Инфляция: причины, сущность, последствия. Антиинфляционная политика и особенности ее реализации в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 11:32, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: попытка проанализировать особенности инфляционных процессов в Республике Беларусь, а также антиинфляционную политику Беларуси.
Задачи: исследовать особенности инфляционного процесса в Республике Беларусь и меры их преодоления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ ИНФЛЯЦИИ, ПРИЧИНЫ ЕЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, СУЩНОСТЬ.
2.ФОРМЫ ИНФЛЯЦИИ. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИНФЛЯЦИИ.
3.ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА АНТИИНФЛЯЦИОННЫХ МЕР И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
ЛИТЕРАТУРА.

Работа содержит 1 файл

инфляция.docx

— 38.19 Кб (Скачать)

Начало стабилизации экономического положения страны и роста по важнейшим  макроэкономическим параметрам было положено в 1996—2000гг. Изменилось сальдо внешнеторгового  оборота — с -4,4% в 1995г. до -1,5% в 2000г:

3. 1997—1999 гг. — доминирующим  видом выступала инфляция спроса, о чем свидетельствует превышающий  рост индекса потребительских  цен над индексом цен производителей  промышленной продукции.

Причиной обострения инфляционных процессов в 1998—1999 гг. является ДКП (денежно-кредитная политика), связанная  с опережающим эмиссионным кредитованием  государственных программ в области  жилищного строительства, а также  последствиями финансового кризиса  в России. [6, С.73].

4. С 2000 г. инфляции спроса  и издержек тесно переплетаются,  но структура ее стала преимущественно  определяться "инфляцией издержек" (примерно на 75 %), что обусловлено  ростом производственных затрат. В реальном секторе экономики  наблюдается тенденция снижения  важнейшего показателя эффективности  производства — уровня рентабельности  реализованной продукции, работ  и услуг, который за 2001 г. составил всего лишь 8,2 % против 15,2% в 1999 г. и 22,1 % — в 1992 г., т. е. отмечалось функционирование затратной экономики. С 2000 г. в Беларуси стала проводиться достаточно жесткая денежно-кредитная политика, обеспечившая снижение темпов инфляции и создание условий для оздоровления финансовой сферы. Обеспечение положительного уровня реальных процентных ставок и стабилизация рыночного курса белорусского рубля способствовали достижению сбалансированности спроса и предложения на денежном рынке, а также росту склонности к сбережениям в национальной валюте. Опережающая по сравнению с инфляцией девальвация официального курса белорусского рубля по отношению к доллару США в сентябре 2000 г. привела к единому курсу белорусского рубля на валютном рынке. В базисном пятилетии произошли значительные сдвиги в структуре экономики. Удельный вес добавленной стоимости промышленности в ВВП снизился с 27,6 % в 1995 г. до 25,5 % в 2003 г. Несколько повысился удельный вес строительства (с 5,4 до 6%) в основном за счет активизации жилищного строительства. Вместе с тем резко сократилась доля сельского хозяйства (с 15,1 до 7,7 %). Наметилась тенденция к увеличению в структуре ВВП доли отраслей, оказывающих услуги (с 41,1 до 44,7 %). Это объясняется развитием инфраструктуры финансовых, страховых и других услуг.

5. Причиной послужил высокий  экономический рост и мягкая  денежно-кредитная политика. Одним  из основных факторов, оказывающих  стабилизирующее воздействие на  общее состояние экономики Беларуси, долгое время оставалась политика  стабильного курса национальной  валюты по отношению к доллару  США. С учетом инфляции, в последние  годы происходило существенное  укрепление курса белорусского  рубля по отношению к основным  валютам. Однако, в условиях хронического  дефицита платежного баланса,  данная политика привела к  появлению серьезных диспропорций. В условиях разразившегося экономического  кризиса и резкого падения  спроса на продукцию традиционного  белорусского экспорта и снижения  поступления валютной выручки,  правительство Беларуси вынуждено  было провести одномоментную  20% девальвацию национальной валюты  по отношению к доллару США.

С начала 2009 г., на фоне девальвации  рубля и роста денежных доходов  населения более чем на 20%, темп инфляции в Беларуси ускорился и  в январе-апреле 2009 г. был выше, чем  в среднем по СНГ.

Темп потребительской  инфляции достиг 4-летнего максимума  в середине 2008 г.

Тем не менее, высокая ставка рефинансирования Национального банка (14% с начала 2009 г.) позволила сдержать инфляционные тенденции (Рис. 2).

Рисунок 2. Ставка рефинансирования и ИПЦ

 

Таким образом, в период 2002–2009 г. можно было видеть стабилизацию инфляции до приемлемых уровней, что означало нормальное развитие бизнеса, что в  свою очередь стало предпосылкой экономического роста. Конечно, без  инфляции экономический рост весьма затруднителен, поэтому инфляция все  же была довольно высока. В 2009 г. при  падении ВВП инфляция не упала, что  стало следствием девальвации.

