Характетистика развивающихся стран

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 15:52, курсовая работа

Описание работы

Одна из главных особенностей развития современного мирового хозяйства — усиление роли и значения бывших колониальных и зависимых территорий — нынешних развивающихся стран.
После глобального распада исторической колониальной системы, темпы экономического роста развивающихся стран заметно ускорились и впервые за длительный период их существования в рамках мирового хозяйства превысили темпы экономического роста развитых стран
С 1950 производство в обрабатывающей промышленности развивающихся стран возросло почти в 16 раз.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………....3
1. Общая характеристика развивающихся стран и их роль в мировой экономике.…4
2. Характеристика экономической стратегии развивающихся стран в 50-70е годы ХХ века ………………………………………………………………………………………....10
3. Направления экономической политики……………………………………………16
4. Структурная схема экономическая стратегия развивающихся стран в 50-70е годы ХХ века……………………………………………………………………………19
Заключение……………………………………………………………………...………20
Список литературы………………………………………………………………..……21

Работа содержит 1 файл

мировая.docx

— 47.70 Кб (Скачать)

       В ходе осуществления индустриализации  в начале 60-х годов получили  распространение концепции эндогенного  развития, «нового внутреннего порядка». Их характерная черта — сосредоточение  внимания на максимальном использовании  внутренних ресурсов применительно  к специфическим условиям отдельных  стран.  Идеи максимального использования имевшихся возможностей развития с начала 70-х годов оформились в виде концепции «опоры на собственные силы». Концепция предусматривала проведение твердой политики в организации собственного социально-экономического развития. Это требовало изменения хозяйственных приоритетов — вместо обслуживания интересов бывших метрополий или мирового рынка преимущественное удовлетворение основных нужд местного населения. В связи с огромными масштабами нищеты и голода, доставшимися в наследство от колониального прошлого, были выдвинуты положения об удовлетворении основных нужд.  Целью индустриализации, проводимой в соответствии со стратегией «опоры на собственные силы», становилось создание отраслей, способных обеспечить основные внутренние потребности. Ряд сторонников данной концепции предлагали решать проблемы внутреннего рынка, повышения производительности на путях разрыва с «богатым Севером», хозяйственного обособления развивающихся стран, но в целом считали необходимым развивать внешнеэкономические связи в соответствии с потребностями национальных экономик.  Замещение импорта — форма индустриализации. Среди разнообразия моделей можно выделить два типа развития, реализованные в развивающихся странах. Одна из этих моделей ориентировалась на потребности внутренних рынков с целью создания самодостаточной экономики с развитием отраслей тяжелой промышленности, что предполагало существенное ограничение или даже вытеснение иностранного капитала.  Слабость национальной буржуазии, необходимость коренных преобразований социально-экономической структуры, форсированная индустриализация требовали ограничения стихии рыночного механизма, значительного расширения государственного регулирования и развития государственного предпринимательства. Активизация деятельности государства вела, в частности, к торможению стихийно-рыночных тенденций, к развитию государственного капитала. Эти тенденции в ряде стран концептуально выразились в виде идей о некапиталистическом развитии.  На функционально-экономическом уровне стратегия самодостаточности выразилась в политике импортозамещения, когда национальная экономика является основой для регулирования и принятия решений. Исходили из того, что внешняя торговля играет небольшую и, возможно, подчиненную роль в экономическом развитии.

       Темпы роста внешней торговли  длительное время понижались  — с 3,5% в год за 1850— 1913 гг. до 0,5% за 1913—1948 гг. Наряду со снижением  международных цен на сырьевые  товары это давало основание  не относиться к внешней торговле  как к источнику экономического  роста. Кроме того, создание обрабатывающей  промышленности в отсталых хозяйствах  требовало импорта машин и  оборудования. Для недопущения резких  дисбалансов нужно было ограничить  и заместить импорт товаров  потребительского назначения, которые  преобладали на рынках большинства  стран ко времени достижения  независимости. Замещение импорта  в свое время в той или  иной форме, за исключением  Британии, переживали ныне индустриально  развитые страны Запада. 

       Импортозамещение было почти повсеместно принято в качестве основного направления индустриального развития с начала 50-х годов. В тот период становление обрабатывающей промышленности могло происходить на основе переработки сырья. Но тенденция к понижению цен на сырье делала подобное развитие малоперспективным, а создание экспортных отраслей высокой технологии было не по силам большинству стран. Курс на замену импорта промышленных изделий местным производством сопровождался защитой национальной промышленности от воздействия мирового рынка.

