Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 15:46, курсовая работа
В последнее время, а если точнее – с конца 90-го года, понятие «ИНФЛЯЦИЯ» буквальным образом ворвалось в нашу жизнь. Сейчас уже очень сложно найти человека у нас в стране, который мало-мальски не знал бы, что такое «инфляция» и чем она грозит для обыкновенной домохозяйки, слесаря, водителя и т.д. В последнее десятилетие это слово срывается с тысяч миллионов уст ежедневно. А ведь совсем немного времени прошло с тех пор, когда в нашей стране официальной наукой и пропагандой отрицалась сама возможность инфляции. На самом деле она была в скрытой форме. Из-за хронического дефицита деньги утрачивали свою значимость, даже при стабильных ценах. Теперь инфляция стала явной, её масштабы нарастают. Мы читаем о ней в газетах и журналах, смотрим о ней передачи по телевидению, и, конечно же, слышим о ней на улице. О ней говорят, с ней борются, её боятся.
Введение ……………………………………………………………………….3
Глава 1. Сущность, виды и причины инфляции.
1.1. Понятие инфляции. ……………………………………………………...5
1.2. Причины инфляции. …………………………………………………….6
1.3. Способы измерения инфляции. ………………………………………..10
1.4. Основные виды инфляции. …………………………………………….13
Глава 2. Последствия инфляции.
2.1. Социально-экономические последствия инфляции. ………………....19
2.2. Кривая Филипса. ……………………………………………………….21
Глава 3. Особенности Российской инфляции на современном этапе.
3.1. Причины инфляции в России. ………………………………………..23
3.2. Антиинфляционная политика в России. …………………………….28
Заключение ………………………………………………………………....40
Список использованной литературы ………………………………………42
Приложение …………………………………………………………………43
Во-вторых,
для большинства населения
В-третьих, инвесторам и товаропроизводителям трудно работать в условиях постоянного обесценения имеющихся у них оборотных средств. Инфляция приводит к снижению размера денежных средств и других видов обесценивающихся активов относительно оптимального их уровня. Кроме того, инвестировать в финансовые инструменты, номинированные в рублях, весьма рискованно, если нет уверенности в неуклонном снижении темпов инфляции. Невыполнение прогноза инфляции в 2004 г., несомненно, усилит инфляционные ожидания инвесторов.
В-четвертых, индекс инфляции (ИПЦ или другой, безразлично), не является определяющим поведением отдельных потребителей, производителей и инвесторов. Гораздо более важную роль для них играют собственные «инфляционные ощущения», под которыми понимается субъективная оценка экономическими агентами темпов инфляции. Инфляционные ощущения порождают и «инфляционные настроения», т.е. готовность индивидов к дальнейшему росту инфляции и стремление самим повышать цены или предъявлять работодателям требования о повышении заработной платы. Собственно говоря, известный термин «инфляционные ожидания» есть проекция инфляционных ощущений на будущее. Индивиды прогнозируют будущие темпы инфляции не по официально публикуемым ИПЦ, а по своим собственным ощущениям.
При этом индивидуальный индекс потребительских цен для данного потребителя может значительно отличаться от общего ИПЦ вследствие отличий величин и структуры расходов индивида от средних по экономике. Общий ИПЦ должен представлять собой средневзвешенную величину индивидуальных индексов. Но при этом большое значение имеет дифференциация индексов цен по группам товаров и услуг, потребляемых индивидами с разными уровнями доходов и разным местом жительства. Учитывая высокую дифференциацию доходов населения в России, даже при стабильном общем ИПЦ, индивидуальные индексы цен для большинства потребителей могут расти при снижении цен для небольшой группы потребителей с высокими доходами. Аналогичная ситуация может сложиться и в силу территориальной дифференциации динамики цен и доходов.
Следует заметить, что проблема отличий индивидуальных ИПЦ для групп потребителей существует и в других странах. Но при невысоких торгово-транспортных барьерах, доминировании среднего класса в социальной структуре населения и наличии конкуренции на внутренних региональных рынках эта проблема не столь остра, как в России с ее огромными пространствами и столь же огромной социально-экономической дифференциацией.
