Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2014 в 21:16, курсовая работа
Цель данной работы - раскрыть сущность государственного долга РФ и основные проблемы управления им. Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть содержание и основные формы государственного долга;
2. отразить динамику государственного внутреннего и внешнего долга;
3. дать характеристику основных методов и форм управления государственным долгом;
Введение……………………………………………………………….…….........2
Глава 1: Сущность и значение государственного внутреннего долга…...........4
1.1 Содержание государственного внутреннего долга….……….............4
1.2 Классификация форм государственного внутреннего долга….…….8
Глава 2: Характеристика современного состояния государственной внутренней задолженности РФ…………………………………………………10
2.1 Динамика и структура государственного внутреннего долга РФ…………………………………………………………………………..10
2.2 Характеристика основных форм государственного внутреннего долга РФ…………………………………………………………........…...13
Глава 3: Проблемы эффективности управления государственным долгом РФ…………………………………………………………………………………16
Заключение…………………………………………………………………….....20
Библиографический список……………………………………………………..23
МОСКОВСКИЙ БАНКОВСКИЙ ИНСТИТУТ |
НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ЭКОНОМИКА КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) «БАКАЛАВР» |
КУРСОВАЯ РАБОТА |
на тему «Государственный внутренний долг: современное состояние и управление им» |
Студента 3 курса |
Группы @@@ @@@@@@@@@@@@ |
Научный руководитель: @@@@@@@@ |
Москва 2014 |
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1: Сущность и значение государственного внутреннего долга…...........4
1.1 Содержание государственного
внутреннего долга….………........
1.2 Классификация форм государственного внутреннего долга….…….8
Глава 2: Характеристика современного состояния государственной внутренней задолженности РФ…………………………………………………10
2.1 Динамика и структура
государственного внутреннего
2.2 Характеристика основных
форм государственного
Глава 3: Проблемы эффективности
управления государственным долгом РФ…………………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Библиографический список……………………………………………………..23
Введение
Большое внимание в последние годы уделяется дефициту бюджета и государственному долгу. Бюджетный дефицит - это та сумма, на которую в данный год расходы правительства превосходят его доходы; национальный или государственный долг - это общая сумма накопленных положительных сальдо бюджета за вычетом дефицитов, имевших место в стране. В общеупотребительном смысле термин «государственный долг» означает совокупность обязательств государства перед иностранными и внутренними кредиторами.
Лет 20 тому назад вряд ли кто-нибудь мог предположить, что Россия окажется в весьма неприглядном положении ненадежного должника, вынужденного просить отсрочки по непосильным для нее долговым платежам, и что проблема управления внешним долгом станет постоянной заботой ее экономических и финансовых органов. С одной стороны, подтвердились опасения ненадежной платежеспособности наших должников из развивающихся стран и стран СЭВ, а с другой - по ряду причин оказалось невозможным избежать быстрого нарастания валютной задолженности западным кредиторам. Связано это было в основном с дефицитностью платежного баланса и государственного бюджета, ухудшением ценовых условий внешней торговли, общим сокращением товарного экспорта и поставок военной техники.
Цель данной работы - раскрыть сущность государственного долга РФ и основные проблемы управления им. Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть содержание и основные формы государственного долга;
2. отразить динамику
3. дать характеристику
основных методов и форм
4. раскрыть современные проблемы в области управления государственным внутренним и внешним долгом;
Объектом исследования курсовой работы является государственный долг.
Предметом исследования работы
является причины возникновения, последствия
государственного долга.
Глава 1. Сущность
и значение государственного внутреннего
долга
1.1 Содержание государственного внутреннего долга
Государственный долг - совокупность дефицита государственного бюджета за определенный период. Это экономическое определение государственного долга. В Бюджетном кодексе Российской Федерации дано юридическое определение государственного долга, как долговых обязательств Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.
Основными причинами образования государственного долга являются дефицит бюджета и наличие свободных денежных средств у физических и юридических лиц.
Государственные долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в форме:
· кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
· государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
· договоров и соглашений о получении Российской Федерацией бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
· договоров о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;
· соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.
Долговые обязательства Российской Федерации могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (свыше одного года до пяти лет) и долгосрочными (свыше пяти лет и до 30 лет). Срок погашения долговых обязательств не может превышать 30 лет. Также не допускается изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения.
Государственный долг можно классифицировать по различным критериям. По валютному критерию государственный долг делится на внешний и внутренний: рублевые долги относятся к внутреннему долгу, а валютные - к внешнему. В международной практике есть и другое определение внешнего долга - как совокупного долга нерезидентам, а внутреннего долга - как совокупного долга резидентам. В объем государственного внешнего долга Российской Федерации включаются:
· объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией;
· объем основного долга по полученным кредитам правительств иностранных государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций.
В объем государственного внутреннего долга Российской Федерации включаются:
· основная номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам;
· объем основного долга по кредитам;
· объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным от бюджетов других уровней;
· объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.
Государственный долг также делится на капитальный и текущий.
Капитальный долг - вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая проценты.
Текущий долг - это расходы по выплате доходов и погашению обязательств.
По уровню управления государственный долг делится на:
· государственный долг Российской Федерации;
· государственный долг субъекта Российской Федерации (представляет собой совокупность долговых обязательств субъекта);
· муниципальный государственный долг (представляет собой совокупность долговых обязательств муниципального образования). www.gosdolg.ru.- официальный сайт гос. долга
Внутренний государственный долг - это составная часть государственного долга по внутренним займам и другим долговым обязательствам перед кредиторами-резидентами. Наличие внутреннего долга не является исключением в экономике, а скорее - правилом. Экономически развитые страны, как правило, имеют значительный государственный внутренний долг. Однако значительна разница в причинах, способах образования и особенностях функционирования этого вида долга. Государственный долг и вызвавшие его дефициты могут быть тщательно продуманными и спланированными факторами стабилизации экономики и ее развития.
