Характеристики эластичности спроса

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 22:59, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является уяснение теоретического и практического значения понятия эластичности спроса.
Задачи:
• определение понятия спроса и его кривой;
• определение понятия эластичности спроса, его характеристики
• рассмотрение факторов, влияющих на эластичность спроса;
• рассмотрение видов эластичности;

Работа содержит 1 файл

курс.doc

— 155.00 Кб (Скачать)

Введение

   В данной курсовой работе рассматриваются характеристики эластичности спроса. Понятие эластичности было введено известным экономистом Альфредом Маршаллом и представляет собой выраженное в процентах изменение одной переменной в ответ на выраженное в процентах изменение другой переменной. Для того чтобы полностью раскрыть тему, я изучил понятие рыночного спроса и его эластичность по ценам, доходам, перекрестную эластичность, а также их практическое применение. 
     Тема моего исследования изучалась многими учеными, но до сих пор не потеряла своей актуальности, так как спрос является обязательной частью рынка, а его эластичность отражает реакцию потребителей на изменение цен. 
      Целью курсовой работы является уяснение теоретического и практического значения понятия эластичности спроса.

   Задачи:

  • определение понятия спроса и его кривой;
  • определение понятия эластичности спроса, его характеристики
  • рассмотрение факторов, влияющих на эластичность спроса;
  • рассмотрение видов эластичности;
  • определение практического применения теории эластичности;
  • написание выводов

        Предметом изучения является эластичность рыночного спроса. 
       Объектом - рыночный спрос. 
       При написании данной работы руководствовался следующими методами: разбор и первичная обработка информации по заявленной теме. 
         Структура курсовой работы обусловлена целями и задачами работы и включает в себя: введение, три главы (первая глава – «Рыночный спрос»; вторая глава– «Эластичность рыночного спроса»; третья глава – «Практическое применение теории эластичности»), заключение и список использованных источников.

  1. Рыночный спрос 
    1.1  Рынок и закон спроса

  Рынок — это механизм, посредством которого покупатели и продавцы взаимодействуют для установления цен и количеств товаров или у слуг. Состояние  рынка   определяется   соотношением   величины   спроса   и предложения. 
    Спрос - фундаментальное понятие рыночной экономики, означающее подкрепленное денежной возможностью желание или намерение покупателей приобрести данный 
товар. Спрос характеризуется его величиной, означающей количество товара, которое покупатель желает и способен приобрести по данной цене в данный период времени. Общий спрос покупателей находит свое отражение на кривой спроса. Спрос проявляется в объеме, зависящем как от цен на товар, так и от неценовых факторов, таких как мода, доходы потребителей, а также от цены на другие товары, в том числе на товары - заменители. Различают индивидуальный спрос одного лица, рыночный спрос на данном рынке и совокупный спрос на всех рынках данного товара или на все производимые и продаваемые товары. 
      Связь между ценой блага и объемом спроса на него выражается в законе спроса, который гласит, что количество товара, на которое предъявляется спрос, возрастает при снижении цены и сокращается при ее повышении. При этом нет строго одинакового соотношения между снижением цены и повышением спроса. Такое определение закона спроса дал английский экономист А. Маршалл (1842-1924). В современной западной экономической литературе под законом спроса понимается обратная зависимость между ценой и величиной спроса на блага в течение определенного периода. 
      Существование закона спроса можно увидеть на некоторых примерах: 
      1. Обычно люди  действительно покупают  какого-то  продукта  больше  по 
низкой  цене,  чем  по  высокой.  Тот  факт,  что фирмы устраивают  «распродажи» , служит наглядным  свидетельством   их  веры  в  закон  спроса. Предприятия сокращают свои товарные запасы не путем повышения цен,  а  путем их снижения. 
     2. В любой период времени каждый покупатель  продукта  получает 
меньше удовлетворения, или выгоды,  или  полезности  от  каждой  последующей единицы  продукта.  Поскольку  потребление  подвержено   действию   принципа убывающей предельной полезности  —   то  есть  принципа,  согласно  которому последующая  единица  данного  продукта  приносит  все   меньше   и   меньше удовлетворения, —   потребители  покупают  дополнительные  единицы  продукта лишь при условии, что цена его снижается. 
      Зависимость между ценой блага и объемом спроса называется шкалой спроса, или кривой спроса. 
       Кривая спроса отражает обратно пропорциональную зависимость между ценой и количеством блага, которое покупатели хотят и могут приобрести в единицу времени.

