Инфляция и антиинфляционная политика в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2012 в 12:27, контрольная работа

Описание работы

Специфика денежно-кредитной политики в России обусловлена особенностями ее экономики в переходный период. Регулирование денежного обращения в России осуществляется Центральным банком путем определения потребностей в денежной массе на основе ожидаемых темпов инфляции и динамики ВНП. Современная экономическая ситуация в России характеризуется действием целого ряда негативных тенденций.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ


1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ИНФЛЯЦИИ


2. МОДЕЛИ ИНФЛЯЦИИ


3. МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ ИНФЛЯЦИИ


4. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИНФЛЯЦИИ


5. АНТИИНФЛЯЦИОННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ В РФ


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Работа содержит 1 файл

Инфляция.doc

— 112.00 Кб (Скачать)

Инфляция, даже являясь полностью ожидаемой, представляет собой несанкционированный налог государства, уплачиваемый част­ным сектором. Его уплачивают все держатели реальных денежных остатков. Он уплачивается автоматически, поскольку денежный капитал обесценивается во время инфляции. Средства перераспределяются от частного сектора (фирмы, домохозяйства) к государ­ству. Инфляционный налог показывает снижение стоимости реаль­ных денежных остатков. Он обычно является регрессивным — более бедные люди несут большую тяжесть инфляционного налога, чем более богатые.

Другой канал перераспределения доходов в пользу государства воз­никает из монопольного права печатать деньги. Разница между сум­мой номиналов дополнительно выпущенных банкнот и затратами на их печатание называется сеньоражем. Он равен количеству ре­альных ресурсов, которое может получить государство взамен на­печатанных денег. Сеньораж равен инфляционному налогу, когда население поддерживает постоянной реальную стоимость своих де­нежных остатков.

Кроме того, прогнозируемая инфляция снижает экономическое благосостояние индивидов. Хранение наличных денег приводит к упу­щенной выгоде в виде процента, который может быть начислен в банке. Ожидание высоких темпов роста цен приводит к повышению номинальной процентной ставки и, следовательно, альтернативных издержек держания денег. В результате падает спрос на деньги — население сокращает свои средние кассовые остатки, чаще посе­щает банки и стремится быстрее потратить наличные деньги на товары и услуги, вложить их в необесцениваемые активы. Эти из­держки называют "башмачными" издержками инфляции. В случае ползучей инфляции их величина незначительна. Однако при гипер­инфляции они достигают значительных размеров и могут способ­ствовать разрушению системы платежей.

Протекание инфляции в открытой форме приводит к "издерж­кам меню". Постоянный рост цен вызывает необходимость осуще­ствлять расходы на смену прейскурантов, каталогов, ценников, настройку телефонных, торговых и других подобных автоматов. Фирмы, пытаясь снизить "издержки меню", обозначают цены в твердой валюте или условных единицах, применяют жетоны и т.п. В целом данные издержки невелики для всей экономики, но могут быть весьма ощутимыми в отдельных отраслях.

Кроме инфляционного налога государство может получать до­полнительные доходы от частного сектора из-за влияния инфляции на налогообложение. При прогрессивной системе налогообложения номинальных доходов инфляция способствует повышенному изъя­тию средств у домохозяйств. Рост цен обычно приводит к росту номинального дохода индивидов. Они попадают в группу с более высокой налоговой ставкой. В результате при неизменном или умень­шающемся реальном доходе налоговые платежи возрастают. Распо­лагаемый доход домохозяйств уменьшается из-за взаимодействия инфляции и налоговой системы.

Так как основная часть подоходного налога уплачивается насе­лением с минимальными и средними доходами, то более бедные люди несут наибольшие издержки. Поскольку доходы в бюджет поступают за прошлый период, то инфляция изменяет структуру и уменьшает реальные доходы государственного бюджета. Возможно­сти государства для проведения экспансионистской фискальной и монетарной политики сужаются. Возрастают бюджетный дефицит и государственный долг. Запускается механизм их воспроизводства[3].

 

5. АНТИИНФЛЯЦИОННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ В РФ

 

В экономической литературе и на практике существуют разные мнения по поводу борьбы с инфляцией. Некоторые авторы предла­гают жить в условиях сильной инфляции. Ее отрицательные последствия следует корректировать с помощью противоинфляционной за­щиты экономических субъектов. Она включает индексацию доходов населения и бюджетных организаций, процентных ставок и фи­нансовых активов, изменение налоговых ставок и т.д. Будет ли противоинфляционная защита эффективной, зависит от скорости реагирования регулирующих органов. Воздействие индексации на будущий темп инфляции зависит от характера инфляционных ожи­даний и планов правительства. Существует множество примеров, когда противоинфляционные меры ускоряли темп инфляции. Эта защита считается оправданной, если применяется для наименее обеспеченных слоев населения или в ответ на внешние инфляци­онные импульсы, недоступные для государственного контроля. Од­нако снижение издержек, вызванных ростом цен, дает возможность правительству и в дальнейшем проводить инфляционную экономи­ческую политику.

