Государственный сектор в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 19:58, реферат

Описание работы

Как известно, рыночной экономики в «чистом» виде не существует, поскольку наряду с частным в ней, в том или ином виде, представлен и государственный (общественный) сектор. Размеры его и влияние в разных странах с рыночной экономикой весьма различны.

Содержание

1 Теоретические аспекты существования государственного сектора 3
2 Понятие государственного сектора 5
3 Значение государственного сектора и его доля в экономике 8
Список использованных источников 10

Работа содержит 1 файл

Гос сектор в рын эк-ке.doc

— 116.00 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию  РФ

Министерство  образования И  НАУКИ РФ

ГОУ ВПО  «ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ 

КАФЕДРА ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ЭКОНОМИКИ 
 
 
 
 
 
 

Доклад.

на тему:

«Государственный сектор в рыночной экономике». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                   Выполнила:

                                                   студентка 5 курса 52 группы

                                                   Зевакина Ю. Н. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Орёл, 2005. 

Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 Теоретические  аспекты существования государственного  сектора

     Различные экономические школы по-разному  относились к функционированию государственного сектора в экономике. Представители  классической экономической теории выступали за свободу предпринимательства и невмешательство государства в экономику. Они считали, что экономика саморегулируема, движущей силой экономического развития является конкуренция. Тем не менее, классики полностью не отрицали наличие государственного сектора в экономике. А. Смит выделил три функции государства в рыночной экономике:

  • национальная оборона;
  • внутренний порядок, закон и справедливость;
  • «общественные работы», например строительство дорог.

     Однако, кризис 29-33 гг. показал неспособность  рыночной экономики к саморегулированию, возникла необходимость государственного вмешательства. Кейнсианская экономическая теория, которая стала господствующей в этот период, придавала государству значительную роль в экономике объясняла необходимость государственного сектора провалами рынка.1

     Проблемы места государственного сектора в экономике, корреляция рынка и государства. Опыт XX века показывает, что эти соотношения не могут быть постоянными, они подвижны и меняются в зависимости от решаемых обществом задач.

     В XX веке наблюдались периоды почти культа государства и его участие в экономике в качестве собственника и хозяйствующего субъекта. Спустя несколько десятилетий наступил период резко критической оценки роли государства в экономическом развитии, начался бурный процесс приватизации. И. Айдельман, широкоизвестная своими исследованиями проблем развития, преодоления экономической отсталости, считает, что в 1980-1996 гг. возобладала позиция о ненужности государственного участия, поскольку либерализация торговли способна ускорить развитие, а всемирная маркетизация производства товаров и услуг сделало его более эффективным. Негативное отношение к государственному регулированию было усилено крахом советской модели развития, которая на протяжении большей части XX  века была противовесом капитализма.

     В современной экономике во многих странах, по мнению Э. Меддисона, возникает «парадокс либерализма». Его суть в том, что в ходе качественных изменений в экономике, проведения кардинальных преобразований государству необходимо усиливать свою роль в качестве организатора экономического пространства. Идея laissez faire в современных условиях стала аномалией. Глобализация делает государство активным не только в мирохозяйственных отношениях. На внутреннем рынке проведение социально-ориентируемой экономической политики объективно диктует государственное участие.2

     В настоящее время в современной  экономической науке до сих пор  существуют противоречия между различными экономическими школами относительно значения государственного сектора в рыночной экономике.  В странах с рыночной экономикой идет дискуссия между двумя экономическими школами: дирижистами и либералами. Одни (либералы) полагают, что «невидимая рука» рынка и конкуренция автоматически приводят к наилучшему решению основных экономических проблем. Наличие государственного сектора, в котором не действуют законы рынка, может помешать этому, внося в экономику произвол и субъективизм и делая рыночный механизм не гибким и неспособным быстро реагировать на возникающие дисбалансы в экономическом равновесии. Другие, обращая внимание на «провалы рынка» (периодические кризисы, массовую безработицу, монополии, наличие общественных благ и т.д.), считают, что рыночная экономика лучше будет развиваться, если государство поможет решить те экономические проблемы, которые неудовлетворительно решает сам рынок. Большинство же экономистов считают, что необходим компромисс между этими двумя школами, что в современной рыночной экономике необходимо основываться на принципе экономической эффективности функционирования экономических субъектов. Это означает существование свободного предпринимательства с разумной долей государственного сектора там, где не эффективен рынок.3

2 Понятие  государственного сектора

     Как известно, рыночной экономики в «чистом» виде не существует, поскольку наряду с частным в ней, в том или ином виде, представлен и государственный (общественный) сектор. Размеры его и влияние в разных странах с рыночной экономикой весьма различны. Например, в отличие от США и Японии, где государственное вмешательство в экономику является менее значительным, Германия, Австрия, Франция, Италия, Португалия, Великобритания, скандинавские и другие развитые страны обладают достаточно весомым государственным сектором, который весьма активно влияет на производственные процессы, на осуществление проводимой экономической и социальной политики. В общем, любая модель смешанной экономики предполагает более или менее активное участие государства в экономических процессах.4

     В рыночной экономике основным регулятором  хозяйственных пропорций является рынок. Государственное регулирование играет вспомогательную роль. Оно строится на основе принципа «необходимости»: только в тех сферах, где рыночные регуляторы в силу различных причин неэффективны, допустимо и целесообразно государственное регулирование.5

     Государственный сектор представляет собой комплекс хозяйственных объектов, целиком или частично принадлежащих центральным и местным государственным органам. Государственный сектор существовал во многих странах задолго до развития капитализма, включая почту, частично транспортную службу, изготовление оружия и др. По мере становления системы государственного регулирования экономики государство строило, выкупало у частных собственников хозяйственные объекты, главным образом в сфере инфраструктуры, тяжелой промышленности, функционирование которых было всегда выгодно и необходимо для экономики страны, но не всегда выгодно с точки зрения частного капитала.

