы между разными  носителями информации и ее  представлениями (газета, книга,  радио, телевидение, кино, CD, Интернет  и т.д.) и они, дополняя друг  друга, интегрируются.

- Наряду  с традиционными формами представления  и передачи информации (театр,  книги, библиотеки, выставки, концерты  и т.д.) средства представления  информации принимают все более  интерактивный характер.

Информатизированная сетевая экономика – основа нового мира. В производстве и экономике критическим ресурсом становится знания и информация.

Информатика приобретает звание головной индустрии  мирового хозяйства. Рынки труда, денег, услуг, товаров, капиталов глобализируются с помощью сетей, образуется глобальная конкуренция.

В информатизированной экономике жизнеспособны только высококоммуникабельные участники.

1.4 Информационный взрыв  – угроза современной цивилизации

 

В последнее  время много говорят об "информационной революции", "информационном взрыве", о переходе земной цивилизации к  "информационному обществу". Что же вкладывают специалисты в эти и многие подобные понятия и термины, своей необычностью, непривычностью звучания и яркостью в буквальном смысле слова захлестнувшие страницы газет и журналов, а также электронные средства массовой информации? Всё дело в том, что они теснейшим образом взаимосвязаны с проблемами обеспечения информационно-психологической безопасности России и русского народа, являющегося базовым компонентом государства. Сегодня уже никто не удивляется обилию разнообразной техники, заполонившей многочисленные офисы фирм и компаний, органов власти и управления. Компьютеры, принтеры, сканеры, мобильные телефоны, пейджеры и другие средства получения и обработки информации используются во многих областях человеческой деятельности, и количество сфер применения будет постоянно расти. Кроме того, уже и в системе среднего образования вводятся новые специальности для учителей, например, так называемые "тьюторы" будут готовить учеников школ для работы в глобальных компьютерных сетях, в том числе и в Интернете. Научно-технический прогресс нельзя остановить. Надо реагировать на происходящие в мире (в том числе и в информационной сфере) изменения адекватно. Если рассматривать данную проблему именно под таким углом зрения, то для русской глубинки государственными структурами должны быть разработаны и введены в практическое использование соответствующие программы государственной поддержки тех регионов, которые нуждаются в дотационных вливаниях. Кроме этого, наконец-то, должен быть ликвидирован дисбаланс в правомочиях субъектов Российской Федерации. Нормативные акты всех регионов России в законодательном плане не должны расходиться с норма-ми Федерального центра, с Конституцией России. Имеется масса отличных документов, принятых и утверждённых высшими должностными лицами России. Среди них и Доктрина информационной безопасности России, утверждённая Президентом страны В.В. Путиным в сентябре 2000 года. Данный документ смело можно назвать программным актом государственных структур в информационной сфере. России предстоит искать и находить ответы на постоянно возникающие вызовы времени, давать возможность роста молодому поколению, способному служить на пользу своей Родине. В самом термине "информационно-психологическая безопасность" видно тесное переплетение различных сфер – информационной, психологической и других. На самом деле проблема, скрываемая за названием, ещё более глубокая и важная: защита национальных интересов от вредоносных, несанкционированных, враждебных информационно-психологических воздействий. Что можно отнести к таким воздействиям? Их спектр охватывает не только названные в разделе сферы. Рассмотрим простейший пример – рекламное воздействие на массовое сознание. Здесь мы сталкиваемся с так называемым "25-ым кадром", когда влиянию самой тематикой рекламных роликов подвергается подсознание человека. Одна из задач торговой сферы – сбыт продукции. Одна из важных задач государства – защита собственного населения от недобросовестной или ложной рекламы. Здесь надо приходить к взаимовыгодному решению накопившихся вопросов. Именно сегодня очень мощному внешнему воздействию подвергается и духовная сфера российского общества, или, говоря языком официальных документов, "сфера духовной жизни". Нет ли в ней сегодня проблем? – можно задать такой вопрос и сразу же на него ответить – конечно, есть. И эти проблемы надо решать. Детская беспризорность, наркомания, пьянство, безработица, выталкивающая за ворота предприятий многих, заставляя их менять сферы деятельности, насаждаемые в некоторых СМИ чуждые для жителей России ценностные ориентиры заставляют предположить, что не всё благополучно в нашем общем доме. Одна из задач органов власти и управления – решение названных проблем. Возвращаясь к проблематике статьи, надо отметить следующее. Для того, чтобы научить подавляющее большинство населения грамотной работе с информацией, надо создавать специальные подготовительные центры. Иначе прогрессивно нарастающая лавина разноплановой информации может захлестнуть своими потоками неподготовленных людей. Поэтому и психологическую сферу (психосферу) человека следует готовить к работе в условиях информационных перегрузок постепенно. Одна из особенностей человеческой психики как таковой – медлительность изменений. И это, на самом деле, очень хорошо. Человек, пропуская через свой внутренний мир определённые внешние перемены, успевает к ним адаптироваться. Но всё равно это связано с возникновением разнообразных перегрузок. А то, что такие перегрузки будут увеличиваться и разрастаться, скоро заметят (если ещё не заметили) многие. В связи с этим и в школьные программы, и в курсы подготовки специалистов с высшим образованием сегодня вводятся новые дисциплины.