Далее, наряду с объективным ИПЦ для данной однородной группы потребителей, существует и психологический фактор инфляционных ощущений и настроений. В странах со столь неразвитой рыночной экономикой и неадекватной системой ее государственного регулирования, как российская «инфляционные настроения» имеют не менее важное значение, чем объективные процессы влияния роста цен на экспортируемые сырьевые товары и регулируемых цен на инфляцию.
Индивиды острее чувствуют повышение цен по товарам, занимающим, может быть, не столь большую долю в расходах, но приобретаемых регулярно, изо дня вдень, или затрагивающих жизненно важные интересы.
К числу первых относятся такие товары, как хлебобулочные и мясомолочные продукты, плодоовощная продукция, жилищно-коммунальные услуги и услуги общественного и железнодорожного пассажирского транспорта. К особо чувствительным товарам следует также отнести лекарства, медицинские и образовательные услуги, а также такие специфические товары, как алкогольные и табачные изделия, услуги такси в мегаполисах и т.д.
Кроме того, особое значение имеют инфляционные ощущения управленческого персонала компаний и бизнесменов (особенно проживающих в мегаполисах), принимающих решения на большинстве предприятий. Для них важны цены на авиабилеты, услуги госучреждений (в том числе госпошлины, плата за получение лицензий и т.д.), ставки арендной платы за офисные помещения, за наем жилых помещений в частном секторе и т.д.
При этом цены на товары разового спроса (автомобили, телевизоры, холодильники, мебель и т.п.) могут не оказывать сильного влияния на инфляционные ощущения в силу редкости покупок, хотя потребительская группа в целом при этом систематически расходует на их приобретение значительные средства. Следует заметить, что при исчислении ИПЦ учитывается снижение цен (с учетом роста качества) на товары в таких высокотехнологичных отраслях, как производство компьютеров и оргтехники, видео- и аудиотехники, бытовой техники, автомобилей и т.д. Но потребитель привык воспринимать это снижение как «дар природы» и не учитывает в своих инфляционных ощущениях. Даже при сезонных колебаниях цен потребитель острее воспринимает их рост, чем снижение. Кроме того, в России потребителями учитываются пережитые в последние, годы потрясения, от них трудно ожидать планирования жизни на десятки лет вперед, как это делают граждане стран с «экономикой всеобщего благосостояния».
Российское государство по-прежнему добивается снижения инфляции, проводя рестриктивную монетарную политику. В то же время оно допускает опережающий рост прямо или косвенно регулируемых цен на товары и услуги, являющиеся наиболее чувствительными для товаропроизводителей и населения. Это раскручивает инфляцию и поддерживает инфляционные ожидания экономических агентов.
Так, за 2004 г. потребительские цены возросли на 11,7%, платные услуги населению - на 17,7%. В том числе тарифы на жилищно-коммунальные услуги возросли на 23,5%. Следует также отметить, что из потребительских товаров по итогам 2004 г. наиболее значительно подорожали хлеб и хлебобулочные изделия (на 16,7%), мясо и птица (на 19,6%),бензин (на31,3%). При этом цены производителей в промышленности возросли на 28,3%, в том числе в топливной промышленности - на 64,7% и в электроэнергетике - на 11,5%. Цены производителей в газовой промышленности возросли на 88,5%, в нефтеперерабатывающей - на 48,9%.4
Следует отметить, что цены на многие из этих товаров регулируются государством косвенно. Например, цены на нефть и нефтепродукты регулируются с помощью экспортных пошлин и других налогов. На импорт мяса и птицы установлены квоты, а цены на хлеб зависят от госзакупок и товарных интервенций на рынке зерна.
На сколько же выросли цены в 2005 году? Индекс потребительских цен в 1-м квартале 2005 г. составил 105,3 %. Он существенно превысил показатель аналогичного периода 2004 г.(103,5%) и был, сопоставим с показателями 2002 и 2003 годов (соответственно 105,4 и 105,2%). Концу марта платные услуги стали дороже на 12,6%, продовольственные и непродовольственные товары - соответственно на 4,9 и 1,1% (рис. 7).
