Государственное регулирование предпринимательской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 17:59, доклад

Описание работы

Эффективность функционирования рыночного механизма и роль в нем предпринимательства в немалой степени зависят от пределов, форм и методов государственного вмешательства в экономику. Однако некоторыми учеными государственное регулирование предпринимательской деятельности понимается упрощенно.

Работа содержит 1 файл

Государственное регулирование предпринимательской деятельности.doc

— 50.00 Кб (Скачать)

Государственное регулирование предпринимательской  деятельности 

Эффективность функционирования рыночного механизма  и роль в нем предпринимательства  в немалой степени зависят  от пределов, форм и методов государственного вмешательства в экономику. Однако некоторыми учеными государственное регулирование предпринимательской деятельности понимается упрощенно. Так, под государственным регулированием предпринимательской деятельности понимают прежде всего формирование той внешней среды, в рамках которой данная деятельность протекает и которая включает, по крайней мере, следующие основные элементы:

1) объективные  тенденции, складывающиеся на  рынках ресурсов и рынках продуктов  и формирующие экономическую  конъюнктуру данных рынков (отражающие  прежде всего темпы инфляции, уровень процентной ставки, налогообложения, динамику занятости и т.п.);

2) инфраструктура  рыночного хозяйства, включающая  государственные и частные финансово-кредитные,  законодательные и иные институты,  которые правительство призвано  формировать и совершенствовать в целях недопущения вакуума координации воспроизводства;

3) общественные  отношения - политические, социально-культурные, правовые, развитие которых должно  находиться под неусыпным вниманием  государства, что требует, в  частности, четкого правового регулирования сферы предпринимательства, всемерного укрепления его политических предпосылок, самого общественного статуса. 

Между тем государственное  регулирование предпринимательской  деятельности, во-первых, не ограничивается сферой малого бизнеса, во-вторых, выражается не обязательно в его поддержке. Напротив, основания для государственного вмешательства в экономику лежат преимущественно в сфере публичных интересов. "Мера государственного воздействия и его пределы при вмешательстве в дела предпринимателя определяются необходимостью и достаточностью сохранения существенных элементов рыночного регулирования экономики в сочетании с корректировкой экономического развития в нужном обществу направлении. Эти пределы должны быть точно намечены и закреплены в нормах хозяйственного права". Специалисты в области предпринимательского права отмечают, что государственное регулирование рыночной экономики может быть как прямым, так и косвенным.  

К основным, т.е. приоритетным, сферам государственного регулирования специалисты относят: 

- антимонопольное  законодательство с признанием  ряда естественных монополий  и монопольное регулирование  с сохранением государственных  монополий на отдельные виды  деятельности; 

- валютные ограничения  в соответствии с Законом о  валютном регулировании и валютном контроле; 

- регулирование  тарифов и цен (в основном  на продукцию и услуги естественных  монополий); 

- патентное законодательство; 

- защиту прав  потребителя; 

- государственные  контракты; 

- экспорт товаров  и технологий двойного назначения; 

- государственное  содействие частному предпринимательству. 

Представляется, что под основными направлениями  государственного регулирования предпринимательской  деятельности следует понимать те конкретные сферы, в которых государственное  вмешательство в экономическую деятельность хозяйствующих субъектов является необходимым и правомерным для достижения баланса между интересами общества в целом и законными интересами хозяйствующих субъектов. Этой генеральной цели подчинен ряд первоочередных задач: 

а) обеспечения  государственных и общественных нужд, приоритетов в экономическом  и социальном развитии; 

б) формирования государственного бюджета; 

в) защиты окружающей среды и пользования природными ресурсами; 

г) обеспечения  занятости населения; 

д) обеспечения безопасности и обороны страны; 

е) реализации свободы  предпринимательства и конкуренции, защиты от монополизма; 

ж) соблюдения правопорядка во внешнеэкономической деятельности предпринимателей и иностранного инвестирования. 

Закрепляя право  на свободу предпринимательской деятельности, Конституция Российской Федерации формулирует его в качестве права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (п. 1 ст. 34). 

Как подчеркнули  Пленумы Верховного Суда РФ и Высшего  Арбитражного Суда РФ в Постановлении  от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых  вопросах, связанных с применением  части первой Гражданского кодекса  Российской Федерации", в силу ст. 55 Конституции РФ и ст. 1 ГК ограничение гражданских прав допустимо лишь на основании Федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Руководствуясь этими соображениями, государство определяет сферы, в которых осуществление предпринимательской деятельности вообще запрещено (например, торговля людьми, эксплуатация проституции и т.п.) либо ограничено (например, виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, с производством, торговлей или ремонтом оружия и т.п.). 

Определение приоритетов  в хозяйственной деятельности как  форма государственного воздействия  на экономику с целью обеспечения комплексного экономического развития Российской Федерации, ее субъектов и регионов осуществляется путем планирования. Плановая деятельность ведется в территориальном и отраслевом аспектах в форме планов-программ экономического и социального развития, которые носят преимущественно рекомендательный характер для хозяйствующих субъектов. 

Гарантией конституционного права на свободу предпринимательства  является установление в Российской Федерации регистрационного порядка  образования субъектов предпринимательской деятельности (ст. 23 и 51 ГК РФ), в соответствии с которым гражданин или коммерческая организация вправе с момента государственной регистрации свободно заниматься любым соответствующим регистрационным документам видом предпринимательской деятельности, относительно которого государством не установлено запрета или ограничений. 