                                               Рис. 1 

       Каждая точка графика представляет собой конкретную цену и соответствующее количество продукта, которое потребитель решил купить по данной цене. График отражает все возможные варианты соотношения цены и величины спроса в своих приделах. Закон спроса находит отражение в нисходящем направлении кривой спроса. График позволяет четко представить определенную связь цены и спроса, а также манипулировать различными ее комбинациями. 
        С повышением цены объем спроса снижается по двум причинам. Первая причина - эффект замены (замещения). Когда цена товара растет, то покупатель постарается заменить его схожим товаром. Например, если цена на гречневую крупу поднимается, то потребитель будет покупать другие крупы, такие как рис и т.п. Вторая причина – эффект дохода: при повышении цены сокращается спрос. Когда цена на благо увеличивается, потребитель начинает чувствовать, что стал несколько беднее, чем прежде. Так, если цена на молоко повысится вдвое, то потребитель будет иметь меньше реального дохода, в результате чего сократится потребление молока, и других благ.

    1. Изменения в спросе

     Поскольку экономическая жизнь находится  в постоянном движении, то и спрос  также непрерывно изменяется. Многие говорят, что кривые спроса остаются неизменными только в учебниках. 
          Кривая спроса сдвигается по-разному. Выделяют два типа сдвига. В первом случае большее количество блага будет покупаться при каждой цене и кривая спроса сместится вправо таким образом, что спрос будет выше, чем он был до сдвига. Другой тип сдвига - при каждой цене спрос будет ниже, чем он был до сдвига. 
          Почему же сдвигается кривая спроса? Потому что меняется не только цена блага, но и другие факторы. Увеличивается средний реальный доход населения, возрастает численность взрослого населения, что может вызвать, например, сдвиг вправо кривой спроса на машины. Такие факторы называются неценовыми детерминантами. 
         Рассмотрим влияние неценовых детерминант: 
        1. Потребительские вкусы. Выгодное для данного продукта изменение потребительских вкусов или предпочтений, вызванное рекламой или изменением моды, будет означать, что спрос возрос по каждой цене. Неблагоприятные перемены в предпочтениях потребителей вызовут уменьшение спроса и смещение кривой спроса влево. Технологические изменения в виде проявления нового продукта способны привести к изменению потребительских вкусов. Наример, фигурное катание становится все более популярным, а это повышает спрос на коньки. 
         2. Число  покупателей. Увеличение на рынке числа покупателей обуславливает повышение спроса, а уменьшение - сокращение спроса. Примеры: японцы сокращают импортные квоты на американское оборудование, тем  самым повышая спрос на него; снижение уровня рождаемости уменьшает спрос на образование. 
         3. Доход. Воздействие денежного дохода на изменения спроса более сложно. В большинстве случаев повышение дохода приводит к увеличению спроса. Товары, спрос на которые изменяется в прямой зависимости с изменением денежного дохода, называются товарами высшей категории, или нормальными товарами. Товары, спрос на которые изменяется в противоположном направлении, то есть возрастает при снижении доходов, называются товарами низшей категории. Примеры: увеличение доходов повышает спрос на такие нормальные товары, как сливочное масло, рыба, и снижает спрос на такие товары низшей категории, как капуста, репа, свекла, а также ношенная одежда. 
         4. Цены на сопряженные товары. Влияние на изменения цены на сопряженный товар, приводящее к повышению или снижению спроса на рассматриваемый продукт, зависит от того, является ли этот товар заменителем нашего продукта (взаимозаменяемым товаром) или сопутствующим ему (взаимодополняющим товаром). Когда два продукта взаимозаменяемы, между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь. Многие пары товаров являются независимыми, самостоятельными товарами, изменение цены на один очень мало повлияет или вовсе не повлияет на спрос на другой. Примеры: снижение тарифов на пассажирские авиаперевозки сокращает спрос на использование железнодорожного транспорта (взаимозаменяемые товары); сокращение цены на видеомагнитофоны повышает спрос на видеокассеты. 
            5. Ожидание. Потребительские ожидания относительно будущих цен на товары, наличие товаров и будущего дохода способны изменить спрос. Ожидание падения цен и снижения доходов  ведет к сокращению текущего спроса на товары. Обратное утверждение также верно. Например, неблагоприятная погода на юге Росии порождает ожидания  в будущем более высоких цен на хлеб, гречиху и тем самым повышает текущий спрос на них. 
         
