Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 14:03, контрольная работа
Наиболее полное представление о группах стран в международной экономике дают данные крупнейших международных организаций мира – ООН, МВФ и Мирового банка. Оценка их несколько различается, так как различно количество стран-участниц этих организаций (ООН – 185, МВФ – 182, Мировой банк – 181 страна), а международные организации наблюдают за экономикой только своих стран-членов.
1. Группы стран в мировой экономике
2. Нетарифные барьеры и их виды
3. Список использованной литературы
2) Прочие развитые страны, к которым относятся страны Западной Европы, страны-«драконы», Израиль, Австралия и Новая Зеландия. Для данных стран характерна высокая степень участия в международной торговле, более узкая специализация национальной экономики, сильный характер интеграционных процессов.
3) Новые индустриальные страны, включающие страны-«тигры» Юго-Восточной Азии (Малайзию, Таиланд, Индонезию и Филиппины) и несколько стран Латинской Америки (Мексику, Бразилию, Аргентину, Чили). Некогда данные страны представляли из себя слаборазвитые государства с преобладавшим сельским хозяйством и добывающими отраслями промышленности, но на сегодняшний день их позиции в мировой экономике значительно укрепились, и по совокупному потенциалу народного хозяйства им по праву принадлежит третья строчка в данной классификации. Всплеск в развитии для НИС начался с конца 1970-х гг., их долгосрочная экономическая стратегия нацелена на построение западной модели капитализма. НИС в высокой степени интегрированы в международную торговлю, и на сегодняшний день для них характерно бурное развитие отраслей национального хозяйства, продукция которых предназначается для экспорта. Несмотря на большие достигнутые успехи НИС еще не перешли рубеж, позволяющий перечислять их к группе развитых стран, хотя совсем недавно данную группу покинули пять стран -Израиль и страны-«драконы» ЮВА.
4) Страны Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), представляющие группу переходных экономик - бывших социалистических государств данного региона. К региону ЦВЕ по схожести модели развития, близости социально-экономических показателей, радикальности проводимых реформ причисляют также выступающие несколько особняком страны Балтии (Литва, Латвия, Эстония). Уровень экономического развития региона ЦВЕ довольно-таки неоднороден. Здесь есть, как мы уже отмечали, и страны-лидеры, метящие в группу развитых государств, и откровенно отсталые страны, приближающиеся по уровню бедности и отсталости экономики к наименее развитым государствам.
5) Россия и бывшие республики СССР (без Прибалтики) также являются переходными экономиками, правда, они постепенно скатываются до уровня развивающихся государств. Если с определенными допущениями славянские республики бывшего Советского Союза (Россия, Украина, Беларусь) еще можно считать тяготеющими по структуре экономики и по характеру ее развития и к группе развитых стран, и к наиболее прогрессивным странам ЦВЕ, то южные государства ближнего зарубежья, скорее, являются классическими развивающимися странами, чем переходными экономиками. Государства данной группировки в настоящее время пользуются остатками инфраструктуры канувшей в лету Советской империи и пытаются отыскать свой особенный путь в мировом экономическом развитии.
6) Китай, который следует выделить особо, поскольку страна занимает уникальное место в мировой экономике, строя модель-симбиоз рыночной и планово-регулируемой экономики, представляющий социалистический рынок с элементами свободного предпринимательства, но под руководством коммунистической партии. Сам по себе Китай также неоднороден: здесь есть приморские регионы, близкие по уровню своего развития к ведущим странам мира, а есть и территории на западе и в центре страны, крайне отсталые по характеру своего развития. В результате усредненные показатели для Китая позволяют говорить о нем только как о развивающейся стране. Тем не менее, для Китая характерны чрезвычайно высокие темпы экономического роста, благодаря которым низкий пока уровень благосостояния населения с каждым годом заметно растет. Ежегодный прирост ВВП – 9-10%, положительное сальдо в торговле даже с США, большой приток иностранного капитала, По экономической мощи Китай сейчас является второй державой в мире. И не будем забывать, что каждый пятый житель планеты Земли - китаец, а сама страна способна еще проявить себя в XXI веке с лучшей стороны.
7) Индия и Пакистан также выделяются в особую группу благодаря своему огромному экономическому потенциалу, который пока не задействован на полную мощность. В данных странах проживает значительное население (более чем шестая часть жителей планеты), они имеют большую территорию, богатую разными ресурсами, отличаются неплохим научным потенциалом, являются ядерными державами. Из-за невостребованности большей части своих неисчислимых ресурсов уровень социально-экономического развития, производства и потребления, доходов населения в Индии и Пакистане остается крайне низким, и, в целом, страны едва ли не стоят у мировой черты бедности, что тем не менее не мешает им махать друг перед другом ядерной дубинкой.