Вместе с тем  для осуществления некоторых  видов деятельности недостаточно только государственной регистрации, а  необходимо получение специального разрешения (лицензии). Перечень таких видов деятельности содержится в Федеральном законе от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 2 июля 2005 г. N 80-ФЗ), а также в нормативных правовых актах о лицензировании банковской, внешнеторговой, таможенной деятельности, деятельности по охране окружающей среды, деятельности, связанной с использованием природных ресурсов, а также некоторых других видов деятельности. Одним из методов государственного воздействия на экономику является осуществление текущего публичного (со стороны государства и органов местного самоуправления) контроля за предпринимательской деятельностью. Механизм такого контроля включает большое число контролирующих органов, начиная с контролирующих муниципальных органов и заканчивая Госстандартом России и Счетной палатой Российской Федерации, и призван обеспечивать осуществление разрешенной предпринимательской деятельности в соответствии с законом и уставными задачами хозяйствующего субъекта. 

Одним из элементов  установленного государством порядка осуществления предпринимательской деятельности является порядок прекращения такой деятельности путем реорганизации или ликвидации (добровольной или принудительной) субъектов хозяйственной деятельности. 

Правовые основы государственной ценовой политики в условиях рынка заложены Указом Президента России от 3 декабря 1991 г. "О мерах по либерализации цен" и в настоящее время определяются Указом Президента РФ от 28 февраля 1995 г. N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" (с последующими изменениями и дополнениями) и Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен" (с последующими изменениями и дополнениями). 

Придерживаясь последовательного курса либерализации цен как необходимой предпосылки развития рыночных отношений, названные нормативные акты устанавливают, что государственному регулированию подлежат в основном цены на продукцию естественных монополий, определенных Федеральным законом "О естественных монополиях". Перечни товаров, работ и услуг, цены на которые на внутреннем рынке подлежат государственному регулированию, утверждаются Правительством Российской Федерации. В настоящее время утверждены три таких перечня: 

1) Перечень продукции, товаров и услуг, цены на которые регулируются Правительством РФ и федеральными органами исполнительной власти; 

2) Перечень продукции,  товаров и услуг, цены на  которые регулируются органами  исполнительной власти субъектов  Российской Федерации; 

3) Перечень услуг в сфере транспорта, снабжения и сбыта, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок (этот перечень носит не директивный, а дозволительный характер). 

Директивное государственное  регулирование осуществляется путем  установления:

- фиксированных  цен (тарифов);

- предельных  цен (тарифов);

- предельных  коэффициентов изменения цен;

- предельных  размеров снабженческо-бытовых и  торговых надбавок;

- предельного  уровня рентабельности;

- декларирования  изменения цен. 

Добросовестная  конкуренция предпринимателей, являясь  базовым механизмом рыночных отношений, побуждает хозяйствующих субъектов  к здоровому соперничеству, что  и способствует достижению наилучших экономических показателей. "Она не позволяет экономической власти концентрироваться в одних руках, препятствует злоупотреблениям этой властью и позволяет обеспечить открытость рынков, защитив общество от необоснованных монополий". 

Правовые основы поддержки конкуренции как особого направления деятельности государства заложены в Конституции Российской Федерации, которая допускает известные ограничения действий хозяйствующих субъектов в целях защиты интересов других предпринимателей и всего общества (п. 3 ст. 55). 

Следует иметь  в виду, что поддержка конкуренции  как специальная государственная  деятельность направлена на то, чтобы  гарантировать: 

а) наличие добросовестной конкуренции; 

б) пресечение монополистической  деятельности и недобросовестной конкуренции. 

Нормативную базу для защиты конкуренции как направления  государственного регулирования предпринимательской  деятельности составляет Закон РСФСР  от 22 марта 1991 г. N 948-1 "О конкуренции  и ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках". 

Под налоговым  воздействием на хозяйственную деятельность понимается производимое в соответствии с законом отчуждение собственности  юридических и физических лиц  в форме налога или сбора с  целью регулирования, стимулирования хозяйственной деятельности и с фискальной целью, а также контроль за соблюдением установленных законом правил и процедур. 

По мнению отдельных  авторов, государственное регулирование  предпринимательской деятельности в форме налогового воздействия  характеризуется такими признаками, как обязательность (обязанность уплачивать законно установленные налоги вытекает из Конституции РФ), безвозмездность (взыскание налога не порождает обязанности государства компенсировать налогоплательщику налоговые расходы), безвозвратность (переход права собственности на сумму налога от налогоплательщика к государству является абсолютным) и чисто экономический характер (налоговое воздействие не носит характера наказания, не связано с правонарушениями). 

Представляется, что приведенные признаки не в  полной мере характеризуют объем налогового воздействия на предпринимательство. Их перечень следует дополнить указанием на пропорциональность как признак налогового регулирования предпринимательской деятельности. Он состоит в том, что размер налогов, взыскиваемых с предпринимателей, является дифференцированным и находится в прямой зависимости от размеров доходов, полученных от предпринимательской деятельности. 

Внешнеэкономическая деятельность является, с одной стороны, видом межгосударственного сотрудничества, а с другой стороны, видом предпринимательской деятельности, связанной с перемещением через таможенную границу Российской Федерации товаров, капитала, технологий, работ, услуг, информации с целью извлечения прибыли. Такая двойственная природа внешнеэкономической деятельности определяет не только преимущественное положение государства на поле этой деятельности, но и его регулирующую роль в воздействии на осуществление предпринимательской деятельности всеми другими хозяйствующими субъектами. 

Информация о работе Государственное регулирование предпринимательской деятельности