Характеристика валового внешнего долга Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 19:05, реферат

Описание работы

Валовой внешний долг Республики Беларусь на любой данный момент времени представляет собой невыплаченную сумму фактических текущих и необусловленных обязательств, которая требует выплаты основного долга и/или процентов дебитором в некоторый будущий период времени и которая представляет собой обязательства резидентов Республики Беларусь перед нерезидентами.

Работа содержит 1 файл

Характеристика валового внешнего долга Республики Беларусь.docx

— 24.20 Кб (Скачать)

     Характеристика  валового внешнего долга  Республики Беларусь 

     Валовой внешний долг Республики Беларусь на любой данный момент времени представляет собой невыплаченную сумму фактических  текущих и необусловленных обязательств, которая требует выплаты основного  долга и/или процентов дебитором  в некоторый будущий период времени  и которая представляет собой  обязательства резидентов Республики Беларусь перед нерезидентами.

     Валовой внешний долг  включает в себя долг органов государственного управления, органов денежно-кредитного регулирования, банков и других секторов экономики. 

     Методологической  основой формирования внешнего долга  Республики Беларусь является Руководство  по платежному балансу (пятое издание, 1993 г.), Руководство по статистике внешнего долга Международного валютного  фонда (2003 г.).Основные понятия, определения, используемые Национальным банком Республики Беларусь при разработке внешнего долга  Республики Беларусь: Методологические пояснения 

      Валовой внешний долг Республики Беларусь в  разрезе секторов экономики и  финансовых инструментов за 2005 - 2010 гг.

      
                       
 
     
 
млн. долларов США
             
Показатели 01.01.2005 01.01.2006 01.01.2007 01.01.2008 01.01.2009 01.01.2010 01.01.2011
Валовой внешний долг Республики Беларусь 4 935,4 5 128,2 6 844,1 12 496,5 15 154,1 22 060,3 28 401,1
 Органы  государственного управления 501,1 606,8 589,0 2 036,3 3 597,2 8 363,0 10 057,9
 Органы  денежно-кредитного регулирования 67,8 0,7 0,7 596,2 429,9 423,7 1 855,3
 Банки 625,8 948,3 1 486,7 2 570,8 3 081,1 3 553,0 5 752,1
 Другие  секторы 3 402,5 3 219,1 4 368,0 6 785,0 7 326,7 8 921,8 9 910,1
 Прямые  инвестиции: межфирменное кредитование 338,2 353,3 399,7 508,2 719,2 798,8 825,7
 

     Валовой внешний долг Беларуси за первое полугодие 2011 года увеличился на 4 млрд. 700 млн. долларов, или 16,5%. На 1 июля он достиг 33 млрд. 101,1 млн. долларов, или 56,3% ВВП (28 млрд 401,1 млн  долларов, или 52% ВВП на начало года). 

     Валовой внешний долг Республики Беларусь в  разрезе секторов экономики и  финансовых инструментов – 2011 год, млн. руб.

      
Показатели 01.01.2011 01.04.2011 01.07.2011 01.10.2011
Валовой внешний долг Республики Беларусь 28 401,10 31 622,30 33 101,10 32 515,70
Органы  государственного управления* 10 057,90 10 997,60 12 000,30 11 885,40
Органы  денежно–кредитного регулирования 1 855,30 1 713,50 1 400,80 1 328,10
Банки 5 752,10 6 832,60 6 980,60 6 749,80
Другие  секторы 9 910,10 11 220,40 11 835,00 11 634,50
Прямые  инвестиции: межфирменное кредитование 825,7 858,2 884,4 917,9
 

      За  второй квартал 2011 года темп роста внешнего долга замедлился до 4,7% с 11,3% в первом квартале этого года. 

      Краткосрочный госдолг за полугодие увеличился на 12,5%, до $14 млрд 285,5 млн (24,3% ВВП), долгосрочный - на 19,9%, до $18 млрд 818,6 млн (32% ВВП).

      В структуре внешнего долга доля нефинансового  сектора экономики составила $11 млрд 835 млн (рост за полугодие на 19,4%, в  том числе за второй квартал на 5,5%), в том числе краткосрочный  долг - $9 млрд 515,9 млн (рост на 20,2%).

