Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 10:42, контрольная работа
Целью данной работы является рассмотрение роли инфляции на экономику страны, посредством рассмотрения понятия инфляции, ее причин и видов.
В первой главе рассматриваются общетеоретические вопросы, касающиеся определения инфляции и истории инфляционных процессов, а так же теории инфляции в различных экономических школах.
Вторая глава рассматривает непосредственно роль инфляции на экономику страны.
Введение…………………………….…………………………………….. 3
1. Сущность инфляции…………………………………………………… 4
1.1. Понятие инфляции…………………………………………………… -
1.2. Виды и классификация современной инфляции…………………... 6
1.3. Антиинфляционная политика………………………………………. 13
2. Влияние инфляции на экономику…………………………………….. 17
Заключение………………………………………………………………… 22
Список использованной литературы …………………………………… 23
Поскольку открытая инфляция относится к разряду макроэкономических явлений, то она характеризуется увеличением народнохозяйственных индексов цен. В то же время в экономике любой развитой страны очень часто возникают ситуации, когда на отдельных товарных рынках наблюдается снижение цен (или, по крайней мере, замедление их роста). Объяснение только одно: открытая инфляция не разрушает механизмы рынка. Они продолжают работать, посылают в экономику ценовые сигналы, подталкивают инвестиции, стимулируют расширение производства и предложение. А раз так, то борьба с инфляцией становится делом пусть и сложным, но все же небезнадежным.
Подавленная инфляция рост цен может и не наблюдаться, а обесценивание денег может выражаться в различного рода дефицитах.
Именно такая ситуация сложилась в странах бывшего СССР, где инфляция в условиях командно-административной системы находилась в подавленном состоянии. Подавление инфляции, т.е. полный контроль над ценами и доходами, без устранения причин инфляции, негативно сказывается на развитии рыночных отношений. Подавленная инфляция, которую иногда называют скрытой, характерна для экономики с регулируемыми ценами (и, возможно, заработной платой), и проявляется в товарном дефиците, ухудшении качества продукции, вынужденном накапливании денег, развитии теневой экономики, бартерных сделок. Этот вид инфляции очень опасен, т. к. ведет к разрушению рыночного механизма.
Но главное зло, которое несет подавленная инфляция – это лишение изготовителей ценовых стимулов, препятствие развертыванию инвестиционного процесса, расширению производства и предложения. Такое положение в недавнем прошлом было реалией нашей экономики, неся в себе все отрицательные последствия этого процесса, в том числе и наращивание темпов инфляции из-за возрастания издержек производства и увеличения денежной массы.
Итак, инфляционный процесс может развиваться по двум основным направлениям. Если макроэкономическое неравновесие в сторону спроса выражается в постоянном повышении цен, инфляцию следует считать открытой. Когда оно сопровождается всеобщим государственным контролем над ценами, инфляция становится подавленной.
С позиции третьего критерия (степень расхождения роста цен по различным товарным группам) также разделяют два типа инфляции – сбалансированную и несбалансированную инфляцию.
При сбалансированной инфляции цены поднимаются относительно умеренно и одновременно на большинство товаров и услуг Центральный банк подсчитывает результаты среднегодового роста цен и на этой основе поднимает процентную планку ставки. Таким образом, ситуация выравнивается, балансируется и фиксируется как ситуация со стабильными ценами.
В случае же несбалансированной инфляции цены на различные товары и услуги повышаются разновременно и по-разному на каждый тип товара. Несбалансированная инфляция встречается гораздо чаще и представляет большую беду для экономики, т.к. хаос с ростом цен затрудняет ориентировку и оценку экономической ситуации для граждан, предприятий и инвесторов.
С позиции четвертого критерия (ожидаемость и предсказуемость инфляции) различают ожидаемую и неожидаемую инфляцию:
Ожидаемую инфляцию можно спрогнозировать на какой-либо период времени с достаточной степенью надёжности, и она зачастую является прямым результатом действий правительства.
