Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 22:12, курсовая работа
Целью данной работы является изучение теоретических и практических аспектов инфляции и ее макроэкономического регулирования, рассмотрение различных имеющихся методов борьбы с инфляцией, а также антиинфляционной политики государства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие и сущность инфляции, ее причины;
2. Изучить существующие виды инфляции;
3. Определить методы борьбы с инфляцией;
4. Раскрыть определение антиинфляционной политики государства;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………3
1. Сущность, виды и социально-экономические последствия инфляции………………………………………………………………5
1.1 Причины и сущность инфляции……………………………...5
1.2 Виды инфляции………………………………………………..8
1.3 Экономические и социальные последствия инфляции……11
2. Теории инфляции………………………………………………….15
3. Инфляция и антиинфляционная политика в РБ…………………20
3.1 Антиинфляционная политика……………………………….20
3.2 Основные направления и методы антиинфляционного регулирования в РБ…………………………………………………..21
3.3 Причины инфляции в РБ…………………………………….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………......31
Поскольку изменения
денежной массы сказываются на
экономике не сразу, а с
Фридмен исходил из того, что денежная политика должна быть направлена на достижение соответствия между спросом на деньги и предложением. Рост денежного предложения (процент прироста денег) должен обеспечивать стабильность цен. Фридмен считал, что маневрировать с различными показателями прироста денег весьма сложно. Центральному банку следует отказаться от коньюктурной политики краткосрочного регулирования и перейти к политике долгосрочного воздействия на экономику, постепенного увеличения денежной массы.
При выборе темпа роста денег Фридмен предлагает руководствоваться правилом механического прироста денежной массы, которое отражало 2 фактора: уровень ожидаемой инфляции и темпы прироста общественного продукта.[6, c.359]
Итак, согласно взглядам монетаристов, деньги являются главной сферой, определяющей движение и развитие производства. Спрос на деньги имеет постоянную тенденцию к росту (что определяется, в частности, склонностью к сбережениям), и, чтобы обеспечить соответствие между спросом на деньги и их предложением, необходимо проводить курс на постепенное увеличение (определенным темпом) денег в обращении. Государственное регулирование должно ограничиваться контролем над денежным обращением.
Теория инфляции, вызванной чрезмерными
издержками производства (Д. М.
Кейнс, У. Торн, Р. Куэн). Эта теория объясняет
рост цен увеличением издержек производства.
Она тесно связана с концепцией Кейнса,
который считал, что если первая стадия
инфляции (полуинфляция) представляет
собой инфляцию спроса, то вторая стадия
(подлинная инфляция) — результат инфляции
издержек производства. Причем, по мнению
представителей данной теории, инфляцию
вызывают лишь издержки, связанные с заработной
платой, на чем основана теория инфляционной
спирали «заработная плата — цены», которой
придерживаются большинство западных
экономистов, в том числе П. Самуэльсон,
Дж. Гэлбрейт и др. Рассматриваемая теория
является основой антиинфляционных мер
по «замораживанию» заработной платы,
политики ограничения доходов населения.
Вместе с тем следует заметить, что современный
период НТР характеризуется ростом заработной
платы. Поэтому западные экономисты выдвигают
правильный тезис о том, что ее увеличение
не должно превышать роста производительности
труда, иначе произойдет раскручивание
«инфляционной спирали».[4, c.175]
3. ИНФЛЯЦИЯ И АНТИИФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В РБ
3.1 Антиинфляционная политика
В рыночной экономике, как свидетельствует зарубежный опыт, избавиться от инфляции невозможно. Однако можно ее сделать умеренной и управляемой. Для борьбы с инфляцией государство проводит антиинфляционную политику, т.е. разрабатывает комплекс взаимосвязанных мероприятий, способствующих снижению инфляции и стабилизации уровня цен. Антиинфляционная политика является важнейшим элементом макроэкономического регулирования. [1, c.142]. Так как окончательно избавиться от инфляции невозможно (рыночная экономика инфляционна по своей сути), задача антиинфляционного регулирования состоит в установлении контроля над инфляцией, снижении темпа роста цен до умеренного уровня. Выбор наиболее эффективных методов борьбы с инфляцией возможен только тогда, когда определены ее основные причины. Как известно, инфляция вызывается нарушениями равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением. Нарушения равновесия могут быть вызваны либо ростом спроса, либо сокращением предложения. Обе причины могут существовать либо в отдельности, либо вместе. В странах СНГ они действуют одновременно, что усложняет борьбу с инфляцией. Соответственно комплекс антиинфляционных мер условно можно разбить на две группы. К одной относятся мероприятия, которые направлены на сокращение спроса, а к другой - те, которые способствуют развитию, совершенствованию производства. [8, с.30]. Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную экономическую политику - экспансии или сдерживания. Суть политики экспансии заключается в том, что государство стремится повысить совокупный спрос путем увеличения государственных расходов или снижения налогов. Рост государственных расходов повышает покупательную способность в экономике, а следовательно, и общий объем спроса, что в свою очередь ведет к росту объемов производства. Снижение налогов действует в принципе таким же образом. Воздействовать на совокупный спрос можно посредством стимулирования инвестиций, например с помощью снижения ставки процента, что делает кредит на расширение производства более дешевым. Политика сдерживания, или рестриктивная политика, направлена на снижение покупательной способности населения путем урезания государственных расходов или повышения налогов. Она может также включать повышение процента в целях сдерживания инвестиций, тем самым, сокращая общий объем совокупного спроса. [1, c.180-181].
