Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 00:26, курсовая работа
Цель данной работы заключается в рассмотрении организационно-правовых форм предприятий и их особенностей.
В соответствии с поставленной целью курсовой работы рассматриваются следующие задачи:
- определение и выявление основных принципов организационно-правовых форм функционирования предприятий в Республике Беларусь;
- оценка эффективности организационно-правовых форм предприятий.
Введение…………………………………………………………………….3
1 Признаки и принципы организации предприятия…………………….4
2 Особенности формирования и ответственности предприятий
различных организационно-правовых форм в Республике
Беларусь…………………………………………………………..………..8
2.1Организационно-правовые формы коммерческих предприятий…...8
2.2 . Хозяйственные товарищества…………………………………....10
2.3 Хозяйственные общества…………….……………………………. 13
2.4 Производственные кооперативы (артели)…………...…………… 20
2.5 Унитарные предприятия………………………………………..….22
2.6 Организационно-правовые формы некоммерческих
Предприятий……………………………………………………....…..24
2.7 Общественные и религиозные организации (объединения)…….25
2.8 Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)…………26
2.9 Потребительский кооператив……………………………………..28
3. Выбор организационно правовой формы для ведения бизнеса……30
Заключение………………………………………………………………..35
Список использованных источников…………………………………...36
Общества с ограниченной ответственностью (ООО) и закрытые акционерные общества (ЗАО) являются на сегодняшний день наиболее распространенными организационно-правовыми формами коммерческих организаций в сфере малого и среднего бизнеса.
Основное и принципиальное различие ООО от ЗАО состоит в том, что уставный капитал ООО состоит из долей участников, а в ЗАО уставный капитал состоит из акций.
Основным преимуществом таких организационно-правовых форм (ОПФ) является то, что учредители несут ограниченную ответственность по долгам созданной ими организации в пределах стоимости вкладов, внесенных в уставный капитал. Участники/акционеры имеют возможность привлекать дополнительные инвестиции в виде дополнительных вкладов в уставный капитал (для ООО) или дополнительной эмиссии акций для (ЗАО).
ООО характеризуется более закрытым характером отношений между участниками. В ООО есть возможность полностью запретить или существенно ограничить возможность принятия в общество новых участников. Это достигается путем включения в устав ООО прямого запрета на отчуждение участником своей доли третьим лицам либо путем установления в уставе требования о получении согласия остальных участников и самого ООО на совершение такой уступки.
В ЗАО нельзя полностью исключить возможность появления в обществе новых акционеров. Единственное ограничение — это преимущественное право покупки акций при продаже третьему лицу. Однако безвозмездная передача акций третьему лицу может осуществляться свободно. Уставом ЗАО не может быть предусмотрено получение согласия остальных акционеров и самого ЗАО на отчуждение акций как третьим лицам, так и другим акционерам. Таким образом, ЗАО более открыто для доступа в общество третьих лиц.
Также одним из существенных отличий является установленная действующим законодательством возможность участника ООО выйти из состава участников ООО в любое время потребовав выплаты реальной стоимости доли (или выплаты доли имуществом), такой выход участника может негативно отразится на активах общества.
Законодательство предоставляет ООО больше возможностей для установления дополнительных прав и обязанностей участников посредством включения соответствующих положений в устав. Таким образом, положение различных участников одного ООО может быть неодинаково.
В ЗАО содержание прав акционера зависит от категории принадлежащих ему акций — обыкновенных или привилегированных. Уставом ЗАО не могут быть предусмотрены различные права или обязанности для владельцев обыкновенных акций или одного типа привилегированных акций, т. к. все обыкновенные акции (привилегированные акции одного типа) предоставляют своим владельцам одинаковый объем прав.
В ООО сведения об участниках и размере принадлежащих им долей содержатся в учредительном договоре, поэтому в случае изменения состава участников и/или соотношения размеров их долей необходимо внесение изменений в учредительный договор и их государственная регистрация.