Увеличение спроса, при прочих равных условиях (неизменности предложения), порождает эффект повышения цены и эффект увеличения количества продукта. Уменьшение спроса обнаруживает как эффект снижения цены, так и эффект сокращения количества продукта. Отсюда обнаруживается прямая связь между изменением спроса и вытекающими из него изменениями равновесной цены и количества продукта.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Эластичность  рыночного спроса

    2.1 Общая характеристика  эластичности спроса. Виды эластичности

     Мера  реакции одной величины на изменение  другой называется эластичностью. Эластичность показывает, на сколько процентов изменится одна переменная экономическая величина при изменении другой на единицу. Примером может служить эластичность спроса по цене, или ценовая эластичность спроса, которая показывает, на сколько изменится в процентном отношении величина спроса на товар при изменении его цены на один процент.  
           Если обозначить цену Р, а величину спроса Q, то показатель (коэффициент) ценовой эластичности спроса Ер равен:

     

                                    Ер =

     (процентное изменение величины спроса, деленное на процентное изменение цены). 
         Для того, чтобы измерить эластичность спроса по цене необходимо подсчитать процентные изменения величины спроса и цены и соотнести их:

     

        =  :  = *  

     Показатель  ценовой эластичности спроса для  всех товаров является отрицательной величиной. Если цена товара снижается — величина спроса растет, и наоборот. Однако для оценки эластичности часто используется абсолютная величина показателя.  
          Если абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса больше 1, то мы имеем дело с эластичным спросом. Иными словами, изменение цены в данном случае приведет к большему количественному изменению величины спроса. Если абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса меньше 1, то спрос неэластичен. В этом случае изменение цены повлечет за собой меньшее изменение величины спроса. При коэффициенте эластичности равном 1 говорят о единичной эластичности т.е. изменение цены приводит к такому же количественному изменению величины спроса.

      

Рис. 2

        На рис. 2(а) снижение цены вдвое приводит к тройному увеличению спроса => мы имеем дело с эластичным по цене спросом. На рис. 2(в) сокращение цены в два раза приводит только к 50-процентному росту величины спроса, следовательно, это случай неэластичного спроса. Пограничный случай — кривая спроса с единичной эластичностью — приведен на рис. 2(6). Здесь снижению цены в два раза соответствует двойное увеличение величины спроса. Но, следует помнить, что нельзя отождествлять эластичность и наклон кривой спроса, потому что это разные понятия.  
       Также спрос может быть абсолютно эластичным и абсолютно неэластичность. При абсолютно эластичном спросе показатель эластичности бесконечен, причем существует только одна цена, при которой товар будет приобретаться покупателями. Любое изменение цены приведет либо к полному отказу от приобретения данного товара (если цена повысится), либо к неограниченному увеличению спроса (если цена снизится). Графически этот случай можно изобразить в виде прямой, параллельной горизонтальной оси. 
      В другом случае — изменение цены не отражается на величине спроса. График абсолютно неэластичного спроса выглядит как прямая, перпендикулярная горизонтальной оси (Рис. 3). Примером может служить спрос на отдельные виды лекарств, без которых больной не может обойтись, и т. п.

