Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 20:03, реферат
Чтобы не отстать в своем развитии Республике Беларусь необходимо уделять пристальное внимание развитию ИКТ, закрепив за ними верховный приоритет. Общий мировой фон, на котором происходит научно-технологическое и инновационное развитие Беларуси, в последние годы определяется глобальными процессами информатизации, ускорения технологических сдвигов, усиления международной конкуренции в мировом информационном пространстве. Целью данной работы являются анализ состояния и развития информационно-технологического потенциала национальной экономики Беларуси.
Введение ……………………………………………………………………….2
1. Понятие, индикаторы и показатели информационно-технологического потенциала …………………………………………………………………….3
2. Состояние информационно-технологического потенциала национальной экономики Беларуси …………………………………………7
3. Государственная политика в области информатизации в РБ…………..11
Заключение …………………………………………………………………. 14
Список литературы…………………………………………………………..
В рейтинге по индексу развития в стране информационно-коммуникационных технологий за 2008 год Беларусь занимает 55 место (из 159). Среди стран СНГ по этому показателю Беларусь (4,07) уступает только России (4,54) и опережает такие крупные государства, как Аргентина, Бразилия, Индия, Китай, Мексика. На начало 2010 года значение индекса развития ИКТ в Беларуси равнялось 4,74 балла.
В данном исследовании в рейтинге ценовой доступности «корзины ИКТ-услуг» Беларусь появилась впервые, и сразу на 27 (из 161) месте. По этому показателю Беларусь опережает все страны СНГ, ряд государств-членов ЕС (Венгрия, Греция, Польша, Франция, Чехия), а также такие крупные страны, как Бразилия, Индия, Китай, Япония.
В рейтинге развития электронного правительства по версии ООН Беларусь занимает 64-е место. В данном рейтинге большое внимание уделяется тому, насколько широко правительство использует веб-сайты и веб-порталы для оказания государственных услуг и расширения возможностей участия граждан в процессе принятия решений.
За прошедшие 2 года ключевые показатели для Беларуси существенно улучшились, и в последующих рейтингах ITU мы можем рассчитывать на лучшие места.
Беларусь уверенно сокращает цифровой разрыв с группой лидеров в этой области. В республике уже доступна 3G-связь и технология HSPA+, способная разогнать мобильный Интернет до 28 Мбит/с, растет число пользователей широкополосного доступа в Интернет, вещает цифровое и интерактивное телевидение. В 2009 г. число домохозяйств, имеющих персональные компьютеры, составило 1162,3 тыс., из них имеют доступ в интернет 697,7 тыс., в расчете на 100 чел. населения – 41,2. Число пользователей сети Интернет в 2009 г. составило 4,5 млн. (90 % – физические лица) и увеличилось за последние 2 года в 1,6 раза, из них число пользователей широкополосным интернет-доступом – 1,08 млн. [9]. Фактически за год количество абонентов и пользователей увеличилось более чем в 2 раза.
По
стоимости фиксированной
Практически вся территория страны охвачена сотовой связью, которую обеспечивают 4 оператора. Проникновение сотовой связи в РБ на 01.01.2010 г. – 99,4%. Покрытие сотовой связью территории республики – 97,4%. Суммарное количество абонентов сетей сотовой связи превысило население страны – 9,9 млн. (102 телефона на 100 жителей) [9].
Белорусский IT-рынок входит в десятку самых крупных рынков Европы, доля Беларуси составляет 2 % [6, с. 1-5].
В 2008 году поступления от экспорта ИТ-услуг в Беларуси составили 35 долларов на душу населения. Объем экспорта ПО резидентами Парка высоких технологий за январь-сентябрь 2010 года – 94,4 млн. долл. (доля экспорта в общем объеме производства – 78,5 %). Белорусские компании входят в число крупнейших поставщиков услуг оффшорного программирования в Восточной Европе. Затраты на ИКТ за 2009 год по республике составили 1452875 млн. руб. [5].
Ключевым фактором успешного развития перспективного сектора национальной экономики – разработки и экспорта ИТ – является подготовка, повышение квалификации и переподготовка кадров. Образование представляет собой решающий фактор претворения возможностей ИКТ в жизнь.
Подготовку ИТ-специалистов по всем видам обучения в РБ осуществляют 20 государственных и 4 частных ВУЗов. Кроме того, в республике создан банк данных одаренных учащихся и студентов. Качеству подготовки белорусских студентов уделяется должное внимание. Об уровне подготовки белорусских студентов можно судить хотя бы по тому факту, что уже на протяжении 13 лет команда БГУ ежегодно принимает участие в финалах чемпионата мира по программированию среди студенческих команд по версии ACM-ICPC [3].
С начала нового тысячелетия значительная разница в заработной плате была определяющим фактором трудовой миграции ИТ-белорусов не только на Запад, но и в РФ. Однако за последние два года этот отток высококлассных ИТ-специалистов из Беларуси в Россию заметно сократился, т.к., в настоящее время ИТ-зарплаты в РБ стремительно растут. Согласно отчету Национального статистического комитета, средняя заработная плата специалистов в этой отрасли достигла в апреле 2010 г. 1,8 млн. рублей (около 600 долларов) [4, с. 122], а по результатам анкетирования Dev.by за май 2010 – 1073 долл. [9]. К тому же многие российские ИТ-компании стали открывать свои центры по разработке программного обеспечения в Минске. Об этой возможности также задумались и иностранные компании. Некоторые из них уже имеют свои ИТ-подразделения в Беларуси.
