Дальнейшее
прохождение этого законопроекта было
заблокировано Правительством и ЦБ РФ,
которые направили в Государственную
Думу отрицательные заключения и просили
отказаться от его принятия, мотивируя
это отсутствием необходимости реструктуризации
государственных обязательств и способностью
Правительства РФ обеспечить их своевременное
обслуживание, постепенно удлиняя при
этом сроки заимствований, и таким образом
выйти из долгового кризиса, не прибегая
к принудительной реструктуризации задолженности
по ГКО - ОФЗ.
Разногласия
между правительством и думой привели
в частности, к задержке выделения транша
МВФ весной 1998 года, в тот момент, когда
он еще мог оказать стабилизирующий эффект.
Личностный
фактор принятия решений в канун
кризиса.
О
неизбежности краха финансовой “пирамиды”
ГКО - ОФЗ специалисты предупреждали с момента
ее зарождения в 1994 - 1995 годах. В 1996 году,
когда облигации государственного долга
стали размещаться более чем под 100 процентов
годовых в реальном выражении, неизбежность
надвигающегося краха стала очевидной.
С середины 1997 года, когда ежемесячные
расходы на обслуживание государственного
долга более чем вдвое превышали все налоговые
доходы федерального бюджета, уже не только
ученые, но и политики стали предупреждать
об угрозе финансового краха.
Об
этом говорилось, в частности, на двадцать
первом заседании Совета Федерации, в
котором содержался детальный анализ
нарастающих трудностей в обслуживании
государственного долга в июне 1997 года.
На “круглом столе”, проведенном Председателем
Совета Федерации Федерального Собрания
Российской Федерации с участием Председателя
Центрального банка Российской Федерации
и других ответственных руководителей
по проблемам финансовой стабилизации
в феврале 1998 года, были даны рекомендации
по реструктуризации внутреннего долга,
осуществление которых позволило бы предотвратить
банкротство государства.
В
марте 1998 года до сведения ответственных
руководителей Правительства Российской
Федерации и Центрального банка
Российской Федерации был доведен
обстоятельный доклад “О саморазрушении
финансовой системы”, подготовленный
Российским торгово-финансовым союзом,
в котором содержался детальный анализ
нарастающих трудностей в обслуживании
“пирамиды” ГКО - ОФЗ и обосновывался точный
прогноз ее саморазрушения с соответствующими
последствиями. Правительство Российской
Федерации, и Центральный банк Российской
Федерации отказались от реализации рекомендаций
по реструктуризации, находящихся в собственности
последнего, государственных обязательств,
мотивируя это имевшимися будто бы возможностями
обслуживания государственного внутреннего
долга и отсутствием угрозы неплатежеспособности
государства.
В
июне 1998 года на Петербургском экономическом
форуме состоялось подробное обсуждение
нарастающих сложностей в обслуживании
ГКО - ОФЗ, в результате которого были обоснованы
и направлены руководителям Правительства
Российской Федерации и Центрального
банка Российской Федерации рекомендации
о проведении реструктуризации части
пакета ГКО - ОФЗ, находившегося в распоряжении
Центрального банка Российской Федерации.
До
самого последнего момента правительство
игнорировало все предупреждения о надвигающейся
катастрофе, проводило “страусиную”
политику, не предпринимая никаких шагов,
тем самым не исполняло своих государственных
обязанностей. Так продолжалось до того
момента, пока не осталось средств на счетах
правительства и ЦБ для выполнения текущих
платежей. С этого момента правительство
развернуло активную деятельность, принимая
непродуманные, неадекватные решения,
явно превышая свои полномочия.