3.2 Основные направления и методы антиинфляционного регулирования в Республике Беларусь
Развитие инфляционного процесса зависит от проводимой государством экономической политики, в рамках которой, в частности, могут приниматься специальные антиинфляционные меры.
Наиболее вероятными в условиях повышения инфляции представляются такие меры, принимаемые государством и руководством предприятий, которые в той или иной мере будут направлены на компенсацию трудящимся потерь от удорожания потребительной корзины.
Государство
при выборе методов макроэкономического
регулирования может
Первоочередная важность проблемы инфляции в экономике республики нашла отражение в основных направлениях денежно-кредитной политики. На протяжении ряда последних лет снижение ее является стратегической целью ДКП (денежно-кредитная политика), проводимой в республике. Однако меры, предпринятые органами государственного управления, хотя и позволили снизить инфляцию, но не решили в полной мере данную проблему. Ощущается необходимость дальнейшего снижения инфляции и установления полного контроля над инфляционными процессами в стране.
Инфляцию, развивающуюся в масштабах, подрывающих законы товарно-денежного обращения, можно считать одной из закономерностей переходного периода. Очевидно, что стержнем любой антиинфляционной политики является подавление причин инфляции и нейтрализация условий ее возникновения и развития.
В
контексте детализации
Перечень системных факторов инфляции в республике указывает на то, что для борьбы с ней в наших условиях невозможно использовать только традиционный набор мер антиинфляционной политики. В условиях переходной экономики ни монетаристские, ни кейнсианские рецепты не дадут желаемого эффекта. Анализ общей динамики инфляционных процессов в экономике Беларуси позволяет сделать вывод о невозможности перенесения опыта применения антиинфляционных мер в странах с развитой рыночной экономикой на нашу действительность, где рыночные отношения с их инфраструктурой еще не имеют законченных форм.
В
связи с возникновением хронической
несбалансированности экономики в
ходе радикальных экономических
реформ необходимо разработать в
условиях реформирования эффективную
антиинфляционную политику. Необходимы
кардинальные рыночные преобразования,
прежде всего демонополизация, развитие
конкуренции, либеральное, стимулирующее
деловую активность, законодательство.
Следует незамедлительно
Подавление инфляции в долгосрочном аспекте может быть достигнуто после создания надежного механизма, поддерживающего и стимулирующего инвестиционную деятельность. Инвестиции также зависят от текущих темпов инфляции.[14, c.236]
Основы долгосрочного безинфляционного развития экономики закладываются на уровне предприятия, здоровое, в финансовом отношении, предприятие способное адекватно реагировать на колебания рыночной конъюнктуры, осуществлять техническое развитие производства, самостоятельно гасить факторы и предпосылки инфляции издержек. В настоящее же время действующие предприятия и производства испытывают большие экономические трудности, так как высокие издержки производства, низкий уровень рентабельности, значительные объемы скрытых дотаций на фоне низкой покупательной способности населения резко ограничили внутренние и внешние рынки сбыта. Изменения в структуре оборотных средств свидетельствуют об обострении проблемы сбыта, росте неплатежей и о крайне малой роли денежно-кредитной сферы в функционировании производства. Поэтому представляется важным оздоровление финансового состояния предприятий и скорейшее решение проблемы неплатежей.
В
целях оздоровления финансового
состояния предприятий акцент необходимо
делать на смене механизмов ответственности.
Для создания эффективного мотивационного
механизма у субъектов
Развитие инфляционного процесса зависит также и от реализуемой государством валютной политики.Усиление инфляции оказывает дополнительное давление на обменный курс национальной валюты в сторону его понижения. Принимая в этих условиях решение о девальвации, государство допускает появление в экономике дополнительного инфляционного импульса, который в первую очередь проявляется в удорожании импортных товаров, а затем по цепочкам межотраслевых взаимосвязей переносится и на стоимость отечественной продукции, при производстве которой используется импортируемые сырье и комплектующие. [14, c.237]. Для того чтобы построить модель антиинфляционного регулирования, позволяющую эффективно управлять инфляционными процессами, необходимо выделить базовые факторы современной инфляция.
Все многообразие причин, вызывающих инфляцию, можно классифицировать следующим образом: экономические — внутренние (экономическое состояние), макроэкономические (состояние бюджета, платежного баланса, уровень развития производства и др.), глобальные (состояние мировых финансовых рынков); политические — внешние (введение таможенных и прочих запретов), внутренние (уровень доверия населения к правительству); психологические (инфляционные ожидания).
Из
перечисленных факторов только внешние
политические и глобальные экономические
не поддаются регулированию, следовательно,
снижение темпов инфляции до желаемого
целевого норматива возможно при
регулировании остальных
Информация о работе Инфляция и антиинфляционная политика в РБ