Инфляция в России: причины, характер. Антиинфляционная политика: теория и практика

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 19:23, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы заключается в том, что инфляция, хотя она и проявляется в росте товарных цен, не может быть сведена лишь к чисто денежному феномену. Это сложное социальное явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства. Инфляция представляет собой одну из наиболее острых проблем современного развития Российской экономики.

Содержание

Введение 3
1. Инфляция в России 4
1.1 Характер инфляции в Российской Федерации 8
2. Причины возникновения инфляции в России 11
4. Антиинфляционная политика России 22
5. Кредитно-денежная политика государства. Инструменты борьбы с инфляцией 23
Заключение 26
Список использованной литературы 29

Работа содержит 1 файл

Экономика готовый!!!.doc

— 145.00 Кб (Скачать)

     В любом случае на современном этапе  основное значение имеют неценовые  методы воздействия на структуру  и динамику производства. И, видимо, не случайно промышленно развитые страны в последние годы менее активно применяют ценовое регулирование.

4. Антиинфляционная политика России

 

     Негативные  социальные и экономические последствия  инфляции вынуждают правительства  разных стран проводить определенную экономическую политику. Антиинфляционная политика насчитывает богатый ассортимент самых разных денежно-кредитных, бюджетных мер, налоговых мероприятий, программ стабилизации и действий по регулированию и распределению доходов. Очень важным условием антиинфляционной политики является независимость правительства от групп давления: антиинфляционные меры нужно проводить последовательно и взвешенно.

     Важно отметить, что основным способом борьбы с инфляцией должна быть борьба с  ее основополагающими причинами. Целями антиинфляционной политики должны быть в первую очередь быть:

– сокращение инфляционного потенциала

– предсказуемость динамики инфляции.

– снижение темпов инфляции

– стабилизация цен

     Стратегическая  цель антиинфляционной политики –  привести темпы роста денежной массы  в соответствие с темпами роста товарной массы (или реального ВВП) в краткосрочном плане, а объем и структуру совокупного предложения с объемом и структурой совокупного спроса в долгосрочном плане. Для решения этих задач должен осуществляться комплекс мер, направленных на сдерживание и регулирование всех трех компонентов инфляции: спроса, издержек и ожиданий.

5. Кредитно-денежная политика государства. Инструменты борьбы с инфляцией

 

     Второй  подход рекомендуется сторонниками монетаризма. На первый план выдвигается денежно-кредитное регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую ситуацию. Если мероприятия бюджетной политики непосредственно направлены на рынок благ, то при проведении кредитно-денежной политики объектом регулирования является денежный рынок. Суть кредитно-денежной политики состоит в воздействии на экономическую конъюнктуру через изменение количества находящихся в обращении денег (эмиссия). В экономиках рыночного типа центральные банки воздействуют на инфляцию косвенно, при помощи различных инструментов, причем влияние мер денежно-кредитной политики сказывается не сразу, а с определенными временными лагами, которые различны в разных странах и в разных условиях. Традиционными инструментами денежно-кредитной политики, влияющими на размер и структуру денежной массы, являются:

– Операции на открытом рынке ценных бумаг. Покупая последние, банк увеличивает денежную базу, продавая – сокращает ее. Широко используется в странах с развитым рынком ценных бумаг. Учетно-процентная или дисконтная политика. Заключается в регулировании учетной ставки процента (в РФ – ставка рефинансирования). Учетная ставка – это ставка, по которой коммерческие банки могут заимствовать денежные средства у центрального банка. Если центральный банк повышает учетную ставку, то объем заимствований уменьшается. В результате произойдет сокращение денежной массы в стране, так как уменьшатся операции коммерческих банков по предоставлению кредитов. При этом получая более дорогие заимствования, сами коммерческие банки будут повышать свои ставки по кредитам, что приведет к уменьшению спроса. При снижении учетной ставки процесс идет в обратном направлении.

– Норма обязательного резервирования. Обязательные резервы – это та часть суммы депозитов, которую коммерческие банки обязаны хранить в виде беспроцентных вкладов в центральном банке. Чем норма выше, тем меньше кредитов могут предоставлять коммерческие банки, и это ограничивает количество находящихся в обращении денег. Снижение нормы резервов действует в обратном направлении.

– Валютная политика (валютное регулирование). Целевые показатели валютного курса (фиксированные или фиксированные с возможностью корректировок (скользящая привязка)) предусматривают следование денежно-кредитной политики страны валюты-якоря. Целевые показатели обменных курсов лишают ЦБ самостоятельности в денежно-кредитной политике на собственном финансовом рынке; создают возможности для внешних спекулятивных атак. Достижение реального валютного курса ставится в зависимость от уровня внутренних цен. Что касается фиксированных курсов с возможностью корректировки, то после валютного кризиса 1991 г. большинство стран от них отказалось именно из-за чрезмерно высокой зависимости от внешних спекулятивных атак.

Таргетирование  инфляции – установление целевых  показателей. Получило в последние 5–6 лет большое распространение как метод регулирования национального финансового рынка: в настоящее время таргетирование инфляции применяют около 21 стран (8 развитых и 13 развивающихся). Таргетирование инфляции предусматривает непосредственное следование целевым показателям инфляции. ЦБ обязан следовать одному цифровому показателю инфляции или его установленному диапазону. Таргетирование способствует укреплению доверия к данному финансовому рынку, так как показывает, что низкий уровень инфляции – главная цель политики регулирования финансового рынка в данной стране. Однако таргетирование инфляции не может быть эффективным в странах, которые не обладают устойчивостью финансового рынка.

