Государственный сектор национальной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 02:41, контрольная работа

Описание работы

Государственный сектор - часть смешанной экономики, полностью контролируемая государственными органами, находящаяся в собственности государства. В государственный сектор экономики входят: образование, национальная служба здравоохранения, социальные услуги, общественный транспорт, национальные и местные государственные предприятия и государственные корпорации.

Содержание

Нерюнгри, 2012 г.
Содержание
Введение 3
1. Государственный сектор
2. Государственный сектор в экономике 9
Заключение 11
Список используемой литературы 12

Работа содержит 1 файл

гос сектор.docx

— 27.14 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки РФ

Технический институт (филиал)

Федерального  государственного автономного образовательного

учреждения  высшего профессионального образования

«Северо-Восточный  федеральный университет имени  М.К.Аммосова»

 в  г. Нерюнгри 
 
 
 
 
 
 

       Контрольная работа

       по  дисциплине «Государственное регулирование экономической политики»

       на  тему «Государственный сектор национальной экономики» 
 
 

                                                      Выполнил:

                                                      студент IV-го курса

                                                      группы ФК-08

                                                      Иванов И. И.

                                                      Проверил:

                                                      Малеева Е. Г. 
 
 

Нерюнгри, 2012 г.

Содержание 

Введение             3                                                                                                             

1. Государственный сектор

2. Государственный сектор в экономике              9

Заключение          11

Список  используемой литературы       12 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Государственный сектор - часть смешанной экономики, полностью контролируемая государственными органами, находящаяся в собственности  государства. В государственный  сектор экономики входят: образование, национальная служба здравоохранения, социальные услуги, общественный транспорт, национальные и местные государственные  предприятия и государственные  корпорации.

     Иными словами государственный сектор экономики включает в себя все  экономические ресурсы, которыми владеет  государство, и все организации, с помощью которых осуществляется государственное регулирование  экономики. Это и государственный  бюджет, государственные производственные предприятия, государственные организации  в сфере управления, здравоохранения, образования, обороны, государственные  земли.

     Однако  не следует при рассмотрении государственного сектора экономики ограничиваться только определениями. Ведь проблема рассмотрения данного вопроса лежит намного  глубже. Так, например, Поршнев А.Г. предлагает классификацию видов госимущества:

     Земля в составе государственной собственности, или земельная собственность, подразделяется с учетом ее целевого назначения в  народном хозяйстве страны.

     Природные ресурсы включают водные, в том  числе подземные, лесные и биологические  ресурсы (растительный и животный мир), воздушное пространство, полезные ископаемые, эфир, ресурсы космических систем.

     Имущество как объект государственной собственности  является достаточно многообразным  по наименованию и назначению. Оно  выступает в форме акций, долей  в уставных капиталах различных  акционерных компаний, а также  государственных унитарных предприятий  и учреждений (далее - организации). В составе группы – активы объектов государственной собственности - основные фонды, запасы материальных оборотных  средств, а также недвижимое имущество  и объекты, деятельность которых  носит некоммерческий характер. Это, имущество государственных учреждений, государственных некоммерческих фондов, органов государственного управления. 
 
 
 

1. Государственный сектор 

     Государственный сектор - часть смешанной экономики, полностью контролируемая государственными органами, находящаяся в собственности  государства. В государственный  сектор экономики входят: образование, национальная служба здравоохранения, социальные услуги, общественный транспорт, национальные и местные государственные  предприятия и государственные  корпорации.

     Формирование  жизнеспособного госсектора, несмотря на актуальность проблемы, происходит медленно. На сегодняшний день в  отличие от модели чистого капитализма, нашу экономику лучше характеризовать  как смешанный капитализм. Функционирование частного сектора на основе рыночной системы модифицируется самыми разными  способами государственным сектором.

     Государство в смешанной экономике играет роль экономического субъекта, опосредованно  воздействующего на рыночный механизм в целом, причем оно не может воздействовать непосредственно на характер происходящих экономических процессов. Функционирование частного сектора на основе рыночной системы модифицируется самыми разными  способами государственным сектором.

     Государственное регулирование экономики - это совокупность методов воздействия на экономику, обеспечивающих ее устойчивое развитие при формировании рыночных отношений, в интересах общества.

Под экономикой в данном случае понимается общественный уклад страны со своей моделью  собственности, управления, организации  и распределения, со своим рынком как формой связи между субъектами производственно-экономических отношений.

     Устойчивое  развитие экономики предполагает реализацию комплекса мер, направленных на рост национального дохода, сохранение жизни  и здоровья человека, решение демографических  проблем, уменьшение дифференциации в  доходах населения, искоренение  бедности.

     Осуществляемые  в стране реформы ведут к изменению  характера участия государства  в хозяйственной деятельности, сокращению доли государственной собственности, созданию экономических условий, обеспечивающих высокую деловую активность, повышающих роль граждан и организаций в  принятии хозяйственных решений.

     Всякая  крупная акция требует тщательной подготовки и осмысления. Здесь не может быть безальтернативных вариантов. Государственное регулирование  экономики ставит своей целью  создание такой хозяйственной системы, которая ориентируется на выбор наиболее эффективных вариантов использования имеющихся факторов производства.

     Ориентиры, которыми руководствуется государство  в процессе регулирования экономики, включают показатели, характеризующие  уровень экономического развития и  качества жизни: продолжительность  жизни человека, доход (валовой внутренний продукт) на душу населения, уровень  занятости, степень реализации прав человека, уровень знаний, состояние  окружающей среды.

     Государственное регулирование охватывает все стороны  общественного воспроизводства. Но первостепенное внимание уделяется  регулированию отношений собственности  и предпринимательства, инвестиций и структурной перестройки отраслей материального производства, социального  развития и рынка труда, финансового  рынка и денежного обращения, территориальных пропорций и  региональных рынков, природопользования, внешнеэкономической деятельности. При этом вначале, в силу сложившихся  особых условий реформирования, решаются острые экономические и социальные проблемы, в том числе структурные  преобразования, технологическое обновление, преодоление кризисных явлений.

     Государство применяет различные регуляторы для воздействия на процесс расширенного воспроизводства. При этом формы  и методы государственного регулирования  всецело зависят от конкретной экономической  обстановки, характера и масштабов  решаемых задач. Страны, развивающиеся  в острой экономической ситуации, нуждаются в более сильном  государственном руководстве и  участии, применении прямых административных методов, чем развитые страны, имеющие  стабильное положение. При этом во всех случаях необходимое государственное  планирование экономики не может  опуститься ниже определенного предела, за которым становится невозможным  воспроизводство.

     Государственное регулирование стало постоянным функционирующим механизмом в национальном и международном масштабах. Системы  свободного рынка и директивной  экономики изжили себя, что убедительно  доказали великая депрессия 30-х гг. в США и распад экономики СССР в начале 90-х гг. На смену им пришла система экономического управления, сочетающая рыночные и государственные  методы регулирования.

Однако  в России в процессе реформирования основной упор был сделан на разрушение прежней государственной системы  управления и смену формы собственности. В короткие сроки государственная  форма собственности и государственный  механизм управления (бюрократический  централизм) обернулись в свои противоположности, т.е. в преобладание частной собственности и стихию незрелого рынка. В результате этой метаморфозы в экономике произошли нежелательные изменения. Объём производства катастрофически сократился. По насыщенности рынка товарами можно было бы сделать вывод об успешном проведении реформ. В действительности именно потребительскому рынку реформа нанесла наиболее сильный удар. Потребление продовольствия в 1995г. к уровню 1990 г. снизилось до 48%, причем 50% продовольствия было импортным.

     В смешанной экономике, представляющей совокупность структур экономического производства, при котором частная  система управляется рыночным механизмом, а общественные институты и правительства, опираясь на рыночный механизм, воздействуют на экономику посредством директив и налоговой политики, само по себе государство играет роль организатора проведения мероприятий, корректирующих и стабилизирующих текущие процессы в экономике, но не оказывает значительного  влияния.

     Рыночная  экономика привносит режим конкуренции. Конкуренция и рынок потребителя  являются ключевыми условиями экономического прогресса. Изменение же форм собственности  имеет смысл тогда, когда устраняется  монопольное положение производителя. Сама смена собственности никак  не влияет на эффективность, а доходность может снизиться, так как надо платить еще и собственнику. Частная  собственность имеет преимущества в мелком производстве, основанном на личном трудовом участии. Применительно  к крупным предприятиям большим  стимулом становится не частная собственность, а приватизация управления.

При реформировании широко использовались теории и советы западных экспертов, которые, возможно, и грамотные специалисты, но далеки от российской действительности. Известно, что даже положительный опыт полезен  только в конкретных условиях. Сделанный  с помощью западных советников выбор  модели оказался неспособным обеспечить современный уровень организации  и управления производством. Чистый продукт, который прежде направлялся  на нужды всех граждан страны, теперь в большой степени присваивается  владельцами капитала. Следовало  рыночные отношения постепенно вмонтировать в планирование, а не ликвидировать  его; дать больше самостоятельности  хозяйствующим субъектам, а не проводить  дележ общенародной собственности.

     Задачей государственного регулирования, поэтому  является объединение в едином механизме  преимуществ обеих систем. Это  тем более актуально, что в  стране осуществлен лишь первый, самый  простейший этап перехода к рынку -- либерализация экономики. Второй этап -- финансовая стабилизация -- затягивается, а начало последнего третьего этапа -- повышение эффективности, стимулирование производства и инвестиций, освоение модели интенсивного экономического роста -- пока не поддается прогнозированию.

     Государству отводится ведущая роль в создании экономических стимулов, заинтересованности граждан и юридических лиц  в развитии производственных отношений; гарантий безопасности в политической, социальной, экологической, оборонной  и других сферах; разработке программных  и прогнозных документов, стратегии  действий долгосрочного и краткосрочного характера с ориентированием  на соответствующие приоритеты; введении необходимых ограничений хозяйственной  деятельности и контроля за их соблюдением.

     От  государства требуется обеспечение  развития инфраструктурных отраслей экономики, подавление негативных проявлений рыночного  механизма, осуществление заботы о  подрастающем поколении, поддерживание  образования и культуры общества, субсидирование экологических организаций. Кроме того, если не поставить под  государственный контроль крупные  монополии, то они повышением цен  сведут платежеспособный спрос до критического уровня.

     Многие  экономические и социальные проблемы не могут быть решены в рамках саморегулирующегося  рыночного механизма. К ним можно  отнести финансирование малорентабельных или нерентабельных, с точки зрения частного капитала, производств, но актуальных для продолжения воспроизводства  в национальных масштабах, преодоление  социального расслоения, реализацию региональных и национальных экономических  программ, решение проблемы безработицы, налаживание денежного обращения  и конвертируемости валюты, проведение научно-исследовательских изысканий, особенно фундаментальных, и др.

Информация о работе Государственный сектор национальной экономики