Инфляция. Понятие, виды и причины. Экономические и социальные последствия инфляции

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 12:41, реферат

Описание работы

Наиболее лаконичное определение инфляции - это повышение общего уровня цен на товары и услуги. При инфляции за одну и ту же сумму денег по прошествии некоторого времени можно будет купить меньше товаров и услуг, чем прежде. В этом случае говорят, что за прошедшее время покупательная способность денег снизилась, деньги утратили часть своей реальной стоимости. Однако это не означает, что в период инфляции растут все цены. Цены на одни товары могут расти, на другие оставаться стабильными или цены на одни товары и услуги могут расти быстрее, чем на другие.

Содержание

Введение 3
Причины инфляции 4
Виды инфляции 7
Социально-экономические последствия инфляции 10
Методы измерения инфляции 11
Антиинфляционная политика 13
Заключение 16
Список литературы 17

Работа содержит 1 файл

Инфляция.docx

— 39.54 Кб (Скачать)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ                               ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ  И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

Кафедра общественного здоровья, здравоохранения и истории медицины

 

 

                                                                          Заведующий кафедрой

профессор Войцекович Б. А.

 

                                                             Преподаватель

                                                                         доцент Новикова Н. Н.

 

 

УИРС

ИНФЛЯЦИЯ

ПОНЯТИЯ, ВИДЫ И ПРИЧИНЫ

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИНФЛЯЦИИ

 

 

                                                                     Выполнила студентка 1 курса 

                                                                           лечебного факультета 18 группы

                                        Потиха Т. А.

 

Краснодар, 2011

 

 

 

 

 

 

Содержание:

Введение                                                                                            3

Причины инфляции                                                                           4

Виды инфляции                                                                                 7

Социально-экономические последствия  инфляции                      10

Методы измерения инфляции             11

Антиинфляционная политика                                                          13

Заключение                                                                                       16

Список литературы                                                                           17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение    

         Превышение количества денежных единиц, находящихся в обращении, над суммой товарных цен и появление в результате этого денег, не обеспеченных товарами, означает инфляцию в классическом понимании этого термина. Она приводит к росту цен  на товары (явному или скрытому). Поэтому индекс потребительских цен - один  из  главных  и  наиболее  наглядных показателей наличия или отсутствия   инфляции, её глубины.

Наиболее лаконичное определение инфляции - это повышение общего уровня цен на товары и услуги. При инфляции за одну и ту же сумму денег по прошествии некоторого времени можно будет купить меньше товаров и услуг, чем прежде. В этом случае говорят, что за прошедшее время покупательная способность денег снизилась, деньги утратили часть своей реальной стоимости. Однако это не означает, что в период инфляции растут все цены. Цены на одни товары могут расти, на другие оставаться стабильными или цены на одни товары и услуги могут расти быстрее, чем на другие. В основе этих пропорций лежит разное соотношение между спросом и предложением и различная эластичность.

Термин инфляция (от латинского inflatio - вздутие) впервые стал употребляться в Северной Америке в период Гражданской войны 1861 - 1865 гг. и обозначал процесс разбухания бумажно-денежного обращения. В ХIХ веке этот термин употреблялся также в Англии и во Франции. Широкое распространение в экономической литературе понятие инфляция получило в ХХ веке сразу после первой мировой войны. В советской экономической литературе понятие возникло лишь в середине 20-х годов.

Однако трактовку инфляции как  переполнение каналов денежного  обращения обесценивающимися бумажными  деньгами нельзя считать полной. Инфляция, хоть она проявляется только в  росте товарных цен, не является сугубо денежным феноменом.

Инфляция есть тонкое социально-экономическое  явление,  порождаемое диспропорциями воспроизводства в различных  сферах рыночного хозяйства. Одновременно, инфляция - одна из наиболее острых проблем  современного развития экономики практически  во всех странах мира.

Противоположным процессом является дефляция — снижение общего уровня цен (отрицательный рост). В современной  экономике встречается редко  и краткосрочно, обычно носит сезонный характер. Например, цены на зерновые сразу  после сбора урожая обычно снижаются.          

От чего должно  зависеть количество  денег,  необходимое для обеспечения  товарного обращения?  Прежде  всего,  от  суммы  цен товаров, которые  предположительно подлежат реализации в течение определенного периода,  например финансового  года.  Чем больше объем товаров в денежном выражении, тем больше требуется денежных средств для их реализации.         