Денежную  эмиссию Центральный банк осуществляет через приобретение каких-либо уже функционирующих в экономике активов. В связи с этим можно выделить три наиболее распространенные канала эмиссии денег:

– Валютный канал эмиссии. Увеличение денежной массы через пополнение валютных резервов государства действует как инфляционный фактор. Данный канал эмиссии наиболее эффективен в условиях экономического роста, обеспечивающего автоматическое увеличение спроса на деньги.

– Фондовый канал эмиссии. Этот канал активно используется в некоторых странах, например в Японии и Германии. Правительство выпускает и размещает облигации займа в целях аккумулирования средств для финансирования бюджетов развития, потом они превращаются в активы ЦБ, который обменивает их на деньги.

– Кредитный канал эмиссии. ЦБ РФ непосредственно кредитует коммерческие банки или гибко управляет их ликвидностью. Данный канал эмиссии опасен тем, что исключает реальную оценку финансируемых проектов, который осуществляется через механизм фондового рынка.

Монетарные  методы воздействия на инфляцию могут  быть действенными только в условиях сбалансированной экономики, когда изменение денежного предложения затрагивает по цепочке производственных связей весь хозяйственный комплекс. В этих случаях возникновение несоответствия между денежной и товарной массами, расширение спроса в результате искусственного увеличения объема денежного предложения вызываются просчетами в денежно-кредитной политике, наличием бюджетного дефицита, нарушениями платежного баланса. Преодолеть такие несоответствия («перегрев» экономики») можно, главным образом монетарными методами, воздействующими на экономику в целом в основном путем сжатия денежного предложения.

     .

Заключение

 

     Инфляция  – один из самых болезненных и  опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему в целом. Инфляция означает не только снижение покупательной способности денег, она подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций.

     Отрицательные социально-экономические последствия инфляции вынуждают государства периодически проводить денежные реформы – преобразования в сфере денежного обращения для упорядочения и укрепления денежной системы. Они осуществляются различными методами в зависимости от цели, экономической и политической ситуации в стране, темпа инфляции, степени обесценения денег под влиянием инфляционных и иных факторов, соотношения сил между ведущими экономическими субъектами рыночной экономики, политики государства и ее теоретической основы, компетенции денежных властей.

     Как свидетельствует мировой опыт, для  управления инфляционным процессом  необходимо разумное сочетание комплекса  рыночных и государственных методов.

     Для эффективного регулирования инфляции необходимы формирование цивилизованных рыночных отношений и реализация стратегии устойчивого социально-экономического развития России. Первоочередной мерой в этом направлении является активизация инвестиций в основной капитал. Ключевое место в регулировании инфляции занимает укрепление бюджетов всех уровней и эффективный контроль за их исполнением. Налоги, составляющие основную часть бюджетных расходов, также должны активнее использоваться как инструмент регулирования инфляции. В этом направлении налоговая политика эффективна, если она ориентируется не только на фискальные цели, но и на развитие экономики путем уменьшения налогового бремени до приемлемого бюджетом уровня, на пресечение уклонения от уплаты налогов и на повышение их собираемости. Важным аспектом управления инфляцией является регулирование государственного внутреннего и внешнего долга, который представляет угрозу стабильности цен, создавая бюджетную нагрузку в связи с его обслуживанием и поглощая значительную часть расходов федерального бюджета. Специфическое для России направление регулирования инфляции – преодоление неплатежей. Хотя их общая сумма снизилась, но задолженность по заработной плате сохраняется. Регулирование денежных факторов инфляции – эмиссии денег и скорости их обращения – непосредственно влияет на темп роста цен, если не противодействуют иные факторы. Однако ограничение денежной эмиссии по рецептам монетаристов привело к снижению коэффициента монетизации в России (12% в середине 1990 х годов), выпуску денежных суррогатов, увеличению бартерных сделок. Одним из направлений регулирования инфляции является реструктуризация и модернизация банковской системы, ее реальная рекапитализация, увеличение кредитования производственного сектора экономики.

Для эффективного регулирования инфляции требуются  согласованные действия Банка России и правительства, с учетом всех факторов, воздействующих на процесс обесценения денег. Появление позитивных результатов возможно в связи с переходом с 2003 г. Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства на американскую модель антимонопольного регулирования. Она ориентирована не на качественные и цифровые показатели, а на оценку последствий на рынках с точки зрения положения потребителей. А главное, нужна прозрачная статистика инфляции, включающая не только индекс потребительских цен, который требует уточнения с учетом критериев качества жизни активного населения, но и другие показатели.

     Таким образом, инфляция в России должна стать  регулируемым процессом. Это один из факторов социально-экономической  стабилизации страны.

Список  использованной литературы

 
  1. Амосов А.Н. Особенности инфляции. М.: 2006 (256 стр.)
  2. Булатов А.С. Экономика. М.: 2004 (85 стр.)
  3. Красавина Л.Н. Инфляция в условиях современного капитализма. М.: 1980 (167 стр.)
  4. Красавина Л.Н. Регулирование инфляции. М.: 2005 (211 стр.)
  5. Лившиц А.Я. Введение в рыночную экономику. М.: 2008 (183 стр.)
  6. Лушин С.М. Проблема инфляции. М.: 2003 (239 стр.)
  7. Сажина М.А. Чибрикова Г.Г. Основы экономической теории. М.: 2007 (316 стр.)
  8. Сергиенко О.Д. Денежная масса и инфляция. М.: 2004 (269 стр.)
  9. Усов В.В. Деньги. Денежное обращение. М.: 2002 (208 стр.)
  10. Чепурин М.Н. Курс экономической теории. Киров: 1999 (312 стр.)
  11. Шагинян Г.А. Общая экономическая теория. Ростов-на-Дону: 2001 (259 стр.)

Информация о работе Инфляция в России: причины, характер. Антиинфляционная политика: теория и практика