Неожидаемая инфляция характеризуется внезапным скачком цен, что негативно сказывается на системе налогообложения и денежного обращения. В случае наличия у населения инфляционных ожиданий такая ситуация вызовет резкое увеличение спроса, что само по себе создает трудности в экономике и искажает реальную картину общественного спроса, что ведет к сбою в прогнозировании тенденций в экономике и при некоторой нерешительности правительства еще сильнее увеличивает инфляционные ожидания, которые будут подстегивать рост цен. Однако в случае, когда внезапный скачок цен происходит в экономике, не зараженной инфляционными ожиданиями, то возникает так называемый «эффект Пигу» - резкое падение спроса у населения в надежде на скорое снижение цен. Вследствие снижения спроса, производитель становится вынужден снижать цену и все возвращается в состояние равновесия. Ожидаемая предсказывается и прогнозируется заранее, неожидаемая – нет. Этим она опасней ожидаемой, т.к. индивиды и хозяйственные агенты не успевают к ней приготовиться, что может быть чревато частичной или полной потерей сбережений. Неожиданная инфляция дезорганизует экономику, может привести к панике, отпугивает иностранных инвесторов нестабильностью промышленность развиваться в таких условиях не может, поэтому ее допущение считается крупным просчетом правительства. Комбинация сбалансированной и ожидаемой инфляции не наносит экономического вреда, а несбалансированной и неожидаемой – особо опасна.
Все виды инфляции имеют сложные, разнообразные и весьма значительные экономические и социальные последствия для всех хозяйственных субъектов. Небольшие темпы инфляции содействуют росту цен и нормы прибыли, являясь, таким образом, фактором временного оживления конъюнктуры. По мере развития инфляция превращается в серьезное препятствие для воспроизводства, обостряет экономическую и социальную напряженность в обществе.
К негативным последствиям инфляционных процессов относятся: снижение реальных доходов и обесценение сбережений населения; потеря у производителей заинтересованности в создании качественных товаров; ограничение продажи сельскохозяйственных продуктов в городе деревенскими производителями в силу падения заинтересованности, в ожидании повышения цен на продовольствие; ухудшение условий жизни преимущественно у представителей социальных групп с твердыми доходами (пенсионеров, служащих, студентов).
Резюмируя все выше сказанное, можно сказать: инфляция – это сложный экономический процесс, в умеренных проявлениях которого есть доля пользы и выгоды, в критических же его выражениях есть немалая угроза экономической политике государства, и его гражданам, в частности.
1.3. Антиинфляционная политика
Преодолеть инфляцию можно только перестроив хозяйственный механизм и выключив рыночные регуляторы, что возможно лишь при стабильной политической ситуации.
Антиинфляционная политика — это комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией.
Одним из сложнейших вопросов экономической политики является управление инфляцией. Решая проблему с инфляцией следует уяснить два момента:
- рыночная экономика, инфляционная по своему устройству. Поэтому цель антиинфляционной политики заключается не в искоренении инфляции, а в том, чтобы сделать инфляцию управляемой, а ее уровень – достаточно умеренным;
- борьбу с инфляцией нельзя сводить к выполнению некоей программы, после окончания которой можно отчитаться об успешно проделанной работе.
Рациональные ожидания и безболезненное обуздание инфляции: поскольку ожидаемый темп инфляции влияет на выбор между инфляцией и безработицей, вопрос о том, как люди формируют свои инфляционные ожидания, приобретает первостепенное значение. Поскольку экономическая политика оказывают влияние на темпы инфляции, ожидаемая инфляция также должна зависеть от проводимой кредитно-денежной и бюджетно-налоговой политики. Безболезненная антиинфляционная политика требует наличия двух предпосылок. Во-первых, план снижения инфляции должен быть объявлен до формирования важнейших ожиданий. Во-вторых, люди, устанавливающие цены и заработную плату, должны верить в объявленный план; в противном случае они не изменят свои инфляционные ожидания.
Контроль и управление спросом: все экономисты сходятся во мнении, что контроль и управление совокупным спросом через проведение налогово-бюджетной или денежно-кредитной политики может замедлить развитие инфляционных процессов.
Контроль над заработной платой и ценами: под контролем над заработной платой и ценами понимают любую последовательность целого ряда действий — от весьма умеренных до принудительного установления верхних пределов роста заработной платы и цен, — проводимых в рамках экономической политики.
«Валютный коридор» является способом принудительного ограничения курса доллара с целью преодоления инфляции. Однако заниженный курс неизбежно приводит к увеличению импорта, сокращению внутреннего производства и экспорта. Дополнительная валюта для импорта при этом может браться только из ранее созданных резервов либо за счёт займов.