      Внешний долг правительства достиг $12 млрд (20,4% ВВП), увеличившись за 6 месяцев на 19,3%. Весь объем внешнего долга правительства  является долгосрочным, на кредиты  и займы приходится $9,36 млрд, долговые бумаги - $2,05 млрд., другие долговые обязательства - $590 млн.

      Внешняя задолженность органов денежно-кредитного регулирования сократилась за полугодие  на 24,5% и составила $1,4 млрд.

      Внешний долг банков на 1 июля 2011 года равнялся $6 млрд 980,6 млн (рост за полугодие на 21,4%, в том числе за второй квартал  на 2,2%). В его структуре краткосрочный  долг составил $3 млрд 96,2 млн, увеличившись за полугодие на 15% (в том числе  за второй квартал снижение на 2,2%).

      Задолженность компаний перед прямыми инвесторами  выросла за полугодие на 7,1%, до $884,8 млн. 

      Расходы на обслуживание валового внешдолга  в первом полугодии 2011 года составили $2 млрд 958,4 млн (10,7% ВВП, или 14,3% от объема экспорта). Сумма обслуживания внешнего долга правительства составила $259,6 млн (3,1% доходов республиканского бюджета).

      На 1 июля 2011 года золотовалютные резервы  Беларуси покрывали 12,5% валового внешнего долга или 29,1% краткосрочного внеш. долга.

      За 2010 год валовой внеш. долг Беларуси вырос на 29,2%, до $28,4 млрд (52% ВВП), после роста на 45,4% за 2009 год. 

     Рассматривая  внешний долг как финансовый источник воспроизводства, необходимо обращать особое внимание на такой аспект, как  сроки привлечения внешних заемных  ресурсов. В периоды экономического спада государство заинтересовано в увеличении срока погашения  долговых обязательств, поскольку сокращение объема производства, уменьшение доходов  и налоговых поступлений негативно  отражаются на состоянии государственного бюджета. В этот период выплаты по государственному долгу затруднительны из-за нехватки финансовых средств  и нежелательны с точки зрения проведения стабилизационных мероприятий  и поддержки воспроизводственного процесса. В свою очередь, основное преимущество краткосрочного долга  — в его низкой стоимости по сравнению с долгосрочным долгом. Достижение цели минимизации издержек согласуется не только с чисто  фискальными интересами, но и с потребностями стимулирования инвестиционной активности и задачей максимизации благосостояния в долгосрочном периоде, что оказывает стимулирующее воздействие на процесс общественного воспроизводства. Однако чем меньше срок, на который привлекаются заемные средства, тем больше вероятность того, что в момент наступления срока погашения государство окажется не в состоянии выполнить свои внешнедолговые обязательства. Отрицательное воздействие краткосрочной задолженности на финансовое положение ссудополучателей состоит в том, что она резко ухудшает их способность своевременно погашать внешние обязательства. Если в нормальных условиях краткосрочная задолженность легко пролонгируется (возобновляется), то в кризисной обстановке, когда ссудодатели теряют доверие к должникам, рефинансирование становится затруднительным или вообще невозможным. Это увеличивает вероятность банкротства страны-должника со всеми вытекающими отсюда последствиями для кредиторов, качество кредитных портфелей которых резко ухудшается.

     В структуре валового внешнего долга  Республики Беларусь доля краткосрочного долга постоянно возрастала, достигнув  в 2005 г. максимума — 77,8% (пороговое значение — 50%). Начиная с этого периода происходило его постепенное сокращение — до 50,4% (на 01.07.2009). Основная масса краткосрочных внешних обязательств приходится на обязательства других секторов — от 69,1 до 87,9% в отдельные годы. Удельный вес органов денежно-кредитного регулирования в общем объеме краткосрочного валового внешнего долга колеблется от 0,3 до 4,5%; органов государственного управления — от 0,1 до 3,5%; банков — от 8,7 до 18,9%. Можно предположить, что для Беларуси, находящейся пока еще в фазе рецессии, долгосрочные долговые инструменты как государственных, так и частных внешних заимствований являются более рациональными, несмотря на их высокую стоимость, поскольку позволяют временно избегать крупных платежей по внешнему долгу и тем самым сохранять больше ресурсов для внутриэкономического развития. Однако проведение в нашей стране внешнедолговой политики в направлении увеличения сроков государственных обязательств должно быть осторожным и ограниченным во времени. В противном случае такая политика будет воздействовать на экономику государства проциклически, создавая в будущем пики долговых выплат, оказывая гнетущее влияние на воспроизводственный процесс. 

