Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 21:55, реферат
Система стран с переходной экономикой довольно многочисленна. Сюда относятся 13 государств Восточной Европы, 15 государств бывшего СССР, а также Китай и Вьетнам. В процессе перехода от административно-командной к рыночной экономике сформировались примерно три группы стран, отличающиеся друг от друга стартовыми возможностями осуществления реформ, темпом и характером их проведения и достигнутыми результатами.
Практический
опыт стран с административно-
К ним относятся: воля политического руководства страны, особенности исторического развития, политическое и социальное положение государства и пр. Определяющим фактором служит состояние экономики.
Градуализм в эволюционной теории — представление о постепенности процессов эволюционного развития. Градуализм — экономическая концепция, предполагающая проведение медленных, последовательных реформ и отводящая государству главную роль в формировании рынка. Градуализм рассматривает трансформацию плановой экономики как относительно длительный и постепенный процесс, в котором ведущая роль отводится стабилизации производства.
Выбор эволюционного пути обусловлен относительно небольшим удельным весом тяжелой промышленности в отраслевой структуре экономики; развитым сельским хозяйством и сравнительно стабильной финансовой системой. Важный фактор — наличие работников, сохранивших навыки частного предпринимательства, и готовность населения принять новые экономические отношения. Особенностью эволюционного перехода к рынку является то, что государство последовательно, шаг за шагом заменяет механизмы административно-командной системы рыночными отношениями. Например, в Венгрии этот процесс происходил в 1968—1990 гг., а в Китае продолжается с 1979 г.
Выделим общие черты эволюционного пути перехода к рыночной экономике:
• быстрое
развертывание в частном
Сторонники градуализма выступают против разовой либерализации цен и быстрой приватизации. Градуалистская стратегия отводит ведущую роль стабилизации производства: только при устойчивом выпуске продукции можно обеспечить непрерывное поступление ресурсов, нужных для поддержания необходимого уровня потребления и инвестиций, для создания предпосылок социальной адаптации населения в условиях трансформации.
• либерализация цен, причем нередко с сохранением государственного контроля над ценами фирм-монополистов;
• жесткая финансовая политика с целью недопущения высокой инфляции;
• формирование рыночной инфраструктуры.
«Шоковая терапия» — экономическая концепция, считающая инструментом формирования рынка и антиинфляционной поли- тики одномоментную либерализацию цен, резкое сокращение государственных расходов и достижение бездефицитного бюджета. Выбор радикальной модели реформ обусловлен, как правило, крайне тяжелым состоянием экономики: значительный удельный вес тяжелой «промышленности и военного производства, острый товарный дефицит, критическое финансовое положение. Стратегия радикального перехода к рынку базируется на идее рыночного саморегулирования. Поэтому важнейшей задачей здесь является ускоренное сведение к минимуму экономической роли государства. В целом программа «шоковой терапии» разрабатывалась специалистами МВФ (Международным валютным фондом) и МБРР (Международным банком реконструкции и развития) и в той или иной степени применялась в большинстве стран. Радикальная модель обеспечивает становление рыночных отношений в обществе в течение 10—15 лет и включает следующий комплекс мер:
• одномоментная либерализация цен на основную массу товаров и услуг;
• пересмотр роли государства (скорейшее разрушение системы централизованного планирования и замена административных способов государственного регулирования экономическими);
• рыночные отношения охватывают большинство социально-экономических отношений;
• ускоренная приватизация государственной собственности;
• либерализация
внешнеэкономической
Однако социальная цена проводимых реформ, как правило, оказывается очень высока. Переход к свободному ценообразованию в условиях товарного дефицита и монополизма производителей вызывает высокую инфляцию, влечет за собой падение жизненного уровня преобладающей части населения и усиление социальной дифференциации. Классическим примером осуществления реформ путем «шоковой терапии» служит Польша.
