Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 12:09, курсовая работа
Что такое инфляция. Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Это понятие, возможно, возникло одновременно с возникновением денег, с оборотом которых она неразрывно связана. Непосредственно термин инфляция появился в северной Америке в период гражданской войны 1861-1865 гг. и обозначал процесс увеличения обращения бумажных денег.
Наиболее общим, традиционным является определение инфляции: Инфляция – это процесс переполнения каналов обращения денежной массой сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценивание денежной единицы и рост товарных цен.
Введение
Глава 1. Сущность инфляции и формы ее проявления
1.1 Определение инфляции
1.2 Инфляционные причины роста цен
1.3 Преобладающие факторы возникновения инфляции
1.4 Виды инфляции
1.5 Причины возникновения инфляции в России
Глава 2. Анализ индекса потребительских цен в период кризиса с 2008 -2009 гг. по март 2011 г.
2.1 Мировой финансовый кризис в России
2.2 Изменения уровня инфляции и индекса потребительских цен 2008 г. - март 2011 гг.
2.3 Уровень потребительской уверенности населения России в 2011 – исследование Федеральной службой государственной статистики
Заключение
Список используемой литературы
Московский государственный университет геодезии и картографии
Факультет экономики и управления территориями
Кафедра экономики и предпринимательства
Курсовая работа
по дисциплине: «Макроэкономика»
тема: «Инфляция в России (2008 г. – март 2011 г.)»
Работу выполнила:
Гаевая Светлана Михайловна
Специальность: ФиКС
21 поток
Преподаватель:
Болотин Валерий Владимирович
Москва 2011
Содержание
Введение
Глава 1. Сущность инфляции и формы ее проявления
1.1 Определение инфляции
1.2 Инфляционные причины роста цен
1.3 Преобладающие факторы возникновения инфляции
1.4 Виды инфляции
1.5 Причины возникновения инфляции в России
Глава 2. Анализ индекса потребительских цен в период кризиса с 2008 -2009 гг. по март 2011 г.
2.1 Мировой финансовый кризис в России
2.2 Изменения уровня инфляции и индекса потребительских цен 2008 г. - март 2011 гг.
2.3 Уровень потребительской уверенности населения России в 2011 – исследование Федеральной службой государственной статистики
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Что такое инфляция. Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Это понятие, возможно, возникло одновременно с возникновением денег, с оборотом которых она неразрывно связана. Непосредственно термин инфляция появился в северной Америке в период гражданской войны 1861-1865 гг. и обозначал процесс увеличения обращения бумажных денег.
Наиболее общим, традиционным является определение инфляции: Инфляция – это процесс переполнения каналов обращения денежной массой сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценивание денежной единицы и рост товарных цен.
Однако такое определение нельзя считать полным. Инфляция, несмотря на то, что она проявляется в росте цен, является сложным социально-экономическим явлением, порождаемым диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства и представляет собой одну из наиболее острых проблем современной экономики во многих странах мира.
Итак, проявлением инфляции является повышение цен, которое возникло в связи с длительным неравновесием на большинстве рынков в пользу спроса, т.е. это дисбаланс между совокупным спросом и совокупным предложением. Однако не следует забывать, что рост цен может быть связан с отсутствием равновесия между спросом и предложением, такой рост цен на каком-то отдельном товарном рынке – это не инфляция.
Для рассмотрения сущности инфляции и методов борьбы с нею, в том числе с учетом особенностей ее протекания в России предстоит остановиться на изучении действительных инфляционных причинах роста цен.
Глава 1. Сущность инфляции и формы ее проявления
1.1 Определение инфляции
инфляция цена финансовый кризис
Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время.
Термин инфляция (от латинского inflatio – вздутие) впервые стал употребляться в Северной Америке в период гражданской войны 1861-1865 гг. и обозначил процесс разбухания бумажно-денежного обращения. В XIX в. этот термин употреблялся также в Англии и Франции. Широкое распространение в экономической литературе понятие инфляции получило в XX веке после первой мировой войны, а в советской экономической литературе – с середины 20-х годов.[1]
От чего же зависит количество денег, необходимое для обеспечения товарного обращения?
Прежде всего, от суммы цен товаров, которые подлежат реализации в течение определенного периода, скажем года. Чем больше товаров, тем больше требуется денежных единиц для их реализации.
Количество денег в обращении зависит далее от скорости оборота каждой денежной единицы. Это связано с тем, что одна и та же сумма денег может обслужить большее или меньшее число актов купли – продажи.
