Инфляция и антиинфляйионная политика в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 18:23, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что инфляционные процессы в Республике Беларусь напрямую связаны с развитием общей экономической ситуации, в частности, с темпами структурной перестройки народного хозяйства, технологического перевооружения предприятий, проведения разгосударствления и приватизации, развитием рыночных институтов, а также созданием благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику страны.
Основной целью данной работы является попытка проанализировать особенности инфляционных процессов в Республике Беларусь, учитывая исторические предпосылки и особенности развития страны, опираясь на мировой опыт, а также выявить направления и методы реализации антиинфляционного регулирования.

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 537.63 Кб (Скачать)

     Обычно позитивный потенциал  умеренной инфляции быстро исчерпывается,  а сама инфляция превращается  в тормоз социально-экономического  развития. Инфляция, особенно галопирующая, выступает как дестабилизатор  экономических, социальных  и  политических отношений.

   Рано  или поздно, но возникает необходимость  разрабатывать и последовательно  реализовывать специальные антиинфляционные программы. В первую очередь необходимо:

   1. Выявить основные причины инфляции, определить её национальную специфику;

   2. Поставить инфляционные процессы  под контроль, чётко обозначить  её допустимые пределы, помочь  хозяйствующим субъектам адаптироваться  к инфляционным процессам (положительная  процентная ставка, облегчение доступа  к использованию  иностранной  валюты, легализация бартерных расчётов и т.п.);

   3. Добиться снижения инфляции до  уровня «ползучей», т.е. не более  9% в год.

   Адаптация домашних хозяйств к инфляции предполагает введение компенсационных выплат, индексации фиксированных доходов, т.е. выплату  так называемой инфляционной премии. Есть резон упростить процедуру  поиска дополнительных источников заработка, стимулировать сбережения домашних хозяйств. [2, c. 290-291]

   В качестве первоочередных антиинфляционных мер следует выделить:

    1. повышение учётной ставки (ставки рефинансирования), обеспечение её положительного значения
    2. сдерживание кредитной эмиссии, повышение нормы обязательных резервов в национальной банковской системе
    3. сокращение государственных расходов, обеспечение бездефицитного бюджета
    4. совершенствование налоговой системы и увеличение денежных поступлений в бюджет, повышение степени доходности государственного имущества
    5. подавление в национальной экономике монополистических тенденций
    6. реформирование национальной экономики, освобождение её от убыточных предприятий, повышение уровня рентабельности реального сектора экономки, включение специального противозатратного механизма
    7. стабилизация обменного курса национальной валюты

    Так как мощным фактором инфляции всегда выступает дефицитное финансирование государственного бюджета, то предстоит  резко уменьшить дефицит бюджета  и ограничить кредитную эмиссию. [2, c. 191]

    При разработке антиинфляционной политики с определённой долей условности можно выделить антиинфляционную стратегию, включающую цели и меры долговременного  характера, и антиинфляционную тактику, результаты которой становятся очевидными уже в кратковременном периоде.

    Антиинфляционная  стратегия включает четыре основных компонента:

    1. преодоление инфляционных ожиданий, страха перед обесцениванием сбережений. В мировой практике положительные результаты достигаются при создании конкурентной среды и условий для развития предпринимательства, стимулировании диверсификации производства, проведении антимонопольной политики, ослаблении таможенных и импортных ограничений
    2. долгосрочная денежно-финансовая политика, направленная на введение жестких лимитов на ежегодные приросты денежной массы
    3. сокращение бюджетного дефицита и перестройка структуры доходов и расходов государственного бюджета в соответствии с требованиями рыночной экономики
    4. увеличение совокупного предложения посредством структурного преобразования народного хозяйства, государственное стимулирование научно-технического прогресса, мотивации инвестиционных процессов, конверсии.

