Государственный бюджет и государственный долг

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 16:42, реферат

Описание работы

Государственный бюджет как явление в истории человеческого общества появился сравнительно недавно - в эпоху капитализма (феодализм не знал единого документу, который объединял бы все доходы и расходы государства). Его появление связано с отделением государственных финансов от финансов монарха, ограничением власти последнего, переходом к демократическим основам управления государственной и общественной жизнью. Бюджет во всех странах мира служит основой государственных финансов и основным фондом денежного средства государства.

Содержание

Введение
1. Государственный бюджет: сущность и концепции государственного бюджета.
2. Виды состояний государственного бюджета. Дефицит государственного бюджета и его виды
3. Способы финансирования дефицита государственного бюджета
4. Государственный долг, его виды и последствия
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Государственный бюджет и государственный долг.doc

— 109.50 Кб (Скачать)

   Федеральное агентство по образованию 

   Государственное учреждение высшего профессионального  образования

   «Марийский  государственный университет»

   Кафедра экономической теории 
 
 
 
 
 
 
 

   Государственный бюджет и государственный долг 

   Реферат 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                              Выполнила:

                                              студентка ФПП о/о  СП-44

                                              О.А. Костерина  

                                              Проверила:

                                              Гирева Г. В. 
 
 
 
 
 

   Йошкар-Ола, 2011 

     Содержание 

 Введение

    1. Государственный бюджет: сущность и концепции государственного бюджета.

    2. Виды состояний государственного бюджета. Дефицит государственного бюджета и его виды

    3. Способы финансирования дефицита государственного бюджета

    4. Государственный долг, его виды и последствия

 Заключение

 Список  использованной литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Государственный бюджет как явление в истории  человеческого общества появился сравнительно недавно - в эпоху капитализма (феодализм не знал единого документу, который объединял бы все доходы и расходы государства). Его появление связано с отделением государственных финансов от финансов монарха, ограничением власти последнего, переходом к демократическим основам управления государственной и общественной жизнью. Бюджет во всех странах мира служит основой государственных финансов и основным фондом денежного средства государства.

     По  материальному содержанию бюджет - это сам централизованный фонд денежных средств государства. В юридическом аспекте государственный бюджет выступает в форме закона, который принимается высочайшим органом законодательной власти страны.

     Ведущую, определяющую роль в формировании и  развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

 
 
 
 

    1. Государственный  бюджет: сущность и концепции государственного бюджета 

      Государственный бюджет – это баланс доходов и  расходов государства за определенный период времени (обычно год), представляющий собой основной финансовый план страны, который после его принятия законодательным органом власти (парламентом, государственной думой, конгрессом и т.п.) приобретает силу закона и обязателен для исполнения.

      Через государственный и местные бюджеты  распределяется около 70% национального  дохода страны. Свыше 80% доходов государственного бюджета составляют обязательные платежи  и налоги от предприятий государственной  формы собственности.

      Сущность государственного бюджета любой страны определяется ее социально-экономическим строем, природой, задачами и функциями государства.

      Использование средств государственного бюджета  осуществляется путем бюджетного финансирования - безвозмездного, безвозвратного отпуска  средств на конкретные сферы и мероприятия и бюджетных вложений на коммерческой основе.

      Государственный бюджет является основным финансовым планом образования и использования  общегосударственного фонда денежных средств. Бюджет служит общегосударственным  фондом денежных средств, который создается для покрытия государственных расходов.

      Бюджет - это не просто фонд денежных средств. Такой фонд в цельном виде никогда  не существует, т.к. по мере поступления  доходов они обращаются на покрытие предусмотренных расходов. Бюджет является лишь планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств. Он - смета, роспись доходов и расходов государства, согласованных друг с другом как по объему, так и по срокам поступления и использования.

      Бюджет  представляет собой финансовый план государства, он является основным финансовым планом. Наряду с ним существуют другие, самостоятельные финансовые планы, по отношению к которым он занимает ведущее место.

      Бюджетную систему составляют:  

    • Государственный бюджет;
    • Местные бюджеты, входящие основной составной частью финансовых ресурсов государства.

     При выполнении своих функций государство  несет многочисленные расходы. По целям расходы государства могут быть разделены на расходы:

      на  политические цели:

    • расходы на обеспечение национальной обороны и безопасности, т.е. содержание армии, полиции, судов и т.п.;
    • расходы на содержание аппарата управления государством.

      на  экономические цели:

    • расходы на содержание и обеспечение функционирования государственного сектора экономики;
    • расходы на помощь (субсидирование) частному сектору экономики.

      на  социальные цели:

    • расходы на социальное обеспечение (выплату пенсий, стипендий, пособий);
    • расходы на образование, здравоохранение, развитие фундаментальной науки, охрану окружающей среды.

        С макроэкономической точки зрения  все государственные расходы  делятся на:

    • государственные закупки товаров и услуг (их стоимость включается в ВВП);
    • трансферты (их стоимость не включается в ВВП);
    • выплаты процентов по государственным облигациям (обслуживание государственного долга).

      Основными источниками доходов государства  являются:

    • налоги (включая взносы на социальное страхование);
    • прибыль государственных предприятий;
    • сеньораж (доход от эмиссии денег);
    • доходы от приватизации.

      Отношение к дефициту государственного бюджета, как правило, отрицательное. Наиболее популярной выступает идея сбалансированного бюджета. Исторически в отношении состояния государственного бюджета выдвигалось три концепции:

  • идея ежегодно сбалансированного бюджета;
  • идея бюджета, сбалансированного по фазам экономического цикла (на циклической основе);
  • идея сбалансированности не бюджета, а экономики.

