Государственное регулирование экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 15:30, реферат

Описание работы

В условиях перехода к рыночным отношениям Россия переживает один из наиболее драматичных периодов своей истории.
Как свидетельствует мировая практика начало XXI века ознаменовалось крупнейшей организационно - хозяйственной структурной революцией. Суть ее заключается в том, что для выживания на современном мировом рынке требуется вовлекать огромные массы капиталов. Именно этим объясняется активный процесс передела мирового рынка, на котором ведущими олигархами мира, и в первую очередь США – России отводится роль сырьевой страны, как «придатка» мировой экономической системы.

Работа содержит 1 файл

Государственное регулирование экономики.doc1.doc

— 160.00 Кб (Скачать)


35

 

"Мы никогда не должны говорить о том, что государство должно напрямую вмешивать­ся в экономику. Государство должно выполнять другую функцию. Оно должно создавать внятные и понятные эффективные правила и, самое главное, создать систему исполнения этих правил, гарантии этих правил".       

                                  В.В.Путин

Введение

                   В условиях перехода к рыночным отношениям Россия переживает один из наиболее драматичных периодов своей истории.

              Как свидетельствует мировая практика начало XXI века ознаменовалось крупнейшей организационно - хозяйственной структурной революцией. Суть ее заключается в том, что для выживания на современном мировом рынке требуется вовлекать огромные массы капиталов. Именно этим объясняется активный процесс передела мирового рынка, на котором ведущими олигархами мира, и в первую очередь США – России отводится роль сырьевой страны, как «придатка» мировой экономической системы.

              В этих условиях у России нет другого выхода, кроме создания такой экономической системы, фундаментом которой будет система государственного регулирования экономики страны, совмещенной с рыночными механизмами хозяйствования. Именно такое органическое сочетание двух основополагающих принципов построения экономических систем и позволит обеспечить условия возрождения экономического потенциала страны и создания действительно сильного государства.        

              В экономике России большой упор делается на централизованное планирование. С другой стороны, наша экономика представляет собой преимущественно рыночную систему.  Вместе с тем экономические функции правительства - федерального, штатов, местных органов власти - играют в ней существенную роль.

                   Количественно выразить  экономическую роль правительства нелегко. Весьма грубым показателем удельного веса рынка и правительства в  экономике, служит тот факт, что в настоящее время около 4/5 национального продукта обеспечивается рыночной системой,  а остальная его часть производится под  эгидой  правительства.  Но помимо финансирования производства правительство  осуществляет  также  ряд  программ  социального страхования и социального обеспечения, ставя своей целью перераспределение доходов в частном секторе экономики.  Статистика показывает, что налоги и общий объем правительственных расходов - на покупку товаров и на социальные программы - составляют приблизительно 1/3  национального продукта. Наконец, множество трудно поддающихся  количественному измерению регулирующих мер,  предназначенных для защиты окружающей  среды, охраны здоровья  и труда рабочих,  защиты потребителей от опасных продуктов, обеспечение равного доступа к вакантным рабочим местам и контроля за практикой ценообразования в определенных отраслях,  вовлекает правительство практически во  все  сферы  экономической  деятельности.

              Экономическая роль правительства, несомненно, велика и всеобъемлюща. В отличии от модели чистого капитализма, нашу экономику лучше характеризовать как смешанный капитализм.  Функционирование частного сектора на основе рыночной системы модифицируется самыми разными способами  государственным сектором.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Необходимость государственного регулирования

              Теория экономической политики как составная часть макроэ­кономической теории объясняет необходимость государственного регулирования экономики различными проявлениями несовер­шенства рынка, предоставленного самому себе. При этом речь идет, по меньшей мере, о следующих проявлениях.[1]

      Несостоятельность конкуренции, выражающаяся в том, что на некоторых отраслевых и региональных рынках могут возникать (и возникают) монополии, которые, если этому не противодейст­вует государство, своим ценообразованием наносят ущерб благо­состоянию общества.

      Наличие многочисленных товаров, жизненно необходимых обществу, которые либо не предлагаются рынком, либо, если и могли быть предложены, то в недостаточном количестве. Таких товаров (главным образом в форме услуг) много в сферах образо­вания, здравоохранения, науки, культуры, обороны и др.

      Внешние эффекты (экстерналии), типичный пример кото­рых – загрязнение окружающей среды, нанесение теми или иными хозяйствующими субъектами экологического ущерба об­ществу, физическим и юридическим лицам.

      Неполные рынки, одним из типичных примеров которых яв­ляется рынок страховых услуг, прежде всего медицинских и пен­сионных.

      Несовершенство информации, во многих отношениях пред­ставляющей собой общественный товар, который в более или менее достаточном количестве при соответствующем качестве не может быть произведен без активного участия государства.

      Безработица, инфляция, экономическое неравновесие, осо­бенно резко проявляющееся в периоды кризисов (рецессии) и депрессий.

      Излишне неравномерное распределение доходов, которое, если государство не принимает мер для «социальной компенса­ции» малоимущим и обездоленным слоям населения, ставит под угрозу общественную стабильность.

      Наличие обязательных товаров (например, начальное обра­зование), потреблять которые общество может заставить только государство, но никак не рынок.

              Из указанных и других проявлений несовершенства рынка вы­текает не только сама по себе необходимость государственного ре­гулирования, но и экономические функции государства, которые и реализуются посредством такого регулирования.

