Государственное управление в сфере экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2011 в 16:43, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение сущности и значения государственного управления в сфере экономики. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи: изучить высшие органы государственного управления в экономики и их полномочия; определить особенности государственного управления в экономики отдельными отраслями.

Содержание

Введение...........................................................................................................................31 Основная часть..............................................................................................................4
1.1 Высшие органы государственного управления в экономики и их полномочия.4
1.2 Особенности государственного управления отдельными отраслями в экономики.........................................................................................................................7
Заключение.....................................................................................................................18
Список использованных источников...........................................................................19

Работа содержит 1 файл

Курсовая Белова33.doc

— 82.00 Кб (Скачать)

      Основную  роль в механизме государственного управления агропромышленным комплексом в России играет Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. Оно должно проводить государственную политику в агропромышленном комплексе, в продовольственном обеспечении страны и координировать в этой сфере деятельность других органов власти. Министерство управляет государственными объектами, включая мукомольно-крупяную, комбикормовую, хлебопекарную промышленность. Оно разрабатывает государственную политику в области сельского хозяйства (на основе этих разработок принимаются законы, указы Президента, постановления Правительства Российской Федерации), в сфере аграрных преобразований, заботится о продовольственных ресурсах, создает организационно-технические условия для функционирования в сельском хозяйстве разных секторов и их интеграции, развивает предпринимательство, заботится об охране окружающей среды в связи с деятельностью предприятий агропромышленного комплекса. Министерство участвует в разработке ценового регулирования в своей отрасли, оказывает поддержку сельскохозяйственным производителям. В его подчинении крупные производственные объединения («Рязанский картофель», «Росхлебпродукт», Российская корпорация но виноградарству и винодельческой промышленности и др.), контрольные пакеты акций которых находятся в федеральной собственности. В субъектах Российской Федерации действуют управления, комитеты, Министерства сельского хозяйства.

      На  Министерство сельского хозяйства  Российской Федерации возложен ветеринарный и фитосанитарный надзор. Оно выдает лицензии на промышленное рыболовство, осуществляет контроль за ним, общее руководство деятельностью государственных администрации морских и речных рыбных портов.

      В сфере экономики важное значение имеет строительная индустрия. В настоящее время в России нет единого федерального органа исполнительной власти, в руках которого было бы сосредоточено все управление строительством. Его ведут органы отраслевого и межотраслевого управления, а жилищно-коммунальное строительство находится преимущественно в ведении субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству руководит непосредственно лишь некоторыми строительными работами, но главным образом выполняет координационные задачи в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства, проводит экспертизу проектов по строительству и дает заключения, осуществляет государственный контроль в архитектурно-строительной области, занимающихся строительством, осуществляет лицензирование в области производства строительных материалов и архитектурной деятельности, а также инспекционный надзор за качеством строительства, за соответствием стандартам. Агентство вправе приостанавливать строительство, приемку построенных объектов, выпуск строительных материалов при выявлении нарушений действующих норм и стандартов. В ведении агентства находятся унитарные государственные и казенные федеральные предприятия по строительству и производству строительных материалов. Оно отвечает также за проведение государственной политики в жилищно-коммунальном хозяйстве, разрабатывает стандарты строительства, капитального ремонта, контролирует соблюдение жилищного законодательства и сохранность жилого фонда, инспектирует качество жилищно-коммунального обслуживания, снабжения энергией, водой, дорожного строительства, оно координирует деятельность органов, занимающихся муниципальным жилищным хозяйством.

      Транспорт, дороги, связь обеспечивают коммуникативную деятельность в обществе. В ведении Российской Федерации находятся важнейшие объекты транспорта, пути сообщения и связь. Федеральные органы играют главную роль в управлении коммуникационными системами, субъекты Российской Федерации организуют развитие автотранспорта общего пользования, телефонной связи на своей территории.

      Транспортный  комплекс включает железнодорожный, авиационный, морской, речной, автомобильный транспорт (нефти и газопроводы находятся  в ведении соответствующих министерств). Транспортные службы, их руководители обычно вправе в соответствии с законом возбуждать административные дела о транспортных нарушениях, совершенных физическими и юридическими лицами (составлять протоколы), а в определенных случаях также рассматривать их и налагать штрафы.

      Общее руководство федеральными транспортными  системами осуществляет Министерство транспорта Российской Федерации. В его составе находятся федеральное агентство воздушного транспорта, железнодорожного, морского и речного, дорожное агентство, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта.