Для товарно-денежной системы, когда  цены изменяются по законам спроса и предложения, всегда выполняется уравнение Ньюкомба-Фишера. Оно  описывает  ситуацию  таким  образом: действующая  масса  платежных средств, умноженная на скорость их оборота всегда  равна  произведению  товарных цен  на  объем потреблённых  за этот период товаров  и  услуг. В условиях рыночного ценообразования, если объем товаров уменьшился, а денег столько же и темп их оборота (количество  покупок) прежние, то для выполнения равенства подскакивают цены. То же самое происходит, если денег на  руках становится больше,  а  товара столько  же.  В условиях отсутствия внешнего (государственного) регулирования это  уравнение действует всегда.

         Количество  денег  в  обращении  зависит  также  от скорости оборота каждой денежной единицы. Это связано с тем, что одна и та же  сумма  денег за определённый период времени может обслужить большее или меньшее число актов купли-продажи.

         Инфляция может вызываться разными  факторами.  Это и выпуск излишнего количества денежных единиц (необоснованная эмиссия), и отставание производства товаров от роста платёжеспособного спроса, и  поступление  на  рынок в массовом порядке товаров, не пользующихся спросом. Особенно характерно это было для России и СССР, поскольку производители привыкли работать в условиях монополии, порождённой сначала  индустриальной отсталостью, а затем и централизованным планированием.

         Инфляция - не только переполнение финансовых каналов бумажными  деньгами, что приводит к их девальвации. Инфляция - это  денежное  явление, но она не ограничивается обесцениванием денег. Она проникает во все сферы экономической жизни и начинает разрушать экономику страны. От неё страдает государство, производство, кредитно-финансовые рынки, но больше всего страдают непосредственно люди.

 

Причины инфляции

 

         Большинство экономистов сходится во мнении, что причины инфляции нужно искать в трёх видах монополий:

  1. Государственная монополия на эмиссию денег, внешнюю торговлю, налоги; на рост производственных, прежде всего военных, расходов;
  2. Профсоюзная монополия, задающая размер и продолжительность того или иного уровня зарплаты;
  3. Монополия крупных фирм на определение цены и собственных издержек.

         Эти  три  вида монополий связаны между собой и каждая из них может нарушать баланс спроса и предложения, причем первая из них лежит собственно в основе современных товарно-денежных отношений.

         Причины возникновения инфляции могут быть как внутренние, так и внешние.

         Внутренние причины инфляции:

  • бюджетный дефицит и дополнительная эмиссия денежных средств в наличной и безналичной форме для покрытия дефицита бюджета,
  • сокращение объёмов производства, сопровождающееся стагнацией (застоем в производстве с одновременным ростом безработицы и инфляцией) и стагфляцией (состоянием экономики, при котором застой в производстве, торговле имеет место при одновременном развитии инфляционного процесса),
  • возрастание издержек производства,
  • чрезмерные военные расходы, необоснованный рост расходов на содержание аппарата управления, оборону, милицию, социальные программы и субсидии,
  • чрезмерные инвестиции.

         Внешние факторы обусловлены ростом цен на импортируемые и экспортируемые товары, обменом банками иностранной валюты на национальную, мировыми кризисами. К внешним факторам относятся:

- структурные мировые кризисы, сопровождающиеся многократным ростом цен на сырье, нефть, импорт которых стал поводом для резкого повышения цен монополиями, товары и услуги которых, пересекая границы собственных стран, экспортируются в другие страны;

- обмен банками национальной  валюты на иностранную вызывает  потребность в дополнительной  эмиссии бумажных денег, что  ведет к инфляции.

         В ходе особо сильных инфляций, как, например, в России во время Гражданской войны, или Германии 1920-х гг. денежное обращение может вообще уступить место натуральному обмену.

         Для современных экономик, в которых роль денег исполняют обязательства, не имеющие собственной стоимости (фиатные деньги), незначительная инфляция считается нормой и находится обычно на уровне нескольких процентов в год. Уровень инфляции обычно несколько увеличивается в конце года, когда растёт как уровень потребления товаров домохозяйствами, так и уровень расходов корпораций.

 

Виды инфляции

 

         Ранее инфляция возникала, как правило, в чрезвычайных обстоятельствах. Так, во время войн государства часто выпускали большие количества необеспеченных бумажных денег для покрытия военных расходов. В последние двадцать-тридцать лет инфляция стала хроническим заболеванием экономик многих стран мира.

         Темп роста цен является первым из трех критериев при определении вида инфляции. Другой критерий - степень расхождения роста цен по различным группам (т. е. соотносительность роста цен по различным товарным группам). Третий критерий - ожидаемость и предсказуемость инфляции.

         Рассмотрим виды инфляции с позиции темпа роста цен (первый критерий), т. е. преимущественно количественно. В этом плане выделяют три вида инфляции:

         Инфляция может протекать умеренно - быть ползучей, в условиях которой цены возрастают не более чем на 10% в год. Многие современные экономисты, считают такую инфляцию необходимой для эффективного экономического развития. Такая инфляция позволяет эффективно корректировать цены применительно к изменяющимся условиям производства и спроса.