8) Группа, которую образуют относительно благополучные развивающиеся страны: некоторые из стран-экспортеров энергоресурсов с относительно небольшим населением, позволяющим разделить доходы от экспорта на всех своих граждан (ОАЭ, Катар, Кувейт, Оман, Саудовская Аравия), островные государства - туристические и финансовые центры, налоговые гавани, обладающие развитой инфраструктурой, политической стабильностью и либеральной экономикой (Багамские, Бермудские, Каймановы о-ва, Ямайка, Кипр, Мальта, Науру, Гваделупа и т.д.). Для стран группы характерен высокий показатель уровня ВВП на душу населения и сильная степень социальной защиты, практически вплотную приближающий отдельные государства к соответствующим показателям развитых стран.
9) «Классические» развивающиеся государства с низким уровнем экономического развития и размером ВВП на душу населения менее 1 тыс. долларов США в год и аграрно-индустриальным типом экономики. Общественный строй здесь весьма традиционен и консервативен, в промышленности получил развитие исключительно комплекс добывающих отраслей, а в сельском хозяйстве преобладают примитивные, доиндустриальные формы труда. Большинство стран группы составляют государства Африки региона южнее Сахары, отсталые страны Азии и Латинской Америки. В некоторых их них до сих пор существуют родо-племенные отношения.
10) Наименее развитые страны замыкают классификацию, потому как именно они плетутся в хвосте мирового прогресса. Многие из данных стран не имеют выхода к морю, что явилось едва ли не решающим фактором, повлиявшим на отсталость и неразвитость. Крайне невысоко можно оценить и экономический потенциал данных стран, где, зачастую, даже промышленность не представлена ни в каком виде, а об уровне образования и развития здравоохранения вообще не стоит говорить. Однако страны, получившие статус наименее развитых, пользуются особым вниманием мирового сообщества, что дает им льготный доступ к кредитам и займам, а также время от времени они могут рассчитывать на оказание гуманитарной помощи со стороны более развитых государств.
Вопрос 2. Нетарифные барьеры и их виды
Под нетарифными методами понимается совокупность средств внешнеторговой политики, которые не входят в группу таможенно-тарифных ограничений, а реализуются в рамках административного управления, выполняя роль регуляторов внешнеторгового оборота.
Применение нетарифных методов государственного регулирования международной торговли обусловлено тем, что на национальной территории государство может устанавливать специальный порядок проникновения в страну иностранных производителей товаров и услуг, а так же создавать благоприятные предпосылки для эффективного развития экспортных производств и проводить специальные мероприятия, направленные на защиту отечественных производителей и потребителей. Наиболее эффективно систему нетарифного регулирования применяют в рамках внешнеторговой политики развитые страны.
Нетарифные барьеры подразделяются на 3 группы:
- Меры, направленные на прямое ограничение импорта с целью защиты определенных отраслей национального производства: квоты (контингенты), лицензии, компенсационные сборы, импортные депозиты, а также антидемпинговые и компенсационные пошлины и др.;
- Меры административного характера, непосредственно не направленные на ограничение внешней торговли, но приводящие к аналогичному результату: таможенные формальности, технические и санитарные стандарты и нормы, требования к упаковке и маркировке и т.п.;
- Прочие меры, непосредственно не направленные на ограничение внешней торговли, но действие которых зачастую приводит именно к этому результату.
Существует также распространенная классификация нетарифных барьеров по механизмам действия, по которой они подразделяются на 7 категорий:
1. Паратарифные меры, к которым относятся прочие, кроме таможенных пошлин, платежи, взимаемые при ввозе иностранных товаров: различные таможенные сборы, внутренние налоги, специальные целевые сборы. Официально эти меры принимаются не с целью регулирования внешней торговли, но оказывают на нее существенное воздействие.
2. Меры контроля за ценами, которые нацелены на защиту интересов национальных товаропроизводителей (компенсационные и антидемпинговые процедуры и пошлины).
3. Финансовые меры, предусматривающие особые правила совершения валютных операций для регулирования внешней торговли.
4. Количественное регулирование, т.е. установление количественных ограничений на ввоз и вывоз товаров.
5. Автоматическое лицензирование, т.е. наблюдение (мониторинг) за объемами и направлениями товаропотоков.
