Государственный бюджет РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 13:59, реферат

Описание работы

Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения на примере государственного бюджета (бюджетной системы и бюджетного процесса) Российской Федерации. А также рассмотрение понятия дефицита бюджета и причин его возникновения. Выявить способы его покрытия для достижения сбалансированности бюджета.

Содержание

Введение
1. Бюджетное устройство
1.1 Бюджетная система
1.2 Федеральный бюджет
2. Проблема бюджетного дефицита
2.1 Понятие дефицита бюджета, его виды
2.2 Способы финансирования дефицита бюджета
Заключение
Список использованной литературы:

Работа содержит 1 файл

Государственный бюджет РФ.doc

— 234.50 Кб (Скачать)

Второй задачей, которую решает бюджетная классификация, является обеспечение адресного  выделения финансовых ресурсов. Ведомственная  структура определяет, кому, сколько  и на какие цели выделяются ресурсы из федерального бюджета.

Экономическая структура разграничивает все затраты  по направлениям расходования (на оплату труда государственных служащих, капитальные вложения в основные фонды и т.д.), что обеспечивает возможность экономического анализа государственных расходов. [6, с.30-31] 

1.2 Федеральный бюджет 

Государственный бюджет является одним из важнейших  звеньев финансовой системы страны. По средствам бюджета производятся мобилизация централизованных финансовых ресурсов государства и их расходование на цели, определяемые государством в лице соответствующих органов государственной власти.

Являясь формой образования и расходования денежных средств для обеспечения функций  федеральных, региональных и местных  органов, бюджет занимает ведущее место среди финансовых рычагов в системе управления страной. Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики государства. При этом значение государственного финансового регулирования посредством бюджетной системы трудно переоценить, хотя нельзя не учитывать происходящие в настоящее время изменения в практике перераспределения финансовых ресурсов и методах бюджетного воздействия на развитие экономики и социальной сферы. В частности, финансовые ресурсы в новых условиях все в большей степени перераспределяются через финансовый рынок исходя из их спроса и предложения.

Бюджет является мощным рычагом воздействия на социально-экономическое  развитие страны. Он призван обеспечивать не только создание общегосударственного фонда денежных средств, но и эффективное его использование в соответствии с основными направлениями бюджетной и налоговой политики. Это значит, что в бюджете концентрируется часть национального дохода, которая затем перераспределяется. Тем самым реализуется перераспределяется. Тем самым реализуется распределение этого звена финансовой системы. Федеральные, региональные и местные органы государственной власти и управления посредством бюджетных отношений получают в свое распоряжение определенную часть перераспределяемого национального дохода, которая направляется на строго определенные цели в зависимости от разграничения функций между органами управления. По средствам движения бюджетных ресурсов контролируются формирование доходной части бюджета и эффективность использования его расходной части (контрольная функция этого звена финансовой системы).

Распределительная и контрольная функции обусловливают  сущность бюджета как экономической  категории. В качестве таковой бюджет представляет собой систему экономических отношений, на основе которых планируются доходы и расходы государства.

Основными доходами федерального бюджета выступают  налоги и неналоговые платежи. За федеральным бюджетом в РФ закреплены главные налоги - налог на прибыль  юридических лиц, акцизы, НДС, таможенные пошлины. К налоговым доходам относят также штрафы и пени, уплаченные за нарушение налогового законодательства. К неналоговым доходам относят как обязательные платежи - доходы от использования имущества, находящегося в федеральной собственности, доходы о продажи принадлежащего государству имущества, доходы от реализации государственных запасов, доходы от внешнеэкономической деятельности, так и штрафы, взимание которых не связано с налоговым законодательством, доходы от продажи конфискованных товаров и т.п. [7, с.372-373]

Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации исключительно  из федерального бюджета финансируются  следующие функциональные виды расходов:

обеспечение деятельности Президента Российской Федерации, Федерального собрании, Счетной палаты. Центральной избирательной комиссии, федеральных органон исполнительной власти и их территориальных органов; другие расходы на общегосударственное управление по перечню, определяемому при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год; функционирование федеральной судебной системы;

осуществление международной деятельности в общефедеральных  интересах (финансовое обеспечение  реализации межгосударственных соглашений и соглашений с международными финансовыми организациями, международного культурного, научного и информационного сотрудничества федеральных органов исполнительной власти, взносы Российской Федерации в международные организации, другие расходы в области международного сотрудничества, определенные при утверждении Федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год);

национальная  оборона и обеспечение безопасности государства, осуществлении конверсии  оборонных отраслей промышленности;

фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;

государственная поддержка атомной энергетики;

ликвидация последствий  чрезвычайных ситуаций и стихийных  бедствий федерального масштаба;

исследование и использование космического пространства;

содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности  или в ведении органов государственной  власти Российской Федерации;

формирование  федеральной собственности;

обслуживание  и погашение государственного долга Российской Федерации;

компенсации государственным  внебюджетным фондом расходов на выплату  государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с  законодательством Российской Федерации  за счет средств федерального бюджета;

пополнение государственных  запасов драгоценных металлов и  драгоценных камней, государственного материального резерва;

проведение выборов  и референдумов Российской Федерации;

федеральная инвестиционная программа;

финансовая поддержка субъектов Российской Федерации;

официальный статистический учет;

некоторые другие расходы.