Еще одним критерием выделения различных моделей системных реформ является построение односекторной или двухсекторной переходной экономики. Экономические реформы, как эволюционные, так и радикальные, могут сопровождаться полным разрушением прежнего планового механизма и ускоренным становлением новых инструментов регулирования экономической деятельности. В этом случае говорят об односекторной модели переходной экономики. Однако возможен и иной вариант, когда экономические преобразования опираются как на сохранившийся и выполняющий свои функции плановый механизм, так и на формирующийся, рыночный. В этом случае говорят о двухсекторной модели переходной экономики.
По оценкам
большинства экономистов, продолжительность
сегодняшнего переходного периода
должна составить 10—15, максимум 20 лет.
Эти теоретические
Беларусь относится к категории стран со средним уровнем доходов. Валовой национальный доход на душу населения в стране составляет 1590 долларов США. Экономика страны характеризуется высокой степенью индустриализации и в значительной степени зависит от импорта энергоносителей и сырьевых ресурсов. В стране сохранены многие черты плановой экономики с масштабным контролем со стороны государства за производственной деятельностью и принятием решений субъектами хозяйствования. Реформы в сельскохозяйственном секторе носят крайне ограниченный характер; уровень развития малых и средних предприятий остается низким, значительная доля ВВП направляется на финансирование социальной сферы.
Основными источниками экономического развития являются торговля, сфера услуг и промышленный сектор. В 2003 г. удельный вес сельскохозяйственного сектора и лесного хозяйства составил 8,3% ВВП, промышленности и строительства - 31,5%, услуг – 46,1%. В 2003 г. стоимость экспорта товаров и услуг достигла 66% ВВП, тогда как импорт составлял 70%. Республика Беларусь в значительных объемах экспортирует продукцию машиностроения, транспортные средства, химическую и нефтехимическую продукцию, волокна, удобрения и транспортные услуги. Сырьевые ресурсы остаются основной статьей экспорта и поставляются преимущественно из Р оссийской Федерации, которая является основным торговым партнером страны, на долю которого приходится большая часть внешней торговли (около 60%) Беларуси.
Серьезной проблемой
для Беларуси являются последствия
аварии на Чернобыльской АЭС в 1986
г., в результате которой почти 23%
территории страны подверглось радиоактивному
загрязнению. Необходимость направления
значительных ресурсов для решения
масштабных экологических, экономических,
финансовых и социальных проблем, вызванных
последствиями чернобыльской
Ситуация после обретения независимости
На момент обретения независимости в 1991 г. уровень жизни в Беларуси был одним из самых высоких среди стран бывшего Советского Союза. В последующие годы страна прошла через несколько этапов политического и э кономического развития. В период 1991-1995 гг. при поддержке международных о рганизаций в Беларуси было начато проведение рыночных реформ.
Однако, начиная с 1995 г. и в последующие годы правительство страны стремилось оградить население от болезненных последствий реформ посредством сохранения рабочих мест и регулирования заработной платы. Эти меры сопровождались чрезмерным административным контролем цен, прибыли и обменного курса. Государство сохранило за собой контроль за большинством производственных ресурсов и значительная доля ВВП направлялась на финансирование социальных расходов и субсидий. Рыночные реформы носили крайне ограниченный характер.
После снижения ВВП примерно на 40% в период 1992-1995 гг., начиная с 1996 г. в стране отмечается возобновление роста ВВП. Данные официальной статистики отражают непрерывный значительный рост ВВП и объемов промышленного производства. Рост начался в тот период, когда практически во всех республиках бывшего Советского Союза отмечался экономический спад. Беларуси удалось сохранить темпы роста даже в 1998-1999 гг. в период экономического кризиса в регионе.
Функционирование экономики в последние годы
После снижение темпов роста ВВП и промышленного производства по сравнению с пиком, отмечаемом в 1997-1998 гг., в 2003 году, темпы роста вновь возросли и составили 6,8%. В последние годы Республика Беларусь стремится обеспечить поддержание макроэкономической стабильности и находится в достаточно уязвимой позиции, характеризуемой дефицитом госбюджета и дефицитом по текущим счетам, низким уровнем резервов, ограниченным доступом к международным финансовым рынкам и уровнем инфляции, который значительно выше по сравнению с другими странами региона.