Позже,
созданная в соответствии с постановлением
Совета Федерации “Временная комиссия”
по расследованию причин, обстоятельств
и последствий принятия решений Правительства
Российской Федерации и Центрального
банка Российской Федерации от 17 августа
1998 года установила следующее: Решения
от 17 августа принимались С.В.Кириенко
и С.К.Дубининым от имени соответственно
Правительства Российской Федерации и
Центрального банка Российской Федерации
при участии Министра финансов Российской
Федерации М.М.Задорнова и первого заместителя
Председателя Центрального банка Российской
Федерации С.В.Алексашенко, а также А.Б.Чубайса
и Е.Т.Гайдара, приглашенных в качестве
экспертов Председателем Правительства
Российской Федерации.
Временная
комиссия установила, что подготовка
и принятие указанных решений
проходили с грубыми нарушениями
принятых процедур подготовки решений
Правительства Российской Федерации и
Центрального банка Российской Федерации,
без необходимых в таких случаях экономической
и юридической экспертиз, анализа вероятных
последствий. Проекты решений не проходили
согласования в соответствующих ведомствах,
не обсуждались на заседаниях Правительства
Российской Федерации и Совета директоров
Центрального банка Российской Федерации.
Фактически указанные лица взяли на себя
персональную ответственность за принятые
решения и их последствия.
Указанные
обстоятельства позволяют поставить
вопрос о персональной ответственности
С.В.Кириенко и С.К.Дубинина за превышение
ими своих полномочий при принятии
решений от 17 августа, а также
о персональной ответственности
С.В.Кириенко, С.К.Дубинина, М.М.Задорнова,
С.В.Алексашенко, А.Б.Чубайса, Е.Т.Гайдара
за последствия принятых решений. Временной
комиссией установлено, что привлечение
экспертов к подготовке и принятию решений
от 17 августа проводилось С.В.Кириенко
без необходимых в таких случаях мер по
предотвращению несанкционированного
разглашения конфиденциальной информации
и ее использованию в коммерческих целях,
а также в ущерб национальным интересам
России. При этом доступ к информации о
готовящихся решениях получили лица, заведомо
заинтересованные в ее коммерческом использовании.
В ходе подготовки решений от 17 августа
А.Б.Чубайсом по согласованию с Председателем
Правительства Российской Федерации и
Председателем Центрального банка Российской
Федерации без каких-либо утвержденных
в установленном порядке директив и соблюдения
необходимых требований национальной
безопасности велись консультации с руководителями
иностранных финансовых организаций,
имеющих свои интересы на российском финансовом
рынке. Им была передана информация конфиденциального
характера, сознательно скрывавшаяся
от российских участников рынка, представительных
органов государственной власти, общественности.
При этом не было принято необходимых
мер, исключающих использование этой информации
нерезидентами в коммерческих целях и
в ущерб национальным интересам России.
Таким образом, проекты государственных
решений, таящие огромные негативные последствия
для участников рынка, келейно обсуждались
с представителями иностранных финансовых
институтов, а российские инвесторы, представительные
органы государственной власти, субъекты
Российской Федерации дезинформировались
руководителями Правительства Российской
Федерации и Центрального банка Российской
Федерации в отношении проводимой ими
политики и устойчивости финансового
рынка. То есть при подготовке решений
было допущено сознательное раскрытие
конфиденциальной информации узкой группе
заинтересованных лиц, включавшей руководителей
некоторых коммерческих банков и представителей
иностранных финансовых институтов, которые
могли использовать эту информацию в коммерческих
целях в ущерб другим участникам рынка
и государственным интересам.
2. Последствия кризиса
августа 1998 года в России.
Из
большого числа экономических и
политических последствий кризиса августа
1998 года, можно выделить следующее:
- Утрачено
доверие инвесторов к платежеспособности
и конкурентоспособности экономической
системы России, следствием чего стало
резкое снижение кредитного рейтинга
России и всех российских организаций.