     Импортозамещение представляло собой начальный этап индустриализации. В первое время, когда обычно замещался импорт потребительских товаров, оно способствовало значительной диверсификации хозяйственной структуры развивающихся стран, самообеспеченности по многим видам товаров, формированию местных рабочих и технических кадров. Для ряда стран Азии этот этап закончился к концу 60-х годов, Африки — к середине 70-х. В ряде стран замещение импорта сопровождалось соответствующими аграрными преобразованиями, которые устраняли препятствия на пути перехода сельского хозяйства к современным формам социально-экономической организации, обеспечили приток в промышленность дешевой рабочей силы. 

     Замена  импорта потребительских товаров  их внутренним производством, создание отраслей тяжелой промышленности в  определенных пределах содействовали  строительству независимой самостоятельной  экономики.  Вместе с тем процесс импортозамещения имеет свои пределы. Опыт ряда стран показал, что замещение импорта на этапе создания собственного производства машин и оборудования, когда требовались крупные капиталовложения, создавало проблемы для экономики. Обеспечивая экономию иностранной валюты, увеличивая возможности накопления, оно в то же время ориентировано в основном на внутренний рынок, объем которого часто ограничен весьма узкими рамками платежеспособного спроса. Низкая покупательная способность населения ограничивает возможности современного производства и тормозит дальнейший прогресс производительных сил. Импортозамещение порождает дополнительный спрос на продукцию производственного назначения, полуфабрикаты, вспомогательные материал, при ограниченности капиталов это ведет к увеличению импорта.  Часть обрабатывающей промышленности могла функционировать лишь благодаря ограничениям конкурирующего импорта, налоговым скидкам, прямым и косвенным государственным субсидиям. Хозяйственная отдача обрабатывающих предприятий нередко оказывалась низкой, производимая продукция уступала по качеству аналогичным импортным изделиям. 

       Энергосырьевые проблемы в мировом хозяйстве в 70-е годы способствовали развитию в развивающихся странах материало и энергоемких отраслей (химии, металлургии). Это потребовало резкого расширения ввоза машин и оборудования, так как предприятия этих отраслей отличаются крупными размерами, нуждаются в значительной производственной инфраструктуре. В свою очередь поддержание и развитие материальной базы этих отраслей потребовало существенного увеличения экспорта их продукции. В малых и средних странах низкая емкость внутренних рынков препятствовала диверсификации производства. В них импульсы замещения импорта быстро затухали, поскольку наступали исчерпание платежеспособного спроса и насыщение внутренних рынков. Именно малые страны первыми стали переходить к наращиванию экспортного производства в конце 60-х годов. 

     Стратегия возрастающего участия в международном  разделении труда, в частности в  странах Восточной Азии, получила обоснование в теории «летящей стаи гусей» или «догоняющего жизненного цикла продукта». Последовательность и взаимосвязь роста импорта, производства и экспорта были отмечены японским экономистом К. Акамацу в 1943 г. в статистическом исследовании данных о торговле и производстве в отраслях японской промышленности. В 1973 г. К. Кодзима развил концепцию К. Акамацу, назвав ее «догоняющий жизненный цикл продукта». 

     Переход к политике экспортной ориентации позволяет  осуществлять производство определенных видов промышленной продукции в  расчете на внешние рынки и  увеличить объем внешних поступлений. Это вторая модель развития, которая  базируется на активном взаимодействии с иностранным капиталом и  формирует экономику открытого  типа. Она требует создания необходимых  отраслей инфраструктуры, привлечения  иностранной технологии. В социально-политическом плане в переходе к экспортной ориентации от замещения импорта  воплотился компромисс трех сил —  национальной буржуазии, государства  и иностранного капитала. Ни одна из них не могла самостоятельно осуществить  перестройку хозяйства и соответственно ответить на широкий социальный вызов  развития.  Изменения в экономической стратегии связаны не только с усилившейся интернационализацией, воздействием долгового кризиса и международным давлением. Корни изменений лежат также в сдвигах в социальной структуре развивающихся стран в последние десятилетия.  Попытки изменить положение экспортеров в национальной экономике, повысить конкурентоспособность обрабатывающей промышленности дали в большинстве стран ограниченный эффект. Экспортные операции нередко менее прибыльны, чем поставки на внутренний рынок. Поставщики вынуждены были все чаще обращаться к внешним источникам финансирования. Поэтому в промышленной политике различных групп стран были существенные различия как по содержанию этапов, так и по срокам их осуществления. 

       В крупных развивающихся странах  экспорт готовых изделий имеет  пределы как стимулятор экономического  роста. Так, увеличение вывоза  готовых изделий на 1% обеспечивает  прирост ВВП на Тайване на 0,15%, тогда как в Индии — на 0,08, в Бразилии — на 0,01%. Поэтому  увеличение экспорта в крупных  странах служит не столько  источником экономического роста,  сколько инструментом устранения  диспропорций и улучшения технологической  структуры. Страны, которые опирались  на экспорт ископаемого и сельскохозяйственного  сырья, также дольше следовали  стратегии замещения импорта.  Другие страны, не располагая  крупными запасами сырья и  находившиеся в сфере интересов  Запада, с помощью иностранного  капитала смогли вписаться в  международное разделение труда,  что способствовало формированию  современного хозяйственного механизма  и более полному использованию  их экономических ресурсов. Отчетливо  это проявилось в небольшой  группе стран. 

