Конкурентный рынок существует в
условиях множества продавцов и
покупателей, не имеющих возможности
оказывать непосредственное воздействие
на цены, объем производства и т.д.
Развитие крупного производства, особенно
на рубеже XIX-XX вв., приводит к возникновению
монополий, что нарушает механизм рыночного
равновесия, основанного на эффективной
конкуренции. Она исключает монополизм,
но может и сама приводить к
нему, когда конкурентные преимущества
кого-либо из производителей приобретают
устойчиво-долговременный характер. То
есть монополизм - это тоже атрибут
рынка, но препятствующий осуществлению
его позитивных функций. Отсюда возникает
необходимость вмешательства в
ход конкурентной борьбы со стороны
государства.
В странах с развитой рыночной экономикой
на протяжении значительного времени
существует законодательное ограничение
монополизма. Более того, во многих странах
еще в прошлом веке монополизм был квалифицирован
как экономическое преступление против
общества. Соответственно были приняты
и специальные законы, направленные на
предотвращение или ослабление отрицательных
последствий монополизации рынков. Составители
очередного экономического доклада президента
США (февраль 1992 г.) в главе, названной “Силы
конкуренции и регулирование”, сочли
необходимым подчеркнуть, что одной из
функций правительства является создание
институциональной структуры, способствующей
конкуренции, а в тех случаях, когда рынки
не справляются со своими задачами, вводить
регулирование, нацеленное на достижение
результатов, близких конкурентным.
Обратимся к опыту США, который позволил
сформировать так называемую американскую
систему антитрестового права. В основе
американской системы находятся Акт Шермана
(1890 г.) и Акт Клейтона (1914 г.). Акт Шермана,
отражая интересы покупателей, объявлял
недействительными договоры, ограничивающие
свободу торговли и ведущие к формированию
монополии. Суды стали считать монополистом
любую фирму, на долю которой приходилось
50% продаж определенного товара, и более.
За попытки монополизировать рынок руководителей
фирм стали наказывать лишением свободы
на срок до 1 года, а сами фирмы - денежными
штрафами, превышающими в три раза ущерб,
нанесенный покупателям.
Акт Клейтона запретил контракты на продажу
товара с принудительным ассортиментом,
ценовую дискриминацию, ограничительную
практику организации сбыта, переплетающиеся
директораты фирм и слияния, осуществляемые
через приобретение обычных акций конкурента.
Образованная в 1914 г. федеральная торговая
комиссия предназначалась для борьбы
за запрещение “нечестных методов конкуренции”
и против антиконкурентных слияний. Последующие
законы Вилера Ли (1930 г.), Целлера Кефовера
(1950 г.) продолжали эту тенденцию. В частности,
Акт Целлера-Кефовера дополнил запрет
Акта Клейтона на покупку через приобретение
акций еще дополнительным положением
о запрещении слияния путем приобретения
активов.
В 1982 и 1984 гг. Министерство юстиции США
приняло новые правила регулирования
слияний фирм. Одним из главных нововведений
правил 1982 г. было вступление в применение
индекса Херфиндаля-Хиршмана (HHI). При его
расчете используется удельный вес продукции
в отрасли, то есть предполагается, что
чем он больше, тем больше потенциальные
возможности для возникновения монополии.
Все фирмы ранжируются по удельному весу
от наибольшей до наименьшей:
,
где HHI - индекс Херфиндаля-Хиршмана;
S1 - удельный вес самой крупной фирмы;
S2 - удельный вес следующей по величине
фирмы;
..... ......
Sn - удельный вес наименьшей фирмы.
Если в отрасли функционирует лишь одна
фирма (пример чистой монополии), то S1=100%,
а HHI=10000. Если в отрасли 100 фирм, то S1=1%, а
HHI=100. В США высокомонополизированной
считается отрасль, в которой HHI превышает
1800.
Американская система антимонопольного
регулирования действует в Канаде, Аргентине
и других странах.
В рамках Европейского Союза политика
конкуренции определена Римским договором.
