Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 09:58, реферат
Цель данной работы – раскрыть понятие государственного регулирования внешней торговли и установить его роль в современном мире. Задачи – рассмотреть тарифные и нетарифные методы регулирования, особенности государственного вмешательства во внешнюю торговлю в Европейском Союзе и в Республике Беларусь.
Защитные
оговорки. Они предусматривают введение
временных ограничений на
Правила происхождения
товара. Одним из острых вопросов
общей торговой политики ЕС является
установление происхождения товара и
определение порога, при котором товар,
содержащий иностранные компоненты, признается
товаром, произведенным на территории
ЕС. Интернационализация производства
делает все более трудным непротиворечивое
решение этого вопроса. Основное правило
определения страны происхождения товаров
в ЕС следующее: новый товар, в производство
которого вовлечено две и более страны,
будет считаться происходящим из страны,
в которой осуществлялся последний по
времени экономически оправданный существенный
процесс его изготовления, выполняемый
на предприятии, оборудованном для этих
целей. Вместе с тем действуют специальные
правила определения страны происхождения
для высокотехнологичных изделий: они
могут свободно продаваться внутри ЕС
на более льготных тарифных условиях,
нежели другие товары из этих стран; и
это способствует передачи технологий
и ноу-хау в ЕС; [7, с. 32 – 33]
Определение
таможенной стоимости товара. В
ЕС определение таможенной
Установление
норм охраны окружающей сред,
здравоохранения, защиты прав потребителей
и т. д. Протекционистский мотив в применении
данных норм очевиден лишь в отдельных
малочисленных случаях – в основном, преследуются
декларируемые цели: защита от низкокачественных
и опасных товаров.
Составляющей
таможенного тарифа являются преференции,
предоставляемые некоторым странам согласно
двусторонним договоренностям. В настоящее
время в Европейском Союзе действует шесть
схем предоставления преференций. Наиболее
общая из них – схема Общей системы преференций
(ОСП). Страна производства товаров должно
подтверждаться сертификатом происхождения;
необходимо также соблюдение требования
прямой отгрузки товара из страны-экспортера
в ЕС. ОСП распространяется на развивающиеся
страны и на некоторые страны с переходной
экономикой. Республика Беларусь также
включена в этот список. [2, с. 264]
Все товары,
в отношении которых действует
ОСП, разделены на четыре
В настоящее
время центральное место в
общей внешнеторговой политике
ЕС занимают многосторонняя
Итак, в рамках
Европейского Союза действует
общая торговая политика, официальной
целью которой считается
3 ОСОБЕННОСТИ
РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Оценка системы
государственного
Неотъемлемой
частью таможенного
Как можно
заметить, уровень тарифной защиты
в Республике Беларусь превышает имеющийся
в странах ЕС. Однако в Евросоюзе более
развита система мер нетарифного регулирования,
чем в нашей республике. Следует также
учитывать различие в уровнях развития
Беларуси, страны с переходной экономикой,
и ЕС, одного из наиболее развитого региона
мира. В подобных условиях невозможно
абсолютное копирование опыт Евросоюза,
так как необходимо до определенного момента
осуществлять поддержку и защиту отечественных
производителей.
Беларусь
также имеет собственную автономную
систему преференций, пользователями
которой являются развивающиеся страны.
В перечень чувствительных товаров Республике
Беларусь в основном входит продукция
пищевой (мясо, молоко и молочные продукты,
подсолнечное масло, маргарин, колбасы,
сахар и др.), а также химической (шины,
удобрения минеральные, лекарственные
средства), легкой (хлопчатобумажные ткани,
продукция швейной промышленности, обувь,
ковры) и машиностроительной (грузовые
автомобили, телевизионная техника, тракторы,
продукция металлургической промышленности)
отраслей. В отличие от дезагрегированного
аналогичного списка ЕС, список чувствительных
товаров Беларуси представлен товарными
позициями по четырех- и даже двухзначному
коду. Основная часть товаров из данного
перечня в Республике Беларусь облагается
по ставкам в пределах 10-20%. Очевидна недостаточная
степень тарифной защиты товаров, отнесенных
к разряду чувствительных, и одновременно
экономически необоснованная раздутость
списка. [13, с. 63]
Протекционистская
государственная политика проявляется
и в использовании нетарифных инструментов
внешней политики.
При определении
страны происхождения и
В настоящий
момент квотирование импорта
установлено Правительством
алкогольных
изделий и спирта этилового
из пищевого сырья;
табачных
изделий;
сахара-сырца
тростникового; [2, с. 272]
Советом министров
Республики Беларусь
экспорт которых
осуществляется по специальным
лицензиям образца ЕС для
экспорт которых
осуществляется по лицензиям Министерства
торговли;
импорт которых
осуществляется по лицензиям
Министерства торговли;
экспорт которых
осуществляется при условии
В соответствии
с Положением о порядке выдачи
лицензий на экспорт и импорт товаров
в Республике Беларусь, Министерством
торговли выдаются следующие виды лицензий:
разовые –
выдаются на один контракт
на срок до 12 месяцев;
генеральные
– выдается по решению Совета
Министров Республики Беларусь,
при реализации товаров в пределах установленных
квот, при выполнении межправительственных
соглашений либо при экспорте товаров
собственного производства; при реализации
квотируемого товара генеральная лицензия
действует в пределах текущего календарного
года, в остальных случаях – в пределах
12 месяцев с момента выдачи лицензии;
специальные
– выдаются заявителю на
Одним из
способов защиты национальных
производителей от иностранной конкуренции
является налог с продаж импортной продукции,
который различается в зависимости от
типа товара; например, налог с продаж
импортной пищевой продукции составляет
15%.
Крупнейшим
партнером Беларуси по импорту
является Россия: ее импорт в
республику составил 7559,3 млн. долларов
США в 2003г., и это 65,7% от всего объема импорта
в Беларусь [25]. В 1995 г. между Россией и Беларусью
было подписано соглашение о создании
Таможенного союза. Несмотря на этот факт
в настоящее время существует множество
препятствий для проведения свободной
торговли между странами и обеспечения
равной конкуренции между предприятиями
«союзных» стран. Основной проблемой во
внешнеторговых отношениях между Республикой
Беларусь и Россией являются так называемые
технические барьеры. В официальных документах
декларируется всевозможное содействие
торговле со стороны правительств обеих
стран, однако де-факто постоянно создаются
новые либо усложняются существующие
нетарифные барьеры. Например, сертификаты
качества продукции питания, изданные
в России не действительны в Беларуси.
Расходы импортеров на приобретение многочисленных
сертификатов (экологического, ветеринарного
и пр.), на продление лицензии, на уплату
налога с продажи импорта закономерно
увеличивают рыночную цену товара и делают
его менее конкурентоспособным на белорусском
рынке. В результате сокращаются как импортные,
так и экспортные потоки (в силу того что
российские граждане не получают дополнительный
доход от экспорта, который они могли бы
расходовать на белорусский импорт).
Правительство
Беларуси, проводя протекционистскую
политику, не только препятствует
импорту, но и пытается
Для вступления
Республики Беларусь в ВТО
необходимо существенно
Внешнеторговая
политика Республики Беларусь
имеет ярко выраженные
Информация о работе Государственное регулирование внешней торговли и его роль в современном мире