     3.Направления  экономической политики   

     После завоевания политической независимости  в экономической политике развивающихся  стран доминировали усилия на ускорение  экономического роста и обеспечение  необходимых для этого внутренних и внешних условий. Древнейшие страны и народы, в жизни которых до этого столетия ничего не менялось, следовали лозунгу «Нам следует бежать, пока остальной мир может идти шагом». Концепция догоняющего развития предусматривает формирование экономического роста путем увеличения национального дохода и повышения нормы и массы накопления, замещения импорта и обеспечения притока иностранного капитала. 

     Отличительной чертой концепции догоняющего развития была недооценка социальных проблем, сопутствующих  экономическому росту. Предполагалось, что темпы развития экономики  неизбежно приведут к расширению занятости, повышению уровня жизни  всех, в том числе беднейших  слоев населения.  Теоретическим обоснованием модели ускоренного экономического развития послужила неокейнсианская школа. Большой вклад в разработку концепций догоняющего развития внесли работы У. Ростоу, П. Розенштейн-Родана, Р. Нурксе и др.  На потребности быстрого промышленного развития был ориентирован хозяйственный механизм. Государство воздействовало на промышленное развитие путем ограничительных и поощрительных мер, причем поощрительные меры преобладали над ограничительными. Они включали расширение поставок средств производства, технического опыта, производственного и снабженческо-сбытового кредита, развитие системы государственных закупок, регулирование налогообложения.  Укрепление национального предпринимательства. Одним из направлений экономической политики освободившихся стран являлась национализация иностранной собственности.

     Только  с 1960 по 1974 гг. в 62 развивающихся странах  произошло 875 случаев национализации иностранных предприятий, главным  образом горнодобывающих и плантационных. Основная волна национализации пришлась на 70-е годы. Национализация, ликвидация концессионной формы предпринимательства  и экстерриториальности иностранных  компаний, ограничение непосредственной эксплуатации природных и людских  ресурсов означали крушение внеэкономических методов эксплуатации, относительный  переход к экономической эксплуатации этой подсистемы. Следует при этом отметить, что огосударствление предприятий  часто не означало полного разрыва с компаниями западных стран.  Внешнеэкономическая политика подавляющего большинства государств была направлена на стимулирование национального производства и ограждение внутренних рынков от конкуренции. Огромный разрыв в уровнях экономического развития с промышленно развитыми странами вызвал необходимость проведения гибкой протекционистской политики для ускорения модернизации отсталых хозяйственных структур. В частности, валютный курс нередко поддерживался на завышенном уровне, что позволяло национальным предприятиям приобретать необходимое оборудование за рубежом по заниженным ценам. Но подобная практика одновременно сдерживала развитие экспорта. 

     Одной из особенностей развития политического  процесса было преобладание различных  форм коллективных действий при выработке  экономической политики с целью  определения совместной линии по укреплению развивающихся стран  в мировой экономической системе  — идея коллективной опоры на собственные  силы. Продолжением этой тенденции  было выдвижение в начале 70-х годов  комплексных программ изменения  характера мирохозяйственных связей и создания новой структуры международных  экономических отношений. Новый  международный экономический порядок  должен был устранить экономическое  неравенство, позволить ликвидировать  увеличивающийся разрыв между развитыми  и развивающимися странами.  Отдельные элементы этой концепции содержались в работах известных западных экономистов Г. Мюрдаля, Г. Зингера, С. Делла. В частности, Г. Мюрдаль поддерживал протекционистские меры развивающихся стран, полагая, что без такой защиты они не смогут эффективно развивать производительные силы. «Экономическое развитие, предоставленное самому себе, является процессом циклической и кумулятивной обусловленности, имеющим тенденцию благоприятствовать тем, кто уже обеспечен, и даже препятствовать усилиям тех, кто живет в менее развитых районах», — отмечал он.  В качестве одного из ключевых вопросов программы переустройства системы мирохозяйственных связей были выдвинуты положения о восстановлении равновесия цен на сырьевые и промышленные товары с целью стабилизации доходов от экспорта освободившихся стран, а также улучшение условий доступа развивающихся стран к передовой технике и технологии, перераспределения национальных доходов между двумя подсистемами мирового хозяйства. Усилия развивающихся стран поддерживались социалистическими государствами. 

Информация о работе Характетистика развивающихся стран