Инфлция: сущность, виды и последствия

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 09:05, курсовая работа

Описание работы

СУЩНОСТЬ И ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИНФЛЯЦИИ.
ТИПЫ И ВИДЫ ИНФЛЯЦИИ.
СПОСОБЫ ИЗМЕРЕНИЯ ИНФЛЯЦИИ.
Антиинфляционная политика.
Последствия инфляции.

Работа содержит 1 файл

Инфляция.doc

— 208.50 Кб (Скачать)

2.2 Виды инфляции.

     Как уже отмечалось выше по тексту, инфляция - это снижение покупательной способности  денег, она может быть скрытой и открытой. В основе и той и другой лежит нарушение равновесия между стоимостью всей массы товаров и услуг и противостоящей ей денежной массой.

     Скрытая инфляция существует, как правило, в  нерыночной экономике, в которой  цены и заработная плата контролируются и определяются государством. Она проявляется через товарный дефицит, через ухудшение качества выпускаемых товаров. Например, в начале 90-х годов в нашей стране цены были неизменными, фиксированными, а покупательная способность денег все равно снижалась из-за того, что уменьшалась товарная масса, качество товаров и услуг падало, и соответствие “деньги - товар” было нарушено. Товарный дефицит приводил к тому, что деньги переставали выполнять свои функции: так, для того чтобы купить некоторые товары, недостаточно было иметь деньги, требовались еще и специальные талоны.

     Открытая  инфляция проявляется главным образом  через рост цен на товары и услуги. Бумажные деньги обесцениваются, возникает  избыточная денежная масса, не обеспеченная соответствующим количеством товаров и услуг.

     В то же время нельзя любой рост цен  рассматривать как инфляцию. Повышение  цен может происходить под  воздействием других причин. Так, уровень  цен на основные потребительские  товары в наше время больше, чем, например, тридцать лет назад. Рост цен вызван изменением структуры самих товаров: в 60-е годы просто не существовало видеомагнитофонов, персональных компьютеров и т. д. Кроме этого, повысилось качество других, выпускавшихся товаров. Естественно, что более качественные и технологически более сложные и наукоемкие товары стоят дороже, чем их предшественники. Такой рост цен не является инфляцией, а если модель автомобиля выпускается практически без изменений в течение тридцати лет, и цена на нее растет, то это как раз и есть проявление инфляции.

     Для того чтобы определить, какой уровень  инфляции существует в стране, следует  сопоставить цены одного временного периода с ценами другого периода. Вначале нужно определить, цены, каких товаров и услуг мы будем  учитывать, поскольку не все товары и услуги дорожают в равной степени. Спрос на хлеб при росте цен будет более устойчивым, чем, например, спрос на драгоценности.

     В зависимости от темпов роста показателей  инфляции различают следующие виды инфляции:

    • ползучая инфляция;
    • галопирующая инфляция;
    • гиперинфляция.
 
 

Ползучая  инфляция

     Она имеет темп роста цен - до 10% в год. Это умеренный рост цен, который  не оказывает существенного негативного  влияния на экономическую жизнь. Сбережения остаются прибыльными (процентный доход выше инфляции), риски при осуществлении инвестиций почти не возрастают, уровень жизни понижается незначительно. Этот уровень инфляции характерен для стран с развитой рыночной экономикой. Так, в западноевропейских странах последние пятнадцать лет инфляция составляет в среднем 3-5% в год.  

Галопирующая  инфляция

       Темп роста цен - до 200-300% в год. Месячные темпы роста измеряются в двухзначных числах. Такая инфляция оказывает негативное влияние на экономику: сбережения становятся убыточными (процент по вкладам ниже темпов инфляции), долгосрочные инвестиции становятся слишком рискованными, уровень жизни населения значительно понижается. Она характерна для стран со слабой экономикой или стран с переходной экономикой, например латиноамериканских стран в 80-е годы, бывших социалистических стран в 90-е годы. Так, например, динамика инфляции в России характеризуется в годовом исчислении следующими цифрами (в процентах к предыдущему году): 1993 г. - 360%, 1994 г. – 320%, 1995 г. – 231%, 1996 г. – 122%, 1997 г. - 111%.  

Гиперинфляция

       Темп роста более 50% в месяц.  Такая инфляция действует разрушительно  на экономику, уничтожая сбережения, инвестиционный механизм, производство  в целом. Потребители пытаются  избавиться от “горячих денег”, превращая их в материальные  ценности. Процветает спекуляция. Гиперинфляция, помимо негативных экономических последствий, опасна еще тем, что, как правило, остановить ее можно только неэкономическими мерами: жестким контролем цен, принудительным изъятием продовольствия у производителей и т. п.  
 

III. СПОСОБЫ ИЗМЕРЕНИЯ ИНФЛЯЦИИ. 

       Для правильного планирования хозяйственной  деятельности в условиях инфляции люди должны учитывать силу инфляционных процессов. Существует три способа  их измерения.

       1. Измерение с помощью индекса цен. Используется индекс цен валового национального продукта, индивидуальных потребительских цен и индивидуальных оптовых цен. Для вычисления индекса берут соотношение между совокупной ценой определенного набора товаров и услуг ("рыночной корзиной"), для временного периода и совокупной ценой идентичной или сходной группы товаров и услуг в базовом периоде, выражается в процентах.

       2. Определить силу инфляционных процессов - измерить темпы инфляции за год, но можно рассматривать и более короткие периоды (месяцы или кварталы) или более длинные (десятилетия).