Также были снижены рейтинги российских
коммерческих банков, что привело к серьезным
затруднениям в сфере привлечения иностранных
инвестиций и предоставления зарубежных
кредитов. Усилился отток капитала из
России. Закрытие как внешних, так и внутренних
источников финансирования дефицита государственного
бюджета означало переход к инфляционному
характеру финансирования. Это, в свою
очередь, повысило темпы роста денежной
массы, и сказалось на росте потребительских
цен и общем ослаблении жесткости денежно-кредитной
политики.
- Произошли
серьезные нарушения в работе банковской
системы, осуществлении платежно-расчетных
отношений. Прямые потери коммерческих
банков вследствие отказа Правительства
Российской Федерации от обслуживания
своих долговых обязательств оцениваются
в сумме 45 млрд. рублей. К этому следует
добавить косвенные потери, обусловленные
неожиданной девальвацией рубля и исполнением
форвардных контрактов на приобретение
иностранной валюты, заключенных исходя
из официальных обязательств ЦБ РФ по
поддержанию обменного курса рубля в заданных
пределах (от 5,25 рубля до 7,15 рубля за 1 доллар
США на период с 1998 по 2000 год), эти потери
могут быть оценены в несколько десятков
миллиардов рублей. Общая величина потерь
российской банковской системы из-за решений
от 17 августа оценивается в 100 - 150 млрд.
рублей. В результате многие, в том числе
структурообразующие, банки стали неплатежеспособными.
Значительная часть (по некоторым оценкам,
до половины) коммерческих банков разорилась.
По данным Департамента пруденциального
надзора Центрального банка Российской
Федерации, для восстановления банковской
системы страны потребуется не менее 100
млрд. рублей. Вследствие отказа многих
крупных банков под предлогом форс-мажорных
обстоятельств от выполнения своих обязательств
перед клиентами, банковская система страны
утратила доверие населения, что имеет
крайне негативные долгосрочные последствия
не только для отечественных банков, но
и для экономической системы страны в
целом.
- Сократился
объем ВВП и инвестиций. По сравнению с
ожидавшимися итогами года, по состоянию
на 1 августа 1998 года, согласно официальным
прогнозам: объем ВВП снизился на 50 - 77
млрд. рублей в ценах на 1 января 1998 г. (или
85 - 130 млрд. рублей в ценах на 1 декабря
1998 года); объем инвестиций сократился
соответственно на 22,9, млрд. рублей или
38,9 млрд. рублей. Таким образом, общие потери
ВВП, связанные с негативными последствиями
решений от 17 августа, можно оценить в
сумму свыше 300 млрд. рублей в текущих ценах.
- Усложнилась
возможность решения проблемы государственного
долга Российской Федерации. Утрата Российской
Федерацией доверия инвесторов вследствие
решений от 17 августа серьезно ухудшила
возможности и условия привлечения новых
займов, необходимых для рефинансирования
текущих обязательств по обслуживанию
государственного долга. В сочетании с
практической невозможностью обслуживания
обязательств по внутреннему долгу, это
создает угрозу возникновения неплатежеспособности
России по внешнему долгу.
- Произошла
глубокая дестабилизация состояния российской
экономики, резко повысились темпы инфляции.
Вследствие решений от 17 августа произошла
неуправляемая трехкратная девальвация
рубля. Из-за искусственной привязки рубля
к доллару и ориентации на динамику обменного
курса рубля следствием девальвации последнего
стал взрывной рост цен. За четыре месяца
(ноябрь к июлю 1998 года) по продовольственным
товарам цены повысились на 63 процента,
по непродовольственным товарам - 85 процентов.
В первом полугодии 1998 года рост потребительских
цен был в 12 раз ниже - 4 процента, в 1997 году
- всего 11 процентов. Неуправляемая девальвация
рубля повлекла за собой резкое сжатие
денежной массы в реальном выражении,
обострение кризиса ликвидности и рост
неплатежей. Для преодоления этих последствий,
а также для стабилизации банковской системы
в условиях массового оттока вкладов потребовалась
значительная необеспеченная денежная
эмиссия. Возникла угроза раскручивания
инфляционной спирали с длительными негативными
последствиями макроэкономической дестабилизации.