Одна  из проблем многообразия профессий  – количество затрачиваемого на подготовку специалиста времени и качество подготовленного специалиста. Вопрос: можно ли научить человека работе на компьютере за несколько занятий? Ответ: да, вполне возможно. Вопрос: будет  ли такой специалист разбираться  в премудростях структуры персонального  компьютера, сможет ли он заниматься, как  говорят специалисты, "железом" (начинкой)? Ответ на данный вопрос также  лежит на поверхности: нет, не сможет. Поэтому наряду с краткосрочными курсами повышения квалификации должны существовать базовые образовательные  системы, в ходе освоения которых  люди получат фундаментальную подготовку по широчайшему кругу вопросов. Такие  специалисты всегда высоко котируются на профессиональных рынках. Они окажутся тем "золотым фондом" русского народа, который и будет вести  Россию в XXI веке. Что касается предотвращения перегрузок по информации, то одна из задач  центров, которые можно было бы создать  в данной области, должна быть адаптация  и обучение людей поиску объективной, достоверной и своевременной  информации. Если частично рассмотреть  зарубежный опыт, то очень любопытные примеры дает нам Япония. Безусловно, это очень информатизированная и компьютеризированная страна.

На некоторых  предприятиях там сталкиваются с  проблемой информационных перегрузок. Симптомы тесно связаны с общей  стрессовой усталостью. Называют сами японцы данное заболевание "кароши". Последствия его достаточно трагичны, вплоть до смертельных исходов. Как свидетельствуют сухие цифры статистической отчётности, в середине девяностых годов от таких перегрузок на японских предприятиях и в учреждениях ежегодно погибало на рабочих местах до десяти тысяч человек(!). Данная статистика свидетельствует о серьёзности возникающей проблемы. Ещё не так давно шёл извечный спор между "физиками" и "лириками" о приоритетах образования. Предметом дискуссий была проблема так называемого гуманитарного и технического образования. Сегодня на повестке дня оказывается универсальность образовательных систем и переплетение образовательных программ. А это всё напрямую связано с вопросами получения, обработки и использования информации.

Если  русский народ сможет адекватно  среагировать на быстро происходящие изменения мирового уровня (в том  числе и на так называемую "глобализацию"), сохранив при этом свою душу и самобытность, значит, уже в скором времени все  почувствуют и увидят позитивные тенденции. Но для этого нужно  много и кропотливо работать, налаживать системы поиска и отбора талантливой  молодёжи, допуска их к ресурсным  базам, обучения и использования  на передовых рубежах для защиты национальных интересов нашего народа. Завершая данную статью, хотелось бы выделить следующее.

Информация о работе Информационный взрыв