Характеристика мировой торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 09:28, реферат

Описание работы

По некоторым оценкам на долю торговли приходится около 80 процентов всего объема международных экономических отношений. Современные международные экономические отношения, характеризующиеся активным развитием мировой торговли, вносят много нового и специфического в процесс развития национальных экономик.

Работа содержит 1 файл

реферат по ВЭД.doc

— 40.50 Кб (Скачать)

Характеристика  мировой торговли. 

    По  некоторым оценкам на долю торговли приходится около 80 процентов всего  объема международных экономических  отношений. Современные международные  экономические отношения, характеризующиеся  активным развитием мировой торговли, вносят много нового и специфического в процесс развития национальных экономик.

    Мировая торговля - старейшая форма международных экономических отношений. Она существовала еще задолго до формирования мирового хозяйства и являлась его непосредственной предшественницей. Именно развитие международной торговли создало экономические условия для развития машинного производства, которое зачастую могло расти лишь на базе импортного сырья и массового заморского спроса. Рост прибыли, обусловленный применением машин, предопределил появление относительно избыточного капитала и вывоз его за границу, что положило начало формированию мирового хозяйства, ускорило процесс интернационализации производительных сил.

    Мировая торговля занимает ведущее место  в системе всемирных экономических отношений. Международной торговый обмен является одновременно и предпосылкой, и следствием международного разделением труда, выступает важным фактором формирования и функционирования мирового хозяйства. В своей исторической эволюции он прошёл путь от единичных внешнеторговых сделок до долгосрочного крупномасштабного торгово-экономического сотрудничества. В условиях НТР международный торговый обмен приобретает все большее значение. Своеобразие этих процессов в послевоенный период особенно рельефно открывается при анализе долгосрочных тенденций, особенностей, форм и методов совместной торговли.

    Международная (мировая) торговля представляет собой  процесс купли-продажи товаров  и услуг, осуществляемый между покупателями, продавцами и посредниками в разных странах. Весьма часто под международной торговлей подразумевают только торговлю товарами.

    Мировая торговля является центральным звеном в сложной системе мирохозяйственных  связей, опосредуя практически все  виды международного разделения труда  и связывая все страны мира в единую международную экономическую систему. Она представляет собой совокупность внешней торговли всех стран мира, а ее объем подсчитывается путем суммирования объемов экспорта.

    Современная мировая торговля - торговля между  странами, предполагающая ввоз (импорт) и вывоз (экспорт) товаров. В ней участвуют различные юридические лица - корпорации, их объединения, государства, отдельные индивидуумы. Она является средством, с помощью которого страны могут развивать специализацию, повышать производительность своих ресурсов и, таким образом, увеличивать общий объем производства. Кроме того, немаловажной особенностью является самые разнообразные экономические и политические риски в международной торговле, обусловленные географическими, политическими, национальными факторами.

    Мировая торговля использует следующие организационные  формы экспорта и импорта:

  • торговля готовой продукцией. Готовая продукция - продукция, предназначенная для конечного потребления. Торговля осуществляется путем подписания контрактов непосредственно между производителями и потребителями товаров, либо через посредников. При этом не исключается выполнение посредниками предпродажного сервиса и предпродажной доработки. Цель - улучшение свойств реализуемого товара с учетом специфических вкусов потребителей, а также повышение его конкурентоспособности;
  • торговля продукцией в разобранном виде. Экспорт продукции в разобранном виде применяется для повышения ее конкурентоспособности, а также для проникновения на рынок стран, запрещающих ввоз тех или иных изделий в готовом виде, для защиты аналогичной продукции или стимулирования создания аналогичных отраслей в своей стране;
  • торговля комплектным оборудованием. Комплектным считается оборудование промышленного предприятия, представляющее единый законченный технологический комплекс. Ее необходимым элементом является строительство объектов "под ключ", которое предусматривает проектирование, сооружение предприятий, оснащение их оборудованием, обучение местного персонала, обеспечение эксплуатации объекта в течение срока по гарантийному договору;
  • торговля сырьевыми товарами. В обобщающее понятие "сырьевые товары" входят минеральное сырье, продукты его переработки и обогащения, сельскохозяйственное сырье растительного и животного происхождения и продукты его переработки химические и продовольственные товары;
  • торговля кооперируемой продукцией, то есть продукцией, изготавливаемой в кооперации, совместно с каким-либо объектом отношений;
  • встречная торговля. К ней относятся внешнеторговые операции, при совершении которых в единых документах (контрактах или соглашениях) фиксируются твердые обязательства экспортеров и импортеров произвести полный или частичный обмен товарами. При частичном обмене разница в стоимости покрывается денежными платежами;
  • международный торг - это метод заключения договоров купли продажи, при котором покупатель объявляет конкурс для продавцов на товар, и после сравнения полученных предложений подписывает контракт с тем из продавцов, который предложил товар на более выгодных условиях.