      Железнодорожный транспорт относится к числу естественных монополий, хотя в России начинают создаваться и частные железные дороги. Министерство транспорта Российской Федерации проводит единую государственную политику в этой сфере. Оно обеспечивает бесперебойное и безопасное функционирование железнодорожного транспорта, разрабатывает стандарты и нормы в этой сфере, руководит железнодорожным транспортом и примыкающими предприятиями,  утверждает графики движения поездов. Главным оперативным звеном этой системы является железная дорога (Московская, Пермская и др.). Это — государственное унитарное предприятие, действующее на началах экономической самостоятельности. Министерство транспорта России устанавливает границы железных дорог и их отделений, утверждает их уставы; по согласованию с субъектами Федерации открывает или закрывает железнодорожные линии (вводит или отменяет маршруты поездов). Непосредственное управление хозяйственной деятельностью железных дорог, их предприятий осуществляет акционерное общество « Российские железные дороги», все акции которого принадлежат государству (Правительству Российской Федерации).

      Управление  авиационным транспортом возложено  на Федеральное агентство по воздушному транспорту, находящемуся в системе  Министерства транспорта Российской Федерации. Оно обладает контрольными, разрешительными, регулирующими функциями по отношению к гражданской авиации (военная авиация вне его ведения), организует воздушное движение. В нем участвуют предприятия и организации независимо от формы собственности, юридические и физические лица, осуществляющие, обеспечивающие или обслуживающие процессы воздушной перевозки пассажиров и грузов (деловая авиация), авиаспорт, авиа-туризм. Авиационные службы регистрируют воздушные суда, аэропорты, организуют аэронавигационное и штурманское обеспечение полетов, проводят лицензирование и сертификацию предприятий и индивидуальных предпринимателей в сфере воздушных перевозок, утверждают авиационные правила, нормы и стандарты, осуществляют государственный надзор за безопасностью полетов (обеспечением безопасности полетов, организацией мер по недопущению терроризма на воздушном транспорте, в аэропортах занимаются также органы Федеральной службы безопасности и Министерства внутренних дел Российской Федерации).

      Учитывая  особую важность соблюдения порядка и дисциплины пользователями воздушного транспорта, закон предоставляет органам исполнительной власти в области воздушного транспорта и их должностным лицам (как и некоторым другим органам, действующим в сферах, где нарушения порядка особенно недопустимы) административные полномочия в отношении неподчиненных физических и юридических лиц. Эти органы (руководители, их заместители, руководители структурных подразделений) вправе рассматривать дела об административных нарушениях правил безопасности полетов и налагать на виновных штрафы. Что касается решения хозяйственных вопросов, внутреннего управления авиационным транспортом, то этим занимается администрация акционерных обществ собственников воздушных судов. Среди них есть и акционерные компании со значительным государственным участием (государству принадлежат крупные пакеты акции, аэропорты и др.).

      Государственное управление морским и речным транспортом  осуществляет федеральное агентство  с соответствующим названием. Оно  формирует и реализует государственную транспортную политику в указанных отраслях, непосредственно управляет транспортными объектами федеральной собственности, организует регистрацию морских и речных судов, выдает лицензии юридическим лицам и отдельным предпринимателям, занимающимся перевозками, приостанавливает и аннулирует их, осуществляет контроль и государственный надзор. При Минтрансе России действует Речной регистр, осуществляющий надзор за судами внутреннего и смешанного плавания (река — море). В сфере внутреннего водного транспорта созданы бассейновые управления водных путей (по бассейнам рек, внутренних морей, озер). Оперативным звеном системы управления водным транспортом являются морские и речные пароходства и порты.

      Пассажирский  городской и междугородный автомобильный  транспорт, электротранспорт (трамвай, троллейбус) находятся в ведении органов исполнительной власти субъектов Федерации и местного самоуправления. Они занимаются лицензированием, но общее положение о лицензировании этого транспорта разрабатывает Минтранс России, и оно вводится в действие после утверждения Правительством Российской Федерации.

      К экономической сфере примыкают  сети связи и вопросы экологии. Центральным органом государственного управления связью является Министерство информационных технологий и связи Российской Федерации. В его составе — Федеральное агентство по информационным технологиям (оно занимается технологиями, а массовыми коммуникациями ведает Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации), Федеральное агентство связи и Федеральная служба по надзору в сфере связи. Сеть связи — это комплекс технологически объединенных линий связи общего пользования (почта, телефон, телеграф и др.) и ведомственных сетей электросвязи (кроме связи внутри предприятий и учреждений). На них распространяется централизованное управление независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности. Министерство выдает лицензии, проводит сертификацию средств связи, издает и распространяет государственные знаки почтовой оплаты, координирует работу по приему и выдаче посылок, распространению печатных изданий, доставку пенсий и пособий, обеспечение телефонных переговоров, факса, телеграфа, проводит работу по информатизации общества, развитию компьютерной сети. Федеральная служба по надзору осуществляет надзор за соблюдением нормативных актов в сфере связи, хотя и агентства в какой-то степени занимаются вопросами контроля. В субъектах Российской Федерации создаются территориальные организации министерства, на местах — почтамты, почтовые отделения (в них сосредоточена также телефонная и иная связь), есть специализированные организации по перевозке почты. Правительственной связью занимается особый департамент Правительственной связи в составе Федерального агентства, а доставка документов особой важности и секретности осуществляется Государственной фельдъегерской службой, руководимой непосредственно Президентом Российской Федерации. Должностные лица Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации вправе применять меры административной ответственности за нарушения в области связи (в соответствии с КоАП Российской Федерации). Перечень таких лиц и пределы их полномочий определяются приказом Министерства, согласованным с Министерством юстиции Российской Федерации.