6. Государственная монополия внешней торговли в целом или отдельными товарами.
7. Технические барьеры, т.е. контроль за соответствием импортируемых товаров национальным стандартам, в т.ч. качества и безопасности.
Под квотами (контингентами) понимаются ограничения в стоимостном или физическом выражении, вводимые на импорт или экспорт товара в определенный период. В случае установления квоты раной 0, имеет место эмбарго, т.е. запрет на импорт или экспорт. Квота может быть установлена на уровне выше, чем возможен импорт или экспорт. Тогда она не является ограничением, а служит лишь способом контроля за движением того или иного товара.
Экспортные квоты применяются редко, только в случае острого дефицита данной продукции в стране, а также для достижения политических целей (дискриминационный характер). Импортные квоты применяются для защиты национального производства от иностранной конкуренции, сокращения безработицы, улучшения платежного баланса, контроля за движением товаров.
Существуют квоты глобальные, устанавливаемые на импорт определенного товара из всех или из группы стран, и сезонные. Например, в США с помощью квот регулируется импорт некоторых сортов сыра, шоколада, хлопка, орехов, мороженого, кофе, стали и др.
Одной из разновидностей квот являются соглашения о добровольном ограничении экспорта, которые распространяются на продукцию в основном отраслей, находящихся в кризисном положении. «Добровольность» в этом случае относительна, так как подобные соглашения подписываются под нажимом импортеров. Объем экспорта устанавливается по отдельным видам товара на определенный период. К началу 90-х гг. около 10% импорта промышленно развитых стран охватывалось соглашениями о «добровольном» ограничении экспорта.
Другой разновидностью квот являются так называемые тарифные квоты. В пределах установленных квот товары импортируются без взимания таможенных пошлин, а при импорте свыше данного лимита взимаются высокие пошлины. Например, в США подобными мерами регулируется импорт молока, рыбы, картофеля и некоторых типов мотоциклов.
Квоты обычно распределяются на основе лицензии, которые представляют собой в данном случае разрешения на экспорт или импорт. Они выдаются государством через специальные уполномоченные ведомства на проведение внешнеторговых операций с включенными в соответствующие списки товарами.
Основными видами лицензий являются:
а) автоматическая, или генеральная, лицензия, по которой разрешается беспрепятственный ввоз или вывоз товара, включенного в соответствующий список, в течение определенного периода;
б) неавтоматическая, или разовая, лицензия, по которой разрешается импорт либо экспорт определенного товара с указанием его количества, стоимости, страны происхождения или назначения, а в ряде случаев и таможенного пункта, через который должен быть осуществлен экспорт или импорт.
Политика той или иной страны в области ценообразования может быть направлена на поддержание внутренних цен на относительно высоком уровне и в относительно стабильном состоянии по сравнению с условиями мирового рынка, например на поддержание определенного уровня доходов производителей того или иного товара. Пошлины в данном случае не являются адекватным инструментом, так как внутренние цены изменяются в зависимости от изменений мировых цен. Для того чтобы избежать этого, применяют компенсационные (уравнительные) сборы, величина которых равна разнице между относительно низкой ценой данного товара за границей и его относительно высокой ценой на внутреннем рынке. Компенсационные сборы могут использоваться вместо пошлин или вместе с ними. Для них характерна почти автоматическая изменяемость. Если внутренние цены постоянны, а мировые цены изменяются, то и компенсационные сборы изменяются на величину изменения мировых цен, но в обратном направлении. Этим они отличаются от пошлин, которые являются постоянными во время их действия. Кроме того, если мировые цены стабильны, то от величины применяемых пошлин зависит внутренняя цена, а при применении компенсационных сборов их величина зависит от внутренней цены, т. е. в первом случае внутренняя цена является функцией пошлин, а во втором случае компенсационный сбор — функцией внутренней цены. Почти автоматическая изменяемость компенсационных сборов делает их трудным барьером для проникновения иностранных товаров на внутренний рынок.
Импортные депозиты — это взносы определенной суммы на специальный счет в некоторой пропорции к стоимости импорта. Через определенное время эти суммы возвращаются (без процентов). В результате у импортеров возникают дополнительные затраты, так как им обычно приходится брать кредит для депозитов. Стремление компенсировать дополнительные затраты приводит к росту цен на импортируемые товары, а в конечном счете — к сокращению спроса и, соответственно, импорта. Чаще всего импортные депозиты применяются для улучшения ситуации в платежном балансе посредством сокращения импорта, например в конце 60-х гг. подобная система применялась в Великобритании.