         Галопирующая инфляция, при которой характерен рост цен от 20% до 200% в год, является уже серьезным напряжением для экономики, хотя рост цен еще не сложно предсказать и включить в параметры сделок и контрактов.

         Наиболее губительна для экономики гиперинфляция, представляющая собой астрономический рост количества денег в обращении и как следствие катастрофический рост товарных цен. Роль самих денег в таких случаях сильно уменьшается и население, да и промышленные предприятия преимущественно переходят на другую, гораздо менее эффективную форму расчета, например, - бартер. В отдельных случаях появляются параллельные валюты, сильно возрастает роль иностранных валют. Гиперинфляция наносит сильнейший  удар даже по наиболее состоятельным слоям общества. Большинство экономической литературы приводит в качестве примеров Никарагуа периода гражданской войны (33000% - среднегодовой прирост цен) или же послевоенную Венгрию, однако новейший пример с Сербией показал, что это ещё  далеко не предел. В результате экономического эмбарго мирового сообщества против этой бывшей союзной республики Югославии годовой рост цен составляет 3.000.000.000%, а, к примеру, средняя заработная плата составляет сумму равную 1 DM при том, что цены выросли ещё значительнее, а многие промышленные товары просто исчезли из предложения. Более быстрое возрастание цен по отношению к уровню инфляции можно легко объяснить при помощи формулы MV=PQ. Несмотря на равенство M и V нельзя забывать про показатель скорости оборота денег V. Вследствие утраты у хозяйственных субъектов доверия к национальной валюте оборот денег чрезвычайно увеличивается, что в данном случае равносильно увеличению их количества. Соответственно цена увеличивается гораздо больше, чем количество наличных денег в обороте. В раскручивании спирали гиперинфляции чрезвычайную роль также играют инфляционные ожидания.

         Все эти виды инфляции существуют только при открытом ее состоянии - т.е. при относительно свободном рынке. При подавленной же инфляции рост цен на товары и услуги может не наблюдаться, а обесценение денег может выражаться в дефиците предложения.

         В 50-60-е годы инфляция протекала в большинстве стран умеренными темпами. В связи с нефтяным кризисом начала 70-х годов инфляция стала выходить из-под контроля государства, дезорганизуя нормальный экономический процесс. Среднегодовой уровень прироста розничных цен за время с 1973 по 1980 гг. подскочил в среднем на 9%. 

         В конце 80-х годов темпы роста цен понизились до (в среднем) 4% в год, что соответствует модели умеренной инфляции. Этому можно привести несколько причин. В их числе - падение мировых цен на нефть, усиление конкуренции, прежде всего в мировом масштабе, повышение производительности труда вместе с согласованными действиями правительств и профсоюзов по удержанию уровней заработной платы на прежнем уровне.

         По степени сбалансированности роста цен выделяются два вида инфляции: сбалансированная и несбалансированная.

         При сбалансированной инфляции цены поднимаются относительно умеренно и одновременно на большинство товаров и услуг. В этом случае по результатам среднегодового роста цен поднимается процентная ставка государственного банка и таким образом ситуация становится равносильной ситуации со стабильными ценами.

         В случае же несбалансированной инфляции цены на различные товары и услуги повышаются разновременно и по-разному на каждый тип товара.

         С точки зрения третьего критерия (ожидаемость или предсказуемость инфляции) выделяют ожидаемую и неожидаемую инфляции.         

Ожидаемую инфляцию можно спрогнозировать на какой-либо период времени и она зачастую является прямым результатам действий правительства. В качестве примера можно привести либерализацию цен в России 1992 года и соответствующий прогноз роста цен, подготовленный правительством РФ накануне - в декабре 1991 года.

         Неожидаемая инфляция характеризуется внезапным скачком цен, что негативно сказывается на системе налогообложения и денежного обращения. В случае наличия у населения инфляционных ожиданий такая ситуация вызовет резкое увеличение спроса, что само по себе создает трудности в экономике и искажает реальную картину общественного спроса, что ведет к сбою в прогнозировании тенденций в экономике и при некоторой нерешительности правительства еще сильнее увеличивает инфляционные ожидания, которые будут подстёгивать рост цен. Однако в случае, когда внезапный скачок цен происходит в экономике, не зараженной инфляционными ожиданиями, то возникает так называемый “эффект Пигу”  - резкое падение спроса у населения в надежде на скорое снижение цен. Вследствие снижения спроса производитель становиться вынужден снижать цену и всё возвращается в состояние равновесия.

Информация о работе Инфляция. Понятие, виды и причины. Экономические и социальные последствия инфляции