Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 23:34, реферат
Беларусь считается одним из самых экономически развитых государств СНГ (бывшего СССР). Доля промышленности в белорусской экономике составляет около 1/3 объема национального продукта. Наибольшее развитие получили такие отрасли как автомобилестроение, тракторостроение и сельскохозяйственное машиностроение, станкостроение и производство подшипников, электротехническая промышленность, добыча и переработка нефти, производство синтетических волокон, минеральных удобрений, фармацевтическая промышленность, производство строительных материалов, легкая и пищевая промышленности.
Введение
1. Экономика Беларуси: анализ, состояние и перспективы
2. Финансовая политика как составная часть экономической политики государства
3. Развитие современной экономики Беларуси
4. Пути совершенствования экономической и финансовой политики Республики Беларусь
5.Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы.
6. Заключение
7. Список использованных источников
Реферат по
Витебск 2010
г.
Введение
1. Экономика Беларуси: анализ, состояние и перспективы
2. Финансовая политика как составная часть экономической политики государства
3. Развитие современной экономики Беларуси
4. Пути совершенствования экономической и финансовой политики Республики Беларусь
5.Программа социально-
6. Заключение
7. Список использованных
источников
1.Экономика
Беларуси: анализ, состояние
и перспективы
Беларусь считается одним из самых экономически
развитых государств СНГ (бывшего СССР).
Доля промышленности в белорусской экономике
составляет около 1/3 объема национального
продукта. Наибольшее развитие получили
такие отрасли как автомобилестроение,
тракторостроение и сельскохозяйственное
машиностроение, станкостроение и производство
подшипников, электротехническая промышленность,
добыча и переработка нефти, производство
синтетических волокон, минеральных удобрений,
фармацевтическая промышленность, производство
строительных материалов, легкая и пищевая
промышленности. Характерной чертой национальной
индустрии является производство готовой
продукции, большая часть которой поставляется
на экспорт. Природные условия Беларуси
позволяют успешно производить такие
высокодоходные товарные виды продукции
как молоко, говядина, свинина, мясо и яйцо
птицы, зерно, картофель, лен-долгунец,
сахарная свекла и др. Большое внимание
уделяется техническому переоснащению
промышленности, перерабатывающей сельскохозяйственную
продукцию, наращиванию экспортного потенциала
аграрного сектора. В Беларусь ввозится
капитал из 67 стран мира. Самые основные
из них (статистика по итогам I квартала
2003):
Беларусь занимает
выгодное экономико-географическое и
геополитическое положение в восточной
части Европы. Республика находится на
пересечении железнодорожных и автомобильных
магистралей, систем нефте, газо и продуктопроводов,
систем связи между Западной Европой и
регионами России, азиатскими странами.
На западе Беларусь граничит с Польшей,
на северо-западе — с Литвой, на севере
— с Латвией, на северо-востоке и востоке
— с Россией, на юге — с Украиной. В силу
этого Беларусь может стать своего рода
плацдармом для зарубежных инвесторов
в плане освоения новых перспективных
рынков стран СНГ.
Инвестиционная привлекательность
страны
Беларусь располагает высокообразованной
и сравнительно недорогой рабочей силой,
обладающей хорошими техническими навыками
и опытом работы на современных предприятиях.
На 1000 человек, занятых в реальном секторе
экономики, приходится около 400 работников
с высшим и средним специальным образованием,
а в сфере услуг их численность достигает
580-
690 человек в
зависимости от отрасли.
Высокий образовательный уровень населения
страны и высокая квалификация работников
сформированы благодаря созданной в стране
сильной системе подготовки кадров. В
стране имеется развитая научно-техническая
база для проведения исследований и разработок
в различных областях теоретических и
прикладных знаний.
Проводимая в стране государственная
научно-техническая политика направлена
на приоритетную поддержку наиболее перспективных
научных исследований, научно-технических
разработок и инновационных проектов,
ориентированных на решение проблем социально-экономического
развития республики. Система управления
научными исследованиями и разработками
базируется на использовании программно-целевых
методов. В республике функционирует около
300 научных организаций. Научными исследованиями
и разработками занимается свыше 30 тыс.