                                                                          Рис. 3

    Таким образом, абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса может изменяться от нуля до бесконечности: 
         |Ep| > 1— спрос эластичен. Если спрос эластичен, уменьшение цены приведет к увеличению общей выручки, потому что даже при меньшей цене, уплачиваемой за единицу продукции, прирост продаж оказывается более чем достаточным для возмещения потерь от снижения цены. Верно и обратное: при эластичном спросе увеличение цены приведет к уменьшению общей выручки. Таким образом, изменение цены вызывает изменение общей выручки в противоположном направлении. 
        |Ep| < 1 — спрос неэластичен. Если спрос неэластичен, уменьшение цены приведет к уменьшению общей выручки. Расширение продаж оказывается недостаточным для  компенсации снижения выручки, получаемой с единицы продукции, и в результате общая выручка уменьшается. Обратное утверждение тоже верно. Уменьшение цены вызывает изменение общей выручки в том же направлении. 
       |Ep| = 1 — спрос с единичной эластичностью. Увеличение или уменьшение цены оставит общую выручку неизменной.

      Поэтому, каждая фирма будет стремиться избегать того участка спроса на свою продукцию, где коэффициент эластичности меньше единицы.  
          Существуют и такие виды эластичности, как перекрестная эластичность и эластичность спроса по доходу. Перекрестная эластичность – это мера реакции величины спроса на данный товар или услугу, которая вызвана изменением цены другого товара или услуги. Коэффициент перекрестной эластичности — это отношение процентного изменения спроса на товар А к процентному изменению цены товара Б:

 где ЕАВ — перекрестная эластичность спроса; QA — объем спроса на товар А;  Pв — цена товара В. 
        Коэффициент перекрестной эластичности спроса может быть меньше нуля, больше нуля и равен нулю.   
        Если Е
АВ > 0,  то мы имеем дело с взаимозаменяемыми товарами.  
        Например,  рост цены на апельсины вызовет увеличение объема спроса на мандарины,  поскольку в э том случае они оказываются сравнительно более дешевыми.  И наоборот,  снижение цены на апельсины приведет к уменьшению спроса на мандарины,  ибо относительно дешевле станут апельсины.  
         Если Е
А В < 0,  речь идет о товарах,   дополняющих друг друга.  Если подешевели теннисные ракетки,  то это приведет к росту объема спроса на них и на теннисные мячи.  А удорожание фотоаппаратов вызовет падение объема спроса на фотопленку.  
         Если же Е
А В = 0, то товары А и В нейтральны, никак не связаны между собой.  Например,  если снизилась цена на мороженое,  это никак не отразится на спросе на услуги окулистов. 
         Эластичность спроса по доходу – это мера реакции величины спроса на товар или услугу,  вызванной изменением величины дохода покупателя. 
         Эластичность спроса по доходу измеряется как отношение процентного изменения объема спроса на товар к процентному изменению доходов потребителей. Ее можно рассчитать по следующей формуле:

    

    где  Е -  коэффициент эластичности спроса по доходу;  Y1 -  первоначальная величина дохода;  Y2 - конечная величина дохода.