Ее задача, во-первых, контролировать структурную
концентрацию западноевропейских фирм,
которая приводит к формированию монополий
и олигополий, искажающих условия конкуренции
и злоупотребляющих своим доминирующим
положением; во-вторых, не допускать увеличения
государственной помощи национальным
компаниям с целью предоставления им каких-либо
преимуществ. Конкретный характер и содержание
антимонопольных заказов непосредственно
зависят от уровня экономического и правового
развития той или иной страны. Однако можно
выделить общие для всех стран ЕС цели
(помимо названных): контроль над ценообразованием,
связанный в том числе с охраной интересов
и прав потребителей; оптимальное использование
ресурсов; более равномерное распределение
доходов между фирмами, в том числе недопущение
получения сверхприбылей за счет ограничения
конкуренции; снятие преград для межотраслевого
перелива капиталов, защита интересов
и содействие развитию малых и средних
предприятий.
В подавляющем большинстве случаев антимонопольное
законодательство имеет строго территориальный
характер, то есть регулирует операции
фирм лишь в пределах национальных рынков
(регионов). Но оно может быть применено
против зарубежной деятельности национальных
и иностранных компаний, если это каким-то
образом ограничивает или ущемляет конкуренцию
на внутреннем рынке Сообщества.
Применение антимонопольного законодательства
осуществляется через определенный институциональный
механизм, включающий специальный административный
орган. В США - это Управление по антитрестовской
деятельности Министерства юстиции; в
Англии - Генеральный Директорат по справедливой
торговле; в Германии - Федеральное ведомство
по картелям; во Франции - Совет по конкуренции,
в Японии - Компания по справедливым сделкам.
Целью антимонопольной политики является,
как уже указывалось, поддержание на соответствующем
уровне рыночного механизма. Но исходя
из целей стабилизации экономики, выхода
из кризисных ситуаций, депрессии, государство
прибегает к действиям, противоположным
антимонопольному регулированию. В 20-30-е
годы ХХ в. в ряде стран использовались
меры принудительного картелирования.
В США в системе “нового курса” Ф.Рузвельта
был принят “Закон о восстановлении национальной
промышленности” (НИРА), в соответствии
с которым осуществлялось принудительное
картелирование промышленных предприятий
и государственное регулирование уровня
промышленного производства в целях его
сокращения. Вся промышленность США была
разделена на 17 групп, в каждый из которых
были введены так называемые “кодексы
честной конкуренции”, которые определяли
единую политику цен, фиксировали размеры
производства для каждого предприятия,
распределяли рынки сбыта между участниками
и устанавливали уровень заработной платы
рабочих. В целях укрепления военного
хозяйства и проведения политики автаркии
(самообеспечения) гитлеровское правительство
в Германии осуществляло насильственное
картелирование мелких и средних предприятий.
В 1931 г. в Японии был принят закон, согласно
которому также проводилось принудительное
картелирование главных отраслей промышленности.
Переход российской экономики к рынку
требует активного государственного вмешательства
в формирование конкурентной среды, учитывая
предшествующее развитие экономики. Административно-командная
система фактически культивировала монополизм,
доведя его до невиданной степени. К началу
1990 г. доля государственной собственности
в основных производственных фондах превышала
86%; внешняя торговля была монополизирована
полностью. В стране существовала высокая
степень концентрации производства. В
1993 г. 1/50 часть промышленных предприятий
России, каждое их которых имело свыше
5 тысяч работников, выпустила более 40%
всего объема продукции и получила свыше
половины всей принесенной российской
промышленностью прибыли.
Для создания конкурентной среды в экономике
на первом месте стоят, конечно, проблемы
разгосударствления и приватизации. Вместе
с тем необходима и прямая государственная
антимонопольная политика. Первая попытка
создания антимонопольного законодательства
в России была сделана еще в 1908 г. За образец
был принят закон Шермана. Однако организации
российских предпринимателей встретили
проект закона “в штыки” и сумели сорвать
его принятие. Поэтому закон о борьбе с
монополиями и недобросовестной конкуренцией
появился в России только в 1991 г., когда
Верховный Совет принял Закон “О конкуренции
и ограничении монополистической деятельности
на товарных рынках”. Целью антимонопольной
политики объявлено предупреждение и
сокращение монопольных цен, дефицитности
производства; перераспределение монополистического
богатства и диффузия, децентрализация
совокупной концентрации экономических
ресурсов в обществе.