Превышение количества денежных единиц, находящихся в обращении, над суммой товарных цен и появление в результате этого денег, не обеспеченных товарами, означает инфляцию. Она приводит к росту цен на товары (явному или скрытому). Поэтому индекс цен – один из главных и наиболее наглядных показателей наличия или отсутствия инфляции, ее глубины. Инфляция может вызываться разными факторами. Это и выпуск излишнего количества денежных единиц, и отставание производства товаров от роста платежеспособного спроса, и поступление на рынок товаров, не пользующихся спросом. Инфляция – это переполнение финансовых каналов бумажными деньгами, что приводит к их обесцениванию. Инфляция – это денежное явление, но она не ограничивается обесцениванием денег. Она проникает во все сферы экономической жизни и начинает разрушать эти сферы. От нее страдает государство, производство, финансовый рынок, но больше всех страдают люди. Во время инфляции происходит:
1. Обесценивание денег по отношению к золоту;
2. Обесценивание денег по отношению к товару;
3. Обесценивание денег по отношению к иностранной валюте.
Одно из главных больных мест – это то, что цены имеют тенденцию подниматься очень неравномерно. Одни подскакивают, другие поднимаются более умеренными темпами, а третьи вовсе не поднимаются. Инфляция измеряется с помощью индекса цен. Вспомним, что индекс цен определяет их общий уровень по отношению к базовому периоду. Темп инфляции для данного года можно вычислить следующим образом: вычесть индекс цен прошедшего года из индекса цен этого года, разделить эту разницу на индекс прошедшего года, а затем умножить на 100%. Для того, чтобы экономика не переживала инфляционных кризисов:
1. Должно быть, постоянное равновесие государственного бюджета;
2. Центральный банк должен вести идеальную политику;
3. Государство не должно вмешиваться в распределение доходов;
4. Страну должны населять граждане со здоровой рыночной психологией, люди, лишенные инфляционных ожиданий.
Инфляция – это повышение общего уровня цен в стране, которое возникло в связи с длительным не равновесием на большинстве рынков в пользу спроса. Другими словами, инфляция – это дисбаланс между совокупным спросом и совокупным предписанием. Независимо от состояния денежной сферы товарные цены могут возрасти вследствие изменений в динамике производительности труда, циклических и сезонных колебаний, структурных сдвигов в системе воспроизводства, монополизации рынка, государственного регулирования экономики, введения новых ставок налогов, девальвации и ревальвации денежной единицы, изменения конъюнктуры рынка, воздействия внешнеэкономических связей, стихийных бедствий и т.п. Следовательно, рост цен, вызывается различными причинами. Но не всякий рост цен – инфляция, и среди названных выше причин роста цен важно выделить действительно инфляционные.[2]
1.2 Инфляционные причины роста цен
Что же можно отнести к действительно инфляционным причинам роста цен?
Во-первых, это диспропорциональность, или несбалансированность государственных расходов и доходов, выражающаяся в дефиците госбюджета.
Во-вторых, инфляционный рост цен может происходить, если финансирование инвестиций осуществляется аналогичными методами. Особенно инфляционно опасными являются инвестиции, связанные с милитаризацией экономики.
В-третьих, общее повышение уровня цен связывается различными школами в современной экономической теории с изменением структуры рынка в XX веке. Эта структура все меньше напоминает условия совершенной конкуренции, когда на рынке действует большое число производителей, продукция характеризуется однородностью, перелив капитала не затруднен. Современный рынок – это в значительной степени олигополистический рынок.
А олигополист (несовершенный конкурент) обладает известной степенью власти над ценой. И если даже олигополии не первыми начинают «гонку цен», они заинтересованы в ее поддержании и усилении.
В-четвертых, с ростом «открытости» экономики той или иной страны увеличивается опасность импортируемой инфляции. В условиях неизменного курса валюты страна каждый раз испытывает воздействие внешнего повышения цен на ввозимые товары. Возможности бороться с импортируемой инфляцией достаточно ограничены.
В-пятых, инфляция приобретает самоудерживающий характер в результате так называемых инфляционных ожиданий.
Многие ученые в странах Запада и в нашей стране особо выделяют этот фактор, подчеркивая, что преодоление инфляционных ожиданий населения и производителей – важнейшая (если вообще не главная) задача антиинфляционной политики.[3]
1.3 Преобладающие факторы возникновения инфляции
Современной инфляции присущ ряд отличительных особенностей: если раньше инфляция носила локальный характер, то сейчас – повсеместный, всеохватывающий; если раньше она охватывала больший и меньший период, т.е. имела периодический характер, то сейчас – хронический, современная инфляция находится под воздействием не только денежных, но и не денежных факторов. Денежные факторы вызывают превышение денежного спроса над товарными предложением, в результате чего происходит нарушение требований закона денежного обращения. Не денежные факторы ведут к первоначальному росту издержек и цен товаров, поддерживаемому последующим подтягиванием денежной массы к их возросшему уровню. Обе группы факторов переплетаются и взаимодействуют друг с другом, вызывая рост цен на товары и услуги, или инфляцию.[4]
1.4 Виды инфляции
В международной практике в зависимости от величины роста цен различают несколько видов инфляции:
Административная – происходит из-за административного управления ценами.
