Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 18:23, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что инфляционные процессы в Республике Беларусь напрямую связаны с развитием общей экономической ситуации, в частности, с темпами структурной перестройки народного хозяйства, технологического перевооружения предприятий, проведения разгосударствления и приватизации, развитием рыночных институтов, а также созданием благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику страны.
Основной целью данной работы является попытка проанализировать особенности инфляционных процессов в Республике Беларусь, учитывая исторические предпосылки и особенности развития страны, опираясь на мировой опыт, а также выявить направления и методы реализации антиинфляционного регулирования.
Обычно позитивный потенциал
умеренной инфляции быстро
Рано
или поздно, но возникает необходимость
разрабатывать и
1.
Выявить основные причины
2.
Поставить инфляционные
3. Добиться снижения инфляции до уровня «ползучей», т.е. не более 9% в год.
Адаптация домашних хозяйств к инфляции предполагает введение компенсационных выплат, индексации фиксированных доходов, т.е. выплату так называемой инфляционной премии. Есть резон упростить процедуру поиска дополнительных источников заработка, стимулировать сбережения домашних хозяйств. [2, c. 290-291]
В качестве первоочередных антиинфляционных мер следует выделить:
Так
как мощным фактором инфляции всегда
выступает дефицитное финансирование
государственного бюджета, то предстоит
резко уменьшить дефицит
При разработке антиинфляционной политики с определённой долей условности можно выделить антиинфляционную стратегию, включающую цели и меры долговременного характера, и антиинфляционную тактику, результаты которой становятся очевидными уже в кратковременном периоде.
Антиинфляционная стратегия включает четыре основных компонента:
Меры антиинфляционной тактики в зависимости от цели условно можно разделить на две группы:
На рисунке 3 (см. Приложение 4) представлена
примерная блок-схема
Таким образом, можно сделать
вывод о том, что подавленная
инфляция стабильно возникает
тогда, когда государство
2. ОСОБЕННОСТИ ИНФЛЯЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РБ
2.1 Общая характеристика инфляционных процессов в РБ
Национальная экономика страны пережила очень сложные потрясения на протяжении 1990-х годов в результате глубокого системного кризиса, вызванного развалом СССР и его народнохозяйственного комплекса. Динамику инфляции можно проследить в рамках четырёх периодов.
Первый период – 1991 – 1994 гг. Это был самый трудный период, связанный с углублением экономического кризиса из-за разрыва хозяйственных связей с республиками бывшего СССР, разрушением единой рублёвой зоны, переходом на национальную денежную систему, построением институтов белорусской государственности. Эти процессы вместе с нарастанием экспансионистской денежной политики обусловили гиперинфляцию в 1993-1994гг. , когда цены вырастали в год более чем в 20 раз (см. Приложение 2 табл. 1). Реальные процентные ставки на кредитно-депозитном рынке по рублевым инструментам были отрицательными. Уровень монетизации ВВП сократился с 71% в 1990г. до 7% в 1994г., а обменный курс за этот же период девальвировал больше чем в 64 тыс. раз. В 1994г. среднемесячная заработная плата (в перерасчёте на доллары) составляла 20-25 долларов США.
Второй период – ноябрь 1994-1996гг. В результате осуществления комплекса антиинфляционных мер монетарной политики была достигнута определённая финансовая стабилизация на макроэкономическом уровне. Темп прироста индекса потребительских цен снизился в 1995г. до 244%, а в 1996г. – до 39,3% (в 1994г. – 1959%). Изменение ситуации было связано с переходом к жесткой денежно-кредитной политике, которая выразилась в ограничении темпов роста денежной массы путём сокращения объёмов прямого централизованного кредитования коммерческих банков, увеличении доли аукционного размещения кредитных ресурсов по рыночным ставкам в политике положительных реальных процентных ставок. Основным принципом новой депозитной политики стало регулирование месячных ставок в зависимости от уровня инфляции. Уровень монетизации ВВП по рублевой денежной массе в 1996г. вырос на 9%. Однако в конце периода произошёл отход от завоёванных позиций, усилились элементы административного регулирования хозяйственной жизни с использованием денежной экспансии с целью поддержания реального сектора экономики. Это ухудшило ситуацию в 1997 – 1999гг.
Третий период – 1997-1999гг. Высокая инфляция в республике в 1998 – 1999гг. имела ярко выраженный монетарный характер и была обусловлена главным образом экспансионистской денежно-кредитной политикой, в том числе эмиссионным кредитованием государственных программ в области жилищного строительства и АПК, административным поддержанием официального обменного курса белорусского рубля.
Несмотря на высокие темпы экономического роста, инфляция в 1999г. выросла до максимального в данном периоде уровня – 350% за год, а уровень монетизации ВВП по рублевой денежной массе снизился до 6%.
Четвёртый период – 2000-2005гг. В 2000г. произошёл переход к более взвешенной, умеренно жёсткой денежно-кредитной политике, что дало свои положительные результаты. Имело место снижение инфляции до 208% за год. По итогам 2001г. рост ИПЦ составил 146,0%, в 2002г. – 134,8%, в 2003г. – 135,4%. К середине сентября 2000г. был осуществлён переход на единый курс на всех сегментах валютного рынка. С ликвидацией множественности курсов наметилась тенденция легализации валютных операций, однако уровень монетизации ВВП по рублевой денежной массе снизился в 2000г. до 5%. Среднемесячная заработная плата (в долларовом эквиваленте) в декабре 2000г. составила 76 долларов США. В 2002г. реальная заработная плата повысилась на 7,7%. В 2003 среднемесячная заработная плата выросла до 140 долларов США. [1, с. 655-657]
Из таблицы 2 (см. Приложение 3) видно, что реальная заработная плата населению с 2005г. уменьшается и в 2010г. составляет 110% к предыдущему году. Индекс потребительских цен в 2010г. составляет 106,8% (в 2009г. – 108,2%), индекс цен производителей промышленной продукции за 2010г. – 114,9%.
Таким образом темп инфляции в 2010г. в РБ можно вычислить так:
106,8-108,2/106,8*100=5,5%
Подрывая процесс
Реакция государства на разрастающуюся инфляцию может быть двоякой:
1) формирование условий наименее болезненной адаптации к ней населения;
2) выработка системы мер, способных ей противоборствовать.
В
этом случае государство пытается погасить
негативные экономические эффекты,
связанные с инфляцией. Например,
затормозить вызванное
Умеренная
инфляция (до 10% в год) не считается
опасной, поэтому современные
При сильной инфляции, погасить которую за короткий срок невозможно, государство вынуждено оценивать величины ожидаемых потерь из-за ухудшения рыночной конъюнктуры. Эти потери в значительной степени несут потребители, у которых снижается жизненный уровень. Поэтому правительство обычно проводит политику амортизации ударов инфляции. Она включает два направления:
- индексация потерь доходов;
- компенсация потерь от инфляции.
Коэффициент индексации должен строиться с учетом темпов инфляции. Поскольку инфляция не прекращается, время от времени приходится проводить индексацию. Достоинством адаптивной антиинфляционной политики является смягчение социальной напряженности, установление предела падения жизненного уровня. Но достигаются эти результаты тяжелой ценой. Затягивается период выхода из инфляционной волны. Компенсации проводятся в государственном секторе за счет бюджета, который уже находится в состоянии дефицита. Дефицит бюджета углубляется. Причины инфляции не устраняются, временно сглаживаются лишь ее последствия.
Информация о работе Инфляция и антиинфляйионная политика в РБ