    Расчет  коэффициента эластичности спроса по доходу дает нам возможность различить в потреблении  «низшие»  товары от  «нормальных»  товаров.  Отличие коэффициента эластичности спроса по доходу от коэффициента эластичности спроса по цене состоит,  в частности,  в том,  что абсолютное значение коэффициента эластичности здесь играет меньшую роль,  чем при определении эластичности спроса по цене. Зато большее значение приобретает положительная или отрицательная реакция на изменение дохода.  Поэтому знак «+»  или «—» должен учитываться, и величина коэффициента не должна оцениваться только по модулю.  Объясняется это тем,  что если мы имеем дело с  «нормальными» товарами,  такими,  как качественная одежда,  обувь,  товары длительного пользования, ценные продукты, то рост доходов ведет к увеличению спроса на них,  а значит,  прямая зависимость объема спроса и доходов найдет отражение в положительном значении коэффициента эластичности.  Таким образом,  для «нормальных»  товаров Е > 0. Если же речь идет о «низших»  товарах,  таких, как хлеб,  крупы,  макароны, рост доходов вызовет снижение объема спроса на них.  Обратная зависимость спроса и доходов в этом случае найдет отражение в отрицательном значении коэффициента эластичности спроса по доходу, т. е. для «низших» товаров  Е < 0.

    Если  эластичность спроса по доходу близка к нулю, то мы имеем дело с товарами первой необходимости, потребление которых нечувствительно к изменению дохода.  Таковыми являются, например, предметы туалета (коэффициент эластичности (0,25), услуги врачей (0,28).

2.2. Факторы, влияющие на эластичность спроса

     Важным  моментом, оказывающим воздействие  на эластичность спроса, является наличие  товаров-заменителей. Чем больше на рынке продуктов, признанных удовлетворять одну и ту же потребность, тем больше возможностей для покупателя отказаться от приобретения данного конкретного продукта в случае повышения его цены, тем выше эластичность спроса на данный товар. 
          Например, спрос на хлеб относительно неэластичен. В то же время спрос на отдельные сорта хлеба является относительно эластичным, так как с повышением цены, к примеру, на бородинский хлеб покупатель может перейти на другой сорт ржаного хлеба и т.п. Спрос на сигареты, лекарства, мыло и другие подобные продукты относительно неэластичен. Однако если рассматривать эластичность по отношению к отдельным видам сигарет, сортам мыла и т.п., то она будет значительно выше. 
        Та же закономерность применима к изделиям, выпускаемым отдельной фирмой. Если на рынке присутствует значительное число конкурентов, выпускающих аналогичную или близкую по назначению продукцию, то спрос на продукцию этой фирмы будет относительно эластичным. В условиях совершенной конкуренции, когда много продавцов предлагают одинаковую продукцию, спрос на товар каждой отдельной фирмы будет абсолютно эластичным. 
        Другим важным обстоятельством, влияющим на ценовую эластичность, является фактор времени. В краткосрочном периоде спрос имеет тенденцию быть менее эластичным, чем в долгосрочном. Например, спрос на бензин со стороны индивидуальных владельцев автомобилей относительно неэластичен, и повышение цены, особенно в летний сезон, вряд ли сократит спрос. Однако можно предположить, что осенью значительная часть автовладельцев поставят свои машины в гаражи, спрос на бензин снизится, сократится объем его продаж. Кроме того, к следующему лету часть из них начнут пользоваться пригородными электричками. Несмотря на то, что спрос на бензин относительно неэластичен в обоих случаях, в долгосрочном периоде эластичность выше. 
        
Такая тенденция изменения эластичности во времени объясняется тем, что с течением времени каждый потребитель имеет возможность изменить свою потребительскую корзину, найти товары-заменители. 
           
Различия в эластичности спроса объясняются также значимостью того или иного товара для потребителя. Спрос на предметы первой необходимости неэластичен; спрос на товары, не играющие важной роли в жизни потребителя, обычно эластичен. Действительно, при повышении цен мы можем отказаться от дополнительной пары обуви, драгоценностей, мехов, но вряд ли сократим покупки хлеба, мяса и молока. Как правило, спрос на продукты питания неэластичен, и сейчас, при снижающемся уровне жизни населения, на их приобретение тратится все большая часть доходов средней российской семьи.

Информация о работе Характеристики эластичности спроса