Информационные системы и их классификация

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 19:09, реферат

Описание работы

Цель работы – описать и дать характеристику информационно-поисковым системам и раскрыть основное отличие основных видов информационно - поисковых систем: фактографических и документальных.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………....................................................................... 3
Информационные системы ……………………………………….………4
Классификация информационных систем………………….………..…..7
Методы поиска…………………………………………..…….…………11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………….………….…….…..……13
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………..…….………15

Работа содержит 1 файл

кр по инфсис 4 курс.doc

— 65.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 
 

   ВВЕДЕНИЕ ………………....................................................................... 3

  1. Информационные системы ……………………………………….………4
  2. Классификация информационных систем………………….………..…..7
  3. Методы поиска…………………………………………..…….…………11
  4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………….………….…….…..……13
  5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………..…….………15 
    ВВЕДЕНИЕ

        Данная работа посвящена описанию  поисковых систем, которые осуществляют  поиск информации.

     Современный этап развития цивилизации характеризуется  переходом наиболее развитой части  человечества от индустриального общества к информационному. Одним из наиболее ярких явлений этого процесса является возникновение и развития глобальной информационной компьютерной сети.

       В информационно-поисковой системе  должен храниться весь необходимый информационный массив, из которого по требованиям пользователей выдается нужная информация. Поиск информации по требованию пользователя осуществляется либо автоматически, либо вручную (как в библиотеках, когда с запросом к работнику справочного фонда обращается читатель, а работник пользуется системой каталогов).

        Во втором случае используются  ЭВМ, снабженные специальными  программными средствами, анализирующими  процессы запросов, поиска и выдачи  нужных документов. Таким образом,  информационно-поисковые системы (ИПС) реализуют вопросно-ответное отношение, что сближает задачи, стоящие перед создателями таких систем, с теми задачами, которые решают создатели человеко-машинных систем.

        Поиск информации является одной  из наиболее распространенных  и одновременно наиболее сложных задач, с которыми приходится сталкиваться в Сети любому пользователю. Однако если для рядового члена сетевого сообщества знание методов эффективного информационного поиска является желательным, но далеко не обязательным качеством, то для работников высокоинтеллектуальной сферы умение быстро ориентироваться в ресурсах Интернет и находить требуемые источники сегодня относится уже к числу базовых квалификационных навыков.

         Цель работы – описать и  дать характеристику информационно-поисковым системам и раскрыть основное отличие основных видов информационно - поисковых систем:  фактографических и документальных.

  1. Информационные системы

     Человечество  сегодня переживает информационный взрыв. Объем информации, поступающей  к человеку через все информационные средства, непрерывно растет. Поэтому для каждого человека, живущего в информационном обществе, очень важно овладение средствами оптимального решения задачи накопления, упорядочения и рационального использования информации.

     Возможности человека в обработке информации резко возросли с использованием компьютеров. В применении ЭВМ для решения задач информационного обслуживания можно выделить два периода:

- начальный период, когда решением задач обработки информации, организацией данных занимался небольшой круг людей - системные программисты. Этот период характерен тем, что создавались программные средства для решения конкретной задачи обработки данных. При этом для решения другой задачи, в которой использовались эти же данные, нужно было создавать новые программы;

период системного применения ЭВМ. Для решения на ЭВМ комплекса задач создаются программные средства, оперирующие одними и теми же данными, использующие единую информационную модель объекта. Эти средства не зависят от характера объекта, его модели, их можно применять для информационного обслуживания различных задач. Человечество пришло к организации информации в информационных системах.

     Информационными системами (ИС) называют большие массивы  данных вместе с программно-аппаратными  средствами для их обработки. Различают следующие виды ИС: фактографические, документальные и экспертные системы.

     Информационно-поисковая  система (ИПС) - совокупность информационно-поискового языка, правил перевода с естественного языка на информационно-поисковый и обратного перевода, а также критерия соответствия, предназначенная для осуществления информационного поиска.

     От  ИПС необходимо отличать информационно-поисковое  устройство, которое представляет собой  специальную машину или определённым образом организованную совокупность технических средств и предназначено для практического осуществления информационного поиска. В число составных частей конкретной ИПС, кроме информационно-поискового языка, правил перевода и критерия соответствия, входят также средства ее технической реализации, массив текстов (документов), в котором осуществляется информационный поиск, и люди, непосредственно участвующие в этом поиске.

Информационно-поисковая  система - система, выполняющая функции:

- хранения  больших объемов информации;

- быстрого  поиска требуемой информации;

- добавления, удаления и изменения хранимой  информации;

- вывода  информации в удобном для человека  виде.

Бывают:

- автоматизированные (coputerised);

- библиографические  (reference);

- диалоговые (online);

- документальные  и фактографические информационно-поисковые  системы.

     Различают 2 основных вида ИПС - документальные и  фактографические.

     Примеры конкретных документальных ИПС - указатель в книге, библиотечный каталог или книгохранилище в библиотеке и т. д., а фактографических - телефонный справочник, адресная книга, каталог изделий и т. п.

            Фактографическая ИПС в отличие от информационно-логической системы, не обеспечивает получения новой информации из имеющейся в ней, а только помогает быстро отыскивать такие факты или сведения, которые были в неё введены. Разновидностью документальных ИПС являются библиографические ИПС, предназначенные для поиска лишь библиографических описании текстов (документов), содержащих необходимую информацию, а не самих текстов.

 

2. Классификация информационных систем

     В зависимости от наших целей и  склада мышления, мы можем по-разному  классифицировать ИС, а некоторые  системы и вовсе не поддаются  классификации.

Фактографические  системы 

     Здесь мы рассмотрим фактографические системы, которые, в отличие от документальных систем (см. далее), способны однозначно решать поставленные задачи и давать однозначные ответы на запросы. Эти ИС иногда условно делят на информационно-справочные системы, информационно-поисковые системы и системы оперативной обработки данных.

     С одной стороны, справочная (или поисковая) система позволяет регистрировать, накапливать, классифицировать, систематизировать  и извлекать старые знания (например, телефонные номера, адреса и реквизиты фирм, сведения о кадрах, материалах, заказах, коллекционных ценностях и проч.). Например, Ваша видеотека, — это справочная система. С другой стороны, такая ИС может служить источником новых знаний (т. е. знаний, не заложенных в ней).

     Например, аналитическая разработка выборок с последующим синтезом (анализ и синтез это два концептуальных метода науки) дает возможность исследователю делать научные выводы (особенно там, где важна статистика, например, в медицине, биологии, спорте, искусстве и даже в технике).

     Однако  и в этом случае компьютер выступает не как самостоятельный источник новых знаний, а как посредник, снабжающий исследователя полуфабрикатами, которые уже с помощью человеческих рук (а точнее, головы) превращаются в научный продукт.

     Системы оперативной обработки данных предназначены для решения множества практических задач - управления производством, бухгалтерского учета, управления коммерческой деятельностью фирмы и т. д.

     По  масштабу и принципам доступа  к данным различают:

1. Настольные (автономные) или “персональные” ИС;

2. Простые сетевые ИС, построенные по технологии “файл-сервер”;

3. Мощные информационные системы в архитектуре “клиент-сервер”.

  Фактографические  ИС можно классифицировать по признаку: универсальные и специализированные.

     Универсальные системы могут работать с любой предметной областью, с любой “начинкой”, если данные организованы в соответствии с рассмотренными нами принципами и формализованы согласно дополнительным требованиям конкретной ИС. Например, существует учебная система РИНС, которой безразлично предметное содержание информации, и она с равным успехом может работать и с телефонным справочником, и с видеотекой, и с медицинскими данными, и с заказами фирмы, и т. д. и т. п.

     Кроме того, она может сортировать тексты, составлять словари, выполнять ряд других операций по формальной обработке данных. Для такой системы, скажем, нет понятия “Болезнь” (“Диагноз”), - есть некий код экземпляра, который сопровождается набором произвольных символов определенной длины (названием) и который в равной степени может быть и кодом болезни, и кодом завода, и табельным номером человека. В какой-то степени универсальная система аналогична телевизору, которому все равно, что показывать - хоккейный матч или симфонический концерт. Область применения таких систем широка - от личных (“персональных”) баз данных всевозможного назначения до профессиональных систем (гуманитарные БД, медицина, небольшие офисы).

     Однако  во многих сферах человеческой деятельности универсальные системы применять  нельзя. В первую очередь - там, где их достоинства (независимость от характера информации и возможного набора запросов) становятся недостатками.

     Например, в системе резервирования мест на самолеты, в которой обслуживается сотни тысяч пользователей, нельзя полагаться на универсальные методы. Для таких систем проектируют специальные алгоритмы ввода, поиска, обработки и выдачи информации, которые учитывают и специфику данных, и характер запросов.

     Кроме того, следует учитывать и динамическую природу многих профессиональных систем, которая выражается в том, что  база данных непрерывно обновляется, и не одним, а десятками и даже тысячами пользователей одновременно. При создании таких систем разработчикам приходится решать множество сложных проблем, которые в нашем учебнике не рассматриваются. Например, если в авиакассе Вам продали билет, сигнал об этом событии должен быть в ту же секунду обработан в базе данных, иначе билет на то же место могут продать другому пассажиру (и возможно, в другом городе).

     Специализированные  ИС широко применяются в материальном производстве, банковском деле, криминалистике, научных исследованиях.

Понятие о документальных системах

     В фактографических системах регистрируются факты конкретные значения данных об объектах реального мира.

     Документальные  информационные системы обслуживают  принципиально иной класс задач, которые не предполагают однозначного ответа на поставленный вопрос. Базу данных таких систем образует совокупность неструктурированных текстовых документов (статьи, книги, рефераты, тексты законов и т. п.), снабженная тем или иным формализованным аппаратом поиска.

    Цель  системы, как правило, — выдать в  ответ на запрос пользователя список документов, в какой-то мере удовлетворяющих сформулированным в запросе условиям. Например, выдать список всех статей, в которых встречается слово “энтропия”. Принципиальной особенностью документальной системы является ее способность, с одной стороны, выдавать ненужные пользователю документы (например, где “энтропия” употреблена в ином смысле, чем предполагалось), а с другой — не выдавать нужные (например, если автор употребил какой-то синоним или ошибся в написании). Документальная система должна уметь по контексту определять смысл того или иного термина (например, различать “Рак” (животное), “Рак” (созвездие) и “Рак” (болезнь)).

Информация о работе Информационные системы и их классификация