В “Государственный реестр Российской
Федерации объединений и предприятий
монополистов” включены предприятия,
производящие более 35% продукции на каком-либо
товарном рынке. Для крупного слияния
фирм, приобретения контрольного пакета
(более 50% голосующих акций) или более 35%
акций (паев, долей) участия в уставном
капитале необходимо предварительное
согласие ГКАП России.
Наиболее общее выражение государственное
регулирование рыночной экономики находит
в ценовой политике, оказывающей сильное
воздействие на состояние рынка и экономический
рост. Фактически теперь ни в одной развитой
капиталистической стране уровень цен
на товарных рынках не определяется спросом
и предложением. Фактор спроса и предложения
влияет на уровень цен весьма опосредованно
- через влияние промышленно-экономической
политики государства и других общественных
институтов и хозяйственную практику
крупного бизнеса.
Влияние правительственных и других институциональных
субъектов (профсоюзы, союзы предпринимателей
и т.п.) на регулирование и формирование
цен в рыночной экономике осуществляется
как в косвенных, так и прямых формах. Обычно
превалируют косвенные, прямые применяются
лишь в чрезвычайных обстоятельствах
(войны, послевоенное восстановление,
кризисная ситуация и др.)
Регулирование цен в обычных условиях
осуществляется с помощью инструментария
государственной макроэкономической
политики, воздействующей на денежную
массу, уровень инфляции, величину спроса,
налоги, процентные ставки, с помощью антимонопольной
политики, а также через проводимую правительством
совместно с профсоюзами и предпринимателями
политику регулирования заработной платы,
прибыли и доходов. Политика эта сложная,
страны варьируют. Так, в США государство
регулирует только 10% цен, а в Австрии,
Швейцарии - до 50%.
Практически во всех странах с рыночной
экономикой существуют государственные
организации, занимающиеся вопросами
ценообразования. Так, во Франции существует
Управление конкуренции и потребления
(до 1978 г. управление цен и внутренней торговли),
утверждающее тарифы, а точнее, допустимую
величину увеличения тарифов и продажных
цен государственных предприятий; в США
- Комиссия по ценам, в Японии - бюро по
ценам в аппарате Управления экономического
планирования, В Швеции - Государственное
управление цен и конкуренции. Органы
управления осуществляют финансовое воздействие
на развитие экономики через контроль
над ценами.
Кроме того, во многих странах местные
органы власти выступают регуляторами
цен на продукцию отраслей общественного
пользования. Такая необходимость обусловливается
постоянными потребностями общественного
производства, остро нуждающегося в том,
чтобы данная п
родукция поступала ее потребителям по
умеренным ценам. Основной принцип регулирования
- ограничение нормы прибыли предприятий
таких отраслей уровнем обычно 5-7% на основной
капитал. В США, например, комиссии штатов
могут вводить новые тарифы, если норма
прибыли превышает установленный уровень.
Аналогичное положение в Германии, Японии.
Местные органы управления регулируют
цены на коммунальные услуги, устанавливая
предельный размер по отдельным регионам.
В Греции регулируются цены на основные
продукты питания. В отдельных городах
Англии и США введены твердые цены на жилье
для категории населения, доходы которых
ниже определенного уровня.
В Японии в целом 19% всех цен, особенно
в отраслях с естественной монополией,
регулируется правительством непосредственно,
хотя применяются достаточно эластичные
методы такого регулирования. В соответствующих
министерствах при активном участии компаний
определяется минимальный уровень цен,
при которых последние могут нормально
функционировать. Правительственный орган
- Бюро по ценам - анализирует предложенные
варианты и дает заключение. Главная цель
Бюро по ценам - вскрыть дополнительные
резервы для сокращения издержек и обоснования
возможности снижения цен.