      Управление  в сфере экологии рассредоточено, многие функции в этой области берут на себя субъекты Российской Федерации. Исключительная сфера ведения Федерации — установление основ федеральной политики и федеральных программ экологического развития России. На федеральном уровне управленческие функции в области использования природных ресурсов (добыча, переработка и др.) осуществляет Министерство природных ресурсов Российской Федерации. В его составе федеральные агентства водных ресурсов, лесного хозяйства, по недропользованию и Федеральная служба по надзору в природопользовании. Министерство занимается охраной природной среды, осуществляет контроль за исполнением недропользователями и водопользователями условий лицензий, издает инструкции, правила, нормативно-технические документы в отношении природопользования, может ограничивать и запрещать использование определенных участков недр и вод. Его органы вправе налагать административные взыскания. Министерство имеет свои территориальные органы.

      Специфическими  приемами экологического контроля являются государственная экологическая экспертиза и мониторинг. Экспертизе подлежат планы застройки городов, комплексные схемы использования природных ресурсов. Отрицательное заключение влечет доработку документов, повторную экспертизу. Мониторинг — наблюдение, оценка и прогноз состояния окружающей среды в связи с хозяйственной деятельностью.

      Экономическая сфера жизни общества неразрывно связана с финансами и кредитом. Единую финансовую политику определяет Парламент, проводит её Правительство, а регулированием конкретных отношений занимаются прежде всего Министерство финансов Российской Федерации (оно обеспечивает проведение единой государственной политики в области финансов, разрабатывает ежегодный государственный бюджет), а также другие государственные органы, например, Центральный банк Российской Федерации, налоговые службы. Хотя в этой системе действуют субъекты различных форм собственности (например, частные банки), управление финансами всегда централизованно.

      К исключительному ведению Федерации  относится финансовое, валютное, кредитное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, федеральные банки, федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы. В совместном ведении Федерации и ее субъектов находится установление общих принципов налогообложения и сборов в стране. Проведение единой финансовой и кредитной политики обеспечивает Правительство Российской Федерации. В субъектах Российской Федерации имеются Министерства финансов (в республиках) или финансовые управления Министерства финансов Российской Федерации (в других субъектах Российской Федерации). По вопросам исключительных предметов ведения Федерации и по вопросам совместных полномочий они подчинены Министерству финансов Российской Федерации.

      В составе Министерства финансов Российской Федерации находится ряд федеральных служб (налоговая, страхового надзора, финансово-бюджетного надзора, по финансовому мониторингу). Минфин России является, по существу, межотраслевым, координирующим органом государственного управления, через него проходят финансовые потоки. Министерство разрабатывает проект федерального бюджета, координирует деятельность федеральных исполнительных органов по обеспечению платежей в бюджет, осуществляет государственный финансовый контроль, участвует в формировании единой политики цен. Оно регистрирует выпуск ценных бумаг, выдает лицензии страховым компаниям, контролирует сделки с драгоценными материалами и камнями, устанавливает порядок ведения бухгалтерского учета, по заявкам Центрального банка Российской Федерации организует изготовление денежных знаков, орденов и медалей, а также выполняет некоторые другие функции, связанные с денежным обращением. Нормативные правовые акты Минфина России, зарегистрированные в Министерстве юстиции Российской Федерации, обязательны к исполнению на всей территории Российской Федерации.

      В составе Министерства финансов Российской Федерации действует Федеральное  казначейство. Его территориальные  органы в субъектах Российской Федерации, городах, районах составляют централизованную систему. Казначейство призвано направлять бюджетные финансовые потоки государству, предотвращая их длительную задержку в частных банках.

      Важнейшими  кредитными учреждениями во всех странах  являются банки. Они обладают исключительным правом на привлечение вкладов, открытие счетов юридических и физических лиц, аккумуляцию средств и размещение их в различных сферах общества. Главное кредитное учреждение Центральный банк Российской Федерации — находится в федеральной собственности. Он регулирует денежное обращение: выпуск - эмиссию денежных знаков, изъятие их из обращения, покупку и продажу иностранной валюты, государственных ценных бумаг, установление курса рубля и др. Банк выдает и отзывает лицензии на совершение банковских операций, осуществляет надзор за деятельностью кредитных учреждений, устанавливает документацию банков, осуществляет контроль за ними, при невыполнении его предписаний об устранении нарушений вправе требовать реорганизации коммерческих банков, замены их руководителей. Центральный банк Российской Федерации возглавляет его председатель, назначаемый по представлению Президента Российской Федерации Государственной Думой. Он руководит коллегиальным органом Советом директоров.

Информация о работе Государственное управление в сфере экономики