Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 21:20, курсовая работа
Проблема инфляции занимает важное место в экономической науке, так как её показатели и социально-экономические последствия отрицательно влияют на все стороны жизни общества, а также играют большую роль в экономической безопасности страны и мирового хозяйства.
Инфляция – повышение общего уровня цен; обесценение бумажных денег, которые находятся в обращении (падение их покупательной способности, которое проявляется в повышении цен на все товары и услуги).
Инфляция представляет собой весьма сложное явление, которое связано с изменением денежной массы и зарождается на денежном рынке. Проблема инфляции сложна и многогранна. Инфляционные процессы приводят к широкому спектру негативных последствий.
Н.
Кондратьев определил временные
рамки трех длинных волн: с конца
80–х – начала 90–х годов XVIII в. до 1810–
1817 гг. (повышательная волна), с 1810–1817
до 1844–1855 гг. (понижательная волна);
соответственно с 1844–1855 гг. до 1870–1875 гг.
и с 1870–1875 гг. до 1890–1896 гг.; с 1890–1896
гг. до 1914–1920 гг. Понижательную волну
этого цикла Кондратьев не определил.
Верхушки длинных волн (1810–1817 гг., 1870–1875
гг. и 1914–1920 гг.) исследователи называют
«фазой Т». Уже после смерти Н. Кондартьева
была выделена четвертая (1945–1973 гг.) и
пятая волна, начавшаяся в 80–е годы
XX в.
Подъем
первого большого цикла Кондратьев
связывал с промышленной революцией
в Англии, второго–с развитием железнодорожного
транспорта, третьего – с внедрением электроэнергии,
телефона и радио, четвертого – с автомобилестроением.
Пятый цикл современные исследователи
связывают с развитием электроники, генной
инженерии, микропроцессоров.
Между
обычными деловыми циклами и длинными
волнами существует взаимосвязь. Длинные
волны вмещают несколько
На
основании сопоставления
Что
же касается периода существования
СССР, то деформированность советской
экономики уже сама по себе снимает
вопрос о какой–либо цикличности, являющейся
атрибутом рыночного механизма.
С распадом СССР и переходом к
рыночной экономике проблемы цикличности
стадии актуальны и для нас, что
вызывает необходимость переосмысления
и изучения теорий экономических
циклов и оазисов. Кризис, в котором
сейчас находится Республика Беларусь,
является особым – его можно квалифицировать
как трансформационный, которому присущ
кризис переходного периода от плановой
командно–административной к
2.1
Антиинфляционная политика
В
рыночной экономике, как свидетельствует
зарубежный опыт, избавиться от инфляции
невозможно. Однако можно ее сделать
умеренной и управляемой. Для
борьбы с инфляцией государство
проводит антиинфляционную политику,
т.е. разрабатывает комплекс взаимосвязанных
мероприятий, способствующих снижению
инфляции и стабилизации уровня цен.
Антиинфляционная политика является важнейшим
элементом макроэкономического регулирования.
Так как окончательно избавиться от инфляции
невозможно (рыночная экономика инфляционна
по своей сути), задача антиинфляционного
регулирования состоит в установлении
контроля над инфляцией, снижении темпа
роста цен до умеренного уровня. Выбор
наиболее эффективных методов борьбы
с инфляцией возможен только тогда, когда
определены ее основные причины. Как известно,
инфляция вызывается нарушениями равновесия
между совокупным спросом и совокупным
предложением. Нарушения равновесия могут
быть вызваны либо ростом спроса, либо
сокращением предложения. Обе причины
могут существовать либо в отдельности,
либо вместе. В странах СНГ они действуют
одновременно, что усложняет борьбу с
инфляцией. Соответственно комплекс антиинфляционных
мер условно можно разбить на две группы.
К одной относятся мероприятия, которые
направлены на сокращение спроса, а к другой
- те, которые способствуют развитию, совершенствованию
производства.
2.2
Основные направления и методы антиинфляционного
регулирования в Республике Беларусь
Развитие инфляционного процесса зависит от проводимой государством экономической политики, в рамках которой, в частности, могут приниматься специальные антиинфляционные меры.
Наиболее вероятными в условиях повышения инфляции представляются такие меры, принимаемые государством и руководством предприятий, которые в той или иной мере будут направлены на компенсацию трудящимся потерь от удорожания потребительной корзины.
Государство
при выборе методов макроэкономического
регулирования может
Инфляцию, развивающуюся в масштабах, подрывающих законы товарно-денежного обращения, можно считать одной из закономерностей переходного периода. Очевидно, что стержнем любой антиинфляционной политики является подавление причин инфляции и нейтрализация условий ее возникновения и развития.
В
контексте детализации
Перечень системных факторов инфляции в республике указывает на то, что для борьбы с ней в наших условиях невозможно использовать только традиционный набор мер антиинфляционной политики. В условиях переходной экономики ни монетаристские, ни кейнсианские рецепты не дадут желаемого эффекта. Анализ общей динамики инфляционных процессов в экономике Беларуси позволяет сделать вывод о невозможности перенесения опыта применения антиинфляционных мер в странах с развитой рыночной экономикой на нашу действительность, где рыночные отношения с их инфраструктурой еще не имеют законченных форм.
В
связи с возникновением хронической
несбалансированности экономики в
ходе радикальных экономических
реформ необходимо разработать в
условиях реформирования эффективную
антиинфляционную политику. Необходимы
кардинальные рыночные преобразования,
прежде всего демонополизация, развитие
конкуренции, либеральное, стимулирующее
деловую активность, законодательство.
Следует незамедлительно
Подавление инфляции в долгосрочном аспекте может быть достигнуто после создания надежного механизма, поддерживающего и стимулирующего инвестиционную деятельность. Инвестиции также зависят от текущих темпов инфляции.
Основы долгосрочного безинфляционного развития экономики закладываются на уровне предприятия, здоровое, в финансовом отношении, предприятие способное адекватно реагировать на колебания рыночной конъюнктуры, осуществлять техническое развитие производства, самостоятельно гасить факторы и предпосылки инфляции издержек. В настоящее же время действующие предприятия и производства испытывают большие экономические трудности, так как высокие издержки производства, низкий уровень рентабельности, значительные объемы скрытых дотаций на фоне низкой покупательной способности населения резко ограничили внутренние и внешние рынки сбыта. Изменения в структуре оборотных средств свидетельствуют об обострении проблемы сбыта, росте неплатежей и о крайне малой роли денежно-кредитной сферы в функционировании производства. Поэтому представляется важным оздоровление финансового состояния предприятий и скорейшее решение проблемы неплатежей.
В
целях оздоровления финансового
состояния предприятий акцент необходимо
делать на смене механизмов ответственности.
Для создания эффективного мотивационного
механизма у субъектов
Все многообразие причин, вызывающих инфляцию, можно классифицировать следующим образом: экономические — внутренние (экономическое состояние), макроэкономические (состояние бюджета, платежного баланса, уровень развития производства и др.), глобальные (состояние мировых финансовых рынков); политические — внешние (введение таможенных и прочих запретов), внутренние (уровень доверия населения к правительству); психологические (инфляционные ожидания).
Из
перечисленных факторов только внешние
политические и глобальные экономические
не поддаются регулированию, следовательно,
снижение темпов инфляции до желаемого
целевого норматива возможно при
регулировании остальных
В
период действия указанной схемы
должна быть достигнута финансовая стабилизация
и осуществлено дальнейшее реформирование
секторов экономики. Переход к ДКП
на основе метода целевой инфляции
будет эффективным в
Основным
направлением решения проблем социально-
Однако,
есть и положительные моменты
инфляции,когда в