В ЗАО сведения об акционерах и принадлежащих им акциях содержатся в реестре акционеров, где фиксируется переход прав на акции, поэтому в случае изменения состава акционеров и/или количества принадлежащих им акций не требуется внесение изменений в устав ЗАО.
Плюсы Общества с ограниченной ответственностью:
простота учреждения и ведения бизнеса (не надо регистрировать выпуск акций и отчет о нем, отчитываться в органах по контролю за финансовыми рынками;
в уставе ООО можно предусмотреть ограничения на принятие в общество новых участников, а также на отчуждение участником своей доли третьим лицам;
участник ООО может быть исключен из общества в судебном порядке (это преимущество одновременно может рассматриваться и как недостаток ООО);
в ООО сложнее принять решения, выгодные лишь части участников общества, т. е. требуется большая согласованность действий участников (это преимущество одновременно может рассматриваться и как недостаток ООО);
имущество ООО может формироваться, в частности, за счет вкладов участников, не являющихся вкладами в уставный капитал и не влияющих на размер долей участников в имущество ООО;
ООО не выпускает акции, поэтому в ООО нет необходимости проводить эмиссию.
Плюсы Закрытого акционерного общества:
акционер имеет право свободно отчуждать принадлежащие ему акции (с учетом преимущественного права приобретения акций, продаваемых третьему лицу), которое не может быть ограничено (это преимущество одновременно может рассматриваться и как недостаток ЗАО);
акции ЗАО как при первичном размещении при учреждении общества, так и при размещении путем подписки могут оплачиваться по цене выше их номинальной стоимости, в связи с чем в ЗАО помимо уставного капитала образуется эмиссионный доход, который не влияет на количество и номинальную стоимость принадлежащих акционерам акций;
при отсутствии согласованности действий акционеров решения в ЗАО могут быть приняты группой акционеров, обладающих необходимым количеством акций (это преимущество одновременно может рассматриваться и как недостаток ЗАО);
акционер не может быть исключен из ЗАО (это преимущество одновременно может рассматриваться и как недостаток ЗАО);
в случае изменения состава акционеров или количества принадлежащих им акций, не связанных с изменением размера уставного капитала, нет необходимости вносить изменения в устав ЗАО, т. к. сведения об акционерах и принадлежащих им акциях отражаются в реестре акционеров, это положение также отражает и такой плюс ЗАО как большая конфиденциальность сведений о реальных владельцах бизнеса.
Минусы Общества с ограниченной ответственностью:
в результате выхода участника ООО может лишиться своего имущества;
при постоянном конфликте участников либо в случае, когда кто-то из участников систематически не участвует в собраниях, решение вопросов, требующих единогласного решения всех участников, становится затруднительным — единственная возможность разрешения такого конфликта — обращение в суд;
в случае изменения состава участников ООО или размеров их долей необходимо вносить изменения в учредительные документы ООО.
Минусы Закрытого акционерного общества:
для формирования уставного капитала ЗАО осуществляет выпуск акций и их государственную регистрацию, что означает более сложную процедуру создания ЗАО и увеличения уставного капитала;
на ЗАО распространяются ограничения, установленные законодательством о рынке ценных бумаг и защите прав инвесторов;
акционер не может по своему усмотрению выйти из ЗАО;
в ЗАО нельзя полностью исключить возможность появления в обществе новых акционеров (в частности, в случае отчуждения акционером своих акций третьему лицу по безвозмездной сделке);
в ЗАО возможно принятие решений узкой группой акционеров вопреки интересам других акционеров.
Если же мы в своей деятельности не преследуем целей извлечения прибыли, то мы можем осуществлять такую деятельность, создав некоммерческую организацию.
По общему правилу некоммерческая организация создается для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
Исключением является потребительский кооператив: он создается для осуществления торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей членов кооператива.
Для осуществления некоторых видов деятельности необходимо создать некоммерческую организацию в определенных ОПФ, например:
фондовая биржа создается в форме некоммерческого партнерства;
благотворительные организации создаются в форме общественной организации (объединения), фонда или учреждения;
образовательные организации могут создаваться в ОПФ, предусмотренных законом для некоммерческих организаций.
