Индикативное и директивное планированине

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 12:49, реферат

Описание работы

План представляет собой постановку точно определенной цели и предвидение детальных событий исследуемого объекта, в нем устанавливаются пути и средства развития в соответствии с поставленными задачами, обосновываются принимаемые управленческие решения. Его главная отличительная черта - конкретность показателей, их определенность по времени и количественно. Процесс разработки плана принято называть планированием. Планирование как форма государственного воздействия на экономику существует практически во всех странах.

Работа содержит 1 файл

ИНДИКАТИВНОЕ И ДИРЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 97 - 2003 (2).doc

— 46.00 Кб (Скачать)

     ИНДИКАТИВНОЕ  И ДИРЕКТИВНОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

     План  представляет собой постановку точно  определенной цели и предвидение  детальных событий исследуемого объекта, в нем устанавливаются  пути и средства развития в соответствии с поставленными задачами, обосновываются принимаемые управленческие решения. Его главная отличительная черта - конкретность показателей, их определенность по времени и количественно. Процесс разработки плана принято называть планированием. Планирование как форма государственного воздействия на экономику существует практически во всех странах. 
Планирование нацелено па обоснование принятия и практической реализации управляющих решений. 
При разработке плана необходимо соблюдать ряд требований, важнейшими из которых являются: 
1. Оптимальность, предполагающая такой вариант плана, когда потребности в ресурсах наименьшие, а конечный результат по финансовым и другим критериям лучший и, как правило, сроки осуществления события минимальные. Критерий оптимальности устанавливается органом управления и зависит от тех задач, которые стоят перед обществом, отраслью, субъектом хозяйствования. На уровне страны им могут быть темпы прироста ВВП, конкурентоспособность продукции, уровень жизни населения, экономическая безопасность и другие. По мере изменения социально-экономической ситуации могут меняться перечень и приоритет принятых критериев оптимальности. 
2. Определенность, при которой установленные показатели и дру- гие УСЛОВИЯ должны быть конкретизированы по величине и срокам выполнения, обоснованными и реализуемыми. 
3. В плане должны быть четко определены цели и задачи, которые обеспечивают устойчивое развитие человека, консолидируют общество, мобилизуют каждого на развитие личной инициативы, предпринимательство, рост доходов. Если план носит социальную направленность и доступен для понимания исполнителей, шансы для ею успешной реализации будут более вероятными. 
План оформляется в форме специального документа. После его принятия соответствующим органом управления начинается организационная и другая работа по практической реализации плана. Исключительно важно при этом обеспечить полное и скоординированное выполнение предусмотренных действий всеми участниками процесса, так как любое отклонение в каком-либо из звеньев технологической цепи скажется па последующем и в целом па конечном результате, т.е. в итоге не будет реализована поставленная задача. 
Прежде чем приступить к процессу планирования, как правило, проводится предварительный анализ тенденций развития рассматриваемого объекта, разрабатываются возможные варианты хода процесса при изменении внешних и внутренних факторов в каких-то пределах, с тем, чтобы предложить для дальнейшего выбора один из них или несколько наиболее обоснованных. Данные функции обычно реализуются через прогноз. 
Формы планирования: 
- Директивное, т.е. обязательное, жесткое, подлежащее исполнению, предполагает применение, прежде всего, командно-административных рычагов для обязательного претворения в жизнь установленных целей и задач. Условие обязательности реализуется через издание соответствующих административно-распорядительных документов - законов, указов, приказов, распоряжений, после чего осуществляются практическая реализация установленных заданий, текущий и конечный контроль степени выполнения с применением мер административного и другого воздействия к исполнителям в зависимости от достигнутого конечного результата. Директивное планирование представляет собой процесс принятия решений, имеющих обязательный характер для объектов планирования. Следует подчеркнуть, что вся система социалистического народнохозяйственного планирования имела исключительно директивный характер, силу закона. Поэтому за невыполнение плановых заданий руководители субъектов хозяйствования несли дисциплинарную, а иногда уголовную ответственность. Директивные планы имеют, как правило, адресный характер и отличаются чрезмерной детализацией. Директивное планирование может служить эффективным средством решения многих народнохозяйственных задач, имеющих общенациональное значение, например, в области охраны окружающей среды, обороны, социальной политики, структурной перестройки экономики и т.п. Специалисты в области планирования отмечают, что директивное планирование, будучи альтернативой рыночной самонастройке, не является тем не менее антиподом рынку. Это продукт и важных конституирующий его элемент, практикуемый не только государством, но и самим
бизнесом. 
- Стратегическое планирование - процесс определения целей и значений экономических показателей по основным, наиболее важным направлениям социально-экономического развития страны (отрасли, объединения, предприятия и др.), как правило в зависимости от достигнутого конечного результата, на средний срок и длительную перспективу и формирование механизма по их реализации. Оно предполагает учет факторов внешней среды. 
При стратегическом планировании решаются те задачи, которые определяют характер экономических преобразований, устойчивость экономики, уровень жизни населения, обороноспособность страны и другое, при этом конечный результат не является строго фиксированным, а расположен в определенной зоне с заданными предельными границами по величине и времени. 
- Индикативное планирование является основным рабочим инструментом по реализации целей, поставленных в стратегическом плане развития с учетом конкретно складывающейся экономической ситуации. Индикативный план-прогноз наполняет стратегический и выступает в качестве практического инструмента в развитии экономики па краткий и среднесрочный периоды. Индикативный план включает в себя концептуальную (концепция социально-экономического развития); прогнозную (прогноз социально-экономического развития); планово-регулирующую часть (система экономических регуляторов и государственные целевые комплексные программы).
Индикативное планирование является антиподом директивного, потому что индикативный план не носит обязательный для исполнения характер. В составе индикативного плана могут быть обязательные задания, но их число весьма ограничено. В целом же он носит направляющий, рекомендательный характер. Как инструмент управления индикативное планирование чаще всего применяется на макроуровне. Задания индикативного плана называются индикаторами. Индикаторы – это параметры, характеризующие состояние и направления развития экономики, выработанные органами государственного управления в ходе формирования социально-экономической политики, и устанавливающие меры государственного воздействия на хозяйственные процессы с целью достижения указанных параметров. В качестве индикаторов используются показатели, характеризующие динамику, структуру и эффективность экономики, состояние финансов, денежного обращения, рынка ценных бумаг, движение цен, занятость и качество жизни населения, внешнеэкономические связи и т.п. Основная задача индикативного плана состоит не только в том, чтобы дать количественную оценку этих показателей, а обеспечить взаимоувязку и сбалансированность всех показателей развития экономики. Поэтому роль индикативного плана заключается в том, чтобы выявить те параметры экономики, которые могут быть скорректированы государством, в случае, если экономическое развитие будет осуществляться не по благоприятному сценарию. Индикативное планирование применяется также и на микроуровне. Причем при составлении перспективных планов используется индикативное планирование, а в текущем планировании – директивное. Многие зарубежные исследователи отмечают необходимость четко различать обязательства и планы. В отличие от плана (индикатора), обязательство (директива) связано с принятием решения о конкретных действиях.

Виды планирования в зависимости от срока

В зависимости  от срока, на который составляет план, и степени детализации плановых расчетов принято различать долгосрочное (перспективное), среднесрочное и  краткосрочное (текущее) планирование.

Перспективное планирование охватывает период более 5 лет, например, 10, 15 и 20 лет. Такие планы призваны определять долговременную стратегию предприятия, включая социальное, экономическое, научно-технологическое развитие.

Перспективное планирование следует отличать от прогнозирования. По форме они представляют собой один и тот же процесс, а по содержанию различаются.

Прогнозирование – это процесс предвидения, построенный  на вероятностном, научно обоснованном суждении о перспективах развития объекта  в будущем, его возможном состоянии. Прогнозирование позволяет выявить альтернативные варианты развития планируемого процесса или объекта и обосновать выбор наиболее приемлемого варианта. В этом смысле прогнозирование является одним из этапов перспективного планирования. Без этого атрибута перспективное планирование нагадывало бы гадание, а не на научное предвидение.

Однако в ряде социально-экономических процессов  прогнозирование может выступать  как самостоятельная функция  управления. Примером тому могут служить  прогнозы социально-экономического развития, составляемые в процессе государственного управления народным хозяйством на уровне страны и регионов. Кроме того, некоторые процессы и явления вообще не поддаются планированию, но требуют своего учета в управлении, например, демографические процессы, духовная жизнь.

На макроэкономическом уровне предметом прогноза могут быть:

  • валовой внутренний и валовой национальный продукты;
  • трудовые ресурсы;
  • производственные фонды;
  • капитальные затраты;
  • текущее потребление населения;
  • финансовые потоки и др.

На микроуровне, т.е. в хозяйствующих субъектах, могут при составлении стратегических и технико-экономических планов прогнозироваться: уровень цен; стоимость рабочей силы; объем продаж и доля рынка; прибыль и рентабельность; основные конкуренты; научно-технические исследования и разработки; требуемые капитальные вложения; риск и т.п.

Среднесрочное планирование осуществляется на период от 1 года до 5 лет. На некоторых предприятиях среднесрочное планирование совмещается  с текущим. В этом случае составляется так называемый скользящий пятилетний план, в котором первый год детализируется до уровня текущего плана и представляет собой по сути дела краткосрочный план.

Текущее планирование охватывает период до 1 года, включая  полугодичное, квартальное, месячное, недельное (декадное) и суточное планирование.

  • Виды планирования по содержанию плановых решений

По содержанию плановых решений выделяют:

а) стратегическое;

б) тактическое;

в) оперативно-календарное  планирование.

Информация о работе Индикативное и директивное планированине