    Преимущества  свободной торговли неоспоримы. Поскольку  структура национальных ресурсов и  уровень технологий в каждой стране различны, то каждая страна может производить  определенные товары с разными издержками. Действие принципа сравнительных преимуществ заставляет страну производить те товары, издержки, на производство которых ниже, чем в других странах. Одновременно свободная торговля стимулирует конкуренцию и ограничивает монополию. Суммарное действие всех перечисленных факторов стимулирует экономический рост. Несмотря на обоснованную критику подобной политики ограничений во внешней торговле, она периодически проводится в различных странах.

    Ограничения реализуются по следующим основным направлениям:

    1. Путем введения таможенных тарифов. Тарифы - это налоги на импорт. Существует два основных типа тарифов. Это фискальные тарифы, используемые государством с целью увеличения притока денежных ресурсов. И протекционистские тарифы, используемые государством для защиты национальной промышленности от иностранной конкуренции. Они делают иностранную продукцию более дорогой, чем аналогичную отечественную, которой поэтому потребители и отдают предпочтение. Пошлины бывают 3 видов: адвалорные - взимаемые в процентах от стоимости товара; специфические - взимаемые в виде определенной денежной суммы с веса, объема или штуки товара; смешанные - предполагающие одновременное применение адвалорных и специфических пошлин. В мировой торговле режим наибольшего благоприятствования означает порядок, при котором уровень таможенных пошлин и прочих сборов, взимаемых при импорте товаров из страны, пользующейся таким режимом, не должен быть выше аналогичных пошлин и сборов, налагаемых на товары любой другой страны;

    2. К общим для всех стран формам регулирования внешнеторговой деятельности относятся нетарифные меры. Согласно принятой в ООН классификации к ним относятся меры, направленные на косвенное и административное ограничение импорта с целью защиты определенных отраслей национального производства. Сюда относятся: лицензирование и контингентирование импорта, антидемпинговые и компенсационные пошлины, импортные депозиты, система минимальных импортных цен и т.п.

    Различают два основных вида внешнеторговых лицензий:

    1. открытая генеральная лицензия (автоматическая) - это опубликованное в печати разрешение соответствующего государственного органа на ввоз или вывоз товара на определенный срок. Товары, включенные в список открытых генеральных лицензий, могут ввозиться или вывозится беспрепятственно;

    2. на вывоз или ввоз остальных  товаров необходимо получение  каждым экспортером индивидуальных  лицензий (неавтоматические), которые  выдаются на экспорт или импорт  отдельных товаров и на строго  определенный период времени.  Наряду с лицензированием применяется такое количественное ограничение, как квотирование (контингентирование). Квота - это ограничение количества импортируемых товаров определенного наименования и вида.

    Квоты бывают:

    * индивидуальными, ограничивающими  ввоз (вывоз) в одну конкретную  страну;

    * групповыми, устанавливающие объем  ввоза (вывоза) в определенную  группу стран;

    * глобальными, когда импорт (экспорт)  ограничивается без указания  стран, на которые это ограничение  распространяется.

    Во  взаимных отношениях дело иногда доходило и до введения эмбарго. Эмбарго - полный запрет на торговлю с определенным государством, на ввоз определенного товара. Например, после вторжения Ирака в Кувейт страны - члены ООН проголосовали за введение эмбарго на иранскую нефть. В последние годы между различными странами заключено свыше ста соглашений о "добровольном" ограничении экспорта и об установлении минимальных импортных цен. "Добровольное" экспортное ограничение - это ограничение, когда иностранные фирмы "добровольно" ограничивают объем своего экспорта в определенные страны. Они дают это согласие против своей воли, в расчете на избежание более жестких торговых барьеров. Так, в Японии автомобилестроители под угрозой введения в США более высоких тарифов или низких импортных квот согласились на введение "добровольных" экспортных ограничений на свой экспорт в США. Специфика "добровольных" экспортных ограничений, как впрочем, и установление минимальных импортных цен состоит в том, что торговый барьер, защищающий страну - импортера, вводится на границе экспортирующей, а не импортирующей страной. Здесь, например, в случае, снижения экспортной цены ниже минимального уровня, импортирующая страна вводит антидемпинговую пошлину, применение которой может сделать невозможным дальнейший экспорт товаров на рынок данной страны.

    Роль  мировой торговли, ее значимость в  хозяйственных связях определяется тем, что она опосредует практически  все виды МРТ, связывает все страны мира в единое хозяйственное целое. Мировая торговля имеет, важнейшее  значение для экономического роста  и развития отдельных стран в динамично развивающейся мировой экономике.

    Эксперты  ЮНКТАД отмечают: «С увеличением объема экспорта происходит расширение внутреннего производства товаров и услуг, появляются дополнительные рабочие места и осваиваются новые производственные мощности.

    С ростом импорта также увеличиваются  запасы имеющихся потребительских  товаров, что связанно с повышением уровня жизни и обеспечением средств  производства и соответствующих  ресурсов, необходимых для оживления производственных линий».

Информация о работе Характеристика мировой торговли