 

Место экономики в системе ноосферы

 

 

 

Общество

 

 

Экономика

 

 

Природа

 

 

 

 

              Объекты правового регулирования в экономике страны:

- взаимоотношения  между предпринимателями;

- взаимодействия государства с частными субъектами права, или, грубо говоря, воздействие государства  на субъектов (юридических и физических лиц), осуществляющих хозяйственную деятельность на территории страны;

- взаимоотношения  государства (правительства) с казенными  предприятиями (Приложение 5).[2]

              Субъектом государственного регулирования выступает государство в лице его разнообразных институтов, действующих на основании Конституции и законов РФ. Государственная власть в РФ (в соответствии с федеративным устройством государства, закрепленным в Конституции РФ) распределена между тремя уровнями власти: федеральная, региональная (субъекты Федерации) и муниципальная (Приложение 4).[3]

              Средства государственного регулирования экономики.

              В целях воздействия на экономическое развитие страны государственные органы могут использовать целый арсенал средств. К важнейшим из них относятся:

              а. Управления ограниченными производственными ресурсами.

              б. Налоговое регулирование экономики.

              в. Монетарные методы воздействия на экономическую систему.

              Каждая группа этих методов имеет свои особенности и целесообразные границы применения.

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Цели государственного регулирования экономики

Цели государственного регулирования экономики являются производной составляющей от целевых установок социально-экономического развития страны. Для сохранения преемственности руководящих органов государственной власти цели экономического и социального развития страны должны быть определены законодательно.

Правовое установление целей и задач социального развития. Главными целями социально-экономического развития являются:

      повышение благосостояния населения страны,  

      решение проблемы рабочих мест и достижение рационального уровня занятости,

      соблюдение социальной справедливости,  включая помощь бедным и социально обездоленным,

      создание и поддержание механизма полной конкуренции, включая повышение открытости рынков, сохранение свободы заключения договоров.

Эти цели  реализуются путем постановки и достижения конкретных целевых установок типа:

      создание условий для сбалансированного роста и  повышения производительности труда,

      содействие научно-техническому прогрессу,

      поддержание  разумно-стабильных цен,

      достижение положительного торгового баланса.

                 Упорядочение целей, построение дерева целей - это задача формирования динамичной  системы целей социально-экономического развития, распределения их по временным интервалам и рангам.

              Дерево целей - систематизированный набор целевых установок социально-экономического развития.

              Генеральной целью государственного регулирования экономики является укрепление и совершенствование существующего  социально-экономического строя.

              Дерево целей экономического развития

(условный пример применительно к общенациональному уровню).

              Глобальная цель государственного регулирования -

сохранение и упрочение социально-экономического строя.

              Цели I уровня:

I.     Повышение уровня жизни населения страны.

II.  Поддержание социальной стабильности в обществе.

III.             Обеспечение условий развития экономики страны в будущем

IV.             Экологическая безопасность страны

              Цели II уровня:

I. Повышение уровня жизни населения страны:

              а.  рост доходов на душу населения,

              б. товарное обеспечение денежных доходов,

              в. обеспечение населения социальными благами.

II. Поддержание социальной стабильности в обществе:

                   а.  соблюдение границ целесообразной дифференциации доходов на душу населения (коэффициент Джини, децильный коэффициент и пр.)

                   б. выполнение обязательств государства перед населением, перед занятыми, перед несамодеятельным населением и пр.

                   в. контроль за исполнением обязательств работодателями перед работниками.

III. Обеспечение условий развития экономики страны в будущем:

                    а. финансирование научно-технического  прогресса,

                    б. обеспечение минимального уровня инвестиций, как гарантия заботы о будущих поколениях,

                    в. рациональное размещение производства по территории страны, забота о развитии депрессивных регионов.

IV. Экологическая безопасность страны

                    а. уровень загрязнения водных ресурсов,

                     б. уровень загрязнения воздушного бассейна,

                     в. нарушения в использовании земельных ресурсов.

              Цели III уровня:

I. Повышение уровня жизни населения страны:

              а.  рост доходов на душу населения,

              б. обеспечение  рационального уровня занятости,

              в. обеспечение роста  средней заработной платы,

              г. формирование нормальных условий труда.

II. Товарное обеспечение денежных доходов,

              а. развитие комплекса отраслей по производству товаров народного потребления,

              б. импорт потребительских товаров,

III. обеспечение населения социальными благами.

              а. здравоохранение,

              б. образование и наука,

              в. культура и  спорт.

              Все эти цели в совокупности с генеральной образуют дерево целей (приложение 1)[4]

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Функции государственного регулирования

           Рыночный механизм свободной конкуренции имеет много достоинств, его возможности велики, но все же не безграничны. Существуют области, где механизм свободной конкуренции не срабатывает и требуется вмешательство государства.[5]

              Во-первых. Это правильная организация денежного обращения.

              Во-вторых, предоставление государством общественных товаров. Механизм свободного рынка позволяет удовлетворять потребности, которые выражаются в денежной форме через спрос. Однако существуют такие потребности, которые невозможно измерить в деньгах и превратить в спрос. Речь идет об услугах коллективного пользования: национальная оборона, государственное управление, единая энергетическая система, национальные сети коммуникаций, охрана общественного порядка, вакцинация, хлорирование питьевой воды и др. Здесь не обойтись без  вмешательства государства в экономику.

Информация о работе Государственное регулирование экономики