Специфика инфляции определяется условиями, в которых протекает  процесс воспроизводства. Из-за отсутствия внутреннего стабилизационного  механизма динамика инфляционного  процесса определяется в основном институциональными и структурными изменениями. Инфляция обусловлена недостатком рыночной саморегуляции и способствует формированию институтов, собственника, рыночной инфраструктуры и новой структуры белорусской  экономики, вписывающейся в международное  разделение труда.

Наряду с причинами  инфляции, вытекающими из структуры  народнохозяйственного комплекса  республики, есть причины и условия  развития инфляции, лежащие в "монетарной сфере". Это последствия определенной финансово-бюджетной и денежно-кредитной  политики (ДКП) государства, отразившиеся в инфляционных процессах.

В этих условиях требуется  научно обоснованная детальная программа  действий по осуществлению всего  комплекса мер по переходу к рыночной экономике, прежде всего в области  финансовой стабилизации и укрепления денежной системы. [6, С.74]. 

 

1.3 Причины инфляции в современной  Беларуси

 

Основными причинами инфляции в Республике Беларусь являются:

1. Дефицит государственного  бюджета. Сюда можно отнести  чрезмерную эмиссию денег в  наличной и безналичной формах, расширение масштабов банковского кредитования сверх реальных потребностей хозяйства, дотации для неэффективного производства.

2. Ограничение конкуренции.  Монополия крупнейших корпораций, фирм, компаний, которые самостоятельно  устанавливают цену на рынке  и определяют собственные издержки. В Беларуси очень много монополистических предприятий, как в добывающей отрасли (например: "Белоруськалий"), так и в остальных производствах (ОАО "Атлант", РУПП "Витязь", ОАО "Белтрансгаз", ОАО "Амкодор" и т.д.).

3. Долларизация экономики.  Долларизация представляет собой  процесс замещения слабой национальной  валюты твёрдой валютой, в данном  случае долларами, которые в  большей или меньшей степени  выполняют все функции денег,  но, прежде всего, используются  как средства сбережения. Например в январе-октябре 2009 года население Беларуси купило валюты в банках на 781,4 млн. долларов США больше, чем продало.

4. Мировой кризис. Мировой  финансовый кризис, начавшийся в  2008 году оказал влияние на всю  мировую экономику и на каждую  страну в отдельности по разному. Глубина поражения экономики у каждого государства разная, это зависит, прежде всего, от экономической устойчивости страны. Белорусскую экономику рецессия затронула позже и в меньшей степени, чем наших соседей. Ведь до недавнего времени наша республика оставалась одной из немногих стран, в которой ВВП продолжал расти: за шесть месяцев 2009 г. — на 0,3 %, за семь месяцев — на 0,4 %, и лишь по итогам января — августа было зафиксировано снижение ВВП на 0,5 %. По итогам десяти месяцев индекс ВВП составил 99 %. Например, в России ВВП за этот же период сократился до 88,2%, в Украине показатели еще более низкие, так, ВВП снизился на 17,8 процентных пункта. В странах ЕС в 3 квартале ВВП сократился на 4,2%. Наиболее существенные объемы падения среди стран ЕС зафиксированы в Литве — на 14,2 процентных пункта. А все эти страны являются нашими важными рынками сбыта, и понятно, что такие результаты оказывают не лучшее воздействие на экономику Беларуси.

Вышеперечисленные причины  являются основными, но не единственными, которые оказывают влияние на инфляционные процессы в стране. Значительное влияние оказывает воздействие  повышения цен на импортируемые  товары, например, такие как газ, нефть. Не последнюю роль играют так  называемые "инфляционные ожидания", когда население начинает запасаться товарами впрок, опасаясь, что цены на сырье, оборудование и комплектующие  поднимутся и, тем самым желая  себя обезопасить. Да и внешние долги  не снижают инфляции, так по состоянию  на 1 января 2010 года долг составил 22 млрд. 29,9 млн. долларов США, что в расчете  на душу населения составляет 2,3 тыс. долларов США по сравнению с 1,6 тыс. долларов США на начало 2009 года.

Таким образом, совокупность всех этих экономических факторов в  большей или меньшей степени  влияет на рост инфляции в Беларуси. Так, инфляция в 2009 году удалось удержать в рамках прогноза, который подразумевал, что индекс потребительских цен в стране вырастет не более чем на 9-11 %. Итоговый показатель задержался аккурат между верхней и нижней прогнозной планкой и составил 10,1 %. Это немного по сравнению с 13,3 % в 2008 году и 12,1 % в 2007 году.