- Сократились
реальные доходы и сбережения широких
слоев населения России и увеличилась
численность населения с денежными доходами
ниже прожиточного минимума, возросла
безработица. Это произошло вследствие
спровоцированного девальвацией рубля
всплеска внутренних цен, вызвавшего обесценение
доходов и рублевых сбережений, а также
вследствие утраты сбережений в обанкротившихся
банках или потери их части при переводе
в Сберегательный банк Российской Федерации
по схеме, предложенной согласно решению
Совета директоров Центрального банка
Российской Федерации от 1 сентября 1998
года “О мерах по защите вкладов населения
в банках”. В результате решений от 17 августа
реальные доходы населения уменьшились
в сентябре 1998 года по сравнению с августом
этого же года на 31,1 процента.Потери сбережений
населения в банковских вкладах оцениваются
Международной конфедерацией обществ
потребителей в несколько десятков миллиардов
рублей. Кроме того, для значительной части
населения, занятой в финансовом секторе
и в сфере торговли, решения от 17 августа повлекли
за собой сокращение рабочих мест и рост
вынужденной безработицы. В сентябре 1998
года статус безработного получили 233
тыс. человек, размеры трудоустройства
безработных были на 31 тыс. человек (или
на 23,5 процента) меньше, чем за аналогичный
период 1997 года, а общая численность безработных,
определяемая по методологии МОТ, достигла
8,39 млн. человек (или 11,5 процента от экономически
активного населения).
К политическим
последствиям кризиса августа 1998 года
относится следующее:
- Усиление
социального недовольства из-за инфляционного
скачка. Причем, особенно сильно
пострадали, как раз те слои и группы населения,
которые являются сторонниками существующей
социально-экономической и политической
системы - новый средний класс (работники
быстро растущей сферы услуг), мелкий бизнес
и жители крупных городов.
- Резкое ослабление
политических позиций Президента. Настаивая
на утверждении С.В.Кириенко на посту премьера,
Б.Н.Ельцин фактически взял на себя ответственность
за результаты деятельности нового кабинета.
Девальвация и дефолт стали мощным ударом
по президенту, а увольнение кабинета
и переплетение политического кризиса
с финансовым, привело к новому снижению
уровня доверия к Б.Н.Ельцину и укреплению
политических позиций тех, кто требовал
смены конституционного строя и переизбрания
президента.
- Потеря веры
в обществе в экономическую помощь и благие
намерения западных стран – “Запад нам
поможет”. Рост национального самосознания
во всех слоях общества. Ориентация в первую
очередь на собственные силы.
Среди
последствий кризиса можно так
же выделить и позитивные его стороны,
оказавшие оздоравливающее воздействие
на экономику:
- отсутствие
спекулятивных источников дохода на
рынке ГКО, сжатие рынка госбумаг
заставило банки обратиться к
реальной сфере, начать кредитовать
промышленность. Для всех стала очевидна
необходимость реструктуризации банковской
системы;
- торгово-коммерческий
сектор был вынужден сократить свои расходы,
что лишило его чрезмерного превосходства
по доходам в сравнении с производственным;
- девальвация
рубля вызвала сокращение импорта товаров
и тем самым открыла возможности для роста
импортозамещающих отраслей. Все отрасли,
способные производить конкурентоспособную
продукцию для внутреннего рынка и на
экспорт, не привлекавшие прежде западные
кредитов и располагающие внутри страны
базой сырья, материалов, компонентов,
получили преимущества примерно на 2-3
года;
- до августа
1998 года аграрный сектор на рынке продовольствия
на 25% состоял из импорта. Для такой страны,
как Россия, естественна доля импорта
примерно 10%. Разница - это рынок емкостью
около 30 млрд. долл. в год, который должны
занять отечественные производители.