Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 11:16, реферат
Современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью информационной сферы, представляющей собой совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений.
Фильтры
спама значительно уменьшают
непроизводительные трудозатраты, связанные
с разбором спама, снижают трафик
и загрузку серверов, улучшают психологический
фон в коллективе и уменьшают
риск вовлечения сотрудников компании
в мошеннические операции. Кроме
того, фильтры спама уменьшают
риск заражения новыми вирусами, поскольку
сообщения, содержащие вирусы (даже еще
не вошедшие в базы антивирусных программ)
часто имеют признаки спама и
отфильтровываются. Правда, положительный
эффект от фильтрации спама может быть
перечеркнут, если фильтр наряду с мусорными
удаляет или маркирует как спам и полезные
сообщения, деловые или личные.
Информационная безопасность России
Необходимо отметить, что проблемы обеспечения информационной безопасности государства, общества и отдельного человека в значительной степени взаимосвязаны, хотя вполне естественно, что их основные интересы существенно различны. Так, например, на современном этапе развития общества интересы личности заключается в реальном обеспечении своих констуционных прав и свобод, личной безопасности, повышения качества и уровня жизни, возможности физического, интеллектуального и духовного развития.
Интересы
общества заключается в достижении
и сохранении общественного согласия,
повышении созидательной
Интересы государства состоят в защите конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности страны, установлении и сохранении политической и социальной стабильности, обеспечении законности и правопорядка, развитии равноправного международного сотрудничества.
Совокупность перечисленных выше важнейших интересов личности, общества и государства и образует национальные интересы страны, проекция которых на информационную сферу общества и определяет основные цели и задачи страны в области обеспечения информационной безопасности.
Успешному
решению вопросов обеспечения информационной
безопасности Российской Федерации
способствуют государственная система
защиты информации, система защиты
государственной тайны, системы
лицензирования деятельности в области
защиты государственной тайны и
системы сертификации средств защиты
информации.
Вместе с тем анализ состояния информационной
безопасности Российской Федерации показывает,
что ее уровень не в полной мере соответствует
потребностям общества и государства.
Современные
условия политического и
Противоречивость и неразвитость правового
регулирования общественных отношений
в информационной сфере приводят к серьезным
негативным последствиям. Так, недостаточность
нормативного правового регулирования
отношений в области реализации возможностей
конституционных ограничений свободы
массовой информации в интересах защиты
основ конституционного строя, нравственности,
здоровья, прав и законных интересов граждан,
обеспечения обороноспособности страны
и безопасности государства существенно
затрудняет поддержание необходимого
баланса интересов личности, общества
и государства в информационной сфере.
Несовершенное нормативное правовое регулирование
отношений в области массовой информации
затрудняет формирование на территории
Российской Федерации конкурентоспособных
российских информационных агентств и
средств массовой информации. Сложившееся
положение дел в области обеспечения информационной
безопасности Российской Федерации требует
безотлагательного решения таких задач,
как:
Информация - это ресурс. Потеря конфиденциальной информации приносит моральный или материальный ущерб. Условия, способствующие неправомерному овладению конфиденциальной информацией, сводятся к ее разглашению, утечке и несанкционированному доступу к ее источникам. В современных условиях безопасность информационных ресурсов может быть обеспечена только комплексной системной защиты информации. Комплексная система защиты информации должна быть: непрерывной, плановой, целенаправленной, конкретной, активной, надежной и др. Система защиты информации должна опираться на систему видов собственного обеспечения, способного реализовать ее функционирование не только в повседневных условиях, но и критических ситуациях.
Многообразие условий, способствующих неправомерному овладению конфиденциальной информацией, вызывает необходимость использования не менее многообразных способов, сил и средств для обеспечения информационной безопасности.
Способы обеспечения информационной безопасности должны быть ориентированы на упреждающий характер действий, направляемых на заблаговременные меры предупреждения возможных угроз коммерческим секретам.
Основными целями защиты информации являются обеспечение конфиденциальности, целостности, полноты и достаточности информационных ресурсов.
Обеспечение информационной безопасности достигается организационными, организационно-техническими и техническими мероприятиями, каждое из которых обеспечивается специфическими силами, средствами и мерами, обладающими соответствующими характеристиками.
Совокупность
способов обеспечения информационной
безопасности может быть подразделена
на общие и частные, применение которых
обусловливается масштабностью
защитных действий. Разрушение важной
информации, кража конфиденциальных
данных, перерыв в работе вследствие
отказа - все это выливается в
крупные материальные потери, наносит
ущерб репутации организации. Проблемы
с системами управления или медицинскими
системами угрожают здоровью и жизни
людей. Современные информационные
системы сложны и, значит, опасны уже
сами по себе, даже без учета активности
злоумышленников. Постоянно обнаруживаются
новые уязвимые места в программном
обеспечении. Приходится принимать во
внимание чрезвычайно широкий спектр
аппаратного и программного обеспечения,
многочисленные связи между компонентами.
Обеспечение информационной безопасности
Российской Федерации в сфере экономики
играет ключевую роль в обеспечении национальной
безопасности Российской Федерации.
Воздействию угроз информационной безопасности
Российской Федерации в
сфере экономики наиболее подвержены:
- система государственной статистики;
- кредитно-финансовая система;
- информационные и учетные автоматизированные
системы подразделений федеральных органов
исполнительной власти, обеспечивающих
деятельность общества и государства
в сфере экономики;
- системы бухгалтерского учета предприятий,
учреждений и организаций независимо
от формы собственности;
- системы сбора, обработки, хранения и
передачи финансовой, биржевой, налоговой,
таможенной информации и информации о
внешнеэкономической деятельности государства,
а также предприятий, учреждений и организаций
независимо от формы собственности. Переход
к рыночным отношениям в экономике вызвал
появление на внутреннем российском рынке
товаров и услуг множества отечественных
и зарубежных коммерческих структур -
производителей и потребителей информации,
средств информатизации и защиты информации.
Бесконтрольная деятельность этих структур
по созданию и защите систем сбора, обработки,
хранения и передачи статистической, финансовой,
биржевой, налоговой, таможенной информации
создает реальную угрозу безопасности
России в экономической сфере. Аналогичные
угрозы возникают при бесконтрольном
привлечении иностранных фирм к созданию
подобных систем, поскольку при этом складываются
благоприятные условия для несанкционированного
доступа к конфиденциальной экономической
информации и для контроля за процессами
ее передачи и обработки со стороны иностранных
спецслужб. Критическое состояние предприятий
национальных отраслей промышленности,
разрабатывающих и производящих средства
информатизации, телекоммуникации, связи
и защиты информации, приводит к широкому
использованию соответствующих импортных
средств, что создает угрозу возникновения
технологической зависимости России от
иностранных государств.
Серьезную угрозу для нормального функционирования
экономики в целом представляют компьютерные
преступления, связанные с проникновением
криминальных элементов в компьютерные
системы и сети банков и иных кредитных
организаций. Недостаточность нормативной
правовой базы, определяющей ответственность
хозяйствующих субъектов за недостоверность
или сокрытие сведений об их коммерческой
деятельности, о потребительских свойствах
производимых ими товаров и услуг, о результатах
их хозяйственной деятельности, об инвестициях
и тому подобном, препятствует нормальному
функционированию хозяйствующих субъектов.
В то же время существенный экономический
ущерб хозяйствующим субъектам может
быть нанесен вследствие разглашения
информации, содержащей коммерческую
тайну. В системах сбора, обработки, хранения
и передачи финансовой, биржевой, налоговой,
таможенной информации наиболее опасны
противоправное копирование информации
и ее искажение вследствие преднамеренных
или случайных нарушений технологии работы
с информацией, несанкционированного
доступа к ней. Это касается и федеральных
органов исполнительной власти, занятых
формированием и распространением информации
о внешнеэкономической деятельности Российской
Федерации.
Основными мерами по обеспечению информационной
безопасности Российской Федерации в
сфере экономики являются:
- организация и осуществление государственного
контроля за созданием, развитием и защитой
систем и средств сбора, обработки, хранения
и передачи статистической, финансовой,
биржевой, налоговой, таможенной информации;
- коренная перестройка системы государственной
статистической отчетности в целях обеспечения
достоверности, полноты и защищенности
информации, осуществляемая путем введения
строгой юридической ответственности
должностных лиц за подготовку первичной
информации, организацию контроля за деятельностью
этих лиц и служб обработки и анализа статистической
информации, а также путем ограничения
коммерциализации такой информации;
- разработка
национальных
- разработка и внедрение национальных
защищенных систем электронных платежей
на базе интеллектуальных карт, систем
электронных денег и электронной торговли,
стандартизация этих систем, а также разработка
нормативной правовой базы, регламентирующей
их использование;
- совершенствование нормативной правовой
базы, регулирующей информационные отношения
в сфере экономики;
- совершенствование методов отбора и
подготовки персонала для работы в системах
сбора, обработки, хранения и передачи
экономической информации.