Инфляция: сущность, причины и социально-экономические последствия в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 11:03, курсовая работа

Описание работы

В теории и практике различают несколько уровней инфляции. Негативные социальные и экономические последствия инфляции. Налогово-бюджетная политика и инфляция. Автоматическая фискальная политика. Изменения реального объема производства. Стратегическая задача сокращения бюджетного дефицита.

Содержание

Введение…………..............................................................................................3
Глава 1. Сущность и причины инфляции ...........................................................5
1.1 Основные причины инфляционного роста цен .....................................5
1.2 Альтернативные концепции инфляции .................................................7
1.3 Уровни инфляции……............................................................................12
Глава 2. Антиинфляционная политика и социально-экономические последствия инфляции........................................................................................................................15
2.1 Фискальная политика…............................................................................16
2.2 Кредитно-денежная политика...................................................................21
2.3 Антиинфляционная стратегия...................................................................22
2.4 Социально-экономические последствия инфляции………………..…..27
2.5 Инфляция в России…………..……………………………….………..31
Заключение……..………....................................................................................36
Список используемой литературы ..................................................................38

Работа содержит 1 файл

Курсовая по экономике.doc

— 310.00 Кб (Скачать)

Разумная осторожность не должна препятствовать бескомпромиссному наступлению на дефицит бюджета, желательно в рамках единой антиинфляционной стратегии, подкрепленной другими мерами – государственным стимулированием научно-технического прогресса, структурной перестройкой экономики, ориентацией инвестиций на производство потребительских товаров, конверсией военной экономики и т.п.
Организуя правильную денежную политику и добиваясь сокращения бюджетного дефицита, государство подходит к проблеме инфляции со стороны спроса. Помогая структурным преобразованиям и налаживая конверсию военного производства, оно наступает на инфляцию со стороны товарного предложения. Это особенно важно в отечественной экономике, чувствительной к инфляции предложения. Вводя в действие налоговые и кредитные регуляторы, государство способствует расширению продажи наукоемких товаров и услуг (бытовой электроники, средств связи, информации и т.п.), формированию новых рынков. Прирост предложения, компенсируя избыточный спрос, понижает цены, тормозит инфляцию. Не случайно, что в странах, успешно осваивающих новейшую технику и технологию, например в Японии, инфляции надежно контролируется и уже не представляет серьезной угрозы для экономики.

Национальная антиинфляционная стратегия должна быть построена так, чтобы свести к минимуму воздействие на экономику со стороны внешних инфляционных импульсов. Особенно это связано с перемещением через границы краткосрочных капиталов, что отражается в сальдо платежного баланса. Если страна получила прилив капиталов из-за рубежа, то сальдо платежного баланса положительное. Часть этих капиталов проникает в банковскую систему, переводится в национальную валюту и превращается в краткосрочные кредиты, увеличивая деньги в экономике. Другая часть капиталов может поступить к правительству, которое берет кредиты за границей, отправляя туда свои облигации. В обоих случаях возникают инфляционные эффекты. Их можно устранить, если центральный банк расширит объем продаж государственных ценных бумаг (операции на открытом рынке), чтобы уменьшить возросшую денежную массу и переправить определенную ее часть в централизованные резервы.

Таковы основные черты антиинфляционной стратегии, результаты которой экономика почувствует по прошествии длительного периода времени.

 

  2.4 Социально-экономические последствия инфляции.

Основными социально-экономическими последствиями инфляции являются:

1) перераспределение доходов и богатства;

2) отставание цен государственных предприятий от рыночных;

3) скрытая государственная конфискация денежных средств через налоги;

4) ускоренная материализация денежных средств;

5) нестабильность экономической информации;

6) падение реального процента;

7) обратная пропорциональность темпа инфляции и уровня безработицы.
         Рассмотрим каждое из последствий более подробно.

1. Перераспределение доходов и богатства

В качестве примера можно предположить, что некий господин А взял ссуду у господина B на 5 месяцев и за эти пять месяцев инфляция обесценила рубль в 2 раза. Это означает, что через положенный срок А вернет B формально, по номиналу всю сумму кредита, а реально - только 50%. Обиднее всего то, что полностью избавиться от подобного негативного эффекта нельзя в силу непредсказуемости и несбалансированности инфляции. При инфляции, следовательно, невыгодно давать в долг надолго не только по фиксированной ставке, но зачастую даже по нарастающей. Если же давать в долг под слишком высокий процент нарастания, то подобные ссуды вряд ли кто возьмет по той же причине – непредсказуемость инфляции.

2. Отставание цен государственных предприятий от рыночных цен

В государственном (регулируемом) секторе рыночной экономики цены издержек производства и товаров пересматриваются реже и дольше, чем в частном секторе. В условиях инфляции каждое повышение своих цен госпредприятия вынуждены обосновывать, получать на это разрешение всех вышестоящих организаций. Это долго и неэффективно. В условиях ежемесячного резкого, неожиданного и скачкообразного роста инфляции подобный механизм даже технически трудно - осуществим. В итоге нарастает дисбаланс частного и общественного секторов, государство утрачивает свой экономический потенциал воздействия на рынок. Данный эффект особенно опасен. Практический совет предприятиям вычленять из структуры мелкие и средние предприятия, поскольку они свободны для самостоятельного проведения ценовой стратегии.

3. Скрытая государственная конфискация денежных средств через налоги

В такой ситуации прогрессивное налогообложение по мере роста инфляции автоматически все чаще зачисляет различные социальные группы и виды бизнеса во все более состоятельные или доходные, не разбирая: возрос ли доход реально или только номинально. Это позволяет правительству собирать возрастающую сумму налогов даже без принятия новых налоговых законов и ставок. Отношение бизнеса и населения к правительству, естественно, ухудшается. Об опасности подобной скрытой государственной конфискации денежных средств писал еще Дж. Койне в З0-х годах XX века.

Естественно, что промышленно развитые страны Запада проводят индексацию налоговых законов с учетом темпа инфляции. Подобная индексация, к сожалению, малоэффективна, ибо в силу несбалансированного роста цен происходит перераспределение богатства, усиливается отрыв номинального значения дохода от реального, причем у различных групп бизнеса и населения по-разному, в разное время и с различной скоростью. Единая индексация не может уловить подобных нюансов, она оценивает все доходы преимущественно формально, по номиналу.

4. Ускоренная материализация денежных средств

Фирмы разрабатывают планы по активизации использования денежных ресурсов. Отрицательное здесь заключается в том, что стимулируется слабопродуманный, поспешный и чрезмерный темп накопления материальных запасов впрок. Пример тому - паническая материализация денежных средств на всей территории СНГ. Дефицит нарастает параллельно с “затовариванием” складских помещений предприятий и организаций, захламлением квартир населения.

  5.  Нестабильность экономической информации

Цены - главный индикатор рыночной экономики. Ценовая информация--главная для бизнеса. В ходе же инфляции цены постоянно меняются, продавцы и покупатели товаров все чаще ошибаются в выборе оптимальной цены. Падает уверенность в будущих доходах, население утрачивает экономические стимулы, снижается активность бизнеса. Яркую аналогию проводит П. Самуэльсон: предположим, что ваш телефонный номер каждый год растет (назовем это “инфляция телефонного номера”). Представьте, какие неудобства причинил бы вам подобный рост номеров важнейших для вас телефонных абонентов, - усиленный скачкообразным и непредсказуемым изменением номера телефона самой справочной службы. Итак, непредсказуемыми скачками меняются нужные вам телефоны, да к тому же еще меняется по неизвестным законам телефон справочной службы АТС. Таким же образом, в силу отсутствия качественной информации о ценах, усиливается дезориентация субъектов рыночного хозяйства, снижается эффективность размещения экономических ресурсов. У предприятий возрастают издержки, связанные с потребностью адаптироваться к постоянным изменениям, заранее готовиться к множеству сценариев экономики завтрашнего дня.

6. Падение реального процента

Реальная денежная процентная ставка уменьшается на величину ежегодного процента роста инфляции.

 

 

7. Обратная пропорциональность темпа инфляции и уровня безработицы

Рост инфляции практически всегда сочетается с высокой, хотя и неполной занятостью и большим объемом национального производства. И наоборот, снижение инфляции совпадает по времени со спадом производства и ростом безработицы.

Зависимость между инфляционным ростом цен и сокращением безработицы была выведена в 1958 году английским экономистом А.Филлипсом. Используя данные статистики Великобритании за 1861-1956гг. он построил кривую (рис. 3.), отражающую обратную зависимость между изменением ставок заработной платы и уровнем безработицы.

 

 

 

 

 

 

U-безработица; P-заработная плата.

Рис.3  Кривая Филлипса

Кривая Филлипса «работает» в относительно короткие периоды роста безработицы и снижения производства. В условиях длительного периода кривая «взлетает вверх», становится «крутой». Проще говоря, возникает так называемая стагфляция — сохранение высокой безработицы при одновременном инфляционном росте цен.

Теоретическую базу под расчеты А. Филлипса подвел экономист Р. Липси. В дальнейшем американские экономисты П.Самуэльсон и Р.Солоу модифицировали кривую Филлипса, заменив ставки заработной платы на темпы роста товарных цен.

 

 

 

2.5 Инфляция в России.

Экономика современной России пережила гиперинфляцию в самом начале экономической трансформации от централизованной экономики к рыночной.