Рисунок
7. ИПЦ на продовольственные,
непродовольственные
товары и услуги населению
(на конец периода; в
% к декабрю 2003 г.)
Наибольший рост потребительских цен в 1-м квартале 2005 года зафиксирован на жилищно-коммунальные услуги (26,5%), плодовоовощную продукцию (24,0%), услуги дошкольного воспитания (16,7%), топливо (7,4%), мясопродукты (6,9%), услуги организации культуры (6,8%), медицинские услуги (6,6%), рыбопродукты (6,3%), услуги пассажирского транспорта (5,8%), в том числе на услуги городского электрического транспорта (13,5%) (рис.8-приложение).
Вместе
с тем влияние отдельных
Рисунок
9. «Вклад» отдельных
групп товаров и услуг
в общий прирост потребительских
цен на товары и услуги
в 2003-2005 гг. (удельный
вес в приросте; в %)
По группам товаров и услуг, внёсшим наибольший «вклад» в инфляцию 1-го квартала, можно выделить следующие основные факторы, повлиявшие на их удорожание.
Увеличение тарифов в 1-м квартале 2005 г. является наибольшим, начиная с 2000 г. Рост тарифов обусловлен механизмом ценообразования в условиях сохраняющейся убыточности жилищно-коммунального хозяйства и городского пассажирского транспорта.
Сезонный рост на плодоовощную продукцию в зимний период проявляется ежегодно (2003 г.-22,4%, 2004 г.- 10,1%).(рис. 10)
Рисунок
10. ИПЦ на все товары
и услуги и плодоовощную
продукцию (на конец
квартала; в % к концу
предыдущего квартала).
В январе - феврале 2005 г. (по сравнению с 2004 г.) производство скота и птицы на убой сократилось на 2.4%, молока – на 3,3%. Это является следствием продолжающегося сокращения поголовья крупного рогатого скота (в 2004 г.- на 6,7%), а также мер по ограничению импорта мяса.
Увеличение
затрат на производство мясных и молочных
продуктов связано в основном
с увеличением цен
Рост цен на корма, снижение поголовья крупного рогатого скота, ограничение ввоза импортного мяса привели к увеличению цен у с/х производителей крупного рогатого скота в 1-м квартале 2005 г. на 8,9%.
На
рынке непродовольственных
В группе непродовольственных товаров важно отметить динамику цен на бензин. В декабре 2004 – феврале 2005 гг. он подешевел на 3,5%. Однако в марте обозначилась обратная тенденция, и прирост цен на бензин за месяц составил 0,3%, что связано с увеличением цен производителей на нефть в марте на 15,9%.
В начале апреля рост цен на бензин продолжился. За период с 29 марта по 4 апреля бензин в среднем подорожал на 0,7%.
Таким образом, основными факторами высокого уровня инфляции в 1-м квартале 2005 г. явились:
-
повышение административно-
-сезонное повышение цен;
-сокращение
ресурсной базы отдельных
-рост издержек производства.5
Итак, по прогнозам инфляция в 2005 г. должна была составить 8,5%, на самом деле правительство утверждает, что инфляция составила 10,9%, а эксперты говорят, что она составила в итоге 13,0%.(рис. 11-приложение).
Можно ли затормозить инфляцию? Полное прекращение инфляции в России в обозримом будущем невозможно, да и нежелательно. Ведь можно добиться дефляции, которая с высокой степенью вероятности приведет к экономическому застою. Однако уже в ближайшие годы можно довести темпы инфляции до 3% в год. Для решения этой стратегической задачи государство должно предпринять ряд мер.
Во-первых, нужно затормозить рост прямо и косвенно регулируемых государством цен на товары, в том числе - на услуги естественных монополий и энергоносители. Для этого правительство должно в полной мере использовать немонетарные методы регулирования цен, в том числе - повышение экспортных пошлин на вывоз сырья, индексацию специфических ставок налога на добычу полезных ископаемых и акцизов на моторное топливо ежегодно на 3%.