Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 21:56, реферат
Структура рынка определяется количеством и размерами фирм, характером продукции, легкостью входа на рынок и выхода из него, доступностью информации о положении дел. Характеристика различных рыночных структур представлена в таблице.
Введение 3
Совершенная конкуренция 4
Монополия 7
Монополистическая конкуренция 9
Олигополия 11
Реферат
по дисциплине: экономика
на тему: характеристики рыночных структур
Содержание
Структура рынка определяется количеством и размерами фирм, характером продукции, легкостью входа на рынок и выхода из него, доступностью информации о положении дел. Характеристика различных рыночных структур представлена в таблице.
Вид рыночной структуры | Количество покупателей и продавцов | Характер продукции | Условия входа на рынок и выхода из него | Доступность информации |
Совершенная конкуренция | Множество покупателей и продавцов | Однородная | Никаких затруднений | Равный доступ ко всем видам информации |
Монополия | Одна фирма-продавец, множество покупателей | Однородная | Барьеры на входе | Полная информация |
Монополистическая конкуренция | Множество покупателей, большое, но ограниченное число продавцов | Разнородная | Возможны отдельные препятствия на входе | Полная информация |
Олигополия | Ограниченное число продавцов и множество покупателей | Разнородная или однородная | Возможны препятствия на входе | Некоторые ограничения |
Знание вида рыночной структуры очень важно для принятия управленческих решений в области ценообразования. Процесс формирования, установления и применения рыночной цены товара происходит по-разному, в зависимости от того, каковы условия функционирования покупателей и продавцов на данном рынке. Вид рыночной структуры определяет возможности предприятия с точки зрения свободы формирования цен и их уровня.
Совершенная конкуренция
Совершенная конкуренция существует в таких сферах деятельности, где действует достаточно много мелких продавцов и покупателей идентичного (одинакового) товара, и поэтому ни один из них не в состоянии повлиять на цену товара.
Здесь цена определяется свободной игрой спроса и предложения в соответствии с рыночными законами их функционирования. Этот тип рынка называют «рынок свободной конкуренции».
Существование огромного количества покупателей и продавцов означает, что ни один из них не владеет большей информацией о рынке, чем остальные Продавец, придя на рынок, застает уже сложившийся уровень цен, изменить который вне его власти, - ведь рынок сам диктует цену в каждый момент времени. Такая ситуация позволяет новым продавцам на равных условиях (цена, технология, юридические условия) с уже существующими продавцами приступить к производству продукции. С другой стороны, продавцы могут свободно и покинуть рынок, что подразумевает возможность беспрепятственного выхода с рынка. Свобода «рыночного» перемещения создает условия для того, чтобы на рынке всегда происходило изменение количества производителей. В то же самое время у оставшихся продавцов по-прежнему отсутствует возможность контролировать рынок, поскольку они представляют мелкое производство и их крайне много.
Теперь сформулируем основные характеристики рынка совершенной конкуренции:
большое количество мелких продавцов и покупателей,
продаваемый продукт однороден у всех производителей, и: покупатель может выбрать любого продавца товара для осуществления покупки,
невозможность контроля над ценой и объемом купли-продажи создает условия для постоянного колебания этих величин под влиянием изменения рыночной конъюнктуры,
полная свобода «входа» на рынок и «ухода».
В реальной экономической действительности рынок совершенной конкуренции в строгом теоретическом значении, как это изложено выше, практически не встречается. Он представляет собой так называемую «идеальную» структуру, подразумевая, что свободная конкуренция существует скорее как абстрактная идея, к которой реально существующие рынки могут лишь в большей или меньшей степени стремиться. Но все-таки в экономической практике имеются рынки некоторых товаров, больше всего подходящие под критерии данной рыночной структуры (например, рынок ценных бумаг или рынок сельскохозяйственной продукции). Здесь количество продавцов и покупателей настолько велико и они достаточно «малы», что за редким исключением ни один человек или группа не в состоянии контролировать рынок по отдельным видам ценных бумаг или сельскохозяйственной продукции. Причем товары на этих рынках у всех производителей полностью идентичны и последние владеют полной информацией об изменениях на рынке. Все это подтверждает необходимость использования для такого рынка особой - «биржевой» - формы организации (товарная биржа сельскохозяйственной продукции или фондовая биржа).
При наличии конкуренции на рынке производители с целью получения максимальной прибыли стремятся снизить издержки производства на единицу продукции. В результате этого создается возможность снижения цены, что увеличивает объем продаж у производителя и его доход. Самым эффективным способом достижения этого является использование научно-технических усовершенствований и новинок в производстве.
Внедрение научно-технических достижений позволяет увеличить производительность труда, что как раз и ведет к будущему снижению цены, приносящему, однако, фирме-новатору больший доход.
Конкуренция создает у производителей стимулы к постоянному разнообразию предлагаемых товаров и услуг для завоевания рынка. Расширение ассортимента предлагаемой к продаже продукции происходит как за счет создания совершенно новых товаров и услуг, так и за счет дифференциации отдельного продукта.