     Государственный сектор экономики  представляет собой  совокупность предприятий и организаций,  находящихся в государственной собственности финансируемых из государственного бюджета. Границы государственного сектора в современной экономике довольно подвижны. Существует большое разнообразие смешанных  государственно-частных структур. В настоящее время статистика большинства стран обычно исключает из рамок госсектора предприятия находящиеся в процессе приватизации, причём даже в тех случаях, когда доля государственной собственности в их капитале остаётся значительной. Поэтому общий объём государственного имущества за счёт государственных пакетов акций и далей в капитале смешанных предприятий оказывается гораздо больше, чем собственно государственный сектор

     Значительная  часть государственного сектора  – это объекты инфраструктуры, в большинстве своем нерентабельные. Другая часть – государственные предприятия в сырьевых и энергетических отраслях, где требуются большие инвестиции, а оборачиваемость капитала медленная. Рентабельность государственных фирм, как правило, ниже, чем частных. Часть государственного сектора – это пакеты акций смешанных частно-государственных компаний.

     Существование в условиях рыночного хозяйства  секторов, которые в своей деятельности руководствуются принципами, несколько  отличающимися от принципов частных  фирм, позволяет использовать государственный  сектор для решения общегосударственных экономических задач, повышения прибыльности частного хозяйства.

     Монопольная прибыль, а зачастую и прибыль  вообще, не является первостепенной целью  деятельности государственного сектора  в инфраструктуре, энергетике, сырьевых отраслях, НИОКР, в подготовке и переподготовке кадров, в области охраны окружающей среды, так как высоких прибылей от этих сфер никто не требует, а убытки покрываются из бюджета. Поэтому государственный сектор стал поставщиком дешевых услуг (в частности, транспортных, почтово-телеграфных), электроэнергии и сырья, снижая, таким образом, издержки в частном секторе.

     Активно используется государственный сектор как средство государственного регулирования  экономики. Так, в условиях ухудшения  конъюнктуры, депрессии или кризиса, когда частные капиталовложения сокращаются, инвестиции в государственный сектор, как правило, растут. Таким образом, правительственные органы стремятся противодействовать спаду производства и росту безработицы. Государственный сектор играет заметную роль в структурной государственной политике. Государство создает новые объекты или расширяет и реконструирует старые в тех сферах деятельности, отраслях или регионах, куда частный капитал притекает недостаточно. Так, государственный сектор играет огромную роль в НИОКР, подготовке и переподготовке кадров. Государственные фирмы занимаются и внешней торговлей, вывозом капитала за рубеж, зачастую выступая пионерами во внедрении национального капитала в какую-либо страну

     В целом государственный сектор служит дополнением частного хозяйства там и в такой мере, где и насколько мотивация для частного капитала оказывается недостаточной. В результате государственный сектор служит повышению эффективности народного хозяйства в целом и является одним из инструментов перераспределения валового внутреннего продукта (валовых внутренний продукт – это совокупная стоимость продукции сферы материального производства и сферы услуг, независимо от национальной принадлежности предприятий, расположенных на территории данной страны).6

     Под рыночной экономикой понимается рынок  в единстве с экономическими функциями государства, с государственным регулированием экономики. Государство может (и должно) вмешиваться в процессы перераспределения и потребления. При этом такое его вмешательство во всех странах постоянно увеличивается, что связано с усилением социальной ориентации всех национальных экономик. В создаваемом хозяйственном механизме России, также следует предусмотреть возможности реализации социальных целей развития страны.7

3 Значение государственного сектора и его доля в экономике

     Значение государственного сектора в экономике определяется его функциями. Функции государственного сектора в рыночной экономике можно разделить на две группы.

     К первой группе относятся функции  обеспечения правовых и институциональных  основ функционирования рыночной экономики, а также функции стимулирования и защиты конкуренции как главной движущей силы роста эффективности производства.

     Ко  второй группе относятся функции  перераспределения доходов, корректировки  распределения ресурсов, обеспечения  экономической стабильности и стимулирования экономического роста.8

     Вышеперечисленные функции являются общими для всех стран с рыночной экономикой. Преобладание той или иной группы функций зависит от экономической политики, проводимой в стране с рыночной экономикой.

     Доля  государственного сектора в экономике определяется следующими показателями:

  • объем товаров и услуг, производимый общественным сектором в общем объеме ВНП;
  • объем налоговых поступлений в бюджет;
  • объем государственных расходов.

     Объем товаров и услуг, производимый государственным  сектором в общем объеме ВНП определить достаточно трудно, поскольку во всех странах с рыночной экономикой гораздо больше предприятий со смешанной формой собственности, чем с полностью государственной. Предприятия со смешанной формой собственности относятся к сектору рыночной экономики.

     Объем налоговых поступлений не может  полностью характеризовать долю государственного сектора в экономике  развитых стран, так как зависит  от множества факторов. Тем не менее, во многих странах с рыночной экономикой наблюдается корреляция между размерами государственного сектора и налоговыми поступлениями в бюджеты этих стран. Так, например в Швеции, где государственный сектор является достаточно весомым, доля налоговых доходов бюджета внушительна, это связано со значительной социальной направленностью экономики Швеции.9

Информация о работе Государственный сектор в рыночной экономике