 

2.   АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

 

2.1 Антиинфляционная политика  

 

В рыночной экономике, как  свидетельствует зарубежный опыт, избавиться от инфляции невозможно. Однако можно  ее сделать умеренной и управляемой. Для борьбы с инфляцией государство  проводит антиинфляционную политику, т.е. разрабатывает комплекс взаимосвязанных  мероприятий, способствующих снижению инфляции и стабилизации уровня цен. Антиинфляционная политика является важнейшим  элементом макроэкономического  регулирования. [1, c.142]. Так как окончательно избавиться от инфляции невозможно (рыночная экономика инфляционна по своей  сути), задача антиинфляционного регулирования  состоит в установлении контроля над инфляцией, снижении темпа роста  цен до умеренного уровня. Выбор  наиболее эффективных методов борьбы с инфляцией возможен только тогда, когда определены ее основные причины. Как известно, инфляция вызывается нарушениями равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением. Нарушения равновесия могут быть вызваны либо ростом спроса, либо сокращением  предложения. Обе причины могут  существовать либо в отдельности, либо вместе. В странах СНГ они действуют  одновременно, что усложняет борьбу с инфляцией. Соответственно комплекс антиинфляционных мер условно можно  разбить на две группы. К одной  относятся мероприятия, которые  направлены на сокращение спроса, а  к другой - те, которые способствуют развитию, совершенствованию производства. [3, с.30]. Негативные социальные и экономические  последствия инфляции вынуждают  правительства разных стран проводить  определенную экономическую политику - экспансии или сдерживания. Суть политики экспансии заключается  в том, что государство стремится  повысить совокупный спрос путем  увеличения государственных расходов или снижения налогов. Рост государственных  расходов повышает покупательную способность  в экономике, а следовательно, и общий объем спроса, что в свою очередь ведет к росту объемов производства. Снижение налогов действует в принципе таким же образом. Воздействовать на совокупный спрос можно посредством стимулирования инвестиций, например с помощью снижения ставки процента, что делает кредит на расширение производства более дешевым. Политика сдерживания, или рестриктивная политика, направлена на снижение покупательной способности населения путем урезания государственных расходов или повышения налогов. Она может также включать повышение процента в целях сдерживания инвестиций, тем самым, сокращая общий объем совокупного спроса. [1, c.180-181].

 

2.2 Основные направления  и методы антиинфляционного регулирования  в Республике Беларусь

 

Развитие инфляционного  процесса зависит от проводимой государством экономической политики, в рамках которой, в частности, могут приниматься  специальные антиинфляционные меры.

Наиболее вероятными в  условиях повышения инфляции представляются такие меры, принимаемые государством и руководством предприятий, которые  в той или иной мере будут направлены на компенсацию трудящимся потерь от удорожания потребительной корзины.

Государство при выборе методов  макроэкономического регулирования  может рассматривать различные  системы мер в области налогово-бюджетной, денежно-кредитной, валютной и социальной политики. [9].

Первоочередная важность проблемы инфляции в экономике республики нашла отражение в основных направлениях денежно-кредитной политики. На протяжении ряда последних лет снижение ее является стратегической целью ДКП (денежно-кредитная  политика), проводимой в республике. Однако меры, предпринятые органами государственного управления, хотя и позволили снизить  инфляцию, но не решили в полной мере данную проблему. Ощущается необходимость  дальнейшего снижения инфляции и  установления полного контроля над  инфляционными процессами в стране.

Инфляцию, развивающуюся  в масштабах, подрывающих законы товарно-денежного обращения, можно  считать одной из закономерностей  переходного периода. Очевидно, что  стержнем любой антиинфляционной политики является подавление причин инфляции и нейтрализация условий ее возникновения  и развития.

В контексте детализации  системных причин инфляция и стратегического  курса на их подавление целесообразно  выделить ряд факторов:

· Удорожание импортируемых  ресурсов (энергоносителей, металла  и др.), а также любых импортных  товаров и услуг в разрезе  одной или нескольких отраслевых групп;

· Рост оплаты труда работников в отдельной отрасли или любой  группе отраслей;

· Увеличение налогов на продукты вследствие изменения государственной  налоговой политики;

· Повышение взимаемых  налогов на производство в одной  отрасли или уменьшение субсидирования отдельных отраслей;

· Снижение обменного курса  национальной валюты;

· Удорожание отечественной  продукции различных отраслей, обусловленное  иными причинами. [9].

Перечень системных факторов инфляции в республике указывает  на то, что для борьбы с ней  в наших условиях невозможно использовать только традиционный набор мер антиинфляционной политики. В условиях переходной экономики  ни монетаристские, ни кейнсианские рецепты  не дадут желаемого эффекта. Анализ общей динамики инфляционных процессов  в экономике Беларуси позволяет  сделать вывод о невозможности  перенесения опыта применения антиинфляционных мер в странах с развитой рыночной экономикой на нашу действительность, где рыночные отношения с их инфраструктурой  еще не имеют законченных форм.

Информация о работе Инфляция: причины, сущность, последствия. Антиинфляционная политика и особенности ее реализации в РБ