человек, в их числе — более 830 докторов
наук и 3690 кандидатов наук. Международное
признание получили разработки белорусских
ученых в области лазерной и ядерной физики,
ядерной энергетики, порошковой металлургии,
оптики, программного обеспечения, биотехнологии
и др. Гарантированным источником финансирования
научных исследований и разработок выступает
бюджет республики. Около половины затрат
на научные исследования и разработки
обеспечивается за счет средств республиканского
бюджета. В этих же целях при государственной
поддержке созданы и функционируют Белорусский
республиканский фонд фундаментальных
исследований (БРФФИ), Белорусский инновационный
фонд, Фонд информатизации Республики
Беларусь.
Перспективы развития
своей экономики страна связывает
с мобилизацией информационных ресурсов.
Беларусь намерена добиться ускоренного
развития биотехнологий и медико-биологических
исследований для создания современного
рентабельного сельского хозяйства, конкурентоспособной
пищевой отрасли, поднятия фармакологии
и медицины на уровень требований 21 века.
Сняты административные ограничения в
функционировании валютного рынка: по
объему приобретения наличной иностранной
валюты физическими лицами, по максимальному
объему сделок купли-продажи иностранной
валюты на внебиржевом рынке для юридических
лиц, обеспечен доступ нерезидентам на
национальный валютный рынок.
Уровень инфляции с 2000 года по 2003 год снизился
более чем в 4 раза.
Республика активно поддерживает отношения
с международными финансовыми организациями.
В 2002 году одобрена новая стратегия сотрудничества
Всемирного банка с нашей страной на 2002-2004
финансовые
годы.
В рамках стратегии успешно реализован
проект по энергосбережению в социальной
сфере. Примером успешного сотрудничества
с ЕБРР является выделение в 2003 году синдицированного
займа на финансирование частного сектора.
В Беларуси имеются производства по выпуску
конкурентоспособной продукции на внутреннем
и внешнем рынках. Республика специализируется
на производстве продукции машиностроения,
химической и нефтехимической, легкой,
пищевой промышленности, а также животноводства,
льноводства, картофелеводства.
Беларусь экспортирует более 90% произведенных
автомобилей и тракторов, 83% металлорежущих
станков, 88% холодильников и морозильников,
около 90% телевизоров и калийных удобрений.
Беларусь входит в единое таможенное пространство
с Россией. Для потенциального инвестора
это означает, что, вкладывая свои капиталы
в экономику Беларуси, он получает широкий
доступ не только к белорусскому рынку,
но и к огромной емкости российской территории.
В Беларуси создано 6 свободных экономических
зон с либеральными условиями хозяйствования
в виде льготного налогового и таможенного
режимов. Ставки налогов на прибыль и на
добавленную стоимость для резидентов
СЭЗ в 2 раза ниже, чем по республике. Прибыль,
полученная резидентами СЭЗ за счет реализации
продукции собственного производства,
освобождается от налогообложения сроком
на 5 лет с момента ее объявления.
Таможенные пошлины и меры экономической
политики не распространяются на товары,
ввозимые на территорию зоны из-за рубежа.
При вывозе резидентами СЭЗ продукции
собственного производства за пределы
Республики Беларусь таможенные пошлины
не взимаются, также не устанавливаются
квоты и не вводится лицензирование. После
расширения Европейского союза СЭЗ "Брест"
будет расположена непосредственно на
границе ЕС.
Республика Беларусь — единственная страна
среди государств СНГ, принявшая Инвестиционный
кодекс — основополагающий документ,
регулирующий не только национальные,
но и иностранные инвестиции на территории
страны. Инвестиционный кодекс защищает
права собственности иностранных инвесторов,
обеспечивает им не менее благоприятные,
чем для национальных предпринимателей.
Иностранные инвесторы вправе создавать
в нашей стране юридические лица с любым
объемом иностранных
инвестиций и
в любых организационно-
В нашей стране действует Консультативный
совет по иностранным инвестициям, возглавляемый
премьер-министром Республики Беларусь.