Каковы наиболее типичные формы воздействия
государства на цены и цель вмешательства
государства в ценообразование? Аналогично
антимонопольному регулированию - поддержание
конкурентной среды и защита мелкого и
среднего предпринимательства и массового
потребителя от ценового диктата монополий
и социальная защита населения.
Меры, к которым прибегает государство
в ценовой политике, следующие.
Установление фиксированных цен на товары
и услуги, производимые государственным
сектором, и лидерство в ценах. Примером
здесь могут служить цены и тарифы на продукцию
добывающих отраслей промышленности,
находящихся в государственной собственности,
на электроэнергию с государственных
электростанций, железнодорожные, почтово-телеграфные
тарифы и т.д. Как правило, это более низкие
цены по сравнению с частным сектором.
Цель искусственно сдерживаемых цен и
тарифов - способствовать снижению издержек
производства в частных хозяйствах и повышать
национальную конкурентоспособность.
Имея значительную долю предприятий в
тех или иных сферах экономики, государство
на основе административного поддержания
монопольно высоких или монопольно низких
цен на их продукцию, оказывает влияние
на уровень цен в целом по отрасли. Аналогичная
ситуация возникает в отраслях, где государство
является крупным покупателем и заказчиком,
например, в строительстве, в производстве
вооружений и других товаров для нужд
армии. Здесь правительственные органы
устанавливают по договоренности с фирмами-производителями
контрактные цены, которые становятся
затем базовыми для отрасли.
Государство оказывает влияние на ценообразование
через налоговую систему и политику амортизации.
Во всех странах практически используются
налог на добавленную стоимость и акцизные
сборы (форма косвенных налогов). Налог
на добавленную стоимость включается
в цену товаров и услуг по определенной,
установленной правительством ставке,
и дифференцированные изменения ставок
непосредственно воздействуют на динамику
цен. Государственная политика установления
цен на “акцизные товары”, то есть на
такие, которые являются объектом косвенного
налогообложения, есть прямое государственное
вмешательство в процесс ценообразования.
К таким товарам в большинстве стран относятся
винно-водочные изделия, табачные, бензин,
автомобили и ряд других.
Манипулирование нормами амортизации
со стороны правительства также является
прямым государственным вмешательством
в процесс ценообразования. Во многих
странах используется политика ускоренной
амортизации как средство формирования
процесса накопления капитала, ускорения
обновления и модернизации машин и оборудования
с целью повышения конкурентоспособности
на мировых рынках. Повышенные нормы амортизации
ведут к росту издержек производства,
и повышение цен становится порой непредотвратимым.
Регулирующее воздействие на цены оказывает
экспортно-импортная политика государства.
Количественные и качественные ограничения
экспорта и импорта, таможенные пошлины
оказывают влияние на внешнеторговые
цены страны и на цены внутреннего рынка.
Ограждение внутреннего рынка от иностранной
конкуренции, а также прямое воздействие
на цены импортируемых товаров размером
таможенных сборов ведет к ограничению
предложения и ослаблению конкуренции
на внутреннем рынке, повышению цен на
импортные товары, за которыми следуют
цены на продукцию отечественного производства.
С целью регулирования цен используются
государственные субсидии и дотации. Практически
во всех странах ОЭСР под патронажем государства
находится сельское хозяйство. Государство
с помощью субсидий сельскохозяйственным
производителям поддерживает цены на
сельскохозяйственную продукцию на требуемом
в данный период уровне и тем самым стимулирует
или сдерживает развитие этой сферы экономики.
Так, в последние годы на некоторые виды
сельскохозяйственной продукции в странах
ОЭСР в целях сдерживания роста производства
выплачиваются дотации и премии.
В качестве регулирующей меры государство
иногда использует фиксацию цен или установление
пределов их повышения. Это типичное средство
административно-хозяйственного регулирования.
Применяется оно редко и, как правило,
в условиях рыночного хозяйства является
в долгосрочном и даже краткосрочном периодах
малоэффективным. Используется чаще всего
в экстремальных обстоятельствах (военные
условия, реформирование экономики, национальная
напряженность).
Во всех странах со стороны правительственных
органов осуществляется наблюдение за
ценами. Это, по сути, первичная форма регулирования
ценообразования. На ней базируются все
акции государственной ценовой политики.