       Для вычисления темпов инфляции за год  нужно вычесть индекс цен прошедшего года из индекса цен этого года, разделить эту разницу на индекс прошедшего года, а затем умножить на 100%. Если темп инфляции получиться отрицательным, значит, наблюдалась дефляция (падение цен).

       3. Вычисление "по правилу величины 70". Правило помогает быстро подсчитать количество лет, необходимых для удвоения уровня цен: надо только разделить число 70 на темп ежегодного увеличения уровня цен в процентах. Имея ввиду эти основополагающие сведения, перейдем к рассмотрению причин инфляции. Главная из них - это дисбаланс национального хозяйства, приводящий к превышению спроса над предложением, что получило название инфляционного разрыва. Причин, вызывающих дисбаланс много. Их роль каждой из них зависит от конкретной ситуации.    

       И так,  для оценки и измерения  инфляции используют показатель индекса потребительских цен (ИПЦ).

                   
           

                                               цена «рыночной корзины» в отчетном периоде

ИПЦ в отчетном периоде =               *100 %

                         цена аналогичной «рыночной корзины» в ба-

                       зовом периоде 

    Например, если средняя цена бензина в базисном 1994г. равна 162 тыс. руб. за тонну, то индекс цен на бензин равен:

    162000 /54000 * 100 = 300%,                                                                                                                       

т.е. средняя  цена в отчетном году по отношению  к базисному выросла в 3 раза.

          

           

       Индекс  потребительских цен является наиболее широко распространенным официальным  показателем инфляции.

            Темп инфляции - изменение общего  уровня цен, выраженное в процентах.

                                      

                                      ИПЦ в отчетном периоде - ИПЦ в базовом периоде

темп инфляции =                         *100 %

                                         ИПЦ в базовом периоде      

 

            Так  называемое  «правило  величины  70»  дает  нам   другую   возможность     количественно   измерить   инфляцию.  Точнее  говоря,  оно   позволяет  быстро подсчитать  количество лет, необходимых для  удвоения цен. Надо только разделить  число 70 на ежегодный уровень инфляции: 

 приблизительное количество                     70

лет, необходимых для удвоения     = 

      темпов инфляции                            темп ежегодного увеличения уровня цен (%)

         

     Следует отметить, что «правило  величины 70» обычно применяется тогда, когда, например, надо установить, сколько потребуется времени, чтобы реальный ВНП или ваши личные сбережения удвоились. 

IV. Антиинфляционная политика.

 
 

4.1. Антиинфляционные государственные меры

     Антиинфляционные государственные меры. Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную экономическую политику. При этом в первую очередь экономисты пытаются найти ответ на такой важный вопрос — ликвидировать инфляцию путем радикальных мер или адаптироваться к ней. Эта дилемма в разных странах решается с учетом целого комплекса специфических обстоятельств. В США и Англии, например, на государственном уровне ставится задача борьбы с инфляцией. Некоторые другие страны разрабатывают комплекс адаптационных мероприятий (индексация и т.п.).

     Оценивая  характер антиинфляционной политики, можно выделить в ней два подхода. В рамках первого подхода (его  разрабатывают представители современного кейнсианства) предусматривается активная бюджетная политика — маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос.

     При инфляционном, избыточном спросе государство  ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается  спрос, снижаются темпы инфляции. Однако одновременно ограничивается и рост производства, что может привести к застою и даже кризисным явлениям в экономике, к расширению безработицы. Такова для общества цена сдерживания инфляции.

     Бюджетная политика проводится и для расширения спроса в условиях спада. Если спрос недостаточен, осуществляются программы государственных капиталовложений и других расходов, понижаются налоги. Низкие налоги устанавливаются, прежде всего, в отношении получателей средних и невысоких доходов, которые обычно немедленно реализуют выгоду. Считается, что таким образом расширяется спрос на потребительские товары и услуги. Однако стимулирование спроса бюджетными средствами, как показал опыт многих стран в 60-е и 70-е гг., может усиливать инфляцию. К тому же большие бюджетные дефициты ограничивают правительственные возможности маневрировать налогами и расходами.

     Второй  подход рекомендуется экономистами неоклассического направления, выдвигающими на первый план денежно-кредитное регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую ситуацию. Этот вид регулирования проводится формально неподконтрольным правительству Центральным банком, который изменяет количество денег в обращении и ставки ссудного процента, воздействуя, таким образом, на экономику. Иными словами, эти экономисты считают, что государство должно проводить дефляционные мероприятия для ограничения платежеспособного спроса, поскольку стимулирование экономического роста и искусственное поддержание занятости путем снижения естественного уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией.

     Современная рыночная экономика инфляционная по своему характеру, поскольку в ней  невозможно устранить все факторы  инфляции (бюджетный дефицит, монополии, диспропорции в народном хозяйстве, инфляционные ожидания населения и предпринимателей, переброс инфляции по внешнеэкономическим каналам и др.).

     В связи с этим, очевидно, что задача полностью ликвидировать инфляцию, нереальна. Видимо, поэтому многие государства  ставят перед собой цель сделать  ее умеренной, контролируемой, не допустить разрушительных ее масштабов.

     Большой опыт проведения антиинфляционных мероприятий  в западных странах показывает целесообразность сочетания долговременной и краткосрочной  политики. Схематично комплекс мер  антиинфляционной политики может быть представлен следующим образом.

Информация о работе Инфлция: сущность, виды и последствия