    Меры  антиинфляционной тактики в зависимости  от цели условно можно разделить  на две группы:

    1. при необходимости увеличения совокупного предложения без адекватного увеличения совокупного спроса применяются льготное налогообложение, приватизация государственной собственности
    2. для снижения текущего спроса без соответствующего падения предложения используются повышение процентных ставок по вкладам и депозитам, развитие акционерных форм собственности, стимулирование приобретения недвижимости, проведение денежных реформ. [3, с. 173-174]

         На рисунке 3 (см. Приложение 4) представлена  примерная блок-схема системного  решения проблем снижения уровня  инфляции (по трём направления). [15, с. 140-141]

         Таким образом, можно сделать  вывод о том, что подавленная  инфляция стабильно возникает  тогда, когда государство начинает  бороться не с причиной, а лишь  со следствием инфляции. В целом  же следует признать, что в  наше время длительное сохранение  высокой инфляции характерно  лишь для стран со слабой  государственной властью и нереформированной  экономикой. Необходимо подчеркнуть, что в современной экономической действительности достаточно сложно отделить один вид  инфляции  от  другого, ибо  часто  она  порождается   комплексом   взаимосвязанных   экономических, социальных и политических причин, субординировать которые далеко не  просто, тем более что сама инфляция весьма динамична и изменчива. 

 

2.  ОСОБЕННОСТИ ИНФЛЯЦИОННЫХ  ПРОЦЕССОВ В РБ

   2.1 Общая характеристика  инфляционных процессов  в РБ

    Национальная  экономика страны пережила очень  сложные потрясения на протяжении 1990-х  годов в результате глубокого  системного кризиса, вызванного развалом СССР и его народнохозяйственного  комплекса. Динамику инфляции можно  проследить в рамках четырёх периодов.

    Первый  период – 1991 – 1994 гг. Это был самый трудный период, связанный с углублением экономического кризиса из-за разрыва хозяйственных связей с республиками бывшего СССР, разрушением единой рублёвой зоны, переходом на национальную денежную систему, построением институтов белорусской государственности. Эти процессы вместе с нарастанием экспансионистской денежной политики обусловили гиперинфляцию в 1993-1994гг. , когда цены вырастали в год более чем в 20 раз (см. Приложение 2 табл. 1). Реальные процентные ставки на кредитно-депозитном рынке по рублевым инструментам были отрицательными. Уровень монетизации ВВП сократился с 71% в 1990г. до 7% в 1994г., а обменный курс за этот же период девальвировал больше чем в 64 тыс. раз. В 1994г. среднемесячная заработная плата (в перерасчёте на доллары) составляла 20-25 долларов США.

    Второй  период – ноябрь 1994-1996гг. В результате осуществления комплекса антиинфляционных мер монетарной политики была достигнута определённая финансовая стабилизация на макроэкономическом уровне. Темп прироста индекса потребительских цен снизился в 1995г. до 244%, а в 1996г. – до 39,3% (в 1994г. – 1959%). Изменение ситуации было связано с переходом к жесткой денежно-кредитной политике, которая выразилась в ограничении темпов роста денежной массы путём сокращения объёмов прямого централизованного кредитования коммерческих банков, увеличении доли аукционного размещения кредитных ресурсов по рыночным ставкам в политике положительных реальных процентных ставок. Основным принципом новой депозитной политики стало регулирование месячных ставок в зависимости от уровня инфляции. Уровень монетизации ВВП по рублевой денежной массе в 1996г. вырос на 9%. Однако в конце периода произошёл отход от завоёванных позиций, усилились элементы административного регулирования хозяйственной жизни с использованием денежной экспансии с целью поддержания реального сектора экономики. Это ухудшило ситуацию в 1997 – 1999гг.

    Третий  период – 1997-1999гг. Высокая инфляция в республике в 1998 – 1999гг. имела ярко выраженный монетарный характер и была обусловлена главным образом экспансионистской денежно-кредитной политикой, в том числе эмиссионным кредитованием государственных программ в области жилищного строительства и АПК, административным поддержанием официального обменного курса белорусского рубля.

    Несмотря  на высокие темпы экономического роста, инфляция в 1999г. выросла до максимального  в данном периоде уровня – 350% за год, а уровень монетизации ВВП  по рублевой денежной массе снизился до 6%.

    Четвёртый период – 2000-2005гг. В 2000г. произошёл переход к более взвешенной, умеренно жёсткой денежно-кредитной политике, что дало свои  положительные результаты. Имело место снижение инфляции до 208% за год. По итогам 2001г. рост ИПЦ составил 146,0%, в 2002г. – 134,8%, в 2003г. – 135,4%. К середине сентября 2000г. был осуществлён переход на единый курс на всех сегментах валютного рынка. С ликвидацией множественности курсов наметилась тенденция легализации валютных операций, однако уровень монетизации ВВП по рублевой денежной массе снизился в 2000г. до 5%. Среднемесячная заработная плата (в долларовом эквиваленте) в декабре 2000г. составила 76 долларов США. В 2002г. реальная заработная плата повысилась на 7,7%. В 2003 среднемесячная заработная плата выросла до 140 долларов США. [1, с. 655-657]

    Из  таблицы 2 (см. Приложение 3) видно, что  реальная заработная плата населению  с 2005г. уменьшается и в 2010г. составляет 110% к предыдущему году. Индекс потребительских цен в 2010г. составляет 106,8% (в 2009г. – 108,2%), индекс цен производителей промышленной продукции за 2010г. – 114,9%.