      Концепция ежегодного сбалансированного бюджета  состоит в том, что независимо от фазы экономического цикла каждый год расходы бюджета должны быть равны доходам. Это означает, что, например, в период спада, когда доходы бюджета (налоговые поступления) минимальны, государство для обеспечения сбалансированности бюджета должно снижать государственные расходы (государственные закупки и трансферты). А поскольку снижение и государственных закупок, и трансфертов ведет к уменьшению  совокупного спроса, и, следовательно, объема производства, то эта мера приведет к еще более глубокому спаду. И, наоборот, если в экономике бум, т.е. максимальные налоговые поступления, то для уравновешивания расходов бюджета с доходами государство должно увеличить государственные расходы, провоцируя еще больший перегрев экономики и, следовательно, еще более высокую инфляцию. Таким образом, теоретическая несостоятельность такого подхода к регулированию бюджета достаточно очевидна.

      Концепция государственного бюджета, балансируемого на циклической основе заключается  в том, что иметь сбалансированный бюджет ежегодно необязательно. Важно, чтобы бюджет был сбалансирован в целом в течение экономического цикла: бюджетный излишек, увеличивающийся  в период бума (наиболее высокой деловой активности), когда доходы бюджета максимальны, должен использоваться для финансирования дефицита бюджета, имеющего место в период рецессии (минимальной деловой активности), когда резко сокращаются доходы бюджета. Эта концепция также имеет существенный недостаток. Дело в том, что фазы бума и рецессии различаются по продолжительности и глубине, поэтому суммы бюджетного излишка, который можно накопить в период бума, и дефицита, который накапливается в период спада, как правило, не совпадают, поэтому сбалансированный бюджет обеспечить не удается.

      Наибольшее  распространение получила  концепция, согласно которой целью государства  должна быть не сбалансированность бюджета, а стабильность экономики. Эта идея была выдвинута Кейнсом в его работе «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.) и активно использовалась в экономиках развитых стран до середины 70-х годов. Согласно воззрениям Кейнса, инструменты государственного бюджета (государственные закупки, налоги и трансферты) должны использоваться в качестве антициклических регуляторов, стабилизирующих экономику на разных фазах цикла. Если в экономике спад, то государство в целях стимулирования деловой активности и обеспечения экономического подъема должно увеличивать свои расходы (государственные закупки и трансферты) и уменьшать налоги, что приведет к росту совокупного спроса. И, наоборот, если в экономике бум (перегрев), то государство должно сокращать расходы и увеличивать налоги (доходы), что сдерживает деловую активность и «остужает» экономику, ведет к ее стабилизации. Состояние государственного бюджета при этом значения не имеет. Поскольку теория Кейнса была направлена на разработку рецептов борьбы с рецессией, со спадом в экономике, что предлагалось осуществлять, используя, в первую очередь, инструменты бюджетного регулирования (увеличение государственных закупок и трансфертов, т.е. расходов бюджета и снижение  налогов, т.е. доходов бюджета), то эта теория основана на идее «дефицитного финансирования». В результате использования в большинстве развитых стран в 50-е - 60-е годы кейнсианских рецептов регулирования экономики проблема хронического дефицита государственного бюджета к середине 70-х годов стала одной из основных макроэкономических проблем, что послужило одной из причин усиления инфляционных процессов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Виды состояний  государственного  бюджета. Дефицит государственного бюджета и его виды.

      Разница между доходами и расходами государства составляет сальдо (состояние) государственного бюджета. Государственный бюджет может находиться в трех различных состояниях:

  • когда доходы бюджета превышают расходы (Т > G), сальдо бюджета положительное, что соответствует излишку (или профициту) государственного бюджета;
  • когда доходы равны расходам (G = Т), сальдо бюджета равно нулю, т.е. бюджет сбалансирован;
  • когда доходы бюджета меньше, чем расходы (Т < G), сальдо бюджета отрицательное, т.е. имеет место дефицит государственного бюджета.

      На  разных фазах экономического  цикла состояние государственного бюджета разное. При спаде доходы бюджета сокращаются (так как сокращается деловая активность и, следовательно, налогооблагаемая база), поэтому дефицит бюджета (если он существовал изначально) увеличивается, а профицит (если  наблюдался он) сокращается. При буме, наоборот, дефицит бюджета уменьшается (поскольку увеличиваются налоговые поступления, т.е. доходы бюджета), а профицит увеличивается.

     Различают структурный, циклический и фактический  бюджетный дефицит. Структурный дефицит представляет собой разницу между государственными расходами и доходами бюджета, которые поступили бы в него в условиях полной занятости ресурсов при существующей системе налогообложения:

 
        Циклический дефицит – это разность между фактическим дефицитом и структурным дефицитом:

 
         Во время спада фактический дефицит больше структурного, поскольку к структурному дефициту добавляется циклический, так как при рецессии Y < Y*. В период подъема фактический дефицит меньше структурного на абсолютную величину циклического дефицита, поскольку при буме Y > Y*. Структурный дефицит является следствием стимулирующей дискреционной фискальной политики, а циклический дефицит – это результат автоматической фискальной политики, следствие действия встроенных стабилизаторов. 
          Выделяют также текущий дефицит бюджета и первичный дефицит. Текущий бюджетный дефицит представляет собой общий дефицит государственного бюджета. Первичный дефицит – это разница между общим (текущим) дефицитом и суммой выплат по обслуживанию государственного долга.
 
 
 

Информация о работе Государственный бюджет и государственный долг