      Как сообщили БелаПАН в Национальном банке, в расчете на душу населения  валовой внешний долг составил 3 тыс. 488 долларов США против 2 тыс. 995 долларов на 1 января 2011 года, а по сравнению с 2007 годом цифра выросла в 4,8 раза (тогда было около 705 «зеленых»). Если же перевести долг только на работающих белорусов, то выходит и вовсе по 34,5 млн. рублей - зарплату же мы получаем в национальной валюте. Каждый должен почти 24 среднемесячные зарплаты. Выходит, чтобы выплатить весь внешний долг, белорусам необходимо работать почти два года!  
 

ИЗ ЧЕГО СКЛАДЫВАЕТСЯ БЕЛОРУССКИЙ ДОЛГ

 ВСЕГО: 31,7 млрд. долларов (данные за апрель 2011года).

 Из  них:

- органы  гос. управления - около 11 млрд. долларов;

- органы  денежно-кредитного регулирования  - 1,7 млрд. долларов;

- банки  - 6,8 млрд. долларов;

- предприятия  - 12,5 млрд. долларов. 

     Кому должна наша Республика:

 Россия - 9,7 млрд.;

 международные  организации (например, МВФ) - 3,9 млрд. долларов;

 Германия - 1,9 млрд.;

 Австрия  - 1,6 млрд.;

 Латвия - 1,4 млрд.;

 Китай  - 1,2 млрд.;

 Кипр - 894,3 млн.;

 Швейцария  - 744,1 млн.;

 Соединенное  Королевство - 642,6 млн.;

 Словакия - 571,5 млн.;

 Нидерланды - 467,6 млн.;

 Украина  - 362,6 млн.;

 Польша - 350,7 млн.;

 Иран - 343,7 млн.;

 США  - 322,7 млн.;

 Литва  - 256,1 млн.;

 Италия - 255,7 млн.;

 Франция  - 122,8 млн.;

 Чехия  - 117,4 млн.;

 Казахстан  - 22,3 млн.;

 остальные  страны - 6515,4 млн. 

* в  долларовом эквиваленте. 

В какой  валюте будем отдавать: (от общего объема обязательств)

47% - доллары;

27,9% - евро;

6,9% - российский  рубль;

3,4% - белорусский  рубль;

0,1% - японская  иена;

14,7% - другие  валюты.

 По  данным Нацбанка на 1 апреля 2011 года. 

Гос. долг Беларуси еще  не перевалил за критическую черт:

Основные  параметры государственного долга  РБ находятся в законодательно установленных  пределах экономической безопасности.

Государственный долг РБ на 1 августа 2011 года составил 59,6 триллиона рублей, или 29 процентов  к ВВП. При этом внешний госдолг  РБ равен 11,4 млрд. долларов при утвержденном на 2011 год лимите 13 млрд. долларов, сообщили БЕЛТА в Министерстве финансов РБ.

Объем внутреннего госдолга за 7 месяцев  сформировался в размере 3 триллиона  рублей при утвержденном лимите на 2011 год 4 триллиона рублей

Долг, гарантированный  Республикой Беларусь, на 1 августа 2011 года составил 11 триллионов рублей, или 5,4 процента к ВВП. Внешний долг, гарантированный Республикой Беларусь, за этот период равен 256,9 миллиона долларов при лимите на 2011 год 5 млрд. долларов. А внутренний долг, гарантированный  Республикой Беларусь, составил 9,8 триллиона  рублей при лимите 20 триллионов рублей. 

Информация о работе Характеристика валового внешнего долга Республики Беларусь