Наблюдением за ценами занимаются статистические
управления. Самостоятельные наблюдения
за ценами часто проводят научно-исследовательские
центры профсоюзов, специальные независимые
политики или исследовательские фирмы,
университеты - по заданию руководства
партий, международных организаций. Главная
цель наблюдения за ценами со стороны
государственных органов и их социальных
партнеров - выявление роста стоимости
жизни для определения индекса ежегодного
номинального повышения заработной платы
и пенсий, а также для того, чтобы выяснить,
как повышение цен влияет на издержки
производства и национальную конкурентоспособность.
В России в ходе реформ происходит реформирование
ценообразования. В январе - сентябре 1992
г. государство в несколько этапов отказалось
от регулирования цен, формирование большинства
цен в российской экономике стало осуществляться
под воздействием спроса и предложения,
что способствовало восстановлению товарно-денежного
равновесия и исчезновению дефицита.
К настоящему времени федеральное правительство
(само или с региональными властями) регулирует
цены на крайне исключительный круг товаров
и услуг, как правило, производимых монополистами.
Среди них газ, электроэнергия; транспортные
тарифы на железнодорожном, городском
и трубопроводном видах транспорта; услуги
почтовой связи; коммунальные услуги;
квартплата; вооружение и некоторые другие.
Регулирование большинства таких цен
осуществляется через ограничение рентабельности
производства или периодические пересмотры
уровней цен в зависимости от темпов инфляции
(газ, трубопроводный транспорт, вооружение),
и цены на подобные товары (услуги) не дотируются
государством или производителем. На отдельные
товары (услуги) цены остаются дотируемыми
со стороны государства, и их регулирование
производится путем периодического пересмотра
их уровней (квартплата, коммунальные
услуги). Ценовое регулирование на некоторые
товары осуществляется за счет принуждения
производителя дотировать цены для всех
или отдельных потребителей (электроэнергия
для населения или сельского хозяйства,
пассажирский железнодорожный транспорт,
услуги телефонной связи для населения).
Вместе с тем федеральное правительство
не препятствует региональным властям
вести собственную политику цен. Последние
стремятся главным образом ограничивать
рост потребительских цен.
По данным Центра экономической конъюнктуры,
регулирование цен региональными и местными
властями осуществляется почти во всех
регионах России. В конце 1995 г. объектом
регулирования были 16 % цен на потребительские
товары.
Во всех развитых странах существует система
государственной поддержки малого бизнеса,
охватывая стадии становления и функционирования.
Прежде всего государство осуществляет
правовое, законодательное обеспечение
малого бизнеса. Законодательство, регулируя
антимонопольную деятельность, поддерживает
предпринимательскую деятельность в целом;
стимулирует инвестиционную и инновационную
деятельность малого бизнеса.
На малый бизнес распространяется система
льготного кредитования, эффективно действующая
во всех странах с развитой рыночной экономикой.
Это особенно важно на этапе становления
малых предприятий. Например, в Германии
в рамках “Программы помощи по созданию
собственного капитала” осуществляется
льготное кредитование малых предприятий.
Максимальный размер кредита на создание
собственного капитала достигает при
этом 400 тыс. марок. Он выдается на льготных
условиях сроком до 20 лет и погашается
следующим образом: в первые три года проценты
не взимаются вообще, на четвертый год
установлена ставка в 2 %, на пятый - 3 %, на
шестой - десятый годы - по 5 %. На остающиеся
до истечения срока кредита - 10 лет - размер
процентной ставки может быть изменен.
Льготное кредитование малого бизнеса
в ряде случаев носит ценовой характер:
например, на инвестиции, на приобретение
оборудования, на проведение НИОКР.
Следующая форма государственной поддержки
малого бизнеса - государственное страхование
займов. Оно позволяет малым фирмам снизить
предпринимательский риск, что очень важно
для инновационной деятельности. В США,
например, Администрация малого бизнеса
гарантирует до 90 % ссуды, предоставляемой
коммерческими банками малым предприятиям.
