Инфляция: сущность, причины и методы борьбы

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 15:13, реферат

Описание работы

Цель данной работы сводится к тому, чтобы понять истинные причины инфляции и способы ее преодоления.
Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Считается, что она появилась чуть ли не с возникновением денег, с функционированием которых неразрывно связана. Но если ранее инфляция возникала, как правило, в чрезвычайных обстоятельствах, (например, во время войны государство выпускало большое количество бумажных денег для финансирования своих военных расходов), то в последние два-три десятилетия во многих странах она стала хронической.

Содержание

Введение………………………………………………………………3
1. Понятие и сущность инфляции……………………………………...5
2. Причины инфляции…………………………………………………..7
3. Типы и формы инфляции……………………………………………11
4. Антиинфляционная политика государства………………………...14
Заключение…………………………………………………………...17
Список используемой литературы………………………………….19

Работа содержит 1 файл

реферат по эк.docx

— 43.45 Кб (Скачать)

                                                                                      

                                                                                      

                                                                                       

                                            MR                  D                  

                                                                                       

                                                                                      

                             q1  q2                                            Q     

                                                                                       

      Рис. 1. Равновесие на рынке в условиях монопольной и совершенной конкуренции. 

      MC-предельные издержки, S-предложение товаров, MR-предельный доход, D-спрос на товары.

      В условиях совершенной конкуренции  продукция выпускается в объеме q2 при цене p2. В условиях монополизма цена увеличивается до уровня p1, при этом выпуск продукции сокращается до уровня q1.

      На  первый взгляд все просто. Если монополист повышает цены, то общий уровень  цен тоже повышается. Однако здесь  существует противоречие. При повышении  монополистом цен сокращается объем  продукции, выпускаемой этим монополистом, и в результате общий уровень  цен не изменится.

      Даже  в том случае, когда монополист, повышая цены, не снижает объем  производства, инфляция при постоянной денежной массе в обращении невозможна. В этом случае согласно закону, по которому масса денег в обращении равна  общему уровню цен, другие производители, чтобы реализовать свою продукцию, вынуждены будут снизить цены на свои товары. В результате общий уровень цен также не изменится. Значит, наличие монополий не приводит к росту цен.

      Другой  фактор, по мнению зарубежных экономистов  влияющий на рост цен, - это борьба профсоюзов за повышение заработной платы. Согласно их теории в условиях роста цен профсоюзы требуют повышения заработной платы, которая составляет существенную долю издержек. Рост заработной платы влечет за собой рост цен, а рост цен — повышение заплаты и т.д. Появляется спираль «цена – заработная плата». Опять-таки все просто. В этих условиях при постоянном повышении цен на товары государству необходимо все время повышать денежную массу в обращении. Оставьте в покое денежную массу – инфляция прекратится. Фирмы не смогут беспредельно повышать цены на свою продукцию, т.к. на руках у населения будет находиться ограниченное количество денег.

      Две последние причины: инфляционные ожидания и политическая нестабильность также  не будут иметь место при грамотной  денежной политике государства.

      Итак, мы пришли к выводу, что в действительности существуют только три причины инфляции, а если учесть, что скорость оборота  сохраняет относительную стабильность во времени, то две: чрезмерная эмиссия  денег и спад производства. Все  остальные просто копируют их.

     Если  проанализировать экономическую ситуацию в России, то можно заметить, что именно эти две причины служат росту цен в нашей стране. Рассмотрим следующую таблицу.

     Таблица 1

Темпы прироста основных макроэкономических показателей  России2

(в % к  базисному году)

Годы ВВП (к 1989 г.) Масса денег  обращении, М2 (к 1992 г.) ИПЦ (к 1990 г.)
1990 -3 - -
1991 -7,8 - 160,4
1992 -21,2 - 2669,2
1993 -28,1 418,8 3509,0
1994 -37,2 1428,4 3724,1
1995 -39,8 3351,1 3855,4
1996 -41,2 4407,1 3877,2
1997 -41,3 5750,2 3888,2
1998 -44,2 6908,5 3972,6
1999 -41,2 10917,4 4009,1
2000 -35,9 17792,3 4029,3
2001 -32,7 24967,1 4047,9
2002 -29,8 30056,3 4063,0
 

     Из  таблицы видно, что с 1990 по 1996 год  в России падало производство, при  этом количество денег в обращении, начиная с 1993 года, постоянно повышается. В таких условиях инфляция просто неизбежна, что мы и наблюдаем.

     Да, в настоящее время среднегодовая  инфляция в России по сравнению с  началом 90-х существенно снижена, но нельзя останавливаться на достигнутом, необходимо продолжать добиваться ее снижения хотя бы до уровня среднегодовой  инфляции на Западе, где почти все  страны, входящие в ЕС имеют инфляцию не выше 3%. 
 

3.Типы  и формы инфляции

      С точки зрения темпов инфляции выделяют три основных ее типа: ползучая, галопирующая, гиперинфляция.

      Ползучая  инфляция характеризуется небольшими (10-20 % в год) темпами обесценивания  денег при ее застойности и  постоянном воспроизведении. Экономическая  теория, в частности, кейнсианство, рассматривает такую инфляцию как  благо для экономического развития, а государство — как субъект  проведения эффективной экономической  политики. Такая инфляция позволяет  корректировать цены применительно  к изменяющимся условиям производства и спроса.

      Для галопирующей инфляции характерен рост цен от 20% до 200 % в год. Она отражает нестабильность экономической обстановки, хотя большинство сделок и контрактов учитывает такой темп роста цен.

      Гиперинфляция представляет собой астрономический  рост количества денег в обращении  и уровня товарных цен (свыше 1000 процентов  в год). В таких условиях наносится  огромный ущерб населению, даже состоятельным  слоям общества, разрушается натуральный  обмен, бартерные сделки, используются талоны, купоны, нормы распределения, а так же наблюдается бегство  населения от денег.

      Существует  понятие  — стагфляция, которое  сопровождается процессами обесценения  денег при падении производства и росте безработицы.

      Большинство стран прошло через ползучую инфляцию. Переход к галопирующей, а тем  более к гиперинфляции происходил в 80-е годы лишь в отдельных странах: в Бразилии ежегодные темпы инфляции в 1987 г. составили 400 процентов, в Боливии  в 1985 г.  — 3400 процентов, в Аргентине  в 1990 г.  — 20000 процентов. Что касается нашей страны, то инфляция в условиях советской экономики носила «подавленный»  характер. Но с апреля 1991 г. инфляция стала набирать темпы, а с 2 января 1992 г., когда почти полностью был отменен контроль над ценами, она приобрела вид галопирующей инфляции, а на отдельные товары  — гиперинфляции (см. табл. 1)

      В зависимости от роста цен по разным товарным группам можно выделить два вида инфляции: сбалансированную инфляцию и несбалансированную инфляцию.

      При сбалансированной инфляции рост цен  умеренный и одновременный на большинство товаров и услуг.

      Несбалансированная  инфляция представляет собой различные  темпы роста цен на различные  товары.

      Следует также отличать ожидаемую инфляцию от неожидаемой. Ожидаемую инфляцию можно прогнозировать на какой-либо период, либо она «планируется» правительством страны.

      Неожидаемая инфляция характеризуется внезапным  скачком цен, что негативно сказывается  на денежном обращении и системе  налогообложения.

      В зависимости от того, какие формы  принимает неравновесие спроса и  предложения, различают открытый и  подавленный типы инфляции.

      Открытая  инфляция характерна для экономики  со свободным ценообразованием, и  представляет собой хронический  рост цен на товары и услуги. Каковы ее механизмы? Механизм адаптивных инфляционных ожиданий, который основан на деформации психологии потребителей. Наблюдая рост цен, потребители стараются предугадать, насколько подорожают товары, и наращивают текущий спрос в ущерб сбережениям, а это, в свою очередь, сокращает  объем кредитных ресурсов, что  препятствует росту капиталовложений, производства и предложения. 

      4. Антиинфляционная политика государства 

     Негативные  социально-экономические последствия  инфляции вынуждают правительства  разных стран проводить определенную экономическую политику. Различают 2 их части: антиинфляционную стратегию, объединяющую цели и методы долговременного  характера, и антиинфляционную тактику.

      Составляющие  антиинфляционной стратегии.

      1. Гашение антиинфляционных ожиданий. Правительство должно ставить  перед собой определенные антиинфляционные  задачи, информировать об этом  население, и добиваться их  выполнения. Здесь срабатывает эффект  объявления: производители и потребители  убеждаются, что правительство способно  выполнять свои обещания, и изменяют  свое экономическое поведение;

      2. Долгосрочная денежная политика. Связана с введением жестких  лимитов на ежегодные приросты  денежной массы.

      3. Сокращение бюджетного дефицита  без использования «печатного  станка». Это возможно осуществить  двумя путями: увеличением налогов  или уменьшением расходов государства.  Но необходимо иметь в виду, что большие налоги могут подорвать  стимулы к труду и инвестированию, сократить поступления в бюджет. Кроме того, высокие налоговые  ставки сами по себе являются  инфляционными факторами. В мире  наблюдается общая тенденция  к снижению ставок налога на  прибыль. Это дает импульс инвестициям,  росту производства и занятости,  а значит  — и доходов, подлежащих  налогообложению. Кроме того, нужно  пойти на снижение государственных  расходов за счет структурной  перестройки производства, демилитаризации  и конверсии, формирование новых  рынков (информации, средств связи и т. д.). В случае, когда инфляционная обстановка нетерпима, используется тактическое антиинфляционное напряжение.

      Антиинфляционная  тактика должна быть направлена, главным  образом, на увеличение предложения  товаров. Важную роль здесь может  сыграть повышение степени товарности народного хозяйства. Этому содействует  льготное налогообложение предприятий, продающих побочные продукты производства, услуги, информацию, формирующие новые рынки.

      Отдельно  выделяют кейнсианский и монетаристский варианты антиинфляционной политики. Рассмотрим их на следующих схемах.

    1. Кейнсианская антиинфляционная политика
 

                                                         

       
       
       
       

    1. Монетаристская антиинфляционная политика
 

      

1 этап 

        

2 этап

Информация о работе Инфляция: сущность, причины и методы борьбы