Смягчение внешнего бюджетного ограничения: все страны, испытывающие гиперинфляцию, достигают крайне низкого уровня валютных резервов, что затрудняет защиту обменного курса, а значит, и стабилизацию цен. В более широком смысле страны часто вступают в гиперинфляцию из-за лежащего на бюджете тяжелого бремени внешних обязательств. Следовательно, для правительства, предпринимающего стабилизационную программу, весьма желательно для поддержки платежного баланса получить заем, чтобы с его помощью увеличить объем валютных резервов, или договориться о пакете иностранной помощи для облегчения лежащего на бюджете финансового бремени внешнего долга.
Оценивая характер антиинфляционной политики в ней можно выделить два подхода:
- Первый подход предусматривает активную бюджетную политику, т.е. активное маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос.
При инфляционном спросе государство может уменьшить его путем ограничения своих расходов и повышения налогов. Однако такие действия могут привести к застою и различным кризисным явлениям в экономике, увеличению безработицы.
В условиях спада спроса бюджетная политика может использоваться для его расширения, осуществляются программы государственных капиталовложений и других государственных расходов, понижаются налоги. Однако стимулирование спроса бюджетными средствами может усилить инфляцию.
- Второй подход это гибкое денежно-кредитное регулирование, которое осуществляется формально неподконтрольным правительству центральным банком страны. Банк изменяет количество денег в обращении и ставку ссудного процента. Денежно-кредитная политика используется как средство для кратковременного воздействия на экономику. Иными словами, государство должно проводить антиинфляционные мероприятия для ограничения спроса, поскольку стимулирование экономического роста и искусственное поддержание заработной платы путем снижения естественного уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией.
Главной задачей для Банка России в среднесрочной перспективе остается плавное снижение инфляции, для чего в каждый последующий год уровень инфляции должен быть ниже, чем фактически сложившаяся инфляция предшествующего года. Такая постановка задачи будет способствовать осуществлению последовательных шагов в направлении снижения макроэкономических рисков, закрепления позитивных тенденций, сформированных в предшествующие периоды, улучшения ожиданий, обеспечения роста сбережений и инвестиций и поддержания тем самым условий для долговременного экономического роста.
Денежно-кредитная политика на предстоящий год, как и в текущем году, формируется и будет проводиться на основе двух базовых принципов: продолжение применения элементов метода целевой инфляции; использование денежного агрегата М2 в качестве промежуточного ориентира денежно-кредитной политики.
В российских экономических условиях в настоящее время наиболее целесообразно использование именно этих принципов. Несмотря на усиление значения процентных ставок в реализации денежно-кредитной политики, Банк России не может использовать краткосрочные процентные ставки в качестве ориентира при ее проведении в связи с недостаточной развитостью финансовых рынков и ограниченной ролью кредита в финансировании экономики. В дальнейшем в среднесрочной перспективе при сохранении режима плавающего валютного курса возможно повышение роли процентных ставок как в формировании, так и в реализации денежно-кредитной политики.
Наряду со сдержанной денежно-кредитной политикой и планомерным осуществлением бюджетных расходов снижению темпов инфляции будет способствовать: и взвешенная курсовая политика Банка России, обеспечивающая планомерное и достаточное укрепление реального курса рубля; ограничение роста цен и тарифов на продукцию естественных монополий, регулируемых на федеральном уровне. Операции по эмиссии денег посредством скупки валютной выручки на валютном рынке, позволяющие наращивать валютные резервы ЦБ РФ, носят спонтанный характер, не проводится подробной анализ достаточности обеспечения экономики деньгами, не анализируется и не обосновывается рост резервов. Объемы денежной эмиссии не планируются, в результате чего экономика требует проведения стерилизации, что сопряжено с дополнительными издержками по выпуску собственных облигаций Банка России.
Для сдерживания инфляции требуется комплексная антиинфляционная политика. Важным направлением антиинфляционной политики как составной части стратегии подъема национальной экономики является санация и реструктуризация банковской системы. Составной частью антиинфляционной политики является регулирование валютного рынка и относительная стабилизация курса рубля. В антиинфляционной стратегии особое место занимает проблема урегулирования сложной ситуации вокруг кредитного пакета международных финансовых институтов для России. Установленная этими организациями высокая планка ограничений и условий для заимствования средств Россией снижает возможности использования внешнего фактора для оздоровления денежного обращения и экономики в целом.
Целью антиинфляционной политики в России должно стать не подавление инфляции любой ценой, а управление инфляционным процессом рыночными и государственными методами в интересах подъема национального производства и обеспечения экономической безопасности страны и народа. В антиинфляционной политике важное место принадлежит регулированию скорости обращения денежной единицы, так как ее увеличение равносильно дополнительной эмиссии денег при прочих равных условиях.