Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 19:58, реферат
Как известно, рыночной экономики в «чистом» виде не существует, поскольку наряду с частным в ней, в том или ином виде, представлен и государственный (общественный) сектор. Размеры его и влияние в разных странах с рыночной экономикой весьма различны.
1 Теоретические аспекты существования государственного сектора 3
2 Понятие государственного сектора 5
3 Значение государственного сектора и его доля в экономике 8
Список использованных источников 10
Федеральное агентство по образованию РФ
Министерство образования И НАУКИ РФ
ГОУ ВПО «ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ
ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
КАФЕДРА
ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ЭКОНОМИКИ
Доклад.
на тему:
«Государственный
сектор в рыночной экономике».
Орёл, 2005.
Содержание
Различные
экономические школы по-
Однако, кризис 29-33 гг. показал неспособность рыночной экономики к саморегулированию, возникла необходимость государственного вмешательства. Кейнсианская экономическая теория, которая стала господствующей в этот период, придавала государству значительную роль в экономике объясняла необходимость государственного сектора провалами рынка.1
Проблемы места государственного сектора в экономике, корреляция рынка и государства. Опыт XX века показывает, что эти соотношения не могут быть постоянными, они подвижны и меняются в зависимости от решаемых обществом задач.
В XX веке наблюдались периоды почти культа государства и его участие в экономике в качестве собственника и хозяйствующего субъекта. Спустя несколько десятилетий наступил период резко критической оценки роли государства в экономическом развитии, начался бурный процесс приватизации. И. Айдельман, широкоизвестная своими исследованиями проблем развития, преодоления экономической отсталости, считает, что в 1980-1996 гг. возобладала позиция о ненужности государственного участия, поскольку либерализация торговли способна ускорить развитие, а всемирная маркетизация производства товаров и услуг сделало его более эффективным. Негативное отношение к государственному регулированию было усилено крахом советской модели развития, которая на протяжении большей части XX века была противовесом капитализма.
В современной экономике во многих странах, по мнению Э. Меддисона, возникает «парадокс либерализма». Его суть в том, что в ходе качественных изменений в экономике, проведения кардинальных преобразований государству необходимо усиливать свою роль в качестве организатора экономического пространства. Идея laissez faire в современных условиях стала аномалией. Глобализация делает государство активным не только в мирохозяйственных отношениях. На внутреннем рынке проведение социально-ориентируемой экономической политики объективно диктует государственное участие.2
В настоящее время в современной экономической науке до сих пор существуют противоречия между различными экономическими школами относительно значения государственного сектора в рыночной экономике. В странах с рыночной экономикой идет дискуссия между двумя экономическими школами: дирижистами и либералами. Одни (либералы) полагают, что «невидимая рука» рынка и конкуренция автоматически приводят к наилучшему решению основных экономических проблем. Наличие государственного сектора, в котором не действуют законы рынка, может помешать этому, внося в экономику произвол и субъективизм и делая рыночный механизм не гибким и неспособным быстро реагировать на возникающие дисбалансы в экономическом равновесии. Другие, обращая внимание на «провалы рынка» (периодические кризисы, массовую безработицу, монополии, наличие общественных благ и т.д.), считают, что рыночная экономика лучше будет развиваться, если государство поможет решить те экономические проблемы, которые неудовлетворительно решает сам рынок. Большинство же экономистов считают, что необходим компромисс между этими двумя школами, что в современной рыночной экономике необходимо основываться на принципе экономической эффективности функционирования экономических субъектов. Это означает существование свободного предпринимательства с разумной долей государственного сектора там, где не эффективен рынок.3
Как известно, рыночной экономики в «чистом» виде не существует, поскольку наряду с частным в ней, в том или ином виде, представлен и государственный (общественный) сектор. Размеры его и влияние в разных странах с рыночной экономикой весьма различны. Например, в отличие от США и Японии, где государственное вмешательство в экономику является менее значительным, Германия, Австрия, Франция, Италия, Португалия, Великобритания, скандинавские и другие развитые страны обладают достаточно весомым государственным сектором, который весьма активно влияет на производственные процессы, на осуществление проводимой экономической и социальной политики. В общем, любая модель смешанной экономики предполагает более или менее активное участие государства в экономических процессах.4
В
рыночной экономике основным регулятором
хозяйственных пропорций
Государственный сектор представляет собой комплекс хозяйственных объектов, целиком или частично принадлежащих центральным и местным государственным органам. Государственный сектор существовал во многих странах задолго до развития капитализма, включая почту, частично транспортную службу, изготовление оружия и др. По мере становления системы государственного регулирования экономики государство строило, выкупало у частных собственников хозяйственные объекты, главным образом в сфере инфраструктуры, тяжелой промышленности, функционирование которых было всегда выгодно и необходимо для экономики страны, но не всегда выгодно с точки зрения частного капитала.