    Таким образом темп инфляции в 2010г. в РБ можно вычислить так:

    106,8-108,2/106,8*100=5,5%

    В Беларуси процесс реформирования экономики  и общественных отношений не завершен. Несмотря на некоторое улучшение  макроэкономических показателей и  замедление инфляции в 2004--2005 гг., ситуация в республике остается сложной, а  уровень инфляции достаточно высоким. Остро стоят проблемы структурных  диспропорций в Беларуси, сложного финансового положения; большого количества убыточных предприятий с низкой рентабельностью и недостаточной  конкурентоспособностью, с высокой материало- и энергоёмкостью выпускаемой продукции. Сохраняется монополизм во многих звеньях производственной сферы, государство еще остается основным собственником средств производства и товаропроизводителем. Накопленный инфляционный потенциал препятствует существенному улучшению экономической ситуации. Усложнение финансовых проблем блокирует рост инвестиций и обновление основных фондов. Не удалось в полной мере обеспечить интенсификацию инвестиционных процессов за счет внутренних сбережений. За последние годы Беларусь (среди стран бывшего СССР) стала своего рода чемпионом по темпам и размерам инфляции. До настоящего времени сохраняется рост цен и опасность возникновения новых инфляционных всплесков. Ключевым фактором в создании предпосылок для устойчивого экономического роста и повышения благосостояния населения является стабилизация инфляционных процессов. В этих условиях обществу требуется научно обоснованная детальная программа действий по осуществлению всего комплекса мер по переходу к рыночной экономике, прежде всего в области финансовой стабилизации и укрепления денежной системы. [16, С.74].
2.2 Совершенствование  антиинфляционной  политики в РБ

     Подрывая процесс воспроизводства  в стране, инфляция негативно  воздействует на международные  позиции государства ослаблением  национальной валюты и ухудшением  платёжного баланса (или чистого  экспорта). Поэтому важнейшими задачами  являются выработка и реализация  эффективной антиинфляционной политики. [1, с. 655]

   Реакция государства на разрастающуюся инфляцию может быть двоякой:

     1) формирование условий наименее болезненной адаптации к ней населения;

     2) выработка системы мер, способных ей противоборствовать.

   В этом случае государство пытается погасить негативные экономические эффекты, связанные с инфляцией. Например, затормозить вызванное инфляцией  падение курса национальной валюты или усилить заинтересованность бизнеса в инвестировании, которая  подавлялась ранее нарастанием  цен. Одновременно со смягчением последней  от инфляции должна быть продумана  система мер, гасящих источники инфляции.

   Умеренная инфляция (до 10% в год) не считается  опасной, поэтому современные правительства  в этом случае выбирают тактику непротивоборства с ней, пытаясь заглушить ее негативные последствия для населения.

   При сильной инфляции, погасить которую  за короткий срок невозможно, государство  вынуждено оценивать величины ожидаемых  потерь из-за ухудшения рыночной конъюнктуры. Эти потери в значительной степени  несут потребители, у которых  снижается жизненный уровень. Поэтому  правительство обычно проводит политику амортизации ударов инфляции. Она включает два направления:

   - индексация потерь доходов;

   - компенсация потерь от инфляции.

   Коэффициент индексации должен строиться с учетом темпов инфляции. Поскольку инфляция не прекращается, время от времени  приходится проводить индексацию. Достоинством адаптивной антиинфляционной политики является смягчение социальной напряженности, установление предела падения жизненного уровня. Но достигаются эти результаты тяжелой ценой. Затягивается период выхода из инфляционной волны. Компенсации проводятся в государственном секторе за счет бюджета, который уже находится в состоянии дефицита. Дефицит бюджета углубляется. Причины инфляции не устраняются, временно сглаживаются лишь ее последствия.

Информация о работе Инфляция и антиинфляйионная политика в РБ