Аналогичная система страхования действует
в Японии и в других странах с развитой
рыночной экономикой.
Для поддержки малого бизнеса широко используется
льготное налогообложение. Оно служит
инструментом государственного регулирования
развития приоритетных отраслей и формирования
их антимонопольной структуры. Налоговые
льготы предоставляются малым предприятиям
в годы их становления. Но действуют и
постоянные льготы: по корпоративному
налогу на прибыль; по налогу на прирост
капитальной стоимости; при экспертной
оценке малого бизнеса.
Правительства используют прямое бюджетное
финансирование и государственные заказы
на продукцию малого бизнеса. Здесь, как
правило, поддержка государства является
строго целевой. Так, в США и в Японии в
сметах расходов Министерств и ведомств
есть специальная статья, предусматривающая
ежегодное выделение средств для малых
предприятий приоритетных отраслей (например,
в США - энергосберегающие техника и технологии,
высокие технологии для ВПК) и прямую финансовую
поддержку проведения ими НИОКР.
Государство оказывает помощь малым предприятиям
в информационно-консультативной, маркетинговой
и кадровой деятельности. Малые предприятия
обладают слишком незначительными финансовыми
возможностями, чтобы организовать маркетинговые
исследования, сбор и обработку рыночной
информации собственными силами. Эту слабость
в существенной мере компенсирует широкая
сеть государственных и негосударственных
информационно-консалтинговых и маркетинговых
служб, техноцентров менеджмента и подготовки
кадров, технополисов, технопарков. Такого
рода услуги нередко финансируются непосредственно
за счет заинтересованных организаций
(например, в США - Администрации по делам
малого бизнеса, министерства сельского
хозяйства, министерства энергетики, национального
научного фонда и др.).
Для экономики России целенаправленная
государственная поддержка малого предпринимательства
имеет большое значение, так как современное
конкурентоспособное народное хозяйство
не может существовать без результативного
функционирующего малого бизнеса. В условиях
переходной экономики с его помощью могут
быть решены не только многие экономические,
но и социальные задачи, например смягчение
безработицы. Широкое развитие малого
бизнеса позволит создать дополнительные
рабочие места. Государственная поддержка
малому предпринимательству признается
в правительственных документах одним
из важнейших направлений экономической
реформы, способствующим развитию конкуренции,
созданию новых рабочих мест, формированию
широких слоев собственников-предпринимателей.
Для решения широкого круга проблем становления
малого бизнеса в апреле 1994 года правительство
приняло Федеральную программу государственной
поддержки малого предпринимательства
в Российской Федерации на 1994 - 1995 гг. В
ней предусматривалось создание нормативно-правовой
базы, система финансовой поддержки и
информационного обеспечения, содействие
внешнеэкономической деятельности, подготовке
кадров, производственно-техническое
оснащение. Функции государственного
заказчика Федеральной программы были
возложены на Фонд поддержки предпринимательства
и развития конкуренции, образованный
в соответствии с решениями правительства
от 1 апреля 1993 г. Фондом была разработана
необходимая нормативно-методическая
база поддержки и развития предпринимательства,
определена его финансовая инфраструктура.
Однако Министерством финансов РФ Фонду
было выделено 7,5 млрд. руб. вместо 25 млрд.,
предусмотренных решением правительства;
в 1994 г. Фонд получил из республиканского
бюджета всего 2 млрд.руб. Основным источником
финансовых средств фонда являются 5% отчислений
от приватизации государственной собственности.
В 1994 г. эта сумма составила около 30 млрд.руб.
Средства были использованы на создание
банковской и страховой инфраструктуры
малого предпринимательства, а также оказание
финансовой поддержки в реализации региональных
программ и отдельных предпринимательских
проектов, на которых апробируются различные
схемы их кредитования и финансирования.
На 1996 - 1997 гг. также принята Федеральная
программа государственной поддержки
предпринимательства. Создан и соответствующий
Комитет, который будет координировать
эту работу на федеральном уровне. Реализация
программы будет существенно зависеть
от деятельности данного комитета и финансирования
мероприятий программы как на федеральном,
так и региональном уровне. |