Государственный сектор экономики представляет собой совокупность предприятий и организаций, находящихся в государственной собственности финансируемых из государственного бюджета. Границы государственного сектора в современной экономике довольно подвижны. Существует большое разнообразие смешанных государственно-частных структур. В настоящее время статистика большинства стран обычно исключает из рамок госсектора предприятия находящиеся в процессе приватизации, причём даже в тех случаях, когда доля государственной собственности в их капитале остаётся значительной. Поэтому общий объём государственного имущества за счёт государственных пакетов акций и далей в капитале смешанных предприятий оказывается гораздо больше, чем собственно государственный сектор
Значительная часть государственного сектора – это объекты инфраструктуры, в большинстве своем нерентабельные. Другая часть – государственные предприятия в сырьевых и энергетических отраслях, где требуются большие инвестиции, а оборачиваемость капитала медленная. Рентабельность государственных фирм, как правило, ниже, чем частных. Часть государственного сектора – это пакеты акций смешанных частно-государственных компаний.
Существование в условиях рыночного хозяйства секторов, которые в своей деятельности руководствуются принципами, несколько отличающимися от принципов частных фирм, позволяет использовать государственный сектор для решения общегосударственных экономических задач, повышения прибыльности частного хозяйства.
Монопольная прибыль, а зачастую и прибыль вообще, не является первостепенной целью деятельности государственного сектора в инфраструктуре, энергетике, сырьевых отраслях, НИОКР, в подготовке и переподготовке кадров, в области охраны окружающей среды, так как высоких прибылей от этих сфер никто не требует, а убытки покрываются из бюджета. Поэтому государственный сектор стал поставщиком дешевых услуг (в частности, транспортных, почтово-телеграфных), электроэнергии и сырья, снижая, таким образом, издержки в частном секторе.
Активно используется государственный сектор как средство государственного регулирования экономики. Так, в условиях ухудшения конъюнктуры, депрессии или кризиса, когда частные капиталовложения сокращаются, инвестиции в государственный сектор, как правило, растут. Таким образом, правительственные органы стремятся противодействовать спаду производства и росту безработицы. Государственный сектор играет заметную роль в структурной государственной политике. Государство создает новые объекты или расширяет и реконструирует старые в тех сферах деятельности, отраслях или регионах, куда частный капитал притекает недостаточно. Так, государственный сектор играет огромную роль в НИОКР, подготовке и переподготовке кадров. Государственные фирмы занимаются и внешней торговлей, вывозом капитала за рубеж, зачастую выступая пионерами во внедрении национального капитала в какую-либо страну
В целом государственный сектор служит дополнением частного хозяйства там и в такой мере, где и насколько мотивация для частного капитала оказывается недостаточной. В результате государственный сектор служит повышению эффективности народного хозяйства в целом и является одним из инструментов перераспределения валового внутреннего продукта (валовых внутренний продукт – это совокупная стоимость продукции сферы материального производства и сферы услуг, независимо от национальной принадлежности предприятий, расположенных на территории данной страны).6
Под рыночной экономикой понимается рынок в единстве с экономическими функциями государства, с государственным регулированием экономики. Государство может (и должно) вмешиваться в процессы перераспределения и потребления. При этом такое его вмешательство во всех странах постоянно увеличивается, что связано с усилением социальной ориентации всех национальных экономик. В создаваемом хозяйственном механизме России, также следует предусмотреть возможности реализации социальных целей развития страны.7
Значение государственного сектора в экономике определяется его функциями. Функции государственного сектора в рыночной экономике можно разделить на две группы.
К первой группе относятся функции обеспечения правовых и институциональных основ функционирования рыночной экономики, а также функции стимулирования и защиты конкуренции как главной движущей силы роста эффективности производства.
Ко второй группе относятся функции перераспределения доходов, корректировки распределения ресурсов, обеспечения экономической стабильности и стимулирования экономического роста.8
Вышеперечисленные функции являются общими для всех стран с рыночной экономикой. Преобладание той или иной группы функций зависит от экономической политики, проводимой в стране с рыночной экономикой.
Доля государственного сектора в экономике определяется следующими показателями:
Объем товаров и услуг, производимый государственным сектором в общем объеме ВНП определить достаточно трудно, поскольку во всех странах с рыночной экономикой гораздо больше предприятий со смешанной формой собственности, чем с полностью государственной. Предприятия со смешанной формой собственности относятся к сектору рыночной экономики.
Объем налоговых поступлений не может полностью характеризовать долю государственного сектора в экономике развитых стран, так как зависит от множества факторов. Тем не менее, во многих странах с рыночной экономикой наблюдается корреляция между размерами государственного сектора и налоговыми поступлениями в бюджеты этих стран. Так, например в Швеции, где государственный сектор является достаточно весомым, доля налоговых доходов бюджета внушительна, это связано со значительной социальной направленностью экономики Швеции.9
Информация о работе Государственный сектор в рыночной экономике