Галопирующая – это резкий, скачкообразный скачок цен. При среднегодовом темпе прироста цен от 10% до 50% (иногда до 100%).
Гиперинфляция – это инфляция с высоким темпом роста цен. Когда рост цен превышает 100% (МВФ за гиперинфляцию сейчас принимает 50% рост цен в месяц). Для промышленно развитых стран характерной является ползучая инфляция, т.е. небольшое, умеренное обесценение из года в год. В развивающихся странах преобладает галопирующая и гиперинфляция. Причем, факторы, формы и социально-экономические последствия инфляции, а также подходы к выработке и осуществлению антиинфляционных мер в разных странах обусловливаются особенностями их экономического развития.
Инфляция издержек проявляется в росте цен на ресурсы, факторы производства, и как следствие – увеличение издержек на производство и цен на конечную продукцию.
Импортируемая – вызвана обычно чрезмерным притоком в страну иностранной валюты и другими внешними факторами.
Индуцированная – обуславливается какими-либо другими экономическими факторами.
Кредитная – вызвана чрезмерной кредитной экспансией.
Непредвиденную инфляцию можно констатировать, если уровень инфляции за определенный период оказался выше ожидаемого.
Ожидаемая – это предполагаемый уровень инфляции в будущем периоде вследствие действия факторов текущего периода.
Открытая инфляция – это инфляция за счет роста цен на потребительские товары и производственные ресурсы.
Скрытая, или подавленная, инфляция возникает вследствие товарного дефицита, причем государство пытается удерживать цены на прежнем уровне.
Ползучая – проявляется в постепенном, длительном росте цен. Среднегодовой темп прироста цен не выше 5-10%.
Инфляция спроса возникает, когда спрос превышает предложение, следовательно, растут цены.[5]
Структурные факторы инфляции не только обусловливают ускорение роста цен, т.е. создают ситуацию «инфляции издержек», но и оказывают большое влияние на развитие «инфляции спроса». Противоречие между развитием производства и узким внутренним рынком стараются в этих странах устранить, с одной стороны, путем дефицитного финансирования (при помощи печатного станка), а с другой – привлечением в растущих объемах иностранных займов. В результате в таких крупнейших латиноамериканских странах, как Бразилия и Аргентина, возникли огромные внутренние и внешние долги.
В то же время увеличение внешней задолженности вызывает появление фактора усиления инфляции – так называемой долларизации. Данный процесс связан с привилегированным положением доллара или другой сильной валюты перед национальной валютой, а это не только не стимулирует приток иностранных инвестиций, но и приводит к бегству капиталов из страны.
Небольшая (умеренная) инфляция до 10% в год в западной литературе не рассматривается как социальное зло. Наоборот, считается, что она в какой-то мере подхлестывает экономику, придает ей необходимый динамизм.
В самом деле, при росте цен население больше покупает, ибо в дальнейшем покупки обойдутся еще дороже. Это стимулирует производителей увеличить предложение и рынок быстрее насыщается. Следует учесть, что при инфляции цены растут по отраслям разными темпами. Состояние разновыгодности производства сохраняется. Поэтому механизм переливания капиталов и рабочей силы также сохраняется, что позволяет выравнивать экономические диспропорции и оздоровлять рыночное хозяйство.
Однако при уровне выше 10% инфляция делается очень опасной. Особенно агрессивно разрушается экономика при гиперинфляции, когда цены увеличиваются не на несколько процентов, в несколько раз. В этом случае резко обесцениваются деньги. Население начинается терять сбережения, обесценивается вложенный капитал. Поэтому пропадает стимул вкладывать инвестиции в производство, ведь они дадут доход нескоро, а за этот срок потеряется их ценность. В такие периоды растет лишь спекулятивный бизнес, направленный на перепродажу, а он не увеличивает совокупное предложение. Если предложение не растет длительное время, страна сталкивается с угрозой стагнации. Стагнация, сопровождающаяся инфляцией, разрушает экономику и не создает механизма выхода на путь эффективного роста, т.к. не приводит к росту предложения.