Производители осуществляют постоянную борьбу за покупателя на рынке. Результатом такой борьбы является политика стимулирования сбыта, которая всемерно и всесторонне изучает потребительский спрос и создает новые формы и методы реализации товара. Все это, с одной стороны, увеличивает прибыли фирмы, а с другой, удовлетворяет все желания и потребности покупателя. В итоге выигрывает и потребитель, и общество в целом.
Монополия
Главным признаком монополии является доминирующее положение предприятия, дающее ему возможность самостоятельно или вместе с другими предприятиями ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара, влиять на процесс ценообразования, добиваясь более выгодных цен, и получать более высокие (монопольные) прибыли.
Рыночная власть, которой располагает монополист, позволяет ему извлечь максимум преимуществ из рыночной ситуации и выбрать оптимальный уровень цены с учетом ограниченности спроса. Поскольку максимум прибыли достигается при таком объеме выпуска, когда МR = МС, то можно вывести следующую зависимость между ценой и предельными затратами (формула «большого пальца» для ценообразования):
где е - коэффициент прямой эластичности спроса по цене для фирмы. Указанное условие максимизации прибыли монополиста позволяет сделать следующие выводы:
монопольная цена всегда находится в той части функции спроса, где ценовая эластичность больше 1;
монополист всегда будет производить менее половины объема продукции, необходимой для полного насыщения спроса, так как половине необходимого спроса соответствует единичная эластичность;
превышение монопольной цены над предельными издержками тем больше, чем больше эластичность спроса;
монопольная цена тем выше, чем выше предельные издержки. Постоянные издержки в данном случае не играют никакой роли, кроме тех случаев, когда необходимо определить прибыль в коротком периоде при данном размере предприятия.
В условиях монополии цена будет всегда выше, а объем производства ниже, чем в условиях конкурентного рынка. Но это не означает, что монополист может назначить сколь угодно высокую цену, поскольку он должен ориентироваться на имеющийся спрос. Потребитель не будет покупать товар по цене, превышающей его цену спроса. Чтобы максимизировать прибыль, монополист должен вначале определить как характеристики рыночного спроса, так и свои издержки. Оценка спроса и издержек является решающей в процессе принятия фирмой экономического решения.
Следует отметить, что в условиях монополизированного рынка нет пропорциональной зависимости между ценой и объемом предложения, т. е. отсутствует кривая предложения. Причина заключается в том, что решение монополиста по объему производства зависит не только от предельных издержек, но и от формы кривой спроса. Изменения в спросе не приводят к пропорциональным изменениям цены и объема предложения, как это имеет место в условиях конкурентного рынка. Вместо этого изменения в спросе могут привести к изменению цен при постоянном объеме производства, изменения в объеме производства, в свою очередь, могут произойти без соответствующего изменения цены. Таким образом, в зависимости от того, как изменится спрос, монополист может предложить разное количество продукции по одной и той же цене или одинаковое количество по разным ценам.
Наличие монопольной власти позволяет фирме проводить политику ценовой дискриминации.
Монополистическая конкуренция
Рынок монополистической конкуренции характеризуется наличием значительного количества фирм, продукция которых ограниченно взаимозаменяема, отличается качеством, оформлением, уровнем потребительских предпочтений, а поэтому имеет широкий диапазон цен. Для этого рынка характерны три основные черты:
- острая конкурентная борьба между фирмами;
- дифференциация товаров;
- относительная легкость проникновения на рынок.
В этих условиях фирма-продавец должна четко определить специфические потребности различных групп потребителей и постараться сделать их своими постоянными покупателями. Большая роль в этом случае отводится рекламе, разработке и присвоению товарам марочных названий.
Таким образом, при монополистической конкуренции каждый продавец имеет определенную возможность для проведения самостоятельной ценовой политики. Причем специфическое положение предприятия на рынке гетерогенного блага связано с тем, что функция спроса представляется ломаной линией. Двойной излом этой функции в зависимости от масштабов изменения цен принято называть в теории ценообразования функцией Гутенберга. Эта функция отражает также изменения коэффициентов ценовой эластичности, реакции конкурентов и формы рынка. Решающее значение в интерпретации этой функции имеет то, что функция спроса разбивается на три части. Одна - средняя, относительно неэластичная, и две крайние, высокоэластичные. При этом продавец со своей ценой находится в средней, так называемой монополистической, части линии спроса. В ней изменение цены не приведет к существенному изменению положения предприятия. Однако за ее пределами наблюдается противоположная ситуация. Поэтому значительные отклонения от действующей цены ведут к прогрессивно нарастающим отклонениям в объеме спроса, а следовательно, и продаж.