Кроме того, Правительством Российской Федерации определяется порядок согласования распределения  и закрепления расходов совместного  ведения Российской Федерации и  ее субъектов. К таким расходам относится:

государственная поддержка отраслей промышленности (за исключением атомной энергетики), строительства и строительной индустрии, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и  дорожного хозяйства, метрополитенов; обеспечение правоохранительной деятельности;

обеспечение противопожарной  безопасности; научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проекто-изыскательские работы, обеспечивающий научно-технический  прогресс; социальная защита населения; охрана окружающей природной среды, охрана и воспроизводство природных ресурсов, гидрометеорологическая деятельность; предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба; развитие рыночной инфраструктуры; обеспечение деятельности средств массовой информации; финансовая помощь другим бюджетам; некоторые другие расходы. [6, с.31-33]

2. Проблема бюджетного  дефицита 

2.1 Понятие дефицита  бюджета, его виды 

Определяющую  роль в формировании и развитии экономически любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование является его финансовая система, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций. Однако данная системы зачастую сталкивается с проблемами, выраженными в форме бюджетного дефицита. Поэтому одним из важнейших вопросов государственных финансов является проблема бюджетного дефицита. [1]

В процессе принятия и исполнения бюджета большое  значение приобретает сбалансированность доходов и расходов. Если доходы превышают расходы, то возникает  профицит. Но чаще всего расходы  превышают доходы. В таком случае возникает дефицит. [5, с. 206]

Причин тому множество (спад общественного производства, массовый выпуск "пустых" денег, значительные социальные программы, крупномасштабный оборот "теневого" капитала, огромные непроизводственные расходы, потери, приписки, хищения и т.п.), но важнейшее значение имеет возрастание роли государства в различных сферах жизни, расширение его экономических, социальных функций, увеличение военных расходов, численности госаппарата.

Бюджетный дефицит  относится к так называемым негативным экономическим категориям типа инфляции, кризиса, безработицы, которые являются, однако, неотъемлемыми элементами экономической системы.

Следует заметить, что бездефицитность бюджета  еще не означает "здоровья" экономики. Вместе с тем, любое государство  стремится если не покрыть полностью, то частично уменьшить дефицит бюджета. [7, с.390]

Дефицит бюджета  обусловлен разными причинами. В  одних случаях государство может  сознательно идти на увеличение дефицита бюджета. В частности, в целях  стимулирования экономической активности и совокупного спроса в период спада производства правительство может принять специальные решения, направленные на увеличение уровня занятости (например, финансирование программ по созданию новых рабочих мест) или существенно снизив налоги. В итоге увеличиваются расходы бюджета или снижаются его доходы, возникает дефицит. Но этот дефицит сознательно создан государством. Такой дефицит называется структурным дефицитом.

В отличие от структурного циклический дефицит  в меньшей степени зависит  от сознательной бюджетно-налоговой политики государства. Он обусловлен общим спадом производства, который происходит на стадии кризиса и является результатом циклического развития экономики. В условиях спада производства снижаются налоги, доходы государства, а значит, возникает дефицит.

Выделяют также  активный и пассивный дефициты. Активный дефицит возникает в результате превышения расходов над доходами, а пассивный - в результате снижения налоговых ставок и прочих поступлений, что является следствием замедлением  темпов экономического роста, недоплат и т.п. [4, с. 206]

Различают краткосрочную  и долгосрочную несбалансированность бюджета. Несбалансированность имеет  краткосрочный характер, если превышение расходов над доходами ограничивается рамками одного финансового года и является отражением изменений макроэкономической ситуации по cpaвнению с той, в которой составлялся бюджет. Это происходит главным образом из-за отсутствия необходимого опыта макроэкономического прогнозирования, недостаточного учета возможного изменения целого ряда обстоятельств. Например, сокращение объемов поступлений в бюджет может произойти в результате падения экспортных цен, сокращения объемов производства ниже предусмотренного уровня, сдвигов в структуре спроса на изготавливаемую продукцию и снижение ее конкурентоспособности. Увеличение дефицита государственного бюджета может быть также вызвано неожиданно резким ростом государственных расходов в связи с ростом уровня инфляции сверх предусмотренной величины, расширением трансфертных платежей в сочетании с введением налоговых льгот, что является весьма популярной мерой перед очередными выборами.

Долгосрочная  несбалансированность бюджета связана  с увеличением разрыва между  государственными расходами и доходами на протяжении ряда лет и обусловлена  причинами, которые носят более устойчивый характер. Так в большинстве развитых стран на протяжении последних 15 лет наблюдается устойчивая тенденция к росту дефицита национальных бюджетов следующими факторами:

1) увеличение  числа социальных выплат, а значит, социальной нагрузки на бюджет;

2) неблагоприятная  демографическая ситуация, связанная  со старением населения, в результате  чего увеличиваются расходы на  выплату пенсий, ассигнования на  здравоохранение и т.п.;

3) либерализация  налогового законодательства и  как следствие этого снижение величины налоговых ставок (без соответствующей корректировки государственных расходов);

Информация о работе Государственный бюджет РФ