Как утверждает директор Института экономического анализа Илларионов А.Н.: «Природа российской инфляции, равно как и содержанием экономической политики, способной обеспечить её подавление, уже много лет является острейшей научной и политической дискуссией. Всё многообразие точек зрения можно свести к двум: по одной – инфляция имеет немонетарную (неденежную) или не только монетарную природу, по другой – это чисто монетарное явление»[4].

Первоначальная ориентация преимущественно на монетаристские методы экономической трансформации, резкая либерализация цен в России, отсутствие антиинфляционной программы привели к галопирующей инфляции, по уровню которой Россия в начале 90-х годов занимало одно из ведущих мест в мире.

Пик инфляции в России пришелся на 1992 г., когда цены за год выросли в сред­нем на 2508%. В 1993 г. цены на потребительские товары увеличились в годо­вом исчислении на 884%, и по этому показателю в мире Россия уступала лишь Бразилии (2830%).

Гиперинфляция потре­бовала денежные знаки бо­лее высокого достоинства для обеспечения роста цен денежной массой. В 1993 г. в оборот были введены но­вые купюры достоинством 5, 10 и 50 тыс. рублей. В 1994 и 1995 годах продол­жался стремительный рост потребительских цен, кото­рый в годовом исчислении составил соответственно 215,0% и 131,3%.

Благодаря введению валютного, коридора и других мер прави­тельства по укреплению национальной валюты в 1996 г. уровень инфляции удалось снизить до 21,9% и в 1997 г. — до 15%.

До финансового кризиса правительство планировало снизить уровень инфляции до 9,1% к 1998 г., до 7,2% к 1999 г. и до 6,6% к 2000 г.

Мрачный прогноз гиперинфляции в России в условиях августовского кризиса 1998 г. не сбылся. После взлета по­требительских цен на 84,5% в 1998 г. темп инфляции снизился более чем вдвое. Однако инфляция не побеждена.

После финансового кризиса в бюджете Российской Федерации на 1999 г. годовая инфляция прогнозировалась на уровне 30%. В свою очередь специалисты Международного валютного фонда прогнозировали пост потребительских цен в России в 1999 г. не менее чем на 56%.

Потребительские цены в 1999 г. возросли на 36,5%. При оценке уровня инфляции необходимо учитывать рост цен производимой промышленной продукции (67,3%), по инвестициям в основной капитал (46,0%), а также на реализованную сельскохозяйственную про­дукцию (91,4%). Сохраняется значительный инфляци­онный потенциал, который при малейшем толчке может вновь проявиться в росте потребительских цен. Это обусловлено тем, что Россия впервые в мировой практике искусственно сдержала темп инфляции, при­менив дефляционную политику в условиях продолжав­шегося в течение 10 лет экономического спада, причем путем невыплаты заработной платы, пенсий и посо­бий. За рубежом дефляция применяется в условиях "пе­регрева" экономики и ее крайней мерой является бло­кирование роста заработной платы, но выплата ее не задерживается. В России, несмотря на частичное пога­шение задолженности по заработной плате и пенси­ям, эта проблема сохраняет свою остроту.

В 2000 году инфляция в России составила 20,2%.

Инфляция на потребительском рынке России в 2001 году составила 18,6%

В декабре 2001 года инфляция в РФ была на уровне 1,6%, в ноябре  - 1,4%. Среднесуточный прирост цен в стране составил в декабре 0,051% против 0,052% в декабре 2000 года.

Инфляция в России по итогам 2002 года составила около 15%.

Реальные доходы населения выросли на 9%, а зарплата - на 17,4%. Безработица сократилась за этот период на 14,3%.

По статистическим данным, в 2002 году валовой внутренний продукта составил 4,1%, объем промышленной продукции увеличился на 3,7%, инвестиции в Россию выросли на 2,5%.

Инфляция в России по итогам 2003 года составила 12%.

В 2003 году потребительские цены выросли на 1,1%. Продовольственные товары в России подорожали на 10,2% (в 2002 г. - на 11%).

Непродовольственные товары стали дороже на 9,2% (10,9%), тарифы на услуги населению - на 22,3% (36,2%).

По итогам 2003 г. продовольствие в России подорожало на 1,5% (за ноябрь 2003 г. - на 1,2%), в том числе без учета плодоовощной продукции - на 1,2% (1,3%), непродовольственные товары - на 0,6% (0,8%), услуги - на 0,9% (0,4%).

Инфляция в России в 2004 году составила 11,7% против 12,0% в 2003 году, в том числе в декабре 2004 года потребительские цены в стране выросли на 1,1% (в декабре 2003 года - также на 1,1%).

Инфляция в РФ в 2005 году составила 10,9% против 11,7% по итогам 2004 года.  В декабре рост потребительских цен составил 0,8% по сравнению с 0,7% в предыдущем месяце.

Информация о работе Инфляция: сущность, причины и социально-экономические последствия в России