Некоммерческие организации, несмотря на то что целью их деятельности не является извлечение прибыли, тем не менее могут заниматься предпринимательской деятельностью, если она направлена на достижения целей, указанных в учредительных документах.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе кратко рассмотрены организационно-правовые формы предприятий в условиях рынка. К ним относятся хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, производственные кооперативы и унитарные предприятия. Каждая из вышерассмотренных организационно-правовых форм имеет свои преимущества и недостатки, возникает вопрос: какую правовую форму выбрать? В условиях рыночной экономики и ныне действующего законодательства каждый предприниматель добровольно может выбирать ту или иную организационно-правовую форму предприятия. Помня это и выбирая форму предприятия, нужно рассчитывать не только на закон, но и на советы и опыт специалистов, которые работают в сфере рыночных отношений.
В условиях рыночной системы хозяйствования в отличие от плановой, предприятие стремится производить те товары и оказывать те услуги, которые приносят ему наибольшую прибыль. Последнее зависит, с одной стороны, от правильности установления спроса на те товары, которые может производить предприятие, а с другой – от его производительности в целом, НТП, уровня организации производства и труда, степени конкуренции и т.д. На практике это означает, что каждое предприятие в силу объективных и субъективных причин должно искать свой путь развития, свою организацию и свои формы хозяйствования. А это во многом зависит от организационных сторон владения и распоряжения производственными факторами. Ведь именно с последними связано присвоение результатов производства, характер которого определяется формами собственности на средства производства, т.е. возможностью распоряжаться ими по собственному усмотрению.
Определяющим в их экономическом поведении является степень оперирования своими возможностями, чтобы производить товары и оказывать услуги и на этой основе получать доход.
Вид и способ структурного построения предприятия (фирмы, компании и т.п.), предусмотренные законами и другими нормами хозяйственного права, зависящие от формы собственности, объёма и ассортимента выпускаемой продукции, формирования его капитала, характера и содержания деятельности, различающиеся по способу вхождения в различные межфирменные союзы, по методу ведения конкурентной борьбы и т.д., представляют собой организационно-правовые формы хозяйствования.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Гражданский кодекс Республики Беларусь.
2. Декрет Президента Республики Беларусь «Об упорядочении государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования» от 16 марта 1999 года №11.
3. Декрет Президента Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Декрет Президента Республики Беларусь от 16 марта 1999г. N11 и 16 ноября 2000г. №22» от 17 декабря 2002г
4. Закон Республики Беларусь от 9 декабря 1992 года "О хозяйственных обществах" в редакции Закона Республики Беларусь от 10 января 2006 года.
5. Закон Республики Беларусь от 15 января 1992 года «О предпринимательстве» в редакции закона Республики Беларусь от 10 января 2000 года.
6. Макконел К.Р., Брю С.Л.: принципы, проблемы и политика, в 2-х т. / т.1, М.: Высшая школа,2003.
7. Мельников Н.К. Основы экономики и предпринимательства. Мн.: Экономпресс, 2001.
8. Русак Е.С. Экономика предприятия: Курс лекций.– Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004.
9. Сенько А.Н., Крум Э.В. Развитие предпринимательства в Республике Беларусь: Учеб. пособие. Мн.: Амалфея, 2000.
10. Хозяйственное право: Курс лекций / Реуцкая Е.А. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2005.
11. Экономика предприятия/Хрипач В.Я., Суша Г.З., Оноприенко Г.К.; Под ред. Хрипача В.Я. – 2-е изд. Стереотипное. – Мн.: Экономпресс, 2001.
12. Раицкий К.А. Экономика организации (предприятия): Учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация “Дашков и К”, 2003. – 1012с.
13. Семёнов В.М. Экономика предприятия: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2008. – 312с.
14. Сергеев И.В. Экономика предприятия: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2010. – 304с.
36
Информация о работе Характеристика организационно-правовых форм предприятия