Основные преимущества Беларуси в сфере информационных технологий:
• наличие качественной, высокообразованной, но в тоже время относительно дешевой рабочей силы;
• создание и развитие парка высоких технологий;
• наличие серьезной законодательной поддержки данной отрасли [6, с.1].
Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что Республика Беларусь демонстрирует средний уровень, но неплохой потенциал развития ИКТ. Беларусь добилась больших успехов в области построения информационной инфраструктуры на территории страны, обеспечила надежную и быстродействующую связь с остальным миром.
Беларуси необходимо регулярно предоставлять международным институтам, составляющим рейтинги, объективные данные, анализировать методы сбора данных, а в перспективе формировать собственные методологии оценки и методики оценки инновационного потенциала с учетом показателей развития информационного общества.
3. Государственная политика в области информатизации в РБ
Развитие информационной сферы на сегодняшний день является приоритетным для всех стран, в особенности для Беларуси, которая не имеет природных богатств и в то же время обладает достаточно высоким научно-техническим и кадровым потенциалом.
Историческая
специфика становления
Государственная политика в новых условиях стала складываться с принятием правительством и реализацией Программы информатизации Республики Беларусь на 1991–1995 гг. и на период до 2000 г. Интенсивно развивались средства телекоммуникаций, направленные на создание национальной информационной сети и обеспечение доступа в сеть Интернет. Однако из-за ограниченных финансовых ресурсов были реализованы только отдельные проекты.
Основная цель государственной политики в области информатизации по отношению к белорусскому информационному рынку заключалась в создании и эффективном применении такой нормативно-правовой базы, которая, с одной стороны, способствовала бы стабильности рынка и его ориентации на удовлетворение информационных потребностей общества, а с другой – обеспечивала бы преференции на рынке отечественным производителям информационных технологий, средств, продуктов и услуг [10, с. 104-105].
Новый
этап информационно-технологического
развития страны начался с принятием
Декрета Президента Республики Беларусь
«О совершенствовании
В настоящее время разработан и обновлен перспективными проектами комплекс программных документов, реализующих стратегические положения Концепции государственной политики в области информатизации, который включает 14 государственных программ [10, с. 108].
В Беларуси в 2005 г. создан Парк высоких технологий (ПВТ). Основными видами деятельности резидентов ПВТ является экспортно-ориентированное производство программного обеспечения.
Заказчиками Парка высоких технологий являются компании из 48 стран мира. 42% экспорта продукции резидентов ПВТ приходится на страны Северной Америки, 30% – Западной Европы, 21% – на страны СНГ.
В
республике Беларусь правительством активно
разрабатываются различные
Внедрение электронного правительства способно повысить уровень предоставления государственных услуг и привести к снижению эксплуатационных расходов, увеличению доходов для налоговых органов, повышению прозрачности операций с недвижимостью и сокращению возможностей для мошенничества.
Широкие перспективы открывает и электронная занятость. Здесь планируется сосредоточить усилия на создании удаленных рабочих мест и рабочих мест для людей с ограниченными возможностями (телеработа), а также электронных служб занятости и систем обучения и переподготовки временно неработающих граждан. Информационные технологии позволяют также организовать дистанционный мониторинг состояния пожилых людей и лиц с ограниченными возможностями [4, с. 121]
Постановлением Совета Министров № 1174 утверждена стратегия развития информационного общества в Республике Беларусь на период до 2015 года и план первоочередных мер по реализации Стратегии на 2010 год.
В стратегии определены цель, задачи, условия и приоритетные направления развития информационного общества в Республике Беларусь, механизм и основные результаты реализации стратегии на период с 2010 по 2015 годы.
Особое внимание будет уделено развитию инновационных производств, использующих наукоемкие технологии.
Планируется поднять Парк высоких технологий на качественно новый уровень. Он должен стать центром создания и вовлечения передовых технологий во все сферы отечественной экономики, своего рода полигоном для отработки перспективных проектов [7].
Одним из основных показателей успешной реализации Стратегии должно стать существенное повышение к 2015 году позиций Республики Беларусь в рейтинге европейских государств. Правительство РБ провозгласило курс на то, чтобы в течение ближайших 3 лет Беларусь вошла в 30 самых привлекательных для ведения бизнеса стран мира. Если бы это произошло на практике, то многие гиганты из ИТК индустрии устремились бы размещать свои производства в Беларуси, т.е. прямые иностранные инвестиции прирастали бы многократно.
Более
отдаленные перспективы информационно-
Заключение
Высокие и информационно-коммуникационные технологии – это лицо любой высокоразвитой страны, поскольку они являются важнейшей составляющей жизни общества и государства. Под их влиянием происходит трансформация индустриальной экономики в информационную, формируется ее высшая форма – экономика, основанная на знаниях.
ИКТ являются эффективным инструментом для решения глобальных проблем человечества, способствуют развитию международного сотрудничества, установлению торгового партнерства между странами. Достоинства ИКТ становятся более ощутимыми с ростом количества людей, пользующихся ими.
Информация о работе Информационно-технологический потенциал национальной экономики Беларуси