Внутренний государственный долг рассматривается как «заем нации сам себе» и не влияет на общие размеры совокупного богатства нации. Определенные отрицательные последствия по его управлению перекрываются положительными эффектами от мобилизации дополнительных финансовых ресурсов в инвестиции или развитие экономики страны. Однако присутствует и ряд отрицательных последствие наличия внутреннего государственного долга:
1. погашение задолженности
производится за счет
2. для уменьшения долга
государство может увеличивать
налоги, что может привести к
макроэкономическим
3. действует эффект «вытеснения инвестиций» частных предпринимателей.
Т.е. выход государства на ссудный рынок усиливает конкуренцию на денежном рынке, что в свою очередь приводит к увеличению процентных ставок на денежный капитал. Это лишает частный сектор какой-то части инвестиций и соответственно «тормозит» экономическое развитие страны.
Основными кредиторами внутреннего
долга, как правило, являются: население;
корпорации; банки; другие финансовые
и кредитные учреждения.
1.2 Классификация форм
государственного внутреннего долга
В соответствии с рекомендациями Международного валютного Фонда в качестве внутреннего долга рассматриваются обязательства органов госуправления, выраженные как в национальной, так и в иностранной валюте, держателями которых являются резиденты, внешним долгом считается государственная задолженность перед нерезидентами. Практически факт отнесения владельцев долговых обязательств к резидентам или нерезидентам имеет первостепенное значение при определении структуры государственного долга. Данная ключевая классификация на практике дополняется еще классификационных схем, к которым относятся: классификация долга по типу кредитора (держателя долгового обязательства) и по типу долгового обязательства. Классификация долга по типу кредитора важна при анализе влияния государственной задолженности на функционирование всей экономики и ее отдельных сегментов. Так, при распространении операций с государственными долговыми обязательствами на вторичном финансовом рынке их распределении по категориям владельцев определяется как спецификой государственного заимствования, так и условиями функционирования кредитно-банковской системы (спрос на банковские ссуды, величина резервов банков, портфель государственных ценных бумаг и др.).
Принципиальная классификация госдолга по типу кредитора, имеет следующий вид:
- внутренний долг (органам
кредитно-денежного
- внешний долг (международным организациям, органам управления зарубежных государств, прочая внешняя задолженность, включая банковские ссуды и авансы, кредиты поставщиков).
Классификация долга
по типу долгового
- внутренний долг (долгосрочные
облигации, краткосрочные облигации
и векселя, долгосрочные ссуды, не
отнесенные к другим
- внешний долг (аналогично
перечню статей внутреннего
В соответствии с
Бюджетным кодексом РФ внешний
государственный долг - это долговые
обязательства РФ как заемщика
пли гаранта погашения займов
другими заемщиками перед физич
Таким образом, в России
главным критерием деления
Глава 2. Характеристика современного состояния государственной внутренней задолженности РФ
2.1 Динамика и структура государственного внутреннего долга РФ
Структура и динамика государственного внутреннего долга (в части государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации) в период с 01.03.14 г. по 31.03.14 г.
Больше всего денежных средств вложены в ОФЗ-ПД (облигации федерального займа с постоянным доходом), на данный момент их объем снизился на 136 261 млн руб. и составляет 2 590 261 млн. руб.
Далее идут облигации федерального займа с амортизированным доходом, их объем также снизился на 2 600 млн. руб. и составляет 1 043 384 млн. руб.
Третьим по объему идет ГСО-ППС (Государственные сберегательные облигации с постоянной процентной ставкой купонного дохода), их объем увеличился на 100 млрд руб. и составляет 575 550 млн. руб.
Государственные сберегательные облигации с фиксированной процентной ставкой купонного дохода не изменили своего значения за месяц, и составляют 132 млрд руб.
Облигации внутренних облигационных займов (ОВОЗ) также не изменились по объему и составляют 90 млрд руб.
В итоге за период с 01.03.14 по 31.03.14 мы видим уменьшение объема внутреннего государственного долга на 38 861 млн. руб., и размер внутреннего государственного долга на 01.04.2014 составляет 4 431 195 млн. руб.
На графике показана динамика объемов государственного внутреннего долга Российской Федерации в периоды с 01.02.2011 по 01.02.2014
Огромный скачок в увеличении объема внутреннего государственного долга мы видим в периоды с 01.02.2011 по 01.10.2011, объем увеличился примерно на 1000 млрд. руб.
Далее с 01.10.2011 по 01.02.2014 идет
постепенного увеличение государственного внутреннего долга, с прерывными
спадами в периоды с 01.08.2012 по 01.10.2012 и с
01.02.2013 по 01.04.2013
2.2 Характеристика основных
форм государственного внутреннего долга
РФ
Долговые обязательства Российской Федерации могут быть выражены в следующих пяти формах.
Государственный заем (заимствование) – это передача в собственность России денежных средств, которые они обязуются возвратить в той же сумме с уплатой процента (платы) на сумму займа. Государственные заимствования РФ – это займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками. Законодатель определяет государственные внешние заимствования РФ и государственные внутренние заимствования РФ.
Информация о работе Государственный внутренний долг: современное состояние и управление им