Другие авторы считают, что необходимо противодействовать инфляции любыми возможными инструментами государственного урегулирования. Совокупность последних представляет собой анти­инфляционную политику. Различают прямые и косвенные способы снижения темпов инфляции.

Прямые методы регулирования получили название политики до­ходов. Условно можно выделить два направления политики доходов: установление ориентиров для роста заработной платы и цен и пря­мой контроль над ними. Эти меры, с одной стороны, должны спо­собствовать уничтожению адаптивных инфляционных ожиданий и инфляционной инерции, с другой — гасить инфляционный импульс, вызываемый монополиями и сильными профсоюзами.

Одним из вариантов политики доходов является социальный кон­тракт. Пытаясь достигнуть устойчивого компромисса между рос­том цен и заработной платы, правительство организует переговоры между администрацией крупных предприятий и профсоюзами.

Эффективность политики доходов всегда была ареной для дис­куссий. Ее противники считают, что предприниматели и профсо­юзные лидеры не могут отказаться от своей целевой функции — получения максимальной прибыли и наиболее высокой зарплаты, поэтому добровольно не будут соблюдать установленные правитель­ством ориентиры. Законодательное ограничение роста цен может привести к развитию теневого рынка товаров и услуг. Другим спо­собом обхода ограничений роста цен является снижение качества и веса фасованных готовых продуктов. Кроме того, административ­ный контроль над ценами препятствует нормальному функциони­рованию рынка, переливу ресурсов и капиталов. В результате в эко­номике будет накапливаться дефицит, станет необходимым нор­мирование потребления[4].

К косвенным методам воздействия на цены относятся "дефля­ционные" мероприятия монетарной и фискальной политики. Перво­начально они применялись в рамках антициклической политики — метод точной настройки конъюнктуры. В период спада государство проводило экспансионистскую монетарную и/или фискальную по­литику. Рост спроса в экономике помогал преодолеть повышение безработицы. По мере экономического подъема наблюдался рост темпов инфляции. Устранению "перегрева" экономики помогал "дефляционный топор". Поскольку изменение направления монетарной политики возможно без временного лага, то основная ра­бота падает на Центральный банк. Для замедления темпов инфля­ции он может ввести ограничения на рост денежной массы, объем предоставляемых кредитов, повысить учетную ставку и норму обя­зательных резервов, продать государственные ценные бумаги на открытом рынке.

Для снижения темпов прироста денежной массы в ряде разви­тых стран использовалась политика «тагетирования». Центральным банком устанавливались ориентиры для роста различных денежных агрегатов — М0, Ml. Эти ориентиры достаточно часто превыша­лись.

Слабый контроль за предложением денег маскировался уста­новлением новых ориентиров, для более широких показателей де­нежной базы — М2, М3. С одной стороны, уменьшение предложе­ния денег приводит к сокращению производства, банкротству предприятий, кризису неплатежей и росту безработицы. С другой стороны, уменьшение темпа прироста денег может компенсиро­ваться ростом скорости их обращения.

Для замедления роста цен могут применяться и инструменты ва­лютной политики: ограничение притока коротких денег из-за грани­цы, повышение курса национальной валюты. Рост и фиксация курса национальной валюты понижают общий уровень цен посредством снижения цен на готовые и промежуточные импортируемые това­ры, внутренние экспортируемые товары, инфляционных ожиданий.

Это будет эффективным при наличии следующих условий.

Во-первых, курс близок к паритету покупательной способности.

Во-вторых, цены практически на все товары связаны с обменным кур­сом.

В-третьих, ограничен инерционный рост номинальной зара­ботной платы.

В-четвертых, существуют положительное сальдо платежного баланса, солидные золотовалютные резервы или воз­можность получения внешних стабилизационных займов под низ­кий процент.

Вышеприведенный анализ косвенных средств антиинфляцион­ной политики был сделан применительно к экономически разви­тым странам. Для них характерны относительно небольшие темпы инфляции и уровня безработицы (максимальный темп до 20% в год). Во многих развивающихся странах Латинской Америки — Ар­гентине, Боливии, Бразилии, Мексике, Никарагуа, Перу, Чили, государствах Восточной Европы — Польше, бывшем СССР и Юго­славии в 70—90-е годы наблюдался очень высокий уровень цен: галопирующая инфляция или гиперинфляция.

Тогда во временном аспекте у правительства существует две аль­тернативы проведения антиинфляционной политики. Она может осу­ществляться постепенно в течение длительного периода — полити­ка градуирования или резко — шоковая терапия.

В экономической теории нет ответа на вопрос, какая тактика эффективнее и несет меньшие социальные издержки. Все зависит от размеров страны, темпов инфляции и уровня безработицы, степени и условий вхож­дения в мировой рынок, поддержки преобразований международ­ными финансовыми организациями, социально-политической об­становки в стране и т.п[5].

