Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2011 в 20:13, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотреть и изучить инфляцию.
Для достижения данной цели ставятся следующие задачи: рассмотреть виды инфляции, механизмы ее развертывания, социально экономические последствия инфляции.
Введение 3
1.Понятие и сущность инфляции 4
1.1 Виды инфляции 8
1.2. Механизмы развертывания инфляции 11
1.3. Социально-экономические последствия инфляции 14
2.Сущность современной инфляции 19
2.1. Виды современной инфляции и ее классификация по странам 21
2.2 Формы и методы антиинфляционной политики 24
Заключение 27
Литература 29
Содержание
Введение 3
1.Понятие и сущность инфляции 4
1.1 Виды инфляции 8
1.2. Механизмы
развертывания инфляции
1.3. Социально-экономические
последствия инфляции
2.Сущность современной инфляции 19
2.1. Виды современной инфляции и ее классификация по странам 21
2.2 Формы и
методы антиинфляционной
Заключение 27
Литература 29
Введение
Переход нашей экономики на рыночные отношения резко повысил значение денег. Проблемы денежного хозяйства становятся основными и в практических мероприятиях по реконструкции народного хозяйства и в теоретических исследованиях. Поэтому, несмотря на оживленное обсуждение указанных вопросов, на страницах экономической прессы, актуальность их не уменьшается. Высокая стоимость анализа инфляционных процессов, большое число действующих факторов затрудняют выработку правильной денежной политики.
Как показывает опыт нашей, а также других стран, переход на рыночные отношения сопровождается быстрым ростом цен, усилением действия инфляционных факторов. Очень важно правильно оценить, является ли сам переход на рыночные отношения причиной углубления инфляции или при этих отношениях накопленный ранее инфляционный потенциал получает свое реальное выражение.
Опыт многих стран
показал, что длительное функционирование
централизованного
Инфляция – неизбежный спутник долгосрочного развития экономики с гибкими ценами. Поддержание уровня полной занятости без инфляции – цель государственного регулирования рыночной экономики. Однако инфляция – сложный и по-разному проявляющийся социально-экономический феномен, вызывающий споры и разногласия среди экономистов.
Целью данной работы является рассмотреть и изучить инфляцию.
Для достижения данной цели ставятся следующие задачи: рассмотреть виды инфляции, механизмы ее развертывания, социально экономические последствия инфляции.
1.
Понятие и сущность
инфляции
Инфляция1 (лат. Inflatio — вздутие) — процесс уменьшения стоимости денег, в результате которого на одинаковую сумму денег через некоторое время можно купить меньший объём товаров и услуг. На практике это выражается в увеличении цен.
Термин “инфляция“ появился во второй половине XIX в., перекочевав из медицины. Впервые он стал употребляться в Северной Америке в период гражданской войны 1861--1865 гг. и обозначал процесс разбухания бумажно-денежного обращения. В XIX в. этот термин употреблялся также в Англии и Франции. Широкое распространение в экономической литературе понятие инфляция получило в XX в. после первой мировой войны. «По существу этим термином обозначалась денежная инфляция.-- пишет В. Дроздов,-- Но в дальнейшем под инфляцией… стал пониматься любой рост цен, независимо от порождающих его причин» Дроздов В. Критика буржуазных теорий регулирования денежной системы капитализма.2
Однако определение инфляции как переполнение каналов денежного обращения обесценивающимися бумажными деньгами нельзя считать полным. Инфляция, хотя она и проявляется в росте товарных цен, не может быть сведена лишь к чисто денежному феномену. Это сложное социально-экономическое явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства. Инфляция представляет собой одну из наиболее острых проблем современного развития экономики во многих странах мира.
Итак, проявлением инфляции является повышение цен, однако не следует забывать, что рост цен может быть связан с отсутствием равновесия между спросом и предложением, такой рост цен на каком-то отдельном товарном рынке - это не инфляция. Инфляция проявляется в повышении общего уровня цен в стране.
Инфляция – это повышение общего уровня цен. Это не означает, что все цены растут. Даже в периоды быстрого роста инфляции некоторые цены могут оставаться относительно стабильными, а другие – даже снижаться. Например, хотя в 1970-1980 гг. в США наблюдался высокий уровень инфляции, цены на такие товары как видеомагнитофоны, электронные часы и персональные компьютеры понижались.
Необходимо иметь в виду, что не любое повышение цен – инфляция. С понятием инфляции не следует смешивать рост цен, вызванный, например, сезонными колебаниями спроса и предложения, природными катаклизмами и, что очень важно, экономическими циклами.
Рост цен, происходящий не по причине искажения оценки ресурсов, товаров и услуг, нарушающего пропорции обмена и распределения, а по каким-либо другим причинам, инфляцией не является.
Поэтому при оценке инфляции необходимо очистить цены от неинфляционных колебаний. Так, если в экономике ежемесячный темп инфляции составляет 7%, а цены на сельскохозяйственную продукцию сезонно снизились, скажем, на 1,5%, то нельзя утверждать, что в этот период инфляция снизилась до 5,5% в месяц.
