Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 19:12, доклад
Необходимость регулирования инновационных процессов государством вызвана, в первую очередь, их возрастающим значением для экономики и общества в целом.
Под влиянием инноваций меняется структура экономики. Ведь за счет роста эффективности использования ресурсов часть их высвобождается и перераспределяется в другие сферы деятельности. Например, доля занятых в сельском хозяйстве сокращается, а в секторе услуг – возрастает. Кроме того, инновации выступают непосредственной причиной возникновения новых производств, отраслей и постепенного отмирания уже существующих.
1) Стратегия индустриально-инновационного развития Казахстана на 2003-2015 гг.;
2) Государственная программа освоения казахстанского сектора Каспийского моря на 2003-2015 годы.
Указанные документы направлены на достижение устойчивого развития страны путем диверсификации отраслей экономики, способствующей отходу от сырьевой направленности, подготовку условий для перехода в долгосрочном плане к сервисно-технологической экономике, на производство конкурентоспособных и экспортоориентированных товаров, работ и услуг в обрабатывающей промышленности и сфере услуг, а также внедрение международных стандартов качества на производимую продукцию.
Далее последовало принятие Плана мероприятий на 2003-2005 гг. по реализации Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы.
В рамках данного Плана был проведен анализ действующих и разрабатываемых программ на предмет соответствия целям и задачам Стратегии индустриально-инновационного развития, а также исследования по отбору приоритетных отраслей экономики, с точки зрения инвестиционного и инновационного потенциала.
На основании проведенного анализа были внесены изменения и дополнения в некоторые нормативные правовые акты по вопросам инновационной деятельности, разработаны отраслевые и региональные инновационные программы, утверждены Правила организации и аккредитации специализированных субъектов инновационной деятельности (технопарки, технологические инкубаторы, инновационные центры, предприятия и др.), разработаны формы типовых документов инновационных проектов, Правила организации и проведения государственной экспертизы инновационных проектов, формы и методы государственной поддержки инновационной деятельности, Правила и условия бюджетного кредитования инновационных программ, Правила и условия субсидирования, предоставления государственных натурных грантов субъектам инновационной деятельности.
Приоритетные отрасли экономики были озвучены и закреплены в системе казахстанских кластеров в Послании Президента Народу Казахстана от 18 февраля 2005 года: туризм, нефтегазовое машиностроение, пищевая и текстильная промышленность, транспортно-логистические услуги, металлургия и строительные материалы. В этом же документе было заявлено о создании принципиально новой системы управления экономическим развитием – Национальной инновационной системы, сформированности инфраструктуры индустриально-инновационного развития в республике.
В целях реализации Послания 25 апреля 2005 года было принято Постановление Правительства Республики Казахстан за № 387 «Об утверждении Программы по формированию и развитию национальной инновационной системы Республики Казахстан на 2005-2015 годы», которая направлена на формирование инновационной системы открытого типа, обеспечивающей создание конкурентоспособного конечного продукта на основе использования отечественного, а также зарубежного научного потенциала и технологий. Перед реализаторами программы поставлены задачи:
- развития научного потенциала;
- формирования и поддержки развития инновационной предпринимательской среды;
- формирования и развития многоуровневой инновационной инфраструктуры;
- формирования и развития элементов и механизмов финансовой инфраструктуры в части расширения видов предоставляемых грантов и создания венчурных фондов;
- обеспечения эффективного взаимодействия между элементами национальной инновационной системы;
- совершенствования нормативной правовой базы.
Завершая перечисление основных нормативно-правовых актов, связанных с исследуемым вопросом, нельзя не отметить Послание президента Народу Казахстана от 1 марта 2006 года, в котором четко проговорено: Казахстан должен осуществить инновационный прорыв и войти в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира.
Это далеко не полный перечень нормативно-правовых документов, регулирующих инновационную деятельность в нашей Республике, но он позволяет достичь целей исследования по воссозданию казахстанской модели государственного управления инновациями.
Все вышеизложенное позволяет говорить о том, что казахстанское Правительство четко видит перед собой цели индустриально-инновационной политики и не намерено отступать от намеченного пути. Не дожидаясь получения результатов от принимаемых программ, оно принимает новые, более прогрессивные документы в рамках очерченного курса. Такая бескомпромиссность правительства Республики Казахстан оправдана в условиях глобальной конкуренции, но ему стоит задуматься над эффективностью предпринимаемых мер и необходимостью исполнения других своих функций. Ведь государственное управление инновационной деятельностью подразумевает не только стратегическое планирование и формирование необходимой нормативно-правовой базы. Правительство Казахстана должно осознавать, что отечественный бизнес не готов взять на себя ответственность за освоение и распространение инноваций, определяющих конкурентоспособность общества, что отечественная наука не готова предлагать «прорывные» технологии, и отечественное образование не готово формировать необходимый для «прорыва» кадровый потенциал. Во всех этих направлениях государство должно создать необходимые стартовые позиции. В противном случае, казахстанская инновационная политика рискует оказаться политикой на бумаге.
КАРАГАНДИНСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КАЗПОТРЕБСОЮЗА
Кафедра экономики и менеджмента
Доклад
по дисциплине: «Государственное регулирование экономики»
Выполнили:
Бушпакбай Мадина
Аханова Диана
ст.гр. Ф-22
Проверила
Букенова А.А.
Караганда 2012г.
Информация о работе Государственное управление инновационной деятельностью в РК