Тем не менее, Беларуси
удалось сохранить дефицит
В системе образования,
здравоохранения и социальных услуг
правительство придерживается стратегии
направления значительных ресурсов.
Согласно данным недавно проведенных
исследований, в течение последних
восьми лет в Беларуси отмечено значительное
сокращение бедности на фоне умеренного
углубления неравенства. Это было достигнуто
за счет широкого охвата системой социальной
защиты и социальных услуг, а также
административного повышения
Основные направления деятельности Всемирного Банка в Республике Беларусь
Республика Беларусь
стала членом Всемирного банка в
1992 году. Цель деятельности Всемирного
банка заключается в оказании
помощи стране в реализации стратегии,
способствующей экономическому росту
и повышению уровня жизни населения.
В программах Банка первостепенное
значение уделяется содействию в
создании основ долгосрочного
Совершенствование социальной политики
посредством оказания содействия белорусскому
правительству в разработке и реализации
системы социальной помощи, обеспечивающей
эффективный охват наиболее нуждающихся
категорий граждан.
Решение важных проблем в области окружающей
среды, особенно в контексте последствий
аварии на Чернобыльской АЭС посредством
рекомендаций о внедрении нового подхода,
который поможет сельскому населению
в наиболее пострадавших районах создать
более качественные условия жизни, в том
числе более безопасные и устойчивые условия
жизнедеятельности.
Создание открытой экономики и общества
посредством обеспечения прозрачности
и доступности государственной системы
общественному контролю, создания благоприятной
среды для развития бизнеса и содействия
в формировании и усилении роли гражданского
общества и общественных организаций.
Достигнутые результаты
Улучшение состояния уникальных экосистем
и совершенствование управления
в секторе лесного хозяйства.
В настоящее время налажен
более качественный мониторинг загрязнения
атмосферного воздуха в лесах
и усовершенствована система
использования древесных
Реабилитация отопительных систем. Системы
отопления, освещения и изоляции будут
усовершенствованы в более, чем 600 школах,
больницах и общественных зданиях в рамках
осуществляемого проекта по модернизации
объектов инфраструктуры в социальной
сфере, который финансируется из средств
займа Всемирного банка в объеме 22,6 миллионов
долларов. Первые результаты проекта показывают,
что модернизация систем электроснабжения
и отопления обеспечивает уменьшение
энергопотребления, которое может достигать
30%. При этом, снижение нагрузки на ТЭЦ
и котельные смягчает отрицательные последствия
для окружающей среды, что имеет крайне
важное значений для страны, подвергшейся
серьезному воздействию последствий аварии
на Чернобыльской АЭС.
Прекращение производства озоноразрушающих
веществ. Производство озоноразрушающих
веществ было сокращено с 1996 тонн в 1989
г. до 274 т онн в 2000 г. благодаря содействию
со стороны Глобального экологического
фонда в виде гранта в объеме 6,9 миллионов
долларов. Грант также позволил предприятиям
машиностроения и радиоэлектроники сохранить
высококвалифицированный персонал. Грант
также способствовал повышению конкурентоспособности
продукции белорусских производителей
на внешних рынках, в том числе электроприборов
и холодильников.
Разработка и апробация системы адресной
социальной помощи. Благодаря гранту Фонда
институционального развития была разработана
и апробирована новая программа адресной
социальной помощи, в которой объединены
несколько малых программ. Новая программа
является первым этапом в масштабной реструктуризации
программ социальной защиты.
Привлечение внимания к актуальным вопросам.
Были подготовлены отчеты по проблемам,
влияющим на развитие страны, в том числе
в таких областях, как сокращение бедности,
развитие сельского хозяйства, среда для
ведения бизнеса, социальные услуги, энергосектор,
электронно-коммуникационная инфраструктура
и информационная готовность, транспорт,
государственные расходы и преодоление
долгосрочных последствий аварии на Чернобыльской
АЭС.
Создание форума для непрерывного диалога
между гражданским обществом и лицами,
ответственными за принятие решений. Была
реализована серия программ в целях стимулирования
дискуссий в обществе и формирования основы
в поддержку реформ.