Радикальным средством уравновешивания количества обращаю­щихся денег с товарной массой является либерализация цен и/или денежная реформа конфискационного типа. Обычно эти первич­ные средства шоковой терапии применяются для перевода инфля­ции из скрытой формы в явную или в условиях гиперинфляции. В ре­зультате реформы изменяется соотношение между номинальной массой денег и номинальным уровнем доходов и цен. Старые день­ги обмениваются на новые с некоторыми ограничениями. В резуль­тате денежная масса распределяется по сложившемуся уровню ре­альных доходов. Конфискационная денежная реформа будет пер­вым шагом на пути остановки гиперинфляции в случае изменения курса монетарной и фискальной политики. В противном случае цены быстро достигнут дореформенного уровня.

Сторонники шоковой терапии считают, что ее последователь­ное применение приводит к усилению доверия населения к жела­нию правительства бороться с инфляцией. Это изменяет характер инфляционных ожиданий экономических субъектов и уничтожает инфляционную инерцию. В результате темпы роста цен будут сни­жаться. Отрицательные последствия резкого сокращения денежной массы, бюджетных расходов и т.п. заключаются в сильном спаде производства, росте безработицы, снижении материального поло­жения людей.

В переходной экономике России антиинфляционные меры пер­воначально сводились к непоследовательному использованию ис­ключительно монетаристских методов шоковой терапии, которые не дали быстрых положительных результатов. Это связано с тем, что развитие инфляции в России обусловлено действием как моне­тарных, так и немонетарных факторов. Рост денежной массы в Рос­сии был обусловлен тремя причинами:

       во-первых, эмиссионным покрытием Центральным банком бюджетного дефицита;

       во-вто­рых, выдачей кредитов рефинансирования коммерческим банкам со стороны Центрального банка;

       в-третьих, кредитованием дефи­цита торговли государств СНГ с Россией.

Относительная роль этих источников роста денежной массы на протяжении 1992—1994 гг. менялась. В 1992 г. главным фактором были кредиты ближнему зарубежью. Принятые в 1993 г. меры по упорядо­чению кредитных отношений с этими государствами помогли во многом перекрыть этот канал инфляции. В 1994 г., по некоторым оценкам, объем кредитного финансирования государственного бюд­жета Центральным банком в 2 раза перекрывал объем кредитов коммерческим банкам. Перечисленные источники кредитования увеличивали денежную базу, на основе которой происходил рост денежной массы и раскручивалась инфляция[6].

В целом же инфляционный потенциал российской экономики был заложен административно-командной системой. Ошибки и просчеты в ходе проведения реформ также питали инфляцию. Не­смотря на это, в 1995—1996 гг. галопирующая инфляция в России была остановлена.

Основными инструментами антиинфляционной политики становятся меры по ограничению денежной массы и уменьшению бюджетного дефицита, отказ от его эмиссионного финансирования, введение "валютного коридора".

Стабилизация доходов и расходов бюджета, снижение его дефи­цита, контроль за денежным обращением и валютным курсом ос­таются основными инструментами в борьбе с инфляцией.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Современная рыночная экономика инфляционна по своему характеру, поскольку в ней невозможно устранить все факторы инфляции (бюджетный дефицит, монополии, диспропорции в народном хозяйстве, инфляционные ожидания населения и предпринимателей, переброс инфляции по внешнеэкономическим каналам и др.).

В связи с этим очевидно, что задача полностью ликвидировать инфляцию нереальна. Видимо, поэтому многие государства ставят перед собой цель сделать ее умеренной, контролируемой, не допустить разрушительных ее масштабов.

При формировании политики в Российской Федерации необходимо учитывать уникальные особенности экономики государства:

1. Монопольный ее характер.

2. Развал прежней кредитно-денежной и финансовой системы страны и сложности с формированием новой, адекватной российским условиям.

3. Наличие мощной теневой экономики, развившейся во время подавленной инфляции.

4. Слабость спирали "зарплата - цены" и огромная роль спирали "цены сырья - общий уровень цен".

Интенсивный инфляционный пресс всегда сопровождает преобразование административно-коммерческой системы в рыночную. Корни его находятся в структурно-системных диспропорциях развивающегося хозяйства, поэтому сейчас нам необходима мощная и жесткая политика, включающая в себя широкий спектр кредитно-денежных и бюджетно-финансовых мер, нужно снять все барьеры на пути действия рыночных механизмов, чтобы преодолеть все структурные, управленческие и монетарные глубинные причины инфляции.

Россия имеет все возможности для выхода из инфляционного тупика, т.к., несмотря на все трудности, она без всякого сомнения остается сверхдержавой, обладающей громадными ресурсами и в значительной степени определяющей обстановку во всем мире.

 

 

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1.        Азрилиян А.Н. Большой экономический словарь. М., «Институт новой экономики», 2004.

Информация о работе Инфляция и антиинфляционная политика в РФ