С помощью этой структуры разрабатывается
и реализуется комплекс мер, направленных
на привлечение иностранных инвестиций
и улучшение условий ведения хозяйственной
деятельности в республике, а также оперативно
решаются основные проблемы иностранных
инвесторов, связанные с их работой в Беларуси.
Действующие при Совете постоянный комитет,
рабочие группы занимаются вопросами
совершенствования инвестиционного законодательства,
развития свободных экономических зон,
улучшения налоговых и таможенных режимов
на белорусском рынке, формирования благоприятного
инвестиционного имиджа страны.
В состав Совета входят руководители министерств,
а также крупнейших иностранных, международных
организаций, осуществляющих свою деятельность
на территории республики.
Беларусь имеет положительный опыт иностранных
компаний в реализации крупных и средних
инвестиционных проектов. Беларусь успешно
сотрудничает с известнейшими мировыми
производителями — транснациональными
корпорациями.
Государственная политика
в области привлечения
иностранных инвестиций
Формирование государственной политики
в области инвестиционной деятельности
возложено на Департамент по делам инвестиций,
который является самостоятельным структурным
подразделением Министерства экономики.
Основной задачей Департамента является
разработка принципов, механизмов инвестиционной
политики, а также мер по стимулированию,
привлечению и эффективному использованию
внутренних и внешних инвестиций в целях
создания условий для устойчивого экономического
роста.
Основной программный документ, определяющий
формирование инвестиционной политики
в нашей стране, — Национальная программа
привлечения инвестиций в экономику Республики
Беларусь на период до 2010 года, одобренная
правительством в 2002 году.
Программа определяет стратегию и механизмы
привлечения внутреннего и
внешнего капитала,
а также законодательные и
организационно-экономические
При формировании механизмов привлечения
зарубежного капитала в Беларуси активно
используется опыт ряда государств Центральной
и Восточной Европы, Восточной и Юго-Восточной
Азии, Латинской Америки. Эти страны достигли
значительных успехов в эффективном использовании
внешних инвестиций для развития своего
экономического потенциала.
Для создания благоприятного инвестиционного
климата в республике предлагаются такие
широкоиспользуемые стимулы, как преференциальный
режим осуществления инвестиций, государственная
поддержка эффективных инвестиционных
проектов, включая предоставление льгот,
гарантий, централизованных ресурсов,
создание и развитие свободных экономических
зон, вовлечение зарубежных инвесторов
в процесс приватизации, совершенствование
инвестиционного законодательства, информационно-организационная
поддержка инвестиционного процесса.
В Кодексе установлены ключевые для всех
инвесторов гарантии: защита прав собственности
и законных интересов; равенство прав
независимо от их формы собственности
и их стабильность; самостоятельное распоряжение
прибылью (доходом) и ее беспрепятственный
перевод за рубеж; защита от безвозмездной
национализации или реквизиции, а также
от незаконных действий государства. В
случае принятия новых нормативных правовых
актов, ухудшающих условия деятельности
инвесторов, Кодекс также гарантирует
применение иностранным инвестором в
течение 5 лет законодательства, действовавшего
на день регистрации его организации.
Работа над совершенствованием инвестиционного
законодательства продолжается. В настоящее
время разработан и принят в первом чтении
Национальным собранием Республики Беларусь
проект Закона "О внесении изменений
и дополнений в Инвестиционный Кодекс
Республики Беларусь".
Беларусь является участницей Вашингтонской
конвенции 1965 г. "О порядке разрешения
инвестиционных споров между государствами
и иностранными лицами". Беларусь также
участвует в Сеульской конвенции 1985 г.
"Об учреждении Многостороннего агентства
по гарантиям инвестиций". Республикой
подписано около 50 двусторонних соглашений
о содействии и взаимной защите инвестиций
с такими странами, как Германия, Швейцария,
Нидерланды, Великобритания, Финляндия,
Италия, Чехия, Китай, Турция,
Египет, Кипр и
др. Беларусь заключила более 40 договоров
об избежание двойного налогообложения.