Это явление объясняется следующим образом. Каждому ценовому интервалу при сформировавшемся отношении цены и качества продукции соответствует группа постоянных покупателей, предпочитающих именно данную продукцию, что позволяет фирме отклонять цены от среднего уровня в некоторых пределах. Если выйти за эти пределы, то объем продаж данного товара снизится. Точно так же новые покупатели не сразу отреагируют на произведенное данной фирмой снижение цены, так как их предпочтения связаны с товарами других продавцов. Поэтому необходимо значительное снижение цен, чтобы в условиях низкой эластичности привлечь новых покупателей.
Степень монопольной власти данного продавца и возможности проведения активной ценовой политики будут тем больше, чем:
меньше конкурентов - производителей данной продукции и четче выражен имидж фирмы, что обеспечивает высокий уровень потребительских предпочтений;
затруднительней сравнение качества и цен товаров;
медленнее покупатели реагируют на изменение цен.
Все это снижает уровень взаимозаменяемости однородных товаров, как бы разделяя рынок на отдельные монополизированные сегменты. В этом случае, даже при снижении цен на продукцию, производимую фирмами-конкурентами, не происходит изменения эластичности спроса и оттока покупателей. Предпринимателю достаточно ненамного снизить цену для восстановления его монопольной позиции
Олигополия
Характерной чертой олигополистического рынка является наличие нескольких крупных фирм, которые могут предлагать как однородные и взаимозаменяемые товары (олигополия на рынке гомогенного блага), так и отличные друг от друга товары (олигополия на рынке гетерогенного блага). Рыночная ситуация в данном случае характеризуется тем, что отдельный продавец должен учитывать в своей сбытовой политике не только реакцию покупателей, но и возможные действия конкурентов. Поэтому каждый участник внимательно следит за маркетинговой деятельностью конкурентов и с большой осторожностью относится к изменению цен на свою продукцию. Причем проникновение на этот рынок новых участников затруднено.
Существует несколько моделей поведения олигополистов в зависимости от вида рынка, выбранной ценовой политики и ценовой стратегии предприятия.
На рынке гомогенного блага (нефть) все фирмы вынуждены продавать продукцию практически по единой цене (в противном случае покупатель перейдет к конкуренту).
Одной из форм неявного соглашения конкурентов придерживаться единой цены на рынке гомогенного блага является ценообразование за лидером. В данном случае лидер (обычно доминирующая фирма, имеющая, как правило, более низкие затраты, чем остальные) устанавливает цену, максимизирующую его прибыль. В этом случае он действует как монополист, а все другие фирмы - аутсайдеры воспринимают цену лидера в качестве заданной величины. Тем самым они оказываются в положении конкурентной фирмы, кривая предложения которых совпадает с восходящим участком кривой предельных затрат. Поэтому лидер, выбирая цену, знает, какой объем продукции предложат аутсайдеры по установленной им цене. Следовательно, для определения спроса на свою продукцию лидеру нужно из общей величины рыночного спроса вычесть объем предложения аутсайдеров.
Мелкие фирмы часто придерживаются такой модели еще и потому, что они полагают, что крупные фирмы обладают большей информацией о рыночном спросе. Следовательно, они рассматривают изменение цены лидером как признак изменения спроса в будущем.
На рынке гетерогенного блага (электроника, автомобили) продукция каждой фирмы имеет отличительные признаки и конкуренция преимущественно ведется посредством ценовых войн.
Ценовая война - конкурентная борьба производителей, основанная на агрессивном снижении цен. Ценовая война обычно возникает тогда, когда спрос на продукцию снижается и на рынке возникает избыточное предложение. Если постоянные затраты составляют большую часть общих затрат, то у производителей могут возникнуть стимулы к снижению цен для того, чтобы обеспечить полное использование производственных мощностей. Ценовая война полезна для потребителей, так как ведет к снижению общего уровня цен на данную продукцию. С точки зрения производителей, она приводит к уменьшению прибыльности рынка и ухудшению их положения. По этой причине производители-олигополисты будут стараться избежать ценовой войны и в борьбе за выживание направлять свои усилия на дифференциацию продукции.
Вместе с тем фирмы на олигополистических рынках могут устанавливать цены таким образом, чтобы потенциальным новым производителям было невыгодно начать торговлю. Для достижения этой цели фирмы могут устанавливать цены, которые не максимизируют их текущие прибыли. Вместо этого цены определяются на таком уровне (обычно на минимуме средних общих затрат длительного периода), чтобы не допустить новых производителей на рынок и тем самым обезопасить себя от возможного увеличения предложения аналогичных товаров. Однако если фирмы обладают преимуществом низких затрат, которые недостижимы для потенциальных производителей, то они смогут извлекать экономическую прибыль в длительном периоде и при назначенной ими низкой цене.
Одной из форм функционирования олигополистов является картель.
Картель - объединение фирм, как правило, одной отрасли, которые вступают между собой в соглашение, касающееся различных сторон коммерческой деятельности компании: соглашение о ценах, о рынках сбыта, ассортименте, обмене патентами и др. В первую очередь регулированию подлежит сбыт продукции.
Для картеля характерны следующие признаки: