Идеологическая направленность экономических реформ в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 23:29, контрольная работа

Описание работы

Экономика - это основа развития государства, условие стабильности и эффективной жизнедеятельности общества. Она определяет уровень и качество жизни народа, протекание политических и социальных процессов. Экономика, как системное единство отношений производства, обмена, распределения и потребления воздействует на политику как прямо, так и косвенно, обусловливая общую направленность идеологии и социальный характер действующих политических институтов, политических отношений и идеологических учреждений.

Работа содержит 1 файл

referat.docx

— 20.85 Кб (Скачать)

1. Основы взаимодействия экономики, политики и идеологии в жизни общества

Экономика - это основа развития государства, условие стабильности и эффективной  жизнедеятельности общества. Она  определяет уровень и качество жизни  народа, протекание политических и  социальных процессов. Экономика, как  системное единство отношений производства, обмена, распределения и потребления  воздействует на политику как прямо, так и косвенно, обусловливая общую  направленность идеологии и социальный характер действующих политических институтов, политических отношений  и идеологических учреждений. Экономика  выступает базой и важнейшим  элементом при разработке идеологии  государства.

Термин  «экономика» происходит от двух греческих слов - «хозяйство» и «закон». В настоящее время он имеет несколько значений. Экономика - это:

· народное хозяйство, включающее отрасли материального  производства (промышленность, сельское и лесное хозяйство, строительство, транспорт и связь, торговля и  общественное питание, материально-техническое  обеспечение) и непроизводственной сферы (культура, образование, здравоохранение, социальное обеспечение, наука, управление жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое  обслуживание населения);

· совокупность знаний о хозяйстве и связанной  с ним деятельности людей; научная  дисциплина, занимающаяся изучением  отраслей (секторов) материального  производства и непроизводственной сфер, а также механизмов использования  разнообразных ресурсов в целях  обеспечения жизненных потребностей людей и общества;

· отношения, возникающие между людьми в связи  с процессами производства, распределения, обмена, потребления товаров в  ходе этих процессов.

Экономика, политика и идеология - взаимообуславливающие функционирование друг друга сферы жизни общества и государства, в которых концентрируется социально-политическая, духовная и материальная деятельность различных социальных субъектов.

Сущность  государства проявляется в его  функциях, которые отражают главные  направления его деятельности. Одна из центральных функций современного государства - функция управления. Государственное  управление - это управление делами всего общества, а именно: политическими, экономическими, социальными и иными  процессами, протекающими в обществе. При этом сфера влияния государства  на экономику широка. Государство  формирует правовую базу и благоприятные  условия для эффективного функционирования экономики, стимулирует экономический  рост, защищает конкуренцию, регулирует уровень занятости и инфляции и т.д. Иными словами, государство  обеспечивает жизнедеятельность и  эффективность экономической системы.

Государство играет центральную роль в экономической  жизни общества. Цели, задачи и меры государственного воздействия на экономические процессы отражаются в экономической политике страны.

Экономическая политика - это система хозяйственных мероприятий, проводимых государственной властью для достижения определенных целей, т.е. это поведение государства в отношении экономики страны.

Цели  экономической политики формируются, исходя из потребностей всего общества на определенных этапах его развития. Это сложный процесс, связанный  с определением стратегических направлений  социально-экономического развития, принятием  соответствующих решений и разработкой  механизма их реализации. История  различных государств демонстрирует, что диапазон экономической политики широк - от абсолютного невмешательства  государства в экономику до жесткого управления ею, как это имеет место  в рамках командно-административной системы.

2. Идеологическая направленность экономических реформ в Республике Беларусь.

В начале 90-х гг. XX в. Беларусь претерпела серьезные потрясения, вызванные распадом Советского Союза. Будучи одной из самых развитых республик СССР, она, тем не менее, развивалась как составная часть его народнохозяйственного комплекса, завися от него как по источникам питания, так и по рынкам сбыта готовой продукции. Структура белорусского хозяйства ориентировалась в первую очередь на вывоз готовой продукции и была неприспособленна к удовлетворению собственных потребностей. Республика исполняла роль своеобразного «сборочного цеха» страны, где свыше 80% объема промышленной продукции давали предприятия союзного подчинения. К тому же экономику Беларуси советского периода характеризовал экстенсивный путь развития, при котором достаточно высокие темпы роста производства опережались еще более высокими темпами ресурсопотребления. Страну отличала неразвитая социальная сфера и сфера услуг, на долю которых приходилось 16% национального дохода.

Превышающая все допустимые пределы инфляция, падение производства ВВП, снижение выпуска и реализации продукции как промышленности, так и сельского хозяйства, ухудшение продовольственного и социального обеспечения населения - стали реальностью для Беларуси в первые годы ее независимости. Республика потеряла почти треть своего ВВП. Сложилась трудная ситуация с инвестициями. Нарушились пропорции между промышленностью и сельским хозяйством. Возросли цены на энергоресурсы, сырье, комплектующие, транспортные услуги, а также расходы на минимизацию последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Страна в одночасье потеряла основные финансовые, сырьевые, энергетические источники, были нарушены хозяйственные связи. И это при том условии, что для нормального функционирования экономики в страну необходимо было ежегодно ввозить не менее 10 млн т. нефти, 14 млрд м3 газа, не менее 1 млн тонн продовольственного и фуражного зерна, 200 тыс. тонн сахара, 60 тыс. тонн растительного масла и 50 тыс. тонн рыбной продукции.

В 1994 г. объем промышленного производства Беларуси составил 67% к уровню 1990 г., ВВП снизился на 28%, а капитальные  вложения - на 43%. Либерализация цен  обесценила сбережения государства, предприятий  и населения, вызвала острый финансовый дефицит, последствиями которого явились  галопирующая инфляция (до 40%) в месяц, падение качества и уровня жизни  населения, а также резкая дифференциация его доходов.

Для преодоления  острого экономического кризиса  руководство Республики Беларусь разработало  и приняло Программу неотложных мер, направленную на создание предпосылок  перехода от спада к стабилизации и росту производства.

Период 1992 - 1994 гг. характеризовался жёсткой  политической борьбой в Верховном  Совете республики по вопросам экономической  жизни и государственного строительства. Виделось два основных варианта проведения реформ и продвижения Беларуси к  рынку.

Первый  путь заключался в форсированном  переходе к рынку, полномасштабном  осуществлении рыночных преобразований. Второй - предусматривал постепенное  движение к рыночным отношениям при  активном вмешательстве государства  в экономические процессы, что в частности предполагало установление госконтроля над ценами, смягчение социальных издержек, пополнение бюджетной составляющей.

Теоретическая модель социально-экономического развития - это совокупность принципов, целей, элементов и требований, предъявляемых к системе народного хозяйства и к социальной сфере общества, к его социальной и институциональной структуре, к эффективности функционирования властно-управленческой организации, к качеству населения.

Каждое  государство создает собственную  модель национально-экономического развития, которая формируется на базе синтеза  региональных тенденций и мирового опыта. Впервые четкую формулировку основных особенностей белорусской  модели дал в марте 2002 г. Президент  РБ А.Г. Лукашенко в выступлении на заседании постоянно действующего семинара руководящих работников республиканских и местных государственных органов. Ее особенности заключаются в следующем:

1. построение сильного  и эффективного  государства. Сильная и авторитетная государственная власть рассматривается как гарант недопущения олигархического беспредела, разграбления народных богатств, разрушения национальной экономики и прорыва криминала к рычагам системы управления. Сильная государственная власть понимается как обязательное условие для обеспечения политической стабильности, социальной справедливости и экономической эффективности, а также как залог национальной безопасности, территориальной целостности и суверенитета страны;

2. обеспечение равноправия  всех форм собственности,  всех форм хозяйствования. Это означает создание одинаково благоприятных социально-экономических и правовых условий для развития государственного и частного секторов. При этом главным приоритетом для предприятий всех форм собственности должны быть национальные интересы;