Правительство республики активно участвует
в инвестиционных процессах страны, предоставляя
государственную поддержку субъектам
хозяйствования республики.
Государственная
поддержка участников
инвестиционной деятельности
осуществляется в
виде:
1) гарантий правительства Республики
Беларусь (в случае получения кредитов
под инвестиционный проект);
2) преференций по налоговым и таможенным
платежам (в виде отсрочки по уплате налоговых
и таможенных платежей);
3) централизованных инвестиционных ресурсов
(выделяются на основе платности, срочности
и возвратности при условии финансирования
инвестором проекта не менее чем на 20%
общего объема инвестиций).
При реализации отдельных инвестиционных
проектов, имеющих важное значение для
экономики нашей страны, с инвестором
может быть заключен инвестиционный договор.
К таким проектам относятся, прежде всего,
проекты по созданию и развитию производств,
основанных на новых и высоких технологиях,
повышению конкурентоспособности белорусской
продукции и объемов экспорта, решению
проблем социального значения.
Стоимость реализуемого проекта должна
быть не менее $5 млн. Инвестиционный договор
предоставляет дополнительные гарантии
инвестору по экономическим и законодательным
условиям реализации инвестиционного
проекта.
Одним из важных звеньев инвестиционной
политики является деятельность Консультативного
совета по иностранным инвестициям.
Опыт компаний и организаций — членов
Консультативного совета, накопленный
ими в ходе работы в различных странах,
может позволить нашей стране успешно
решать поставленные задачи по наращиванию
инвестиционного потенциала и формированию
привлекательного инвестиционного климата.
В рамках деятельности этой структуры
в ближайшее время будут рассмотрены такие
важные законопроекты, как Кодекс Республики
Беларусь о земле, Таможенный кодекс Республики
Беларусь, Закон "О хозяйственных обществах",
Закон "О внешнеторговой деятельности"
и ряд других.
Экономика Беларуси, являясь открытой,
должна удовлетворять требованиям
мировых рынков.
Поддержание и рост конкурентоспособности
отечественных товаров и услуг является
важнейшим условием устойчивого экономического
роста в нашей стране. Поэтому для развития
имеющейся в республике производственной
базы правительством установлены приоритетные
сферы, в которых республика заинтересована
использовать иностранные инвестиции.
Это машиностроение и приборостроение,
нефтехимический комплекс, переработка
сельскохозяйственной продукции, связь,
лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная
промышленность, а также туризм.
Правительство готово поддерживать инвестиции
в высокотехнологичное производство,
а также в создание новых рабочих мест.
Одним из наиболее перспективных путей
привлечения иностранных инвестиций является
участие иностранного капитала в процессе
приватизации. В Беларуси существует несколько
способов участия иностранных инвесторов
в приватизационном процессе.
Так, например, зарубежный инвестор может
участвовать в создании открытого акционерного
общества путем внесения в его уставный
фонд денежного или имущественного взноса
в размере не менее $20 тыс.
Участие иностранных инвесторов может
быть связано также с выкупом принадлежащих
государству акций ранее созданных открытых
акционерных обществ на инвестиционных
конкурсах.
Иностранные инвесторы могут и приобретать
акции дополнительных выпусков под конкретный
инвестиционный проект открытых акционерных
обществ.
Положительная оценка кредитоспособности
нашей страны расширит доступ к более
дешевым внешним кредитным ресурсам, облегчит
отдельным субъектам хозяйствования,
в частности, банковским учреждениям,
возможность организации заимствований
на международном рынке капитала, а также
повысит привлекательность страны для
привлечения прямых инвесторов.
Таким образом, в республике сформирована
и реализуется долгосрочная государственная
инвестиционная политика. Однако еще многое
предстоит сделать для повышения инвестиционной
привлекательности нашей страны.
В перспективе основные усилия будут направлены
на создание ясной и предсказуемой экономико-правовой
среды. Речь идет в первую очередь о стабильности
действий правительства и законодательства
в сфере