Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 16:42, реферат
Государственный бюджет как явление в истории человеческого общества появился сравнительно недавно - в эпоху капитализма (феодализм не знал единого документу, который объединял бы все доходы и расходы государства). Его появление связано с отделением государственных финансов от финансов монарха, ограничением власти последнего, переходом к демократическим основам управления государственной и общественной жизнью. Бюджет во всех странах мира служит основой государственных финансов и основным фондом денежного средства государства.
Введение
1. Государственный бюджет: сущность и концепции государственного бюджета.
2. Виды состояний государственного бюджета. Дефицит государственного бюджета и его виды
3. Способы финансирования дефицита государственного бюджета
4. Государственный долг, его виды и последствия
 Заключение
 Список  использованной литературы
Федеральное агентство по образованию
Государственное учреждение высшего профессионального образования
«Марийский государственный университет»
   Кафедра 
экономической теории 
 
 
 
 
 
 
 
   Государственный 
бюджет и государственный долг 
   Реферат 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                              
                              
                              
                              
                              
 
 
 
 
 
   Йошкар-Ола, 
2011 
     Содержание 
Введение
1. Государственный бюджет: сущность и концепции государственного бюджета.
2. Виды состояний государственного бюджета. Дефицит государственного бюджета и его виды
3. Способы финансирования дефицита государственного бюджета
4. Государственный долг, его виды и последствия
Заключение
 Список 
использованной литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     Введение 
Государственный бюджет как явление в истории человеческого общества появился сравнительно недавно - в эпоху капитализма (феодализм не знал единого документу, который объединял бы все доходы и расходы государства). Его появление связано с отделением государственных финансов от финансов монарха, ограничением власти последнего, переходом к демократическим основам управления государственной и общественной жизнью. Бюджет во всех странах мира служит основой государственных финансов и основным фондом денежного средства государства.
По материальному содержанию бюджет - это сам централизованный фонд денежных средств государства. В юридическом аспекте государственный бюджет выступает в форме закона, который принимается высочайшим органом законодательной власти страны.
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
1. 
Государственный 
бюджет: сущность и концепции 
государственного бюджета 
Государственный бюджет – это баланс доходов и расходов государства за определенный период времени (обычно год), представляющий собой основной финансовый план страны, который после его принятия законодательным органом власти (парламентом, государственной думой, конгрессом и т.п.) приобретает силу закона и обязателен для исполнения.
      Через 
государственный и местные 
Сущность государственного бюджета любой страны определяется ее социально-экономическим строем, природой, задачами и функциями государства.
Использование средств государственного бюджета осуществляется путем бюджетного финансирования - безвозмездного, безвозвратного отпуска средств на конкретные сферы и мероприятия и бюджетных вложений на коммерческой основе.
Государственный бюджет является основным финансовым планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств. Бюджет служит общегосударственным фондом денежных средств, который создается для покрытия государственных расходов.
Бюджет - это не просто фонд денежных средств. Такой фонд в цельном виде никогда не существует, т.к. по мере поступления доходов они обращаются на покрытие предусмотренных расходов. Бюджет является лишь планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств. Он - смета, роспись доходов и расходов государства, согласованных друг с другом как по объему, так и по срокам поступления и использования.
Бюджет представляет собой финансовый план государства, он является основным финансовым планом. Наряду с ним существуют другие, самостоятельные финансовые планы, по отношению к которым он занимает ведущее место.
Бюджетную систему составляют:
При выполнении своих функций государство несет многочисленные расходы. По целям расходы государства могут быть разделены на расходы:
на политические цели:
на экономические цели:
на социальные цели:
       