3. осуществление индивидуальной, продуманной приватизации, которая должна быть нацелена на повышение эффективности производства. Приватизация рассматривается, прежде всего, как средство формирования эффективно действующего собственника. При этом руководство Беларуси считает необходимым сохранять государственную собственность на стратегически важные предприятия, осуществлять государственную поддержку приоритетных, с точки зрения усиления их позиций на мировом рынке, производств;

4. развертывание широких  интеграционных процессов  со странами СНГ, прежде всего с Россией, в сфере экономики, здравоохранения, образования, науки, обороны, культуры. Однако Беларусь готова поддерживать интеграцию только в рамках Союза равноправных государств и не согласна поступаться чем-либо в области своего суверенитета и независимости;

5. многовекторность внешнеэкономических связей. Беларусь должна присутствовать в тех регионах мира, где это экономически выгодно и отвечает ее национальным интересам;

6. проведение сильной  социальной политики  государства. Сегодня только социально ориентированная экономика может пониматься как эффективная. При этом социальная ориентация экономики подразумевает приоритетное инвестирование в сферу образования, здравоохранения, культуры, а также оказание адресной социальной помощи экономически уязвимым слоям населения. Основная задача белорусской экономической модели - на основе высокой эффективности производства обеспечить достойный материальный уровень жизни как для всего общества, так и для отдельных его групп.

Белорусская модель получила название социально ориентированной многоукладной рыночной экономики. Приоритетное значение в ее рамках придается развитию наукоемких, интеллектуально насыщенных производств с одновременным обеспечением принципов социальной справедливости и честного выполнения работниками своего служебного долга. В целом белорусская модель должна способствовать достижению высокого качества жизни народа, что является приоритетной задачей и высшей целью государства.

Переход к такой модели не может быть единовременным, он требует длительного периода. К тому же он напрямую зависит от экономической политики, проводимой государством, а также от механизма  ее реализации.

Роль  государственного регулирования и  управления экономикой при переходе Беларуси к рынку отнюдь не снижается, а во многих отношениях, даже возрастает. Именно государство должно взять  на себя принятие решений необходимых  для общества. Государственное регулирование  включает в себя следующие специфические  функции:

· поддержка  науки, образования н научно-технического прогресса как главного фактора повышения эффективности производства;

· проведение гибкой внешнеэкономической политики, направленной на развитие конкурентных преимуществ национальной экономики  в масштабах мирового рынка;

· обеспечение  социальной ориентации экономики, создание системы социальных гарантий и социальной защиты;

· создание системы гражданского законодательного регулирования функций государства, адекватной требованиям рыночной экономики;

· обеспечение  условий для развития конкуренции, нейтрализации ее недобросовестных форм;

· формирование высокоэффективных частного и государственного секторов экономики;

· создание среды для малого и среднего бизнеса;

· стимулирование роста конкурентоспособных производств  и финансово-промышленных организаций, а также создание законодательной  базы для стимулирования инвестиционной деятельности.

Развитие  белорусской экономики находит  свое отражение в идеологии белорусского государства. Ее главные ориентиры, стратегические направления и приоритеты воплощены в таких программных документов как: Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь до 2020 года; Концепция социально-экономического развития Республики Беларусь до 2015 года; Концепция и Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь до 2010 года; Комплексном прогнозе до 2020 года и др.

Сложившиеся тенденции, глобальный и национальный императивы определяют стратегическую цель устойчивого развития Республики Беларусь как динамичное повышение уровня благосостояния, обогащение культуры, нравственности народа на основе интеллектуально-инновационного развития экономической, социальной и духовной сфер, сохранение окружающей среды для нынешних и будущих поколений. Основными источниками устойчивого развития должны стать: человеческий, научно-производственный и инновационный потенциалы, природные ресурсы и выгодное географическое положение страны, а главными приоритетами - «высокий интеллект - инновации - благосостояние».

Информация о работе Идеологическая направленность экономических реформ в Республике Беларусь