Инфляция проникает во все сферы экономической жизни и начинает разрушать эти сферы. От нее страдает государство, производство, финансовый рынок, но больше всех страдают люди. Во время инфляции происходит:
1)
Обесценивание денег по
2)
Обесценивание денег по
3)
Обесценивание денег по
Инфляция
обычно измеряется в темпах прироста
уровня цен за год и подсчитывается
в процентах:
P1 – P0
p= x 100%3
P0
где p - темп инфляции в процентах за год,
P1 – уровень цен данного года,
P0 – уровень цен предшествующего года.
В качестве показателя уровня цен используется дефлятор ВВП, но так же можно использовать индекс потребительских цен и индекс промышленных ценю
Опыт многих стран показал, что длительное функционирование централизованного планирования, как правило, приводит к нарушению сбалансированности материальных и денежных потоков.
Инфляция
- это социально-экономическое
Расстройство законов денежного обращения чаще всего объясняется действием внешних факторов. Как правило, в большинстве случаев проявления инфляции наблюдается противостояние денежной стороне факторов, находящихся в сфере производства. Нарушение ряда народнохозяйственных пропорций в сфере производства и обращения приводит к нарушению условий обмена.
Суть противоречивости и нарушении условий обмена заключается в том, что для каждого последующего покупателя одна и та же денежная величина обменивается на все меньший товарный эквивалент. Инфляцию можно рассматривать как проявление противоречий, происходящих вследствие роста цен и обесценения денежных единиц, с одной стороны, между действительным и денежным, а, с другой – между реальным и фиктивным капиталами. Иными словами, возникающие структурные диспропорции в воспроизводстве общественного капитала приводят в конце концов к повышению цен. В западной экономической мысли формула «инфляция – рост цен» неприемлема, потому что «там» инфляция означает рост цен при сохранении баланса спроса и предложений. В самом популярном на Западе учебнике К.Макконелла и С. Брю «Экономикс» указывается, что «инфляция - это повышение общего уровня цен».
Инфляция может возникать в результате повышения совокупного спроса, которое является следствием увеличения оплаты труда госслужащих, социальных выплат, субсидий и других государственных расходов, не покрываемых соответствующим увеличением доходов государственного бюджета. Совокупный спрос способен увеличиваться и при повышении скорости денежного обращения, не связанном с аналогичной динамикой производства. Так бывает, например, при инфляционных ожиданиях. Во всех подобных случаях нарушевшееся рыночное равновесие между количеством денег и товаров восстанавливается путем повышения цен.
Выделяют следующие причины возникновения инфляции.
Во-первых,
государство заранее
Следовательно, государство не может покрыть свои расходы и начинает усиленно печатать деньги. Это приводит к обесцениванию бумажных денег по отношению к золоту, что сопровождается ростом цен и падением реальной заработной платы.
Во-вторых, не менее важной причиной является и то, что при сокращении объема производства, его спад сопровождается двумя явлениями в экономике: стагнацией – застоем в производстве с одновременным ростом безработицы и инфляции и стагфляцией – состоянием экономики, при котором застой в производстве, торговля имеет место при одновременном развитии инфляционного процесса.
В-третьих,
когда спрос превышает
1.1.
Виды инфляции4
Инфляция есть процесс обесценивания денег в результате, например, переполнения каналов товарного обращения денежной массой. Инфляция является результатом макроэкономической нестабильности, когда совокупный спрос превышает совокупное предложение. Неравномерный рост цен по товарным группам порождает неравенство норм прибылей, стимулирует отток ресурсов из одного сектора экономики в другой (в России из промышленности и сельского хозяйства в торговлю и финансово-банковский сектор).
Существуют современные теории инфляции, позволяющие определить ее виды:
- Открытая инфляция
- Подавленная инфляция.
Открытая
инфляция характеризуется
Виды открытой инфляции:
- Инфляция спроса — порождается избытком совокупного спроса по сравнению с реальным объемом производства.(Дефицит товара)
- Инфляция предложения (издержек) — означает рост цен, вызванный увеличением издержек производства в условиях недоиспользованных производственных ресурсов. Повышение издержек на единицу продукции сокращает объем предлагаемой производителями продукции при существующем уровне цен.
- Сбалансированная инфляция — цены различных товаров остаются неизменными друг относительно друга.
- Несбалансированная инфляция — цены различных товаров изменяются по отношению друг к другу в различных пропорциях.
- Прогнозируемая инфляция — это инфляция, которая учитывается в ожиданиях и поведении экономических субъектов.
- Непрогнозируемая инфляция — становится для населения неожиданностью, так как фактический темп роста уровня цен превышает ожидаемый.
- Адаптированные ожидания потребителей — явление, связанное с деформацией потребительской психологии. Сверх повышенный спрос на товары позволяет предпринимателям поднимать цены на товар. (Спрос рождает предложение).