С макроэкономической точки 
      Основными 
источниками доходов 
Отношение к дефициту государственного бюджета, как правило, отрицательное. Наиболее популярной выступает идея сбалансированного бюджета. Исторически в отношении состояния государственного бюджета выдвигалось три концепции:
Концепция ежегодного сбалансированного бюджета состоит в том, что независимо от фазы экономического цикла каждый год расходы бюджета должны быть равны доходам. Это означает, что, например, в период спада, когда доходы бюджета (налоговые поступления) минимальны, государство для обеспечения сбалансированности бюджета должно снижать государственные расходы (государственные закупки и трансферты). А поскольку снижение и государственных закупок, и трансфертов ведет к уменьшению совокупного спроса, и, следовательно, объема производства, то эта мера приведет к еще более глубокому спаду. И, наоборот, если в экономике бум, т.е. максимальные налоговые поступления, то для уравновешивания расходов бюджета с доходами государство должно увеличить государственные расходы, провоцируя еще больший перегрев экономики и, следовательно, еще более высокую инфляцию. Таким образом, теоретическая несостоятельность такого подхода к регулированию бюджета достаточно очевидна.
Концепция государственного бюджета, балансируемого на циклической основе заключается в том, что иметь сбалансированный бюджет ежегодно необязательно. Важно, чтобы бюджет был сбалансирован в целом в течение экономического цикла: бюджетный излишек, увеличивающийся в период бума (наиболее высокой деловой активности), когда доходы бюджета максимальны, должен использоваться для финансирования дефицита бюджета, имеющего место в период рецессии (минимальной деловой активности), когда резко сокращаются доходы бюджета. Эта концепция также имеет существенный недостаток. Дело в том, что фазы бума и рецессии различаются по продолжительности и глубине, поэтому суммы бюджетного излишка, который можно накопить в период бума, и дефицита, который накапливается в период спада, как правило, не совпадают, поэтому сбалансированный бюджет обеспечить не удается.
      Наибольшее 
распространение получила  концепция, 
согласно которой целью государства 
должна быть не сбалансированность бюджета, 
а стабильность экономики. Эта идея была 
выдвинута Кейнсом в его работе «Общая 
теория занятости, процента и денег» (1936 
г.) и активно использовалась в экономиках 
развитых стран до середины 70-х годов. 
Согласно воззрениям Кейнса, инструменты 
государственного бюджета (государственные 
закупки, налоги и трансферты) должны использоваться 
в качестве антициклических регуляторов, 
стабилизирующих экономику на разных 
фазах цикла. Если в экономике спад, то 
государство в целях стимулирования деловой 
активности и обеспечения экономического 
подъема должно увеличивать свои расходы 
(государственные закупки и трансферты) 
и уменьшать налоги, что приведет к росту 
совокупного спроса. И, наоборот, если 
в экономике бум (перегрев), то государство 
должно сокращать расходы и увеличивать 
налоги (доходы), что сдерживает деловую 
активность и «остужает» экономику, ведет 
к ее стабилизации. Состояние государственного 
бюджета при этом значения не имеет. Поскольку 
теория Кейнса была направлена на разработку 
рецептов борьбы с рецессией, со спадом 
в экономике, что предлагалось осуществлять, 
используя, в первую очередь, инструменты 
бюджетного регулирования (увеличение 
государственных закупок и трансфертов, 
т.е. расходов бюджета и снижение  налогов, 
т.е. доходов бюджета), то эта теория основана 
на идее «дефицитного финансирования». 
В результате использования в большинстве 
развитых стран в 50-е - 60-е годы кейнсианских 
рецептов регулирования экономики проблема 
хронического дефицита государственного 
бюджета к середине 70-х годов стала одной 
из основных макроэкономических проблем, 
что послужило одной из причин усиления 
инфляционных процессов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2. Виды состояний государственного бюджета. Дефицит государственного бюджета и его виды.
Разница между доходами и расходами государства составляет сальдо (состояние) государственного бюджета. Государственный бюджет может находиться в трех различных состояниях:
На разных фазах экономического цикла состояние государственного бюджета разное. При спаде доходы бюджета сокращаются (так как сокращается деловая активность и, следовательно, налогооблагаемая база), поэтому дефицит бюджета (если он существовал изначально) увеличивается, а профицит (если наблюдался он) сокращается. При буме, наоборот, дефицит бюджета уменьшается (поскольку увеличиваются налоговые поступления, т.е. доходы бюджета), а профицит увеличивается.
Различают структурный, циклический и фактический бюджетный дефицит. Структурный дефицит представляет собой разницу между государственными расходами и доходами бюджета, которые поступили бы в него в условиях полной занятости ресурсов при существующей системе налогообложения:
 
        Циклический дефицит 
– это разность между фактическим дефицитом 
и структурным дефицитом: 
 
         Во время спада 
фактический дефицит больше структурного, 
поскольку к структурному дефициту добавляется 
циклический, так как при рецессии Y < 
Y*. В период подъема фактический дефицит 
меньше структурного на абсолютную величину 
циклического дефицита, поскольку при 
буме Y > Y*. Структурный дефицит является 
следствием стимулирующей дискреционной 
фискальной политики, а циклический дефицит 
– это результат автоматической фискальной 
политики, следствие действия встроенных 
стабилизаторов. 
          Выделяют 
также текущий дефицит бюджета и первичный 
дефицит. Текущий бюджетный дефицит представляет 
собой общий дефицит государственного 
бюджета. Первичный дефицит – это разница 
между общим (текущим) дефицитом и суммой 
выплат по обслуживанию государственного 
